Денежная система Казахстана и особенности ее функционирования в современных условиях

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:01, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является анализ развития денежной системы Казахстана и особенностей ее функционирования в современных условиях.
Для достижения вышеизложенной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты функционирования денежной системы;
Проанализировать современное состояние денежной системы в Республики Казахстан;
Выявить перспективы развития денежной системы Республики Казахстан.

Оглавление

Введение 3

1 Теоретические основы функционирования денежной системы в современных условиях 5

1.1 Экономическая сущность и понятие денежной системы 5

1.2 Типы денежных систем 9

1.3 Виды и элементы денежного обращения 12

2 Анализ развития денежной системы Республики Казахстан и особенностей ее функционирования в современных условиях 17

2.1 Основы денежной системы Республики Казахстан 17

2.2 Современное состояние денежной системы Республики Казахстан 18

2.3 Эмиссионные операции и оборот наличных денег в РК 24

3 Перспективы развития денежного рынка Республики Казахстан 29

3.1 Денежно-кредитная политика Национального Банка 29

3.2 Мероприятия по улучшению денежного обращения в Республике Казахстан 31

Заключение 37

Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

Денежная система Казахстана.docx

— 476.33 Кб (Скачать)

      Все предыдущие годы Национальный Банк придерживался  режима регулируемого плавающего обменного  курса тенге, осуществляя интервенции  на внутреннем валютном рынке для  сглаживания краткосрочных дисбалансов  спроса и предложения в целях  недопущения резких колебаний курса  тенге. Произошедшие в 2008 году существенные изменения внешнеторговых условий, связанных прежде всего со снижением экспортных цен и значительной девальвацией в странах торговых партнерах, потребовали новых подходов к политике обменного курса национальной валюты.

      Формирование  курса тенге происходит на основе спроса и предложения на валютном рынке без значительного вмешательства  центрального банка за исключением, когда колебания курса превышают  рациональные ожидания на текущий момент.

      При этом будет учитываться состояние  каждого банка в отдельности и использоваться индивидуальный подход к проблемам каждого из банков. Вместе с тем денежно-кредитная политика будет ориентирована на сохранение низких темпов инфляции и продолжит оставаться достаточно жесткой. Национальный банк не предполагает кредитования бюджета.

      Национальный банк на ближайшее время видит необходимость усиления работы в следующих направлениях:

      • продолжить работу по повышению доверия к банковской системе;

      • положить начало формированию системы коллективного страхования депозитов;

      • продолжить работу по совершенствованию надзора за банками;

      • совместно с Правительством будет продолжена работа по совершенствованию налогового законодательства, более точно учитывающего специфику деятельности банков;

      • стимулирование кредитования банками реального сектора.

     Национальный  Банк Республики Казахстан продолжит  проведение политики обменного курса, направленной на обеспечение баланса  между внутренней и внешней конкурентоспособностью казахстанской экономики. Курсовая политика будет проводиться с  целью недопущения значительных колебаний реального курса национальной валюты, которые могут оказать  негативное влияние на конкурентоспособность  отечественного производства в условиях постоянно меняющейся мировой конъюнктуры [30].

     Процентная  политика Национального Банка Республики Казахстан будет направлена на удержание  рыночных ставок на денежном рынке  краткосрочных инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка  Республики Казахстан. Проводимые мероприятия  будут обеспечивать снижение волатильности  рыночных ставок и повышение стабильности денежного рынка, а также способствовать эффективному управлению ликвидностью. Официальная ставка рефинансирования, являющаяся верхней границей коридора, будет определяться исходя из ситуации на денежном рынке и уровня инфляции. Ставка по депозитам банков, размещаемым  в Национальном Банке Республики Казахстан, будет определяться как  нижняя граница коридора краткосрочных  ставок на денежном рынке. При этом она будет устанавливаться на минимально возможном уровне с тем, чтобы дестимулировать банки в накоплении свободных ресурсов на депозитах в Национальном Банке Республики Казахстан.

     С целью изъятия избыточной ликвидности  Национальный Банк Республики Казахстан  продолжит эмиссию краткосрочных  нот. Их выпуск будет также направлен  на поддержание вторичного рынка  государственных ценных бумаг, формирование кривой доходности по финансовым инструментам сроком до 1 года.

     При ожидаемом незначительном инфляционном давлении со стороны фундаментальных  факторов Национальный Банк Республики Казахстан будет принимать меры по обеспечению финансовой стабильности. Продолжится мониторинг уровня ликвидности банков и связанных с ним рисков, в том числе валютных. При необходимости Национальный Банк Республики Казахстан будет предоставлять займы рефинансирования для поддержания текущей ликвидности банков. Сроки данных операций останутся короткими.

     Также для стабилизации ресурсной базы банков будет рассмотрен вопрос о  переводе временно свободных денежных средств небанковских финансовых организаций, размещаемых в Национальном Банке  Республики Казахстан, на депозиты отечественных  банков.

     Реализация  данных мер денежно-кредитной политики позволит Национальному Банку Республики Казахстан достичь установленных  ориентиров по инфляции. Это будет  способствовать выходу экономики на траекторию устойчивого и качественного  роста.

     В целях разработки последовательной и сбалансированной политики Национальный Банк Республики Казахстан принял решение  разработать Основные направления  денежно-кредитной политики Республики Казахстан на один год с учетом среднесрочных прогнозов на 3 последующих  года. Указанные сценарии являются синхронизированными и согласованными с оценками Правительства Республики Казахстан при формировании Прогноза социально-экономического развития Республики Казахстан на 2011-2015 годы [27]. Учитывая степень воздействия на экономику Республики Казахстан, ключевым критерием разделения на сценарные варианты при разработке денежно-кредитной политики на 2011-2013 годы был определен среднегодовой уровень мировых цен на нефть. Были рассмотрены три сценария развития макроэкономической ситуации, которые предполагают уровень цен на нефть в 35, 65 и 80 долларов США за баррель. Прогнозы основных показателей денежно-кредитной политики Республики Казахстан основаны на прогнозах платежного баланса, которые являются достаточно консервативными (таблица 2).  

     Таблица 2 - Прогноз реального ВВП и показателей платежного баланса в 2011-2013 годах по 3 сценариям 

Показатели / годы 2011 год 2012 год 2013 год
35 65 80 35 65 80 35 65 80
Реальный  рост ВВП, % -0,5 3,1 4,7 0,9 3,3 4,9 1,9 3,5 5
Текущий счет, в % к ВВП -7,2 0,9 1,6 -5,8 1,5 1,5 -4,7 1,9 1,4
Платежный баланс, в % к ВВП -1,9 2,8 2,6 -0,4 1,9 1,8 -1,8 2,2 0,6
 

     При всех трех сценариях было принято  во внимание планируемое в 2011 году повышение пенсий, пособий, заработных плат и других социальных выплат из бюджета. Данное повышение потребует соответствующих мер со стороны Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан в части поддержания совокупного предложения на уровне, соответствующем совокупному спросу в экономике. Из-за неясных перспектив в отношении списания банками «плохих» кредитов представить прогноз или оценку о динамике и объемах кредитов экономике не представляется возможным. Ожидается, что в 2011 году объемы погашения кредитов и списания «плохих» кредитов будут компенсировать объемы выдачи новых кредитов. В этой связи, в 2011 году ожидается стабильный уровень задолженности экономики по кредитам, а в 2012-2013 годах было сделано допущение об их росте на 10% в год. В 2011 году ожидается сохранение инфляционного фона на текущем уровне. Это связано с тем, что основными рисками роста инфляции в 2011 году будут оставаться факторы, действующие в 2010 году. При этом в 2011 году влияние монетарных факторов на формирование инфляционных процессов в Республике Казахстан, как и в 2010 году, будет минимальным.

