Чем выше устанавливает
Центральный банк норму обязательных
резервов, тем меньшая доля средств
может быть использована коммерческими
банками для активных операций. Увеличение
нормы резервов уменьшает денежный
мультипликатор и ведет к сокращению
денежной массы. Таким образом, изменяя
норму обязательных резервов, Центральный
Банк оказывает воздействие на динамику
денежного предложения.
Ms = [(cr +1)/(cr +rr)] x MB ,
где Ms - предложение денег,
cr - коэффициент депонирования
( наличность -депозиты ),
rr - норма резервирования
( резервы - депозиты ),
MB - денежная база.
На практике нормы обязательных
резервов пересматриваются довольно редко,
поскольку сама процедура носит
громоздкий характер, а сила воздействия
этого инструмента через мультипликатор
значительна.
Рефинансирование банков.
Ставка рефинансирования
- очень мощный инструмент воздействия
на нижний уровень банковской системы.
Именно поэтому она относительно
редко изменяется, а ее изменения влекут
за собой значительные последствия для
банковской системы в целом. Государство
не должно допускать резких изменений
ставки рефинансирования. - Нормы обязательного
инвестирования в государственные
ценные бумаги для банков и инвестиционных
институтов.
Колебания учетной ставки
(ставки рефинансирования) отражают нестабильность
российской экономики.
Как известно, повышение
учетной ставки влечет за собой «удорожание»
кредитов и, следовательно, снижение инвестиций.
Этот инструмент денежно-кредитной
политики не всегда использовался грамотно
и часто вступал в противоречия
с другими составляющими государственной
политики.
В настоящее время рефинансирование
осуществляется путем предоставления
внутридневных кредитов, кредитов «овернайт»
и ломбардных кредитов.
Девизные операции (валютные
интервенции) - это
покупка и продажа иностранной валюты
для поддержания в определенных пределах
курса национальной денежной единицы.
Существует три альтернативных
критерия определения эффективности
валютных интервенций.
«Направление» - если направление
движения валютного курса совпадает
с направлением интервенции, то она
эффективна. Иными словами, если центральный
банк продает или покупает валюту,
то ее курс должен, соответственно, понижаться
или повышаться.
«Сглаживание» - интервенция
эффективна, когда усилиями ЦБ замедляется
развитие тренда. Если курс падает, то
интервенция должна приводить к
плавному падению, а если увеличивается
- то к торможению роста.
«Разворот» - интервенция
эффективна, когда выполняется не
только первый критерий, но и в ходе
интервенции полностью нивелируется
колебание валютного курса за
предыдущий период. Происходит разворот
тренда или центральный банк «гребет
против течения».
В результате анализа, о
котором говорилось ранее, были получены
следующие данные (См. Приложение 3)
Доли успешных и провальных
интервенций за период с января 1997
года по июль 2000 года отражены в диаграмме.
По результатам анализа
можно сделать несколько выводов.
До валютного кризиса
августа 1998 года Центральный банк РФ
был наиболее успешен в сглаживании
колебаний валютного курса (в 78% случаев)
и менее успешен в поддержании
тенденций на рынке (47% случаев).
После кризиса и введения
плавающего курса общая эффективность
валютных интервенций Банка России
снизилась.
По значениям третьего
критерия можно сделать вывод, что
в России не смогли «перебороть» рынок
и осуществить разворот тренда. С
такой низкой эффективностью в периоды
финансовых потрясений ЦБР не сможет
исключительно силами одних интервенций
противостоять валютному кризису.
Но эти выводы отнюдь
не свидетельствуют о низком профессионализме
Центрального банка. Международные
исследования обнаружили, что эффективностью
обладают лишь интервенции центральных
банков США, Японии и Германии. Большинство
же центральных банков в этом преуспело
мало. Например, слабое влияние валютных
интервенций на курс национальной денежной
единицы отмечено в таких развитых
странах, как Швеция и Канада.
