Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 18:06, курсовая работа
Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. Банковский менеджмент — это совокупность принципов, методов и технологий управления коммерческим банком с целью удержания конкурентных преимуществ, повышения прибыльности банка при условии соблюдения надежности и ликвидности. Банковский менеджмент характеризуется иерархичностью, системностью, устойчивостью и мобильностью, экономичностью и эффективностью. Банковский менеджмент обеспечивает согласование целей, возможностей банка и интересов его персонала.
Актуальность темы определяется тем, что качественное управление - главная составляющая прибыльной и надежной работы банка. Качество банковского менеджмента означает успех или провал банка в трудное время.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО
МЕНЕДЖМЕНТА
1.1. Характеристика исследуемого объекта 6
1.2. Понятие, содержание, функции банковского 14
менеджмента
1.3. Использование информации в системе банковского 20
менеджмента
2. ВИДЫ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 25
3. ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ
БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
3.1 Цели и задачи контроля 28
3.2 Сущность планирования 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
ПРИЛОЖЕНИЕ А: Структура управления ЗАО «Банк Русский Стандарт» 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б: Бухгалтерский баланс 45
ПРИЛОЖЕНИЕ В: Отчет о прибылях и убытках 46
ПРИЛОЖЕНИЕ Г: Отчет об уровне достаточности капитала, величине 47
Резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов
на 1 октября 2009г.
Система внутреннего контроля является инструментом реализации стратегических планов развития банка и контроля над текущим состоянием кредитной организации и выступает одним из основных элементов банковского менеджмента. Внутренний контроль определяется специалистами как система проверок и измерений, созданная банковским менеджментом с целью минимизировать потери, возникающие в результате ошибок и нарушений, допущенных персоналом банка.
Внутренний контроль банка представляет собой систему методов организации и координации мер, принятых кредитной организацией для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и обеспечения эффективной работы.
Система внутреннего контроля состоит из следующих составляющих элементов:
Законом Российской Федерации “О банках и банковской деятельности” (ст. 24) установлено, что кредитная организация обязана организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций.
Центральный банк Российской Федерации в соответствии с федеральными законами “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, “О банках и банковской деятельности”, “О рынке ценных бумаг” разработал Положение об организации внутреннего контроля в банках, которое определяет общий для всех банков порядок организации системы внутреннего контроля. /1/
В качестве основной цели внутреннего контроля Банком России определена зашита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующего характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности. /2/
Основной задачей внутреннего контроля является минимизация рисков банковской деятельности и достижение запланированного уровня надежности и устойчивости банка.
В соответствии с определенными Банком России конкретными целями, стоящими перед системой внутреннего контроля, управленческий персонал службы внутреннего контроля решает следующие конкретные задачи: /19/
Служба
внутреннего контроля обязана также
наблюдать и проверять
Управленческий персонал службы внутреннего контроля решает также конкретные задачи по организации эффективного функционирования внутреннего аудита банка, вопросы взаимодействия с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора по вопросам пруденциальной деятельности, достоверности учета и отчетности, предупреждения и устранения нарушений сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности.
Организация внутреннего контроля в банках должна строиться на следующих основополагающих принципах:
Система внутреннего контроля организуется органами управления банка в соответствии с его учредительными документами. В целях постоянного мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ее функционированием, создается служба внутреннего контроля. Она должна отвечать требованиям Центрального банка РФ, и осуществляет деятельность на основании устава банка и внутреннего положения о службе внутреннего контроля, утверждаемого Советом директоров банка. Численность службы внутреннего контроля определяется руководителем банка в зависимости от размеров банка, сложности выполняемых операций.
Служба внутреннего контроля подотчетна в своей деятельности органам управления банка в соответствии с его учредительными документами и положением банка о службе внутреннего контроля.
Руководитель службы внутреннего контроля назначается и освобождается от должности органом управления банка. Порядок назначения и освобождения от должности руководителя службы внутреннего контроля должен обеспечить его независимость от исполнительного органа банка.
Руководитель
службы внутреннего контроля должен
иметь высшее экономическое или
юридическое образование и стаж
работы в подразделении кредитной
организации на ответственных участках,
связанных с принятием
Сотрудники
службы внутреннего контроля должны
иметь высшее образование, соответствующее
характеру выполняемых ими
Службе
внутреннего контроля и ее сотрудникам
предоставляются необходимые
3.2.
Сущность планирования
Под планированием деятельности банка следует понимать формулирование политик банка на предстоящий период развития и определение системы практических мер, необходимых для их реализации, в форме составления обобщающего концептуального документа, трактующего деятельность банка по отдельным ее направлениям. Планирование в широком смысле представляет собой процесс принятия и организации выполнения управленческих решений, связанных с будущими событиями, на основе их систематической подготовки, включающей мониторинг и анализ результатов выполнения ранее принятых планов, оценку постоянно изменяющейся рыночной ситуации, изучения потребностей реальных и потенциальных клиентов банка и стратегических задач, которые учредители ставят перед банковской организацией. Планирование в узком смысле можно определить как систематическую подготовку решений, связанных с будущим банковской организации. /12/
Планирование должно распространяться на все объекты банковского управления, т.е. на все сферы деятельности банка, на все осуществляющиеся в нем процессы или отношения либо на те из них, в отношении которых такая необходимость признана более настоятельной. При этом продолжительность планового периода не имеет жестких ограничений и может определяться каждым банком самостоятельно.
Руководителям банков постоянно приходится решать целый ряд сложнейших задач, среди которых:
В
теории банковского менеджмента
упоминаются самые
По кругу и уровню детализации определяемых задач и плановых показателей можно выделить следующие виды планирования:
Таким образом, все виды банковского планирования тесно связаны между собой. Кроме этого все этапы должны опираться на мониторинг и анализ внутреннего состояния банка и состояния окружающей среды для того, чтобы выдвигаемые задачи и планы были адекватны их требованиям и ограничениям.
Планирование
решает задачи определения общих
и частных целей развития банка и конкретных
путей их реализации на различных уровнях
детализации и временных отрезках его
деятельности. Такая работа предполагает
своевременное предвидение перемен, приспособление
к ним и контроль за процессом, постоянное
укрепление своих сильных сторон, реализацию
вновь открывающихся возможностей, минимизацию
рисков, ликвидацию внутренних слабостей,
устранение опасных ситуаций и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Банковский менеджмент охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области банковских финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе и банков. Банковский менеджмент призван, не просто кредитовать ту или иную программу, но и следить за расходованием кредитов, особенно льготных, на заявленные цели, их своевременным возвратом.
Цель
банковского менеджмента - организационное
обеспечение получения прибыли
от предпринимательской
Высоким фактором финансовой устойчивости и высокой кредитоспособности банков является качество менеджмента. Управление банком можно подразделить на три сферы. Первая охватывает вопросы, связанные с организацией и управлением экономическими процессами, находящимися в компетенции банка; вторая - с организацией и управлением банковским персоналом; третья - с организацией и управлением информационными потоками.
Наиболее ответственной частью банковского управления является планирование, в процессе которого вырабатывается банковская политика, определяющая действия на перспективу.
В рамках управления персоналом в банковском менеджменте решаются следующие вопросы: