Центральные банки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:56, курсовая работа

Краткое описание

Цели курсовой работы:
- изучить правовой статус, роль и функции ЦБ РФ;
- ознакомиться с формами организации и функции Центральных банков разных стран;
- рассмотреть пассивные и активные операции Центральных банков разных стран;
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд конкретных задач:
- исследовать основные черты и принципы работы Центральных Банков разных стран;
- охарактеризовать отдельные звенья Центральных Банков разных стран;
- изучить виды операций, которые осуществляют Центральные Банки;
- ознакомиться с историей и деятельностью Центрального Банка России;
- провести анализ денежно-кредитной политики ЦБ РФ.

Оглавление

Введение 4
1. Центральные Банки 5
1. Формы организации и функции Центрального банка 5
1.1.1Формы организации Центрального банка 5
1.1.2Функции Центрального банка 6
2. Пассивные операции Центральных банков 8
3. Активные операции Центральных банков 9
4. Центральный банк России и его операции 10

2. Анализ денежно-кредитной политики Центрального Банка 17
1. Состояние денежной сферы и реализация
денежно-кредитной политики за январь—сентябрь 2007 года 18
2. Состояние денежной сферы и реализация
денежно-кредитной политики в январе—сентябре 2008 года 26
3. Безопасность работы на персональном компьютере 35

Заключение 36
Список используемой литературы 37

Файлы: 1 файл

КР Центральные банки.doc

— 340.50 Кб (Скачать)

    Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

    В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

    Предусматривается реализация комплекса  мер, включая обеспечение достоверного  учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

    Повышенное внимание Банк России  уделяет ряду проблем. Одна  из них связана с тем, что  в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

    Еще одна проблема, которой Банк  России уделяет повышенное внимание, — это фиктивная капитализация банков.

    С целью противодействия использованию  банками разного рода схем  для искусственного завышения  или занижения значения обязательных  нормативов в 2004 г. Банк России  принял ряд документов в том  числе Положение "О порядке  формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

    В связи с расширением круга  кредитных организаций, предоставляющих  населению ипотечные кредиты,  Банк России в 2003 г. издал  Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

    С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

    В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

    В декабре 2003 г. был принят  Федеральный закон "О страховании  вкладов физических лиц в банках  Российской Федерации". В нем  были определены правовые, финансовые  и организационные основы функционирования  системы обязательного страхования  вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

    В настоящее время в системе  страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

    В апреле 2005 г. Правительством  Российской Федерации и Центральным  банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

    В соответствии с этим документом  основной целью развития банковского  сектора на среднесрочную перспективу  (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

    Основными задачами развития банковского сектора являются:

    - усиление защиты интересов вкладчиков  и других кредиторов банков;

    - повышение эффективности осуществляемой  банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;

    - повышение конкурентоспособности  российских кредитных организаций;

    - предотвращение использования  кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

    - развитие конкурентной среды  и обеспечение транспарентности  в деятельности кредитных организаций;

    - укрепление доверия к российскому  банковскому сектору со стороны  инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

    Реформирование банковского сектора  будет способствовать реализации  программы социально-экономического  развития Российской Федерации насреднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.

        Основные виды деятельности Центрального  банка РФ (Банка России): проведение  единой денежно-кредитной политики, эмиссия наличных денег и организация их обращения, рефинансирование, организация безналичных расчетов, регулирование и надзор за деятельностью коммерческих банков, валютное регулирование и валютный контроль, расчетно-кассовое обслуживание государственного бюджета.

На  сегодняшний момент основными задачами ЦБ России являются:

  1. устойчивость работы и укрепление финансового положения коммерческих банков;
  2. ориентация и стимулирование деятельности банка в областях кредитования, направленных на выполнение приоритетных задач экономики;
  3. научная организация денежного обращения в народном хозяйстве;
  4. регулирование денежного обращения;
  5. обеспечение устойчивости рубля;
  6. единая денежно-кредитная политика;
  7. организация расчетов и кассового обслуживания;
  8. защита интересов вкладчиков, банков;
  9. надзор за деятельностью коммерческих банков;
  10. внешнеэкономическая деятельность.
 

Но, в отличие от командной  экономики, теперь методы управления банковской системой в основном экономические:

  1. изменение норм обязательного резервирования в ЦБР;
  2. изменение объема кредитов, предоставляемых ЦБР коммерческим банкам, а также процентных ставок по ним;
  3. проведение операций на открытом рынке с ценными бумагами и валютой.
 

ЦБР является кредитором последней инстанции.

К основным функциям Центрального банка относятся следующие:

  1. эмиссионная функция, сохраняющая свое значение, поскольку наличность по-прежнему необходима для значительной части платежей и обеспечения ликвидности кредитной системы, которая должна иметь средства для окончательного погашения долговых обязательств;
  2. функция аккумулирования и хранения кассовых резервов для коммерческих банков, т.е. каждый банк - член национальной кредиткой системы обязан хранить на резервном счете в Центральном банке сумму в определенной пропорции к размеру его вкладов. Одновременно Центральный банк по традиции является хранителем официальных золотовалютных резервов страны;
  3. функция кредитования коммерческих банков, характерная для социалистической экономики при государственной монополии на кредитную деятельность, а также для переходного периода, сопровождающегося нехваткой средств у частных финансовых институтов. Менее проявляется она в развитой рыночной экономике, где подобное кредитование существует преимущественно в периоды финансовых трудностей;
  4. предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов, т.к. в бюджетах различного уровня аккумулируется до половины и более ВВП страны. Данные средства накапливаются на счетах в центральных банках и расходуются с них. При этом центральные банки ведут счета правительственных учреждений и организаций. Кроме того, они осуществляют операции с государственными ценными бумагами, предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. Центральные банки также проводят по поручению правительственных органов операции с золотом и иностранной валютой;
  5. клиринговая функция, или функция проведения безналичных расчетов.
 

         Центральный банк как национальный институт располагает значительным инструментарием, с помощью которого он может регулировать деятельность как отдельных банков, так и банковской системы в целом. Проводя политику, направленную на стабилизацию банковской системы, Центральный банк может требовать от коммерческих банков увеличения их резервов, выдавать им в порядке поддержки краткосрочные кредиты или, напротив, отзывать лицензии на проведение банковских операций, сдерживать открытие филиалов. В соответствии с политикой Центрального банка коммерческие банки также меняют свою тактику - расширяют или сужают инвестиции, регулируют направление своей деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Анализ  денежно-кредитной  политики Центрального Банка России
 

   Центральный банк – основной проводник денежно-кредитного регулирования экономики, являющегося составной частью экономической политики правительства, главными целями которой служат достижение стабильного экономического роста, снижения безработицы и инфляции, выравнивание платежного баланса.

   государственное регулирование денежно-кредитной сферы может быть успешным лишь в том случае, если государство через центральный банк способно воздействовать на масштабы и характер операций коммерческих банков. Методы этого воздействия разнообразны наиболее распространенными из них являются:

  • изменение ставки учетного процента или официальной учетной ставки центрального банка (учетная, или дисконтная, политика);
  • изменение норм обязательных резервов;
  • операции на открытом рынке, т.е. операции по купле-продаже векселей, государственных облигаций и других ценных бумаг;
  • регламентация экономических нормативов для банков (соотношения между кассовыми резервами и депозитами, ликвидными активами и депозитами, собственным капиталом и заемным, акционерным капиталом и заемным, собственным капиталом и активами, суммой кредита одному заемщику и капиталом или активами и др.)

   указанные методы денежно-кредитного регулирования  можно назвать общими в том  смысле, что они влияют на операции всех коммерческих банков, на рынок  ссудных капиталов в целом.

   Могут применяться также выборочные (селективные) методы, направленные на регулирование отдельных форм кредита (например, потребительского) или кредитования различных отраслей (жилищного строительства, экспортной торговли). К выборочным методам относятся:

  • прямое ограничение размеров банковских кредитов для отдельных банков или ссуд (так называемые кредитные потолки);
  • регламентация условий выдачи конкретных видов кредитов, в частности, установление размеров маржи, т.е. разницы между суммой обеспечения и размеров выданной ссуды; ставками по депозитам и ставкам

по кредитам и др. 
 

   Банк  России устанавливает  следующие экономические  нормативы для  банков:

  • минимальный размер уставного капитала;
  • предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска;
  • показатели ликвидности баланса банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможности реализации активов;
  • минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в процентном отношении к обязательствам банков;
  • максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятии риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства);
  • ограничение размеров валютного и курсового рисков;
  • ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц.

Информация о работе Центральные банки