Денежно-кредитная политика: виды, цели, инструменты

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является ознакомление и всесторонний анализ денежно- кредитной политики. В ходе написания работы использовались такие методы как сравнение, детализация и синтез (обобщение), что позволяет сделать оценку и рассмотреть основные методы и инструменты денежно-кредитной политики, дать оценку денежно-кредитной политики проводимой за рубежом и в Республике Беларусь.

Оглавление

Введе-ние…………………………………………………………………………....3
1. Денежно-кредитная политика и ее типы……………………………………...4
1.1. Денежно-кредитная политика: сущность, цели, инструменты……………4
1.2.Типы денежно-кредитной политики и условия их реализации……………8
1.3. Эффективность денежно-кредитной политики……………………………10
2. Роль денежно-кредитной политики в стабилизации экономики…………...12
2.1. Денежно-кредитная политика в стабилизации экономики стран с развитой рыночной экономи-кой…………………………………………...........................12
2.2. Денежно-кредитная политика в стабилизации экономики стран с транс-формационной экономи-кой……………...………………………………………14
Заключе-ние……………………………………………………………………….23
Список использованных источников…………………………………………..24

Файлы: 1 файл

Денежно-кредитная политика виды, цели, инструменты.doc

— 155.50 Кб (Скачать)

Некоторые административные методы регулирования денежно-кредитной  сферы. Наряду с экономическими методами, посредством которых Центральный Банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия. К ним относится, например,  использование количественных кредитных ограничений.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой  количественное ограничение суммы  выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило, крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь  при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменён.

Также Центральный Банк может устанавливать различные  нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы. Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов Центральный Банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков. Очевидно, что использование административного воздействия со стороны Центрального Банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

 

1.2 Типы денежно-кредитной  политики и условия их реализации

 

Виды денежно-кредитной  политики различаются в зависимости от того, какие цели ставит перед собой центральный банк. Как известно, основными промежуточными целями являются процентная ставка и денежная масса. Проблема в том, что центральный банк должен выбрать одну из них. Он не в состоянии одновременно достичь двух автономно определенных целей, так как каждой ставке процента соответствует определенная величина денежной массы, и наоборот. Поэтому центральный банк должен определить, что он будет контролировать — ставку процента или объем денежной массы.

      Существуют разные точки зрения по этому поводу. Дж.М.Кейнс, разработавший основы денежно-кредитного регулирования, утверждал, что главным объектом денежно-кредитного регулирования является процентная ставка. Согласно монетаристской концепции, Центральный банк должен регулировать предложение денег.

Рассмотрим, как осуществляется выбор промежуточной цели денежно-кредитного регулирования и каковы его последствия. Предположим, центральный банк избирает фиксацию ставки процента на уровне i0 (гибкая денежно-кредитная политика). Он стремится удержать ее, изменяя предложение денег.

   Первоначально  денежный рынок находился в  равновесии в точке Е1. Допустим, спрос на деньги увеличился. Рост спроса неизбежно приведет к повышению процентной ставки. Чтобы удержать ее на уровне i0 , центральный банк будет вынужден увеличить предложение денег с М1/Р до М2/Р. Он может сделать это путем покупки государственных ценных бумаг на открытом рынке, в отдельных случаях — снижая норму обязательных резервов. Однако если спрос на деньги будет возрастать и дальше, центральному банку придется увеличивать предложение денег снова и снова, что неизбежно приведет к инфляции. Поэтому экономисты считают, что фиксация процентной ставки оправдана только в краткосрочном периоде, несмотря на то, что центральному банку легче контролировать ставку процента, чем денежную массу. Единственным способом избежать инфляции в долгосрочном периоде является контроль за денежной массой.

   Теперь предположим,  что центральный банк избрал  в качестве объекта регулирования денежную массу (жесткая денежно-кредитная политика). Оценив состояние денежного рынка, он фиксирует предложение денег на уровне M0/P.

Допустим, денежный рынок  находился в состоянии равновесия в точке E1 при ставке процента i1. Рост спроса на деньги с МD1 да MD2 приведет к нарушению равновесия и увеличению процентной, ставки при неизменном предложении денег.

По мере ее роста будут  сокращаться избыточные резервы  и увеличиваться денежный мультипликатор, что обусловит рост предложения  денег. Если к тому же процентная ставка межбанковского рынка станет выше учетной, то возрастет заимствование средств коммерческими банками через «учетное окно», что расширит возможность создания ими новых денег. Чтобы предложение денег осталось прежним — M0/P, центральный банк должен предпринять определенные меры. Он может компенсировать возможный рост предложения денег продажей ценных бумаг на открытом рынке, корректировкой уровня учетной ставки.

При сокращении спроса на деньги и снижении ставки процента все происходит в обратном порядке.

