Банковский надзор в Украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 20:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение банковского надзора в Украине.

Задачи работы:

•рассмотреть сущность и особенности банковского надзора в современных условиях;
•рассмотреть функции банковского надзора;
•изучить этапы банковского надзора;
•рассмотреть модели и тенденции банковского надзора;
•рассмотреть основные аспекты реформирования механизма банковского надзора в Украине.
Объектом исследования является процесс банковского надзора в Украине.

Предмет исследования – показатели, характеризующие банковский надзор.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА…………………….…………………………….…………...…………5

1.1. Сущность и значение банковского надзора за деятельностью коммерческих банков…………………………………………………...….5

1.2. Основные функции банковского надзора…………………………….......8

РАЗДЕЛ 2. СОВРЕМЕННЫЕ МОДЕЛИ И ЭТАПЫ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА……………………………………………………………….………..13

2.1. Модели и тенденции банковского надзора………………………....…...13

2.Этапы банковского надзора……………………..…………………….…21
РАЗДЕЛ 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ………..……………………………………….26

3.1. Реформирование механизма банковского надзора в Украине………....26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………. 34

Файлы: 1 файл

курс.Банк.надзор.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

      Рассмотрение структуры владения банком органами лицензирования включает анализ прямых и косвенных акционеров, изучение их прошлой и настоящей деятельности, порядочности, занимаемого положения в деловых кругах и репутации, так как все эти факторы переносятся на работу контролируемого ими учреждения.

      Одна из задач банковского надзора создание и поддержание условий совершенной конкуренции как в банковской системе в целом, так и в масштабе регионов. Поэтому при выдаче или отзыве пунктов лицензий банков необходимо учитывать тот фактор, как это повлияет на степень конкуренции в регионе. Если в регионе только два банка имеют определенные пункты лицензий, то отзыв у одного из них создает ситуацию монополизма в регионе и может вызвать значительный отток капитала из банка, у которого отобран такой пункт лицензии. Такая ситуация может вызвать ряд негативных последствий не только для банка у которого отзывается пункт лицензии, но и для другого банка, что связано с возможной неспособностью банка справиться с быстро растущими объемами активов и осуществляемых операций.

      Органы надзора должны контролировать уровень конкуренции не только в масштабах государства, но и в регионах. Снижение конкуренции в регионах может привести к снижению качества обслуживания и повышению процентных ставок кредитования для предприятий. 

      При разработке законодательных норм по лицензированию необходимо использовать более гибкие механизмы, отражающие взаимосвязь между объемом капитала и объемом лицензирования банка. Необходимо на основе оценки рисков установить необходимый объем капитала для проведения каждой определенной операции или группы операций. Такой гибкий механизм в значительной степени влияет на работу банковских учреждений в случае снижения адекватности их капитала.

      Официальные полномочия надзорных органов определены принципами Базельского комитета: органы банковского надзора должны располагать адекватными возможностями воздействия, чтобы предпринимать своевременные корректирующие меры в отношении банков, которые не соблюдают установленных пруденциальных требований (таких, как минимальные коэффициенты достаточности капитала) и в случае нарушения регламентирующих положений или возникновения любой угрозы кредиторам. В крайних случаях это может включать право на отзыв банковской лицензии или рекомендацию относительно ее отзыва.

      В Украине недостаточность работы органов надзора проявляется в процессе регистрации банковского учреждения или переходе собственности на банковское учреждение из одних рук в другие. В этих случаях органы банковского надзора не имеют эффективных механизмов для получения информации о реальном происхождении капитала для основания банка, или происхождении средств, на которые приобретается контрольный пакет акций. Это связано с общей непрозрачностью бизнеса в Украине, одной из причин которого является несовершенство налогового законодательства. Нередко средства для образования банков происходят зачастую из теневых оборотов бизнеса, что предопределяет дальнейшее их поведение на рынке направленное на обслуживание и финансирование теневого сектора экономики.

      Таким образом, использование мирового опыта для реформирования механизма банковского надзора позволит предотвратить проникновение в банковскую систему недоброкачественных финансовых учреждений и осуществлять эффективный надзор за деятельностью зарегистрированных банков. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 
 

      Главной целью банковского надзора, который  в соответствии с законодательством осуществляется Национальным банком Украины, является безопасность и стабильность банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Решение само этих задач даст возможность усилить надежность банковской системы и обеспечить динамическое развитие экономики Украины.

      Существующие  модели надзора не являются идеальными и не гарантируют абсолютную надежность банковского учреждения и банковской системы в целом. Органы надзора  ни в одной из стран не признают свой надзор идеальным. Тем более, учитывая темпы развития, как банковской индустрии, так и сопряженных с ней областей, можно говорить о том, что система банковского надзора также находится в состоянии непрерывного развития.

   Основные достижения в развитии еффективного банковского надзора:

 полностю или в значительной степени выполняются большинство Базельських принципов еффективного банковского надзора (23 из 30); продолжается работа по переходу к надзору на основе системы оценки рисков; функционирует система раннего виявления и реагирования на проблемные ситуации в банках; внедрены международные стандарты аудита; внедрены международные стандарты бухгалтерского учёта и отчётности; противодействие легализации доходов, полученных преступным путем.

  При осуществлении банковского надзора Национальный банк Украины имеет право требовать от банков и их руководителей устранения нарушений банковского законодательства, исполнения нормативно-правовых актов Национального банка Украины для избежания или преодоления нежелательных последствий, которые могут поставить под угрозу безопасность средств, доверенных таким банкам, или причинить вред надлежащему ведению банковской деятельности.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Закон Украины  «О банках и банковской деятельности»  № 2121 от 07.12.2000 г.
  2. Бандурка А.М., Глущенко В.В. Деньги и кредит, Х.: Национальный университет внутренних дел, 2003. – 482 с.
  3. Банковские операции. Учебник Под ред. Проф. А.М. Мороза. – К.: КНЭУ, 2002. – 476 с.
  4. Банковский портфель 3-е изд. 3  Под ред. Коробова К.Л. - М.: Соминтек, 2006. – 278 с.
  5. Безверхая И.К. Рынок МБК: пока стоим на месте. // Финансовые риски, №1, 2007 г.
  6. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. – М.: Экономическая школа, 2000, Т.2.- 669 с.
  7. Василик С. Оценка эффективности деятельности предприятий./Бизнес – информ. – Ноябрь 2004. – № 21. – 69 с.
  8. Едронова В.Н., Мизиковский Е.А., Учет и анализ финансовых активов. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 267 с.
  9. Киселев А. П. Теория и практика современного бизнеса (или как создать фирму и работать на себя).-К.: Издательство ЛИБРА, 2004. - С. 50-76.
  10. Клочко Ю., Черник Т. Проблемы малого бизнеса в Украине. //Экономика Украины.- № 1. - 2003 - С. 57-64.
  11. Концепция развития банковской системы Украины // Вестник НБУ, №3, 2006 г.
  12. Лахтионова Л.А. Финансовый анализ субъектов хозяйствования, К.: КНЭУ, 2002. -  389 с.
  13. Лукинов И. К вопросу о концепции и модели современного экономического развития Украины. //Украина и экономика. - № 6. – 2008. – с.4-6.
  14. Макеева Е.А. Формирование и проблемы развития малого бизнеса в Украине: теория и практика. – Издательство Астро-Принт, 2007 г.
  15. Операции коммерческих банков и заграничный опыт / Ширинская Э.Б.-М.:Финансы и статистика, 2005. – 653 с.
  16. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-е изд.- Мн.: РМА «Экоперспектива»; «Новое знание», 2004. - с. 498.
  17. Современный коммерческий банк: управление и операции / Усоскин В.М. -М.:Все для вас, 2004. – 342 с.
  18. Финансовый анализ деятельности фирм, М., "Ист-Сервис", 2004. –           485 с.
  19. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник /Под ред. Е.С.Стояновой.-2-е изд., перераб.и дополн.- М.: Издательство «Перспектива»,2003 .-С.511-525.
  20. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов /Г. Б. Поляк, И. А. Акодис, Т. А.Краева и др.; Под ред. проф. Г. Б.Поляка.-М.: Финансы, ЮНИТИ, 2003. -С.153-166.
  21. Фінанси підпріемств: Підручник /за ред. проф. А. М. Поддерьогіна.-К.: КНЕУ, 2000.-с.368.
  22. Шевченко Р.И. Банковские операции. Учебно-методическое пособие К.: КНЭУ, 2003. – 276 с.
  23. Сушко В., Андронов О., Дробязко А. Анализ структуры балансов наибольших банков Украины. // Финансовые риски, № 4, 2009 г.
  24. Цилюрин Д. Оцінка фінансового стану позичальника – суб'єкта малого бізнесу. //Вісник национального банку України.-№ 10. - 2008. - С.          36-39.
  25. Чумаченко Г. Усеченная структура управления на предприятиях малого бизнеса. //Бизнес-информ.-№ 11-12. - 2008. - с. 39-43.
 
 
 
 

 

Организационная структура органов банковского  надзора

Информация о работе Банковский надзор в Украине