Операции на открытом рынке
- покупка и продажа государственных
ценных бумаг с целью увеличения
или уменьшения средств коммерческих
банков. Путем изменения объема купли-продажи
ценных бумаг и уровня цен, по которым
они продаются или покупаются,
центральный банк может осуществлять
гибкое и быстрое воздействие
на кредитную активность коммерческих
банков. Операции
на открытом рынке - третий способ контроля
над денежной массой. Он широко используется
в странах с развитым рынком ценных бумаг
и затруднен в странах, где фондовый рынок
находится в стадии формирования. Этот
инструмент денежного регулирования предполагает
куплю - продажу Центральным банком государственных
ценных бумаг (обычно на вторичном рынке,
так как деятельность Центрального банка
на первичных рынках во многих странах
запрещена или ограничена законом). Чаще
всего это бывают краткосрочные государственные
облигации.
Когда ЦБ покупает ценные
бумаги у коммерческого банка, он
увеличивает сумму на резервном
счете этого банка (иногда на специальном
счете коммерческого банка в
Центральном Банке для подобных
операций), соответственно в банковскую
систему поступают дополнительные
«деньги повышенной мощности» и
начинается процесс мультипликативного
расширения денежной массы. Масштабы расширения
будут зависеть от пропорции, в которой
прирост денежной массы распределяется
на наличность и депозиты: чем больше
средств уходит в наличность, тем
меньше масштаб денежной экспансии.
Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс
протекает в обратном направлении.
Таким образом, воздействуя
на денежную базу через операции на
открытом рынке, Центральный Банк регулирует
размер денежной массы в экономике.
Часто подобные операции осуществляются
Центральным Банком в форме соглашений
об обратном выкупе (РЕПО). В этом случае
банк, например, продает ценные бумаги
с обязательством выкупить их по определенной (более высокой) цене через
некоторый срок. Платой за предоставленные
взамен ценных бумаг денежные средства
служит разница между ценой продажи и
ценой обратного выкупа. Соглашения об
обратном выкупе широко распространены
в деятельности коммерческих банков и
фирм.
Еще одним классическим
инструментом в практике центральных
банков является политика учетной ставки,
т.е. установление ставки процента за кредиты,
которые центральный банк предоставляет
коммерческим банкам (ставки рефинансирования).
Коммерческие банки предоставляют
ЦБ платежные обязательства - векселя.
Это могут быть как собственные
векселя банков, так и обязательства
третьих лиц, имеющиеся в банках.
ЦБ покупает, учитывает эти векселя,
удерживая при этом определенный
процент в свою пользу. Средства,
полученные от ЦБ, предоставляются
заемщикам коммерческих банков. Цена
этого кредита - процентная ставка - должна
быть выше учетной, иначе коммерческие
банки будут убыточны. Поэтому, если ЦБ
повышает учетную ставку, это приводит
к удорожанию кредита для клиентов коммерческих
банков. Это, в свою очередь, способствует
уменьшению займов и, следовательно, снижению
инвестиций. Таким образом, манипулируя
учетной ставкой, ЦБ имеет возможность
влиять на капиталовложения в производство.
Объектами денежно-кредитной
политики являются спрос и предложение
на денежном рынке. Субъектами денежно-кредитной
политики выступают прежде всего
центральный банк в соответствии
с присущими ему функциями
проводника денежно-кредитной политики
государства и коммерческие банки.
Выбор промежуточных целей
денежно-кредитной политики может
повлиять на состояние денежного
рынка посредством формирования
как предложения, так и спроса
на деньги. Реально предложение денег
зависит от целей денежно-кредитной
политики в конкретной стране:
1. Если целью денежно-кредитной
политики является поддержание
на неизменном уровне количества
денег в обращении, то предложение
денег регулируется независимо
от уровня процентной ставки
и проводится с целью ограничения
инфляции.
2. Целью денежно-кредитной
политики государства может быть
и поддержание фиксированной
ставки процента. Такая денежно-кредитная
политика носит название гибкой.
Целевым ориентиром денежно-кредитной
политики является не столько
борьба с инфляцией, сколько
стимулирование инвестиций.