Таким образом, в долгосрочном периоде фиксация процентной ставки может привести к инфляции. Поддерживать же неизменным предложение денег центральный банк не в состоянии, так как он не контролирует его полностью. Поэтому, как правило, центральный банк проводит эластичную денежно-кредитную политику. Она заключается в том, что центральный банк допускает определенное расширение денежной массы, контролируя темпы ее роста, и при этом следит за уровнем процентной ставки на краткосрочных временных интервалах, корректируя ее по мере надобности.

Кривая предложения  денег MS имеет положительный наклон. Рост спроса на деньги с МD1 до MD2 приводит к увеличению количества денег с M1/Р до M2/P, повышению ставки процента с i1 до i2

Влияние изменения денежного  спроса на уровень ставки процента и количество денег различно в зависимости от вида кривой MS. Если она будет достаточно крутой, то изменение процентной ставки будет более значительным по сравнению с изменением количества денег, т.е. будет проводиться относительно жесткая монетарная политика. Если же кривая MS будет иметь сравнительно пологий вид, то, наоборот, рост спроса на деньги приведет к более значительному изменению количества денег по сравнению с изменением ставки процента. Такая политика называется относительно гибкой.

 Различают виды  денежно-кредитной политики в  зависимости от ее конечных целей. В условиях инфляции проводится политика «дорогих денег» (политика кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков. Центральный банк, проводя рестрикционную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке; увеличивает норму обязательных резервов; повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, центральный банк использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика «дорогих денег» является основным методом антиинфляционного регулирования.

В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика «дешевых денег» (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблении контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого центральный банк покупает государственные ценные бумаги; снижает резервную норму и учетную ставку. Создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.

Таким образом, Центральный  Банк выбирает тот или иной тип  и вид денежно-кредитной политики исходя из состояния экономики страны. При разработке денежно-кредитной политики необходимо учитывать, что, во-первых, между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации проходит определенное время; во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

 

1.3. Эффективность денежно-кредитной  политики

 

      Насколько успешна денежно-кредитная политика? В настоящее время эффективность денежно-кредитной политики предмет больших споров.

Большинство экономистов  рассматривают денежно-кредитную  политику в качестве неотъемлемой части  национальной политики государства. Действительно, в пользу денежно-кредитной политики можно привести несколько конкретных доводов.  Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный  Банк  и  другие  органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика. Изменения в государственных расходах непосредственно влияют на распределение ресурсов, а налоговые изменения, без сомнения, могут иметь далеко идущие политические последствия. Денежно- кредитная политика действует тоньше и потому  представляется более приемлемой в политическом отношении. В-третьих, следует отметить, что, хотя большинство экономистов считают как фискальную, так и денежно-кредитную политику действенными инструментами стабилизации, существует группа уважаемых экономистов – называемых монетаристами,- которые полагают, что изменение денежного предложения - ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.

Однако необходимо отметить, что денежно-кредитная политика страдает определенной ограниченностью и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.

  Политика дорогих  денег, если ее проводить достаточно  энергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков до точки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означает ограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческим банкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако она не в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду и предложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политики окажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией, причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулирования во время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервов ведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежного предложения.

     Другой негативный  фактор, заключается в том, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Иными словами, при дешевых деньгах  скорость обращения денег снижается ,при обратном ходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. Известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение, умноженное на скорость обращения денег, следовательно, при политике дешевых денег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а, значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики. Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.

Однако, несмотря на все стороны  как положительные так и отрицательные, на мой взгляд,  эффективность  денежно-кредитной политики может многократно возрастать, если монетарная политика тесно увязана с другими блоками общеэкономической политики государства.

2. Роль денежно-кредитной  политики в стабилизации экономики

 

2.1 Денежно-кредитная  политика в стабилизации экономики  страны с развитой     рыночной экономикой.

 

       Денежно-кредитная полтика фактически явилась одной из первых форм регулирования экономики. Особый интерес к ней стал проявляться во время экономических кризисов и поисков оптимальных путей выходов из него. Так, подтверждением служит тот факт, что как проводник денежно-кредитной политики "Федеральная резервная система была учреждена в период, когда финансовой проблемой для страны была проблема нехватки кредита и денег и жесткого ограничения их экспансии". Каждое из государств, оказавшееся в такой ситуации, применяло свои методы. Тем не менее, при решении данной проблемы, начиная с первых десятилетий двадцатого века, приходилось опираться на использование денежно-кредитной политики в трактовке кейнсиантской либо монетаристской школ, дискуссия между представителями которых в настоящее время и является достаточно острой, поэтому совершенно не случайно такой специалист  в области банковского дела и финансовых систем, как Ж.Матук, утверждает что для одних монетарная политика является исключительно средством регулирования цен, и, в частности борьбы с инфляцией. Для других монетарная политика должна сопровождать бюджетную политику в регулировании роста бюджета". Соответственно, различается с позиции названных выше двух теоретических течений роль  денежно-кредитной политики в реализации общей экономической политики государства. [9, с. 35]

Информация о работе Денежно-кредитная политика: виды, цели, инструменты