Центральный банк

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 05:02, курсовая работа

Краткое описание

Центральный банк России является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны. Его роль очень велика и в условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Банк России является регулирующем центром в вопросах налично-денежного оборота, список его функций и задач огромен, тем не менее наиболее главными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.

Оглавление

Введение
1.Место Центрального Банка России в банковской системе России
1.1.Статус Банка России, его цели и функции.
1.2. Полномочия и функции Центрального банка России по отношению к кредитным организациям
2. Структура Центрального Банка России
2.1. Департамент ЦБ РФ и их задачи
2.2. Территориальные подразделения Банка России
3. Денежно-кредитная политика Центрального Банка России
3.1. Сущность и функции денежно-кредитной политики
3.2.Принципы и цели денежно-кредитной политики Центрального Банка России.
3.3.Основные инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка России.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач1.docx

— 69.04 Кб (Скачать)

11.Департамент обеспечения и  контроля операций на финансовых  рынках

12.Департамент финансового мониторинга  и валютного контроля

13.Департамент платежного баланса

14.Департамент методологии и  организации обслуживания счетов  бюджетов бюджетной системы Российской  Федерации

15.Юридический департамент

16.Департамент полевых учреждений

17.Департамент информационных систем

18.Департамент персонала

19.Департамент по работе с  территориальными учреждениями  Банка России

20.Финансовый департамент 

21.Департамент внутреннего аудита  и ревизий 

22.Департамент международных финансово-экономических  отношений

23.Департамент внешних и общественных  связей

24.Административный департамент

25.Главное управление недвижимости  Банка России 

26.Главное управление экспертизы 

27.Главное управление безопасности  и защиты информации.

Рассмотрим функции и задачи некоторых из них.

Департамент лицензирования кредитных  организаций и аудиторских фирм является структурным звеном Банка  России, которое обеспечивает выполнение возложенных на Банк России функций  государственной регистрации кредитных  организаций, выдачи лицензий кредитным  организациям и организациям, занимающимся их аудитом. Основной задачей департамента является осуществление надзора  за соблюдением требований законодательства Российской Федерации, нормативных  актов Банка России кредитными организациями  на стадии регистрации и лицензирования.

Задачей департамента пруденциального  банковского надзора является методическое и организационное обеспечение  функций Банка России в сфере  пруденциального надзора за деятельностью  кредитных организаций.

Департамент инспектирования занимается организацией инспекционной деятельности территориальных учреждений Банка  России, координацией их работы при  подготовке и проведении инспекционных  проверок. Кроме того, в задачи этого  департамента входит нормативное, методическое и информационно-аналитическое обеспечение  деятельности подразделений инспектирования  кредитных организаций в территориальных  учреждениях Банка России.

Главной задачей департамента по организации  банковского санирования является организация работы по подготовке и  осуществлению мер по восстановлению деятельности коммерческих банков, испытывающих финансовые трудности.

Департамент исследований и информации занимает одно из ведущих мест в  структуре Банка России, так как  результаты его работы являются основой  для формирования банковской политики и выработки перспектив ее развития. В его функции входит, во-первых, анализ текущих тенденций, причем не только в банковской сфере, но и в экономике в целом, поскольку одна из задач любого центрального банка – стимулирование экономического роста на стабильной основе; во-вторых, прогнозирование хозяйственной конъюнктуры в денежно-кредитной системе и на основе этого составление программ действий, с тем чтобы руководство Центрального банка РФ было осведомлено о проблемах, с которыми придется столкнуться в перспективе, и могло выработать методы их преодоления; в-третьих, создание информационной базы для проведения макроэкономических исследований.

Департамент полевых учреждений Банка  России – подразделение центрального аппарата Центрального банка РФ, предназначенное  для руководства банковской деятельностью  полевых учреждений Банка России. На него возлагаются: руководство подчиненными учреждениями; участие в организации  кассового исполнения бюджета и  внебюджетных фондов; проведение экономии, работы и анализа в полевых  учреждениях Банка России; организация  кассовой работы, прогноза, анализа  и обеспечения платежного и налично-денежного  оборотов, эмиссионно-кассовых операций, операций с валютой иностранных  государств, их учета и отчетности по ним: осуществление мер по своевременному обеспечению воинских формирований денежной наличностью; проведение контрольно-ревизионной  работы и реализация материалов ревизий  и проверок в полевых учреждениях: организация безналичных расчетов и операций по вкладам военнослужащих и гражданского персонала воинских формирований; организация бухгалтерского учета и отчетности, руководство  ими; правовое обеспечение деятельности; изучение, подбор и расстановка офицерских кадров и гражданского персонала; обеспечение  полевых учреждений вычислительной техникой и бланками банковской документации; обобщение и распространение  передового опыта работы полевых  учреждений, организация хранения архивных документов. Иные функции полевых учреждений определяются федеральными законами и нормативно-правовыми актами Банка России.

Непосредственную работу по внутреннему  аудиту Банка осуществляет Департамент  внутреннего аудита и ревизий, положение  о котором также утверждается Советом директоров. Среди основных задач этого департамента – обеспечение  наблюдения за соответствием совершенных  в Банке России финансовых и хозяйственных  операций законодательству Российской Федерации и нормативным актам  Банка России путем регулярного  проведения комплексных ревизий  финансово-хозяйственной деятельности территориальных учреждений Банка  России, а также предприятий и  организаций, входящих в систему  Банка России. Департамент осуществляет также проверку организации выполнения учреждениями Банка России законодательных  и других нормативных актов, регулирующих их деятельность, а также проверку выполнения ими отдельных функций  и правил совершения отдельных операций Банка России путем проведения аудиторских  проверок отдельных направлений (участков) деятельности Банка России. Кроме  этого, он проводит независимую оценку информации о финансовом состоянии  Банка России в целом и по его  отдельным учреждениям, а также  проверку фактов, связанных с финансовыми  нарушениями, допускаемыми работниками  системы Банка России.

Департамент проводит большую методическую работу. В сферу его деятельности входит подготовка нормативно-методической документации по практической организации  внутреннего аудита и ревизий  в Банке России, ее кодификация  и периодическое обновление, а  также участие в рассмотрении проектов нормативных документов Банка  России по вопросам, относящимся к  компетенции департамента, и обеспечение  подразделений службы главного аудитора Банка России методическими документами  по проведению ревизий и аудиторских  проверок. Департамент определяет порядок  и правила проведения ревизий (проверок) отдельных участков работы учреждений, предприятий и организаций Банка  России, принимает меры по совершенствованию  практической организации контрольно-ревизионной работы в учреждениях Банка. В качестве основного организующего звена он отвечает за обеспечение планирования и регулярного проведения ревизий работы учреждений Банка России, состоящих на самостоятельном балансе, организует их взаимодействие со структурными подразделениями центрального аппарата Банка России по вопросам проведения проверок работы учреждений Банка России, осуществляет контроль за устранением недостатков, выявляемых ревизиями. Аналогично он осуществляет планирование, организацию и проведение аудиторских проверок отдельных операций и направлений работы Банка России, а также проверок соблюдения подразделениями и учреждениями Банка России законодательных и других нормативных актов, включая инструкции и другие указания Банка России. Департамент проводит периодический анализ информации о финансовом состоянии Банка России в целом и по его отдельным учреждениям с подготовкой соответствующих материалов по результатам анализа для руководства Банка России. За ним также закреплена координация работы ревизионных отделов (управлений, секторов) главных управлений (национальных банков) Банка России и других учреждений системы Банка России в интересах обеспечения эффективности системы внутреннего аудита в Банке России.

В процессе своей деятельности департаменты центрального аппарата Банка России тесно взаимодействуют между  собой. Так департамент пруденциального  надзора является заказчиком ряда инспекционных  проверок. Он же является и потребителем «продукции», которую производят работники  департамента инспектирования. В свою очередь, на основании актов проведенных  инспекционных проверок задача департамента пруденциального надзора заключается  в том, чтобы сделать выводы о  качестве представляемой коммерческими; банками отчетности. Департамент  лицензирования кредитных организаций  и аудиторских фирм совместно  с подразделениями безопасности, эмиссионно-кассовой работы проводит отбор наиболее достойных претендентов на занятие высоких должностей в  коммерческих банках. Сводно-экономический департамент и департамент пруденциального надзора взаимодействуют с департаментами инспектировании, департаментом валютного регулирования и департаментом валютного контроля при планировании мероприятий по предотвращению сбоев в деятельности коммерческих банков. Департамент по организации банковского санирования совместно с департаментом инспектирования осуществляет мероприятия по выводу коммерческого банка из состояния «старения» [2.7].

