Безналичный денежный оборот

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 17:52, контрольная работа

Краткое описание

Деньги обслуживают кругооборот совокупного продукта, распределение и
перераспределение национального дохода. С помощью потока денег в наличной и безналичной формах обеспечивается реализация валового продукта, использование национального дохода и все последующие распределительные процессы в экономике.

Оглавление

3. Виды банковских счетов 6
4. Виды расчетных документов, используемых для совершения платежных операций 8
5. Способы, источники и очередность платежей 13
6. Порядок документооборота банковских операций 15
Список используемой литературы 17

Файлы: 1 файл

безналичные расчеты контрольная.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

 При осуществлении безналичных  расчетов в формах, предусмотренных  Положением о безналичных расчетах  в Российской Федерации №2-П,  используются следующие расчетные  документы:

- платежные поручения;

- аккредитивы;

- чеки;

- платежные требования;

- инкассовые поручения.

Чек — ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путём выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя [5].

Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для предъявления его к оплате.

Существуют денежные чеки и расчётные  чеки. Денежные чеки применяются для  выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы и т. д. Расчётные чеки — это чеки, используемые для безналичных расчётов, это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определённой денежной суммы с его счета на счёт получателя средств.

Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

 Инкассовые поручения применяются: 

- в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

- для взыскания по исполнительным документам;

- в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

 Платёжное требование — это расчётный документ, содержащий требование кредитора (поставщика) к должнику (плательщику) об уплате определённой денежной суммы через банк.

Для расчетов по платежному требованию необходим акцепт плательщика. Однако в определённых случаях (если это оговорено в договоре плательщика  и получателя или если такой случай оговорён в законодательстве) возможно проведение расчётов без акцепта.

Аккредитив — это условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению приказодателя (плательщика по аккредитиву), осуществить платеж в пользу бенефициара (получателя средств по аккредитиву) указанной в аккредитиве суммы по представлении последним в банк документов в соответствии с условиями аккредитива в указанные в тексте аккредитива сроки, или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель.

Аккредитивы используются как форма расчетов в торговой сделке, наряду с авансом, инкассо и открытым счетом (или оплатой по факту). Кроме того, в международной торговле, в отличие от внутрироссийской практики, аккредитив используется в качестве средства финансирования сделки по аналогии с банковской гарантией.

Преимущества данной формы безналичных расчетов: гарантия платежа поставщику; контроль за выполнением условий поставки и условиями аккредитива банками; как правило не отвлекаются средства из хозяйственного оборота.

Недостатки: сложный документооборот; высокие комиссии банков.

Виды аккредитивов [5]:

  1. отзывной аккредитив — это аккредитив, который может быть отозван (аннулирован) плательщиком или банком, выписавшим его. В международной практике отзывные аккредитивы не применяются.
  2. безотзывный аккредитив  — аккредитив, который не может быть отозван (аннулирован).
  3. аккредитив с красной оговоркой — аккредитив, согласно которому банк-эмитент уполномочивает исполняющий банк произвести авансовый платеж на оговоренную сумму до представления торговых документов.
  4. аккредитив покрытый (депонированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент перечисляет за счет средств плательщика или предоставленного ему кредита сумму аккредитива (покрытие) в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива.
  5. Аккредитив непокрытый (гарантированный) — аккредитив, при открытии которого банк-эмитент предоставляет исполняющему банку право списывать средства с ведущегося у него корреспондентского счёта в пределах суммы аккредитива или договаривается с исполняющим банком об иных условиях возмещения средств уплаченных бенефициару. В международной практике термины непокрытый или гарантированный не используются в виду того, что таковыми является абсолютное большинство аккредитивов.
  6. аккредитив подтвержденный (англ. confirmed) — аккредитив, при котором исполняющий банк принимает на себя обязательства произвести платеж указанной в аккредитиве суммы независимо от поступления средств от банка, где был открыт аккредитив.
  7. аккредитив револьверный — аккредитив, открываемый на часть суммы платежей и автоматически возобновляемый по мере осуществления расчетов за очередную партию товаров. А.р. открывается при равномерных поставках, растянутых во времени, с целью снижения указанной в нем суммы.
  8. аккредитив циркулярный — аккредитив, позволяющий получить деньги в пределах данного кредита во всех банках-корреспондентах банка, выдавшего своему клиенту этот аккредитив.
  9. резервный аккредитив, иначе именуемый аккредитив Stand-By — разновидность банковской гарантии, носящей документарный характер (то есть допускающей представление документов иных, чем требование платежа) и подчиняющейся документам Международной торговой палаты для аккредитивов. Резервные аккредитивы используются для финансирования международной торговли со странами, где запрещено использование банковских гарантий в торговых сделках (США), запрещен документарный характер гарантий, или при осуществлении операций с международными организациями (Европейский банк реконструкции и развития, Мировой банк и др.)
  10. кумулятивный аккредитив — в случае такого аккредитива приказодателю разрешается неистраченную сумму денег текущего аккредитива зачислить к сумме нового, который открывается в том же самом банке, в то время как за некумулятивным аккредитивом неистраченная сумма возвращаются банку-эмитенту для начисления на текущий счет приказодателя.

