Банковский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. Банковский менеджмент — это совокупность принципов, методов и технологий управления коммерческим банком с целью удержания конкурентных преимуществ, повышения прибыльности банка при условии соблюдения надежности и ликвидности. Банковский менеджмент характеризуется иерархичностью, системностью, устойчивостью и мобильностью, экономичностью и эффективностью. Банковский менеджмент обеспечивает согласование целей, возможностей банка и интересов его персонала.

Актуальность темы определяется тем, что качественное управление - главная составляющая прибыльной и надежной работы банка. Качество банковского менеджмента означает успех или провал банка в трудное время.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО

МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Характеристика исследуемого объекта 6

1.2. Понятие, содержание, функции банковского 14

менеджмента

1.3. Использование информации в системе банковского 20

менеджмента

2. ВИДЫ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 25

3. ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ

БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

3.1 Цели и задачи контроля 28

3.2 Сущность планирования 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

ПРИЛОЖЕНИЯ 43

ПРИЛОЖЕНИЕ А: Структура управления ЗАО «Банк Русский Стандарт» 44

ПРИЛОЖЕНИЕ Б: Бухгалтерский баланс 45

ПРИЛОЖЕНИЕ В: Отчет о прибылях и убытках 46

ПРИЛОЖЕНИЕ Г: Отчет об уровне достаточности капитала, величине 47

Резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов

на 1 октября 2009г.

Файлы: 1 файл

банк.мен..doc

— 781.00 Кб (Скачать)

     Система внутреннего контроля является инструментом реализации стратегических планов развития банка и контроля над текущим состоянием кредитной организации и выступает одним из основных элементов банковского менеджмента. Внутренний контроль определяется специалистами как система проверок и измерений, созданная банковским менеджментом с целью минимизировать потери, возникающие в результате ошибок и нарушений, допущенных персоналом банка.

     Внутренний  контроль банка представляет собой систему методов организации и координации мер, принятых кредитной организацией для защиты своих активов, соблюдения управленческой политики, проверки достоверности бухгалтерской и финансовой отчетности и обеспечения эффективной работы.

     Система внутреннего контроля состоит из следующих составляющих элементов:

  • административный контроль, который базируется на плане организации работ, процедурах и ведении документации, связанной с предоставлением персоналу полномочий на совершение сделок и других операций с активами;
  • контроль за денежными потоками, отражающими состояние ликвидности, концентрацию рисков банковской деятельности;
  • финансовый контроль, который базируется на ведении документации, связанной с функцией защиты активов и обеспечения достоверности финансовой отчетности;
  • контроль за результатами деятельности, который базируется на ведении документации, связанной с контролем за плановыми и фактическими показателями себестоимости банковских продуктов и их рентабельностью.

     Законом Российской Федерации “О банках и  банковской деятельности” (ст. 24) установлено, что кредитная организация обязана организовать внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень надежности, соответствующей характеру и масштабам проводимых операций.

     Центральный банк Российской Федерации в соответствии с федеральными законами “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”, “О банках и банковской деятельности”, “О рынке ценных бумаг” разработал Положение об организации внутреннего контроля в банках, которое определяет общий для всех банков порядок организации системы внутреннего контроля. /1/

     В качестве основной цели внутреннего контроля Банком России определена зашита интересов инвесторов, банков и их клиентов путем контроля за соблюдением сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности, урегулирования конфликтов интересов, обеспечения надлежащего уровня надежности, соответствующего характеру и масштабам проводимых банком операций и минимизации рисков банковской деятельности. /2/

     Основной  задачей внутреннего контроля является минимизация рисков банковской деятельности и достижение запланированного уровня надежности и устойчивости банка.

