Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ развития денежной системы Казахстана и особенностей ее функционирования в современных условиях.
Для достижения вышеизложенной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты функционирования денежной системы;
Проанализировать современное состояние денежной системы в Республики Казахстан;
Выявить перспективы развития денежной системы Республики Казахстан.
Введение 3
1 Теоретические основы функционирования денежной системы в современных условиях 5
1.1 Экономическая сущность и понятие денежной системы 5
1.2 Типы денежных систем 9
1.3 Виды и элементы денежного обращения 12
2 Анализ развития денежной системы Республики Казахстан и особенностей ее функционирования в современных условиях 17
2.1 Основы денежной системы Республики Казахстан 17
2.2 Современное состояние денежной системы Республики Казахстан 18
2.3 Эмиссионные операции и оборот наличных денег в РК 24
3 Перспективы развития денежного рынка Республики Казахстан 29
3.1 Денежно-кредитная политика Национального Банка 29
3.2 Мероприятия по улучшению денежного обращения в Республике Казахстан 31
Заключение 37
Список использованных источников 39
Все
предыдущие годы Национальный Банк придерживался
режима регулируемого плавающего обменного
курса тенге, осуществляя интервенции
на внутреннем валютном рынке для
сглаживания краткосрочных
Формирование
курса тенге происходит на основе
спроса и предложения на валютном
рынке без значительного
При этом будет учитываться состояние каждого банка в отдельности и использоваться индивидуальный подход к проблемам каждого из банков. Вместе с тем денежно-кредитная политика будет ориентирована на сохранение низких темпов инфляции и продолжит оставаться достаточно жесткой. Национальный банк не предполагает кредитования бюджета.
Национальный банк на ближайшее время видит необходимость усиления работы в следующих направлениях:
• продолжить работу по повышению доверия к банковской системе;
• положить начало формированию системы коллективного страхования депозитов;
• продолжить работу по совершенствованию надзора за банками;
• совместно с Правительством будет продолжена работа по совершенствованию налогового законодательства, более точно учитывающего специфику деятельности банков;
• стимулирование кредитования банками реального сектора.
Национальный
Банк Республики Казахстан продолжит
проведение политики обменного курса,
направленной на обеспечение баланса
между внутренней и внешней
Процентная политика Национального Банка Республики Казахстан будет направлена на удержание рыночных ставок на денежном рынке краткосрочных инструментов в пределах коридора ставок Национального Банка Республики Казахстан. Проводимые мероприятия будут обеспечивать снижение волатильности рыночных ставок и повышение стабильности денежного рынка, а также способствовать эффективному управлению ликвидностью. Официальная ставка рефинансирования, являющаяся верхней границей коридора, будет определяться исходя из ситуации на денежном рынке и уровня инфляции. Ставка по депозитам банков, размещаемым в Национальном Банке Республики Казахстан, будет определяться как нижняя граница коридора краткосрочных ставок на денежном рынке. При этом она будет устанавливаться на минимально возможном уровне с тем, чтобы дестимулировать банки в накоплении свободных ресурсов на депозитах в Национальном Банке Республики Казахстан.
С
целью изъятия избыточной ликвидности
Национальный Банк Республики Казахстан
продолжит эмиссию
При ожидаемом незначительном инфляционном давлении со стороны фундаментальных факторов Национальный Банк Республики Казахстан будет принимать меры по обеспечению финансовой стабильности. Продолжится мониторинг уровня ликвидности банков и связанных с ним рисков, в том числе валютных. При необходимости Национальный Банк Республики Казахстан будет предоставлять займы рефинансирования для поддержания текущей ликвидности банков. Сроки данных операций останутся короткими.
Также для стабилизации ресурсной базы банков будет рассмотрен вопрос о переводе временно свободных денежных средств небанковских финансовых организаций, размещаемых в Национальном Банке Республики Казахстан, на депозиты отечественных банков.