Платёжное поручение — это распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платёжные поручения могут быть в бумажном и электронном виде (например, в системе клиент-банк).

Платёжные поручения  принимаются банком независимо от наличия  денежных средств на счёте плательщика, но исполняются только при наличии  достаточных средств на нём.

Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счёта либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платёжными поручениями  может производиться перечисление денежных средств:

за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, для предварительной оплаты товаров, работ, услуг, или для осуществления периодических платежей; в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним; в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Общий срок осуществления  безналичных расчётов не должен превышать: два операционных дня в пределах территории субъекта РФ; пять операционных дней в пределах территории РФ.

Банк, принявший платёжное  поручение плательщика, обязан перечислить  указанную денежную сумму банку  получателя средств для её начисления на счёт лица, указанного в поручении. При необходимости банк имеет  право привлекать и другие банки для выполнения операций по перечислению денежных средств на счёт, указанный в поручении клиента. Банк обязан по требованию плательщика проинформировать его об исполнении поручения.

Расчеты в форме пластиковых карточек. По экономическому содержанию различают дебетовые и кредитовые карточки. Кредитовые карточки связаны с открытием кредитной линии в банке, что дает возможность владельцу пользоваться кредитом при покупках товаров и при получении кассовых ссуд. Дебетовые карточки предназначены для получения наличных в банковских автоматах или покупки товаров с использованием электронных терминалов. Деньги при этом списываются со счета владельца карточки в банке

5. Способы, источники и очередность платежей

Способом платежа называется порядок, применяемый при осуществлении безналичных расчётов. Для плательщика и для получателя денежных средств важно знать, как будет осуществлен платеж: в полной сумме или частями. Кроме того, для плательщика имеет большое значение, будет ли совершен платёж из текущих поступлений или за счёт средств депонированных на отдельном счёте. В настоящее время применяются следующие способы платежа:

  • в полной сумме, указанной в расчётном документе (глобальный платеж);
  • в сумме сальдо взаимных требований плательщиков и получателей;
  • плановый платеж, т.е. перечисление денег со счёта плательщика на счёт получателя, исходя из плановой величины стоимости поставляемых товаров или оказываемых услуг;
  • гарантированный платеж с предварительным депонированием денег на отдельных счетах в банке по месту нахождения плательщика и с последующим их списанием со счета после зачисления денег на счёт получателя;
  • гарантированный платеж без создания специального депозита в банке по месту нахождения плательщика и с последующим списанием денег с расчётного или ссудного счёта плательщика после их зачисления на счёт получателя.

     Источники платежа. 

     Кроме способов платежа, различают источники платежа. Хозяйственные организации и предприятия все платежи осуществляют за счёт следующих источников: собственных средств, кредитов банка, ассигнований из государственного бюджета.  Так, хозрасчётные предприятия и организации используют для платежей  в первую очередь  собственные средства, если они не кредитуются по спецссудному счёту. Бюджетные организации совершают платежи за счет ассигнований из государственного бюджета и внебюджетных средств. Когда бюджетные организации имеют в своем подчинении хозрасчётные подразделения, часть платежей они осуществляют за счёт денежных средств, полученных от хозяйственной деятельности. Источником платежей общественных, профсоюзных политических партий, общественных движений служат собственные средства.