2.2. Территориальные подразделения  Банка России

Территориальное учреждение Центрального банка Российской Федерации (Банка  России) - обособленное подразделение Центрального банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций в соответствии с настоящим Положением, другими нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления [3.3]. 
Территориальные учреждения создаются на территории субъектов Российской Федерации. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации. 
Территориальными учреждениями Банка России являются его Главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах Москве и Санкт - Петербурге,Национальные банки республик в составе РФ. 
Территориальное учреждение Центрального Банка России, созданное по экономическому району,объединяющему территории нескольких субъектов Российской Федерации является Главным управлением. 
Образование территориального учреждения и его ликвидация производятся на основании решения Совета директоров Банка России. 
Территориальное учреждение на территории субъекта Российской Федерации или экономического района, объединяющего территории нескольких субъектов Российской Федерации, участвует в проведении единой государственной денежно - кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля; обеспечивает развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов; осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций; организацию и контроль за деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг; организацию валютного контроля; проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.

 Территориальное учреждение действует на основании Федеральных законов "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О банках и банковской деятельности", иных федеральных законов, настоящего Положения и нормативных актов Банка России. 
Правовое положение территориального учреждения в качестве обособленного подразделения Банка России определяется законодательством Российской Федерации и настоящим Положением. 
Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица и обладает полномочиями, предоставленными ему настоящим Положением и нормативными актами Банка России. 
Территориальное учреждение в пределах предоставленных ему полномочий независимо в своей деятельности от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. 
Территориальное учреждение не имеет права принимать нормативные акты, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства. 
Территориальное учреждение не вправе предоставлять кредиты на финансирование дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

 Территориальные учреждения не вправе без разрешения Банка России осуществлять банковские операции в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами. Территориальное учреждение возглавляет начальник (в национальных банках - председатель), который назначается и освобождается от должности Председателем Банка России. 
Начальник (председатель) территориального учреждения осуществляет общее руководство деятельностью территориального учреждения и обеспечивает реализацию функций Банка России на территории субъекта Российской Федерации или экономического района в соответствии с задачами и полномочиями, определяемыми настоящим Положением.

 Таким образом, ЦБР можно  представить как единую систему,  имеющую своеобразные филиалы  в каждом административном образовании  страны. На местах такими филиалами  являются расчетно-кассовые центры (РКЦ) или при крупных территориальных  учреждениях (национальных банках, например Национальный Банк РБ, областных управлениях) так называемые  ЦОУ (центральные операционные  управления). Однако, как уже отмечалось, эти территориальные учреждения не имеют статуса юридического лица и не могут сами выпускать нормативные документы.

Территориальные учреждения Банка  России анализируют и прогнозируют экономическую и финансово-кредитную  ситуацию в соответствующем регионе, организуют расчетно-кассовое обслуживание, делегируют функции валютного контроля банковского надзора и инвестирования, осуществляют расчетные операции по бюджету и внебюджетным фондам.

К каждому коммерческому банку  в соответствующем территориальном  подразделении ЦБР, а к крупным  банкам в Главном управлении по надзору  за деятельностью коммерческих банков прикреплен куратор. У каждого коммерческого  банка имеется также куратор  в расчетно-кассовых центрах (РКЦ) - подразделениях, подчиненных Главным  управлениям ЦБР по соответствующей  территории, где сосредоточена конкретная деятельность по ведению корреспондентских  счетов банков. Для того, чтобы деньги, принадлежащие банку, стали перемещаться по стране или в пределах города, необходимо дать соответствующее поручение  в виде платежного поручения или  сводного платежного поручения расчетно-кассовому  центру, где у каждого коммерческого банка имеется прикрепленный операционист. Куратор в Главном территориальном управлении осуществляет контроль за всей деятельностью банка. В РКЦ ведутся счета обязательных резервов, которые коммерческие банки отчисляют от привлеченных от клиентов средств. Подкрепление кассовой наличностью осуществляется также через РКЦ. Коммерческие банки имеют право в безусловном порядке переводить средства с их корреспондентского счета в РКЦ на другие счета.

Информация о работе Центральный банк