Безналичный расчет

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 20:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – рассмотреть значение и учет безналичных расчетов. Исходя из цели можно выделить следующие задачи:
- рассмотреть основы организации безналичных расчетов;
- изучить документы по расчетному счету;
- рассмотреть особенности учета операций по расчетным счетам, операций по валютным счетам, операций по другим банковским счетам, счетов кредитных карточек;
- рассмотреть инвентаризацию безналичных денежных средств.

Файлы: 1 файл

курсовая бфу2.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ  

  В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной  жизни. Поэтому все сделки, связанные  с поставками материальных ценностей  и оказанием услуг, завершаются  денежными расчетами. Организация денежных расчетов с использованием безналичных денег гораздо предпочтительнее платежей наличными деньгами, поскольку в первом случае достигается значительная экономия на издержках обращения. Широкому применению денежных, в том числе и безналичных расчетов способствует разветвленная сеть банков, а также заинтересованность государства в их развитии как по вышеотмеченной причине, так и с целью изучения и регулирования макроэкономических процессов.

  Все организации обязаны хранить  свободные денежные средства на счетах в банках. Они вправе открывать в любом отделении банка расчетный счет для проведения всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Для открытия расчетного счета организация представляет в учреждение банка: заявление с просьбой об открытии расчетного счета, документы о регистрации организации, копии учредительных документов, карточку с образцами подписей распорядителей средств и оттиском печати, документы о постановке на налоговый учет и о регистрации в качестве плательщика страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Иностранные фирмы и совместные организации представляют дополнительно свидетельство о внесении их в реестр организаций с иностранными инвестициями.

  Порядок совершения и оформления операций по расчетному счету регулируется действующим законодательством, а также правилами, инструкциями и положениями Центрального банка Российской Федерации.

  Все операции по расчетному счету банк производит с согласия и по поручению  владельца счета. Поэтому взаимоотношения  между организацией и банком строятся на основании договора, в котором фиксируются перечень услуг банка, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных документов, условия размещения средств, права, обязанности и ответственность сторон и др.

  Списание денежных средств с расчетного счета может производиться только по распоряжению клиента. Без его согласия списание делается по решению суда или в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Возможно бесспорное списание со счета налоговыми органами сумм недоимок и пеней по налогам и сборам, а также таможенными органами - сумм платежей и пеней.

  Списание  средств с расчетного счета организации  производится в порядке календарной  очередности поступления расчетно-платежных документов. Но существуют некоторые приоритеты: в первую очередь списываются денежные средства по исполнительным документам, затем производится списание по платежным документам на перечисления платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды, после этого перечисляются средства для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту) и по другим денежным требованиям.

  Цель  данной курсовой работы – рассмотреть  значение и учет безналичных расчетов. Исходя из цели можно выделить следующие задачи:

  - рассмотреть основы организации  безналичных расчетов;

  - изучить документы по расчетному  счету;

  - рассмотреть особенности учета  операций по расчетным счетам, операций по валютным счетам, операций по другим банковским  счетам, счетов кредитных карточек;

  - рассмотреть инвентаризацию безналичных  денежных средств. 

  1. СУЩНОСТЬ, ЗНАЧЕНИЕ  И УЧЁТ БЕЗНАЛИЧНЫХ  РАСЧЕТОВ 

  1.1 Основы организации  безналичных расчетов 

  В процессе хозяйственной деятельности между организациями возникают  различные расчетно-денежные отношения в связи с поставкой материально-производственных запасов и оплатой услуг, продажей готовой продукции, с выполнением различных финансовых обязательств (платежи в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды, погашение кредитов и займов и т.п.). Указанные расчеты осуществляются безналичными платежами, т.е. перечислением денежных средств через отделения банков с расчетного счета плательщика на счет получателя.

  Юридическое лицо вправе открыть несколько расчетных  счетов в различных банках. Для открытия расчетных и текущих счетов представляются: заявления об открытии счетов установленной формы; документ, удостоверяющий факт создания, регистрации организации; копия утвержденного устава; карточка с образцами подписей лиц, которым предоставлено право подписывать платежные документы, и оттиском печати; справка о регистрации в налоговых органах, Пенсионном и других внебюджетных фондах. Кроме того, представляется справка, подтверждающая постановку на налоговый учет.

  Порядок совершения и оформления операций по счетам регулируется правилами Центрального банка Российской Федерации. Основным документом, определяющим отношения между банком и клиентом при осуществлении операций по безналичным расчетам, является договор между ними (договор банковского счета). По действующему законодательству банк обязан осуществлять перечисление средств клиента и зачисление их на его счет не позже следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа.

  Каждому открытому счету присваивается  номер, указываемый на всех документах, связанных с движением средств на расчетных счетах. На них учитываются: поступление выручки за проданные товары (продукцию, работы, услуги), поступление средств целевого финансирования, дебиторской задолженности, а также оплаты приобретенных материалов и услуг; перечисление налогов и другие платежи.

  Порядок оформления и совершения операций по расчетному счету регулируется действующим  законодательством и правилами, инструкциями и положениями Центрального банка Российской Федерации.

  Взаимоотношения между организаций и банком строятся на основании договора, в котором  фиксируется перечень услуг банка, тарифы комиссионных вознаграждений за услуги, сроки обработки платежных  документов, условия размещения средств, права, обязанности и ответственность сторон и др. Все операции по расчетному чету банк производит с согласия и по поручению владельца счета.

  Денежные  средства списываются с расчетного счета только по распоряжению клиента. Исключения составляют платежи по инициативе банка за просроченные ссуды и проценты по ним, а также перечисления по платежным требованиям и инкассовым поручениям организаций, предоставляющих клиенту банка коммунальные услуги и услуги связи. Кроме того, банки могут осуществлять платежи с расчетного счета клиента без его согласия по исполнительным листам судебных органов, налоговых органов и других учреждений, которым законодательство или местные органы власти представляют такое право.

  Денежные  средства с расчетного счета списываются  в календарной очередности, т. е. в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание, если иное не предусмотрено законом. При недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований законодательством устанавливается следующая очередность платежей путем перечисления или выдачи наличных денег:

  - в первую очередь осуществляются  платежи по исполнительным документам  для удовлетворения требований  о возмещении вреда, причиненного  жизни и здоровью, а также требований  о взыскании алиментов;

  - во вторую очередь - платежи  по исполнительным документам  для расчетов по выплате выходных  пособий и оплате труда с  лицами, работающими по трудовому  договору, по выплате вознаграждений  по авторскому договору;

  - в третью очередь - платежи  для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), а также по отчислениям в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования;

  - в четвертую очередь - отчисления  в бюджет и внебюджетные фонды,  которые не предусмотрены в  третьей очереди. Однако и соответствии  с постановлением Конституционного  Суда Российской Федерации от 23 декабря 1997 г. № 2111 их следует приравнять к третьей очереди;

  - в пятую очередь - платежи по  исполнительным документам, предусматривающим  удовлетворение других денежных  требований;

  - в шестую очередь - все остальные  платежи в порядке календарной  очередности.

  Списание средств со счета по требованиям, относящимся к определенной очереди, выполняется в порядке календарной очередности поступления документов.

  При недостаточности средств на счете  клиента банк помещает все требования на списание денег по такому счету  в картотеку и оплачивает их по мере появления денег на счете в соответствии с данной очередностью. Организация может включить в договор банковского счета условие об овердрафте, т. е. автоматическом предоставлении кредита при временном отсутствии средств на счете клиента. Овердрафт предоставляется немедленно путем оплаты расчетных документов за счет средств банка в пределах установленного договором лимита. Договором должны быть предусмотрены период кредитования, размер процентной ставки за овердрафт и максимальное число овердрафтов в течение определенного периода времени. Предоставление овердрафта отражается банком путем открытия ссудных счетов и не проводится по расчетному счету клиента. 

  1.2 Документы по расчетному  счету 

  Операции  по банковскому счету проводятся исключительно на основании первичных документов, создаваемых самим банком, или расчетных документов предприятия и его корреспондентов. Расчетные документы оформляются на бумажных бланках, форма которых приведена в Общероссийском классификаторе управленческой документации (ОКУД) - «Унифицированная система банковской документации».

  К основным первичным документам, которыми оформляются операции по банковскому  счету, относятся платежные поручения, платежные требования, инкассовые поручения, чеки, объявления на взнос наличными, мемориальные ордера банка.

  Платежное поручение представляет собой распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежным поручением оформляются следующие операции: оплата счетов поставщиков за товары, работы и услуги; платежи налогов и перечисления во внебюджетные фонды; возврат и выдача кредитов, займов и процентов по ним; размещение депозитов; иные платежи. Платежные поручения принимаются банком вне зависимости от величины остатков средств на счетах плательщиков. В случае недостаточности последних платежные поручения помещаются банком в картотеку расчетных документов, не оплаченных в срок. Платежные поручения бывают местными, если счета плательщика и получателя находятся в том же банке, одногородними - если они находятся в одном городе, и иногородними, если они находятся в разных городах; иногородние платежные поручения могут быть почтовыми и телеграфными.

  Платежное требование - расчетный документ, содержащий требование получателя средств (кредитора) к плательщику (должнику) об уплате определенной денежной суммы Применяется при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, а также в иных расчетах. Могут оплачиваться с предварительным акцептом и без акцепта плательщик.

  Инкассовое  поручение - расчетими документ, используемый для списания денежных средств со счетов предприятия в бесспорном порядке. Взыскание по инкассовым поручениям возможно: по требованию органов, имеющих право бесспорного взыскания средств, по исполнительным документам, если договором организации и ее контрагента банку предоставлено право на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

  Чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем выступает юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков, чекодержателем - юридическое лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком - банк, в котором находятся денежные средства чекодателя. Чек должен содержать все обязательные реквизиты, установленные Гражданским кодексом Российской Федерации. Форма чека определяется банком. Различают расчетные чеки, используемые для безналичной оплаты товаров, работ, услуг, иных платежей, и чеки на получение наличных денежных средств в банке. Такие чеки выписываются на специальном бланке в одном экземпляре на имя кассира или другого лица, которому доверяется получение денег, и подписываются руководителем организации и главным бухгалтером. Чек состоит из отрывной части и корешка. Отрывная часть передается банку. А корешок остается у выдавшей чек организации. На обороте чека указывают назначение получаемых средств: выплата заработной платы, выдача авансов и т. п. Полученные по чеку наличные деньги приходуются в кассе по приходному ордеру, квитанцию которого кассир передает бухгалтеру, а номер приходного ордера указывается в корешке чека. Чек на получение денежных средств может быть выписан на сумму, не превышающую остаток средств на расчетном счете.

Информация о работе Безналичный расчет