     В соответствии с определенными Банком России конкретными целями, стоящими перед системой внутреннего контроля, управленческий персонал службы внутреннего контроля решает следующие конкретные задачи: /19/

  • контролирует выполнение персоналом банка требований федерального законодательства и нормативных актов Банка России;
  • обеспечивает соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии любых решений, затрагивающих интересы банка, его собственников и клиентов;
  • принимает своевременные и эффективные решения, направленные на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка;
  • обеспечивает выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности;
  • контролирует сохранность активов (имущества) банка.

     Служба  внутреннего контроля обязана также  наблюдать и проверять постановку бухгалтерского учета в банке  с тем, чтобы обеспечить адекватное отражение операций банка в учете и надлежащее состояние отчетности, позволяющее получать адекватную информацию о деятельности банка и связанных с ней рисках.

     Управленческий  персонал службы внутреннего контроля решает также конкретные задачи по организации эффективного функционирования внутреннего аудита банка, вопросы взаимодействия с внешними аудиторами, органами государственного регулирования и надзора по вопросам пруденциальной деятельности, достоверности учета и отчетности, предупреждения и устранения нарушений сотрудниками банка законодательства, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности.

     Организация внутреннего контроля в банках должна строиться на следующих основополагающих принципах:

  • открытость всех организационных структур и подразделений банка для контрольных процедур;
  • осуществление постоянного контроля за рисками банковской деятельности и их концентрацией;
  • разделение обязанностей персонала таким образом, чтобы ни одно должностное лицо не отвечало за выполнение операции в целом;
  • проверка работы каждого должностного лица другим лицом без дублирования ранее произведенных процедур;
  • осуществление постоянного контроля за физическим доступом к активам и документам банка.

     Система внутреннего контроля организуется органами управления банка в соответствии с его учредительными документами. В целях постоянного мониторинга за процессом функционирования системы внутреннего контроля, выявления и анализа проблем, связанных с ее функционированием, создается служба внутреннего контроля. Она должна отвечать требованиям Центрального банка РФ, и осуществляет деятельность на основании устава банка и внутреннего положения о службе внутреннего контроля, утверждаемого Советом директоров банка. Численность службы внутреннего контроля определяется руководителем банка в зависимости от размеров банка, сложности выполняемых операций.

     Служба  внутреннего контроля подотчетна в  своей деятельности органам управления банка в соответствии с его  учредительными документами и положением банка о службе внутреннего контроля.

     Руководитель  службы внутреннего контроля назначается  и освобождается от должности  органом управления банка. Порядок  назначения и освобождения от должности  руководителя службы внутреннего контроля должен обеспечить его независимость от исполнительного органа банка.

     Руководитель  службы внутреннего контроля должен иметь высшее экономическое или  юридическое образование и стаж работы в подразделении кредитной  организации на ответственных участках, связанных с принятием кредитной  организацией рисков, анализом или защитой от рисков, в общей сложности не менее трех лет.

     Сотрудники  службы внутреннего контроля должны иметь высшее образование, соответствующее  характеру выполняемых ими функций, и обладать необходимыми профессиональными  навыками и квалификацией. Все сотрудники в службе внутреннего контроля не вправе исполнять другие обязанности в банке.

     Службе  внутреннего контроля и ее сотрудникам  предоставляются необходимые права  для осуществления контроля. В  частности, они имеют право получать от руководителей и уполномоченных ими сотрудников необходимые для проведения проверок документы. К этим документам относятся бухгалтерские, учетно-отчетные и денежно-расчетные документы, документы, связанные с компьютерным обеспечением деятельности банка, а также приказы и другие распорядительные документы, изданные руководством банка. 