Денежно-кредитная политика
допускает колебания и денежной
массы в обращении и ставки
процента. В этих условиях денежно-кредитная
политика ставит своей целью поддержание
достаточного уровня монетизации экономики,
является пассивной и проводится
в условиях стабильно развивающейся
экономики.
Кредитно-денежная политика
призвана способствовать установлению
в экономике общего уровня производства,
характеризующегося полной занятостью
и отсутствием инфляции.
Главной задачей центрального
банка, является поддержание покупательной
способности национальной денежной
единицы и стабильности кредитно-банковской
системы страны.
Денежно-кредитное регулирование,
осуществляемое центральным банком
России, являясь одной из составляющих
экономической политики государства,
одновременно позволяет сочетать макроэкономическое
воздействие с возможностями
быстрой корректировки регулирующих
мер.
Главным направлением деятельности
центрального банка является регулирование
денежного обращения.
Одно из важнейших направлений
деятельности центрального банка - рефинансирование
кредитно-банковских институтов, направленное
на обеспечение стабильности банковской
системы. Инструментарий рефинансирования
со стороны центрального банка включает
предоставление ссуд под учет векселей
и ломбардных кредитов, то есть заимствований
на кратко- и среднесрочной основе.
Для повышения уровня ликвидности
банковских институтов центральный
банк осуществляет их рефинансирование
с различной степенью интенсивности.
При этом использовать кредиты рефинансирования
могут только стабильные банковские
институты, испытывающие временные
трудности. При проведении кредитно-денежной
политики наиболее важными активами
федеральных резервных банков выступают
ценные бумаги и ссуды коммерческим
банкам.
Кредитно-денежная политика
осуществляется через сложную цепь
причинно-следственных связей: политические
решения воздействуют на резервы
коммерческих банков; изменения резервов
воздействуют на предложение денег;
изменение денежного предложения
меняет процентную ставку; изменение
процентной ставка воздействует на инвестиции,
и уровень цен.
Преимущества кредитно-денежной
политики состоят в ее гибкости и
политической приемлемости. Руководящие
кредитно-денежные учреждения сталкиваются
с дилеммой - они могут стабилизировать
процентные ставки или предложение
денег, но не то и другое одновременно..
При определенных условиях может
возникнуть альтернатива - использовать
кредитно-денежную политику для воздействия
на стоимость доллара и тем
самым для уничтожения дисбаланса
торговли или же использовать кредитно-денежную
политику в целях экономической
стабилизации внутри страны.
На сегодняшний день
направления денежно-кредитной политики
России зависят от цен на нефть
а при высоких ценах на нефть
(которые мы и имеем на сегодняшний
день) Россия не только не выиграет, а
столкнется с весьма трудно разрешимыми
проблемами. ЦБ не сможет скупить всю
дополнительную валюту, которая поступит
в страну, не превысив при этом допустимый
уровень увеличения денежной массы.
Изымать средства путем увеличения
предложения облигаций чревато
ростом процентной ставки, что в
свою очередь приведет к еще большему
притоку средств в страну. А
рассчитывать на стерилизационные возможности
бюджета не приходится, поскольку
власти при поступлении дополнительных
средств, как правило, увеличивают
госрасходы. А значит - либо высокая
инфляция, либо существенное укрепления
рубля, причем цифры по укреплению рубля
называются до 14%, далее может последовать
кризисная ситуация.
Однако явных свидетельств
того, что банковская система справляется
или готова ответить на эти мощные
вызовы реальной экономики, пока нет.
Банковская система
России должна совершенствоваться. Совершенствование
в первую очередь необходимо по линии
банковского надзора, по повышению
достоверности банковской отчетности
через применение жестких штрафных
и иных санкций к кредитным
организациям, прибегающим к намеренному
искажению своей отчетности.
Когда речь идет о выделении
надзорных функций из круга полномочий
Центрального банка Российской Федерации,
то, возможно, это окажется целесообразным
в будущем, но на сегодня это только ослабляет,
а не усиливает возможности, которые имеются
у государства по контролю над банковской
системой. Другое направление - это сближение
системы российского банковского учета
с международными стандартами банковской
отчетности.