Банковский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. Банковский менеджмент — это совокупность принципов, методов и технологий управления коммерческим банком с целью удержания конкурентных преимуществ, повышения прибыльности банка при условии соблюдения надежности и ликвидности. Банковский менеджмент характеризуется иерархичностью, системностью, устойчивостью и мобильностью, экономичностью и эффективностью. Банковский менеджмент обеспечивает согласование целей, возможностей банка и интересов его персонала.

Актуальность темы определяется тем, что качественное управление - главная составляющая прибыльной и надежной работы банка. Качество банковского менеджмента означает успех или провал банка в трудное время.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО

МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Характеристика исследуемого объекта 6

1.2. Понятие, содержание, функции банковского 14

менеджмента

1.3. Использование информации в системе банковского 20

менеджмента

2. ВИДЫ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 25

3. ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