     3.2. Сущность планирования 

      Под планированием деятельности банка следует понимать формулирование политик банка на предстоящий период развития и определение системы практических мер, необходимых для их реализации, в форме составления обобщающего концептуального документа, трактующего деятельность банка по отдельным ее направлениям. Планирование в широком смысле представляет собой процесс принятия и организации выполнения управленческих решений, связанных с будущими событиями, на основе их систематической подготовки, включающей мониторинг и анализ результатов выполнения ранее принятых планов, оценку постоянно изменяющейся рыночной ситуации, изучения потребностей реальных и потенциальных клиентов банка и стратегических задач, которые учредители ставят перед банковской организацией. Планирование в узком смысле можно определить как систематическую подготовку решений, связанных с будущим банковской организации. /12/

      Планирование должно распространяться на все объекты банковского управления, т.е. на все сферы деятельности банка, на все осуществляющиеся в нем процессы или отношения либо на те из них, в отношении которых такая необходимость признана более настоятельной. При этом продолжительность планового периода не имеет жестких ограничений и может определяться каждым банком самостоятельно.

      Руководителям банков постоянно приходится решать целый ряд сложнейших задач, среди  которых:

  • определение приоритетов деятельности и выбор секторов финансового рынка, позволяющих банку оптимально использовать свой кадровый и клиентский потенциал, а также портфель банковских продуктов;
  • определение процентных ставок, обеспечивающих достаточную маржу;
  • размещение свободных ресурсов, которое учитывало бы специфику пассивов, их стоимость, срочность, позволяло бы соблюдать определенные требования по части ликвидности, ограничения по рискам;
  • определение тактики поведения на рынках, использование свободных ресурсов для проведения спекулятивных операций с ценными бумагами, валютными ценностями и т.д.;
  • управление рисками, их хеджирование;
  • управление персоналом и филиалами, определение лимитов проводимых ими операций и т.д. Для качественного решения этих задач необходимо рационально организованное планирование.

     В теории банковского менеджмента  упоминаются самые разнообразные  виды планирования: стратегическое, маркетинговое, текущее, тактическое, оперативное, финансовое, планирование персонала, составление  сметы расходов банка и т.д. Причем разные авторы часто неоднозначно трактуют тот или иной термин, смешивая разработку стратегии и бизнес-плана, бизнес-плана и финансового плана, финансового плана и сметы расходов банка, отождествляя или противопоставляя друг другу оперативное, текущее и тактическое планирование и т.д. Определим перечень, границы и сферы пересечения различных видов банковского планирования, которые необходимы для нашего изложения.

     По  кругу и уровню детализации определяемых задач и плановых показателей  можно выделить следующие виды планирования:

  1. Планирование стратегии банка, предполагающее определение миссии банка, его целей и задач, приоритетов перспективного развития. Планирование стратегии должно стать исходной точкой для плана маркетинга и бизнес-планирования, так как оно призвано определить те рынки банковских услуг, круг клиентов, виды деятельности, которым отдают предпочтение учредители кредитной организации. Стратегия разрабатывается, как правило, на достаточно длительный период (5-10 лет), но может уточняться в зависимости от внешних и внутренних условий, выявленных в процессе составления плана маркетинга и при бизнес-планировании. Поэтому стандартное описание этих процессов начинается с этапа целеполагания;
  2. Маркетинговое планирование нацелено, прежде всего, на разработку конкурентосопособных банковских продуктов и услуг. Однако, оно не будет завершено, пока не будет проведена детальная оценка тех затрат прибыли или капитала, которые необходимы для продвижения перспективных услуг на рынок или для расширения сферы распространения старых продуктов. /17/ Данные расчеты должны обязательно учитываться при составлении финансового плана, а бизнес-план должен учесть те изменения, которые произойдут в перспективе в структуре и эффективности проводимых операций в результате реализации плана маркетинга;
  3. Бизнес-планирование, призванное определить оптимальные пути реализации провозглашенной стратегии и увязать ее во времени с существующим потенциалом банка и его маркетинговыми возможностями. План маркетинга по сути является одним из этапов бизнес-планирования, нацеленным на определение конкурентной позиции банка, его сильными и слабыми сторонами и разработку продуктов и услуг, которые бы позволили ему укрепить эту позицию и завоевать новые рынки и новых клиентов;
  4. Планирование текущей деятельности - корректировка набора плановых показателей и индикаторов, определяемых бизнес-планом. Текущий план может затронуть и план маркетинга, когда банк из-за ограниченности внутреннего потенциала или из-за изменений внешних условий корректирует свою политику внедрения новых продуктов и услуг или изменяет объем своего присутствия на определенных рынках;
  5. Финансовое планирование - целью которого является оценка финансовых результатов, ожидаемых при выполнении того или иного варианта бизнес-плана или текущего плана и построение прогнозного баланса банка. Финансовый планирование является составной частью и завершающим этапом любого вида планирования в том смысле, что план всегда должен прорабатываться таким образом, чтобы определить, а как его исполнение повлияет на конечные финансовые результаты, налоги и на использование прибыли банка, а также на его баланс и выполнение обязательных экономических нормативов и внутренних лимитов банка. Прежде всего финансовый план завершает составление бизнес-плана и плана маркетинга и корректируется в процессе текущего планирования;
  6. Составление сметы расходов и использования прибыли банка, затрагивающее вопросы определения объемов накладных расходов банка и необходимых затрат капитала на новые программы или проекты. Это один из этапов построения финансового плана, который кроме показателей сметы должен определить также объемы доходов и расходов от проводимых операций банка. Смета составляется в процессе бизнес-планирования и корректируется в процессе текущего планирования;
  7. Оперативное планирование призвано обеспечить корректировку текущих позиций банка в соответствии с установленными в процессе бизнес-планирования лимитами и ориентировочной структурой операций, определенной плановым балансом. На этом же этапе принимаются решения о конкретных процентных ставках по операциям на основе принципов процентной политики, описанных в бизнес-плане;
  8. Структурирование организации и планирование персонала, которые обязаны определить систему полномочий и ответственности за выполнение плановых показателей, обеспечить оперативное взаимодействие подразделений банка в процессе выполнения плана и сформировать персонал необходимой квалификации для решения перспективных и текущих задач банка.

     Таким образом, все виды банковского планирования тесно связаны между собой. Кроме этого все этапы должны опираться на мониторинг и анализ внутреннего состояния банка и состояния окружающей среды для того, чтобы выдвигаемые задачи и планы были адекватны их требованиям и ограничениям.

     Планирование  решает задачи определения общих  и частных целей развития банка и конкретных путей их реализации на различных уровнях детализации и временных отрезках его деятельности. Такая работа предполагает своевременное предвидение перемен, приспособление к ним и контроль за процессом, постоянное укрепление своих сильных сторон, реализацию вновь открывающихся возможностей, минимизацию рисков, ликвидацию внутренних слабостей, устранение опасных ситуаций и т.д. 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Банковский  менеджмент охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области банковских финансов с целью повышения конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, в том числе и банков. Банковский менеджмент призван, не просто кредитовать ту или иную программу, но и следить за расходованием кредитов, особенно льготных, на заявленные цели, их своевременным возвратом.

     Цель  банковского менеджмента - организационное  обеспечение получения прибыли  от предпринимательской деятельности банка. Банковский менеджмент в современной  России находится в стадии становления и развития.

     Высоким фактором финансовой устойчивости и  высокой кредитоспособности банков является качество менеджмента. Управление банком можно подразделить на три  сферы. Первая охватывает вопросы, связанные  с организацией и управлением  экономическими процессами, находящимися в компетенции банка; вторая - с организацией и управлением банковским персоналом; третья - с организацией и управлением информационными потоками.

     Наиболее  ответственной частью банковского  управления является планирование, в  процессе которого вырабатывается банковская политика, определяющая действия на перспективу.

     В рамках управления персоналом в банковском менеджменте решаются следующие  вопросы:

  • подбор банковских кадров;
  • обучение и переподготовка менеджеров и служащих;
  • мотивация банковского персонала;
  • система оплаты труда;
  • оценка качества управления.

Информация о работе Банковский менеджмент