     При реализации всех сценариев развития экономики Республики Казахстан  в 2011-2013 году основной целью Национального  Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен, что  предполагает удержание инфляции в  коридоре 6,0-8,0%. При реализации первого  сценария ожидается незначительное сокращение экономики Казахстана в 2011 году с последующим восстановлением  реального роста экономики до 2% в 2013 году. В рамках данного сценария ожидается снижение деловой активности, сокращение совокупного спроса, ухудшение показателей платежного баланса и снижение денежного предложения. Снижение спроса экономики на деньги будет сопровождаться сокращением денежного предложения в 2011 году. В 2012-2013 годах денежное предложение несколько увеличится, однако темпы его роста будут ограниченными. Разнонаправленная динамика денежного предложения будет способствовать незначительному снижению уровня монетизации. По оценке Национального Банка Республики Казахстан, вероятность реализации данного сценария достаточно низкая. В случае реализации второго сценария цены на нефть будут выше по сравнению с первым сценарием, но ниже фактического уровня, сложившегося в 2010 году. В результате, темпы роста экономики Казахстана в 2011-2013 годах замедлятся по сравнению с 2010 годом. Счет операций с капиталом и финансами в 2011-2013 годах сохранится положительным [29]. Однако к концу прогнозного периода чистый приток может сократиться, главным образом, за счет снижения потребности в валовом поступлении прямых иностранных инвестиций в крупные нефтегазовые проекты, если не начнется реализация новых этапов работ в этих проектах. На этом фоне ожидается, что текущий счет и общий платежный баланс в 2011-2013 годах будут положительными. Темпы расширения денежного предложения будут соответствовать темпам роста номинального ВВП в 2011-2013 годах. При этом более благоприятная макроэкономическая ситуация, сопровождающаяся положительной динамикой экономического роста, будет способствовать росту уровня монетизации.

     В соответствии с третьим сценарием  темпы экономического роста в  Казахстане в 2011-2013 годах ожидаются  на более высоком уровне по сравнению  с предыдущими сценариями. По сравнению  с предыдущим сценарием, при более  высоком уровне экспортных доходов  и фиксированных объемах трансферта в республиканский бюджет ускорятся  темпы роста иностранных активов  Национального фонда Республики Казахстан. Это будет способствовать увеличению оттока по счету операций с капиталом и финансами по сравнению с предыдущим сценарием. В рамках 3 сценария ожидается более  высокий совокупный спрос, в том  числе на импортные товары, по сравнению  с предыдущим сценарием. В итоге  профицит общего платежного баланса  будет более умеренным. Спрос  на деньги также окажется более высоким  по сравнению с предыдущими сценариями. При этом в 2011 году ожидается значительный рост номинального ВВП, темпы которого в 2012-2013 годах стабилизируются. В  результате, динамика денежного предложения  будет соответствовать динамике номинального ВВП, что обеспечит  рост монетизации в прогнозируемом периоде. Национальный Банк Республики Казахстан считает наиболее вероятным реализацию третьего сценария развития экономики Республики Казахстан, исходя из этого, были разработаны меры денежно-кредитной политики на 2011 год [30]. Меры на последующие годы будут уточняться по результатам 2011 года. 

     Заключение

 

     Денежная  система – исторически сложившееся  и законодательно закрепленное устройство денежного обращения в стране. Денежные системы сформировались в XVI – XVII вв. в условиях становления  централизованных государств и их национальных товарных и финансовых рынков.

     Денежные  системы сформировались в Европе в XVI—XVII вв. в период укрепления государственной  власти и формирования национальных рынков, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период.

     Как любая система, денежная система  состоит из ряда элементов. В современных  условиях необходимо уйти от традиционного  определения денежной системы. Данное понятие сложилось в условиях существования старых денежных систем, когда либо не существовало безналичного денежного оборота, либо он был ограничен. Поэтому обычно разграничивали понятия  системы безналичных расчетов и  денежной системы.

     В Казахстане сфера наличного обращения  еще достаточно велика. Возможность  выпуска денег в порядке кредитования в отрыве от товарного обеспечения  приводит к еще одной особенности  второго этапа - хронической инфляции, представляющей собой обесценивание  денег, характерной в той или  иной степени для всех стран. Уже  начиная с первого этапа развития денежной системы государство проявляет "заботу" о денежном обращении. На втором этапе его роль возрастает и не ограничивается эмиссией денег, а проявляется в широком государственном регулировании.

     В зависимости от того, в какой форме  функционируют деньги: как товар  – всеобщий эквивалент или как  мера стоимости, различают два типа денежных систем:

     - система металлического обращения, при которой денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги могут быть разменяны на золото;

     - система обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами.

     Для всех денежных систем, основанных на обороте  кредитных денежных знаков, характерно: вытеснение золота, как из внутреннего, так и внешнего оборотов и оседание его в золотых резервах, золото при этом по-прежнему выполняет функцию  сокровища; выпуск наличных и безналичных  денежных знаков на основе кредитных  банковских операций; развитие безналичного денежного оборота и сокровища  налично-денежного оборота; создание и развитие механизмов денежно кредитного регулирования денежного оборота со стороны государства.

Информация о работе Денежная система Казахстана и особенности ее функционирования в современных условиях