     Очередность платежей.

     Для правильной организации безналичных расчётов большое значение имеет очередность платежей. Все предприятия, организации и учреждения обязаны своевременно погашать свои денежные обязательства, т.е соблюдать платежную дисциплину. Банк следит за тем, чтобы не было не платежей по банковским ссудам, задолженности рабочим и служащим  по заработной плате, по платежам в государственный бюджет, предприятиям и организациям  за поставленные товарно-материальные ценности, оказанные услуги и по другим обязательствам.  Если возникает одновременно несколько претензий различного характера, то платежи совершаются в определенной очередности.

     К первой  группе очередности относятся:  выплаты заработной платы и  платежи, приравненные к ней;  платежи и взносы по государственному  и социальному страхованию и  социальному обеспечению; платежи  в государственный бюджет РФ. Во вторую группу включаются: платежи за товарно-материальные ценности, выполненные работы,  оказанные услуги;  платежи на завершение расчетов по зачетам взаимных требований; платежи из прибыли, взносы амортизационных отчислений и других собственных средств, предназначенных на финансирование капитальных вложений и капитального ремонта. Третью группу очередности составляет уплата неустоек (штрафов, пеней) за невыполнение договорных и иных обязательств. К четвертой группе относятся платежи по банковским ссудам, не вошедшие в первую и вторую группу платежей. Пятая группа включает все другие платежи.  Платежи в пределах  одной группы (в первой группе  -  в указанной  в ней последовательности) производятся в порядке календарного поступления расчётных документов или в порядке наступления срока платежа.

 Кроме того предприятия  имеют право использовать остаток  денег на своих счетах на  неотложные нужды в размерах, не превышающих  5%  среднедневных  поступлений за предшествующий  квартал. По ходатайству клиента, когда деньги на расчётный счет  поступают не ежедневно, а периодически, банк вправе оставлять на неотложные нужды  средства за весь период сразу.

 При полном отсутствии поступлений в течение какого-либо периода  клиент имеет право использовать неполученные средства на неотложные нужды в следующем периоде. В тоже время по заявлению хозяйствующего органа неиспользованные средства за истекший период могут быть оставлены для использования в последующем.

6. Порядок документооборота банковских операций

Документооборот в банке - это прохождение банковских документов по инстанциям, в определенной их последовательности, от начала оформления и проведения операции до ее завершения с полным отражением в учете.

Документооборот имеет  две важнейшие составляющие:

- порядок осуществления документооборота по отдельным операциям (расчетным, кассовым);

- график документооборота (определяет конкретное время (интервал) для расчетно-кассового обслуживания клиентов, проведения кредитных и депозитных, а также межбанковских операций и операций на фондовом рынке и время прохождения документов по всем участкам их обработки). Ключевым общим интервалом, определяющим все графики документооборота по конкретным операциям, является "операционный день" - время, в течение которого операции проводятся с их последующим отражением в учете текущего дня.

Порядок осуществления  документооборота и его графики  разрабатываются каждым банком самостоятельно и утверждаются руководителем банка. При этом организация документооборота должна обеспечивать выполнение следующих основных требований:

- все расчетно-денежные документы, поступившие в банк в течение операционного дня, подлежат приему, оформлению и отражению по счетам бухгалтерского учета в тот же день;

- расчетно-денежные документы, поступившие в банк по истечении времени операционного дня, проводятся по счетам клиентов, как правило, следующим рабочим днем. Конкретное время завершения операционного дня устанавливается руководителем учреждения банка.

При осуществлении обслуживания:

- прием расчетно-денежных документов от клиентов - юридических лиц  в течение операционного дня производится непосредственно учетно-операционными работниками (или в централизованном порядке через абонентские ячейки или через специальных работников). Во внеоперационное время документы сдаются в банк через специальные ящики;

Информация о работе Безналичный денежный оборот