Реализация
данных мер денежно-кредитной политики
позволит Национальному Банку Республики
Казахстан достичь
В
целях разработки последовательной
и сбалансированной политики Национальный
Банк Республики Казахстан принял решение
разработать Основные направления
денежно-кредитной политики Республики
Казахстан на один год с учетом
среднесрочных прогнозов на 3 последующих
года. Указанные сценарии являются
синхронизированными и
Таблица
2 - Прогноз реального ВВП и показателей
платежного баланса в 2011-2013 годах по 3 сценариям
Показатели / годы | 2011 год | 2012 год | 2013 год | ||||||
35 | 65 | 80 | 35 | 65 | 80 | 35 | 65 | 80 | |
Реальный рост ВВП, % | -0,5 | 3,1 | 4,7 | 0,9 | 3,3 | 4,9 | 1,9 | 3,5 | 5 |
Текущий счет, в % к ВВП | -7,2 | 0,9 | 1,6 | -5,8 | 1,5 | 1,5 | -4,7 | 1,9 | 1,4 |
Платежный баланс, в % к ВВП | -1,9 | 2,8 | 2,6 | -0,4 | 1,9 | 1,8 | -1,8 | 2,2 | 0,6 |
При всех трех сценариях было принято во внимание планируемое в 2011 году повышение пенсий, пособий, заработных плат и других социальных выплат из бюджета. Данное повышение потребует соответствующих мер со стороны Правительства Республики Казахстан и Национального Банка Республики Казахстан в части поддержания совокупного предложения на уровне, соответствующем совокупному спросу в экономике. Из-за неясных перспектив в отношении списания банками «плохих» кредитов представить прогноз или оценку о динамике и объемах кредитов экономике не представляется возможным. Ожидается, что в 2011 году объемы погашения кредитов и списания «плохих» кредитов будут компенсировать объемы выдачи новых кредитов. В этой связи, в 2011 году ожидается стабильный уровень задолженности экономики по кредитам, а в 2012-2013 годах было сделано допущение об их росте на 10% в год. В 2011 году ожидается сохранение инфляционного фона на текущем уровне. Это связано с тем, что основными рисками роста инфляции в 2011 году будут оставаться факторы, действующие в 2010 году. При этом в 2011 году влияние монетарных факторов на формирование инфляционных процессов в Республике Казахстан, как и в 2010 году, будет минимальным.
При реализации всех сценариев развития экономики Республики Казахстан в 2011-2013 году основной целью Национального Банка Республики Казахстан является обеспечение стабильности цен, что предполагает удержание инфляции в коридоре 6,0-8,0%. При реализации первого сценария ожидается незначительное сокращение экономики Казахстана в 2011 году с последующим восстановлением реального роста экономики до 2% в 2013 году. В рамках данного сценария ожидается снижение деловой активности, сокращение совокупного спроса, ухудшение показателей платежного баланса и снижение денежного предложения. Снижение спроса экономики на деньги будет сопровождаться сокращением денежного предложения в 2011 году. В 2012-2013 годах денежное предложение несколько увеличится, однако темпы его роста будут ограниченными. Разнонаправленная динамика денежного предложения будет способствовать незначительному снижению уровня монетизации. По оценке Национального Банка Республики Казахстан, вероятность реализации данного сценария достаточно низкая. В случае реализации второго сценария цены на нефть будут выше по сравнению с первым сценарием, но ниже фактического уровня, сложившегося в 2010 году. В результате, темпы роста экономики Казахстана в 2011-2013 годах замедлятся по сравнению с 2010 годом. Счет операций с капиталом и финансами в 2011-2013 годах сохранится положительным [29]. Однако к концу прогнозного периода чистый приток может сократиться, главным образом, за счет снижения потребности в валовом поступлении прямых иностранных инвестиций в крупные нефтегазовые проекты, если не начнется реализация новых этапов работ в этих проектах. На этом фоне ожидается, что текущий счет и общий платежный баланс в 2011-2013 годах будут положительными. Темпы расширения денежного предложения будут соответствовать темпам роста номинального ВВП в 2011-2013 годах. При этом более благоприятная макроэкономическая ситуация, сопровождающаяся положительной динамикой экономического роста, будет способствовать росту уровня монетизации.
В
соответствии с третьим сценарием
темпы экономического роста в
Казахстане в 2011-2013 годах ожидаются
на более высоком уровне по сравнению
с предыдущими сценариями. По сравнению
с предыдущим сценарием, при более
высоком уровне экспортных доходов
и фиксированных объемах
Денежная
система – исторически
Денежные системы сформировались в Европе в XVI—XVII вв. в период укрепления государственной власти и формирования национальных рынков, хотя отдельные их элементы появились в более ранний период.
Как любая система, денежная система состоит из ряда элементов. В современных условиях необходимо уйти от традиционного определения денежной системы. Данное понятие сложилось в условиях существования старых денежных систем, когда либо не существовало безналичного денежного оборота, либо он был ограничен. Поэтому обычно разграничивали понятия системы безналичных расчетов и денежной системы.
В
Казахстане сфера наличного обращения
еще достаточно велика. Возможность
выпуска денег в порядке
В зависимости от того, в какой форме функционируют деньги: как товар – всеобщий эквивалент или как мера стоимости, различают два типа денежных систем:
- система металлического обращения, при которой денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги могут быть разменяны на золото;
- система обращения денежных знаков, когда золото и серебро вытеснены из обращения неразменными на них кредитными и бумажными деньгами.
Для всех денежных систем, основанных на обороте кредитных денежных знаков, характерно: вытеснение золота, как из внутреннего, так и внешнего оборотов и оседание его в золотых резервах, золото при этом по-прежнему выполняет функцию сокровища; выпуск наличных и безналичных денежных знаков на основе кредитных банковских операций; развитие безналичного денежного оборота и сокровища налично-денежного оборота; создание и развитие механизмов денежно кредитного регулирования денежного оборота со стороны государства.