Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:16, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ безналичных расчетов в Российской Федерации. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие безналичных расчетов, принципы их организации и правовую основу в российской Федерации.
2. Проанализировать основные формы безналичных расчетов.
3. Проанализировать роль электронных денег в системе платежей и организацию расчетов с помощью пластиковых карт.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие безналичных расчетов, принципы их организации в российской федерации………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие безналичных расчетов……………………………………………5
1.2 Принципы организации безналичных расчетов в России……………...11
2. Формы безналичных расчетов……………………………………………16
2.1 Расчеты платежными поручениями…………………………………….17
2.2 Расчеты платежными требованиями-поручениями……………………20
2.3 Расчеты аккредитивами……………………………………………………22
2.4 Расчеты чеками……………………………………………………………24
3. Пластиковые карты как новый инструмент организации безналичных расчетов………………………………………………………………………...27
Заключение…………………………………………………………………….33
Список используемой литературы……………………………..……………35
Позднее,
благодаря внедрению в
Электронные
деньги - это деньги на счетах компьютерной
памяти банков, распоряжение которыми
осуществляется с помощью специального
электронного устройства. Распространение
системы платежей на электронной
основе знаменует собой переход
на качественно новую ступень
эволюции денежного обращения. На основе
распространения ЭВМ в
Первое теоретическое упоминание об использовании карт как платежного средства появилось в Англии и относится к концу прошлого века. Идею кредитных карт выдвинул в своей книге Джеймс Беллами «Глядя назад» (1880 г.). На практике пионерами в этой области оказались США. Первая кредитная карта была выпущена в 1914 г. фирмой Gепегаl Реtroleum Согрогаtion of California (ныне Mobil Oil). Карточки использовались для оплаты в процессе торговли нефтепродуктами. В этом качестве они быстро завоевали популярность. Владелец карты получал значительные удобства в обслуживании и скидки при покупке товара. Фирма-эмитент получала постоянных клиентов и стабильные доходы. С увеличением числа пользователей встал вопрос об учете и регистрации продаж по каждой эмитированной карте, это вызвало к жизни процесс эмбоссирования карт (теснение номера карты, данных клиента, срока действия карты). Первые карты с эмбоссированием изготавливались из металла, но затем они были вытеснены пластиковыми картами, как более практичными. Эти карты не были еще платежным средством. Это были так называемые клубные карты, которые подтверждали принадлежность пользователя к той или иной системе учреждений сферы обслуживания. Эти карты имели строго ограниченное распространение как по видам услуг, так и географически. Использование клубных карт широко распространено и в настоящее время.
Первые карты, являющиеся полноценным платежным средством, были выпущены не банковскими гигантами: Diners Club (1950 г.), American Express и Hilton Credit (1959 г.). В отношении изготовления они мало чем отличались от предыдущих, но по своим функциям это были совершенно новые карты.
Первая банковская карта была выпущена в 1951 г. маленьким нью-йоркским банком Long Islands и с тех пор началось бурное развитие этого вида услуг. Первая универсальная карта большого банка Bank of America прошла испытания в Фриско (Калифорния), в 1956 г. С 1966 г. Bank of America начал продажу лицензий на использование карточной технологии другим банкам. В ответ на это несколько крупных банков-конкурентов Bank of America (14 нью-йоркских банков) учредили свою Межбанковскую карточную ассоциацию - МКА, а в 1969 г. эта ассоциация купила права на карты Мастер Чадж, выпускавшиеся карточной ассоциацией банков западных штатов (4 калифорнийских банка), а большинство банков - членов МКА перешли на выпуск Мастер Чадж. В 1970 г. Bank of America передал контроль над бизнесом карт новой организации банков – National BankAmeriCard, Inc. (НБИ), в которой он был лишь одним из членов.
Таким образом, к началу семидесятых годов в Соединенных Штатах сформировались два основных конкурента на рынке универсальных банковских карт: НБИ и МКА. Параллельно с развитием американского рынка шла и интернационализация карточных операций.
В бывшем СССР карты международных систем появились еще в 1969 г. Но это были карты, эмитированные зарубежными компаниями и банками. В Советском Союзе началась создаваться сеть предприятий, принимающих эти карты в качестве платежного средства. Именно в 1969 г. было подписано первое соглашение такого рода с компанией Diners Club. В 1974 г. на нашем рынке появилась American Express, в 1975 г. - VISA и EuroCard, в 1976 г. - японская JCB. С советской стороны все соглашения подписывались ВАО «Интурист», которое и организовывало расчеты по пластиковым картам в валютных магазинах «Березка» и гостиницах. На сегодняшний день работа с коммерческой сетью международных платежных систем (кроме American Express) сосредоточена практически полностью в руках Компании объединенных кредитных карточек - КОКК, для обозначения которой чаще используется английская аббревиатура UCS. Это прямой наследник «Интуриста», а затем «Интуркредиткард». Первым советским эмитентом международных карт был Внешэкономбанк, выпустивший в 1989 г. «золотые» карты EuroCard. Первым российским коммерческим банком, выпустившим собственную карту VISA, стал Кредо-Банк (1991 г.). На сегодняшний день число российских банков, выпускающих карты или работающих с ними, исчисляется многими десятками. Этот процесс значительно активизировался, когда государством был введен запрет на расчеты в наличной валюте. Сегодня действуют и российские межбанковские платежные системы: STB Card, Union Card и «Золотая корона».
В технологическом отношении карты прошли в своем развитии несколько стадий. Как уже отмечалось, первые карты изготавливались из картона или металла, а затем стали выпускать пластиковые карты. Основным аргументом для внедрения пластиковых карт являлось удобство для пользователя. С появлением новых электронных средств регистрации и сбора информации появилась возможность заносить и считывать информацию на карту при помощи магнитного кодирования. Начало применения пластиковых карт с магнитной полосой датируется 1969 г. В комбинации с эмбоссированием такие карты широко используются до сих пор.
Следующим этапом в развитии пластиковых карт история обязана французскому журналисту Ролану Морено, который в 1974 г. предложил использовать карты с электронной микросхемой. Он запатентовал эту идею и основал компанию Innovatron для производства таких карт. Четырьмя годами ранее аналогичную идею запатентовал в Японии Кунитака Аримура. Пластиковые карты со встроенными в них микросхемами называют еще «интеллектуальными», чип (chip)- или смарт (smart)-картами. Появление пластиковых карт со встроенной в них микросхемой оценивается западными специалистами как революционное. На сегодняшний день смарт-карты - наиболее динамично развивающийся тип пластиковых карт.
По оценкам
экспертов, большинство программ использования
карточек, реализуемых коммерческими
банками, в настоящее время реальной
прибыли еще не приносят, однако
многие банки проявляют к ним
повышенный интерес. Скорее всего, это
можно объяснить тем, что участие
в карточном проекте для
Специфически
российской особенностью можно считать
признаваемую многими высокую степень
недоверия между участниками
расчетов: банками, их клиентами, торговыми
предприятиями, центрами авторизации
и т.д. Это накладывает дополнительные
ограничения на развитие подобных систем
и вызывает необходимость применения
специальных методов
В западных
странах основную прибыль «классическим»
платежным системам приносят отчисления
продавцов товаров или услуг,
у нас в качестве основного
источника доходов
К сожалению, в России полностью отсутствует законодательная база для расчетов по пластиковым картам, и в спорных ситуациях банку проще самому взять на себя спорную сумму, чем заниматься судебным разбирательством, отнимающим уйму сил и времени.
Одним из
основных препятствий к широкому
внедрению карт является укоренившаяся
в сознании людей привычка к использованию
наличных денег, а также отсутствие
у российских граждан знаний и
навыков в области расчетов по
пластиковым карточкам. При более
интенсивной разъяснительной
Заключение
Осуществляя хозяйственную деятельность, организация сталкивается с необходимостью проводить расчеты как внутри самой организации, так и вне ее. Внутренние расчеты связаны с выплатой заработной платы и подотчетных сумм работникам, дивидендов акционерам и др. Внешние расчеты обусловлены финансовыми взаимоотношениями по поводу поставок продукции, выполнения работ, оказания услуг, закупки сырья и материалов, уплаты налогов, взносов во внебюджетные фонды, получения и возврата кредита и др. Все расчеты организации можно разделить на две группы.
1. Платежи по товарным операциям - операции, связанные с движением товара: расчеты с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, комиссионерами и комитентами.
2. Расчеты по нетоварным операциям - операции, не обусловленные движением товара и связанным лишь с движением денежных средств: расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, учредителями, акционерами, подотчетными лицами, доверителями и поверенными, кредитными организациями.
Формы расчетов между плательщиком и получателем средств определяются ими самими в хозяйственных договорах (соглашениях). Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем платежа рассматриваются обеими сторонами без участия банковских учреждений. Спорные вопросы решаются в суде, третейском суде и арбитраже. Претензии к банку, связанные с выполнением РКО, направляются клиентами в письменной форме в обслуживающий их банк. Сами банки ведут переписку по этим претензиям между собой и с участием РКЦ.
Расчеты по товарным операциям осуществляются следующими видами платежей: платежными поручениями; плановыми платежами; платежными требованиями-поручениями; аккредитивами; расчетными чеками; зачетом взаимных требований; векселями; встречным движением товара (товарообменные операции). По нетоварным операциям расчеты осуществляются только с помощью платежных поручений.
Внутрифирменные расчеты и некоторые из внешних могут осуществляться наличными деньгами через кассу организации. Наличные расчеты с юридическими лицами ограничены суммами, устанавливаемыми Центральным банком РФ.
Внешние расчеты ведутся, как правило, в безналичной форме. Посредником в таких расчетах служит коммерческий банк.
При государственной
поддержке, привлекая средства коммерческих
банков, ЦБ РФ создает высокоэффективную
общегосударственную систему
В качестве
дополнения к системе межбанковских
расчетов через ЦБ РФ могут существовать
различного рода клиринговые структуры,
а также прямые расчеты между
коммерческими банками. Что касается
расчетов с иностранными банками, то
наши коммерческие банки ориентируются
в основном на международную межбанковскую
систему СВИФТ с центром
Формы безналичных
расчетов могут быть самыми разнообразными.
Они зависят от исторических и
экономических особенностей отдельных
стран, специфики кредитной системы,
степени развития электронных средств
связи, компьютеризации банковского
дела. Наиболее распространены чеки, аккредитивы,
кредитные карточки, электронные
переводы, векселя, сертификаты, а в
России - также платёжные поручения
и платёжные требования-
Список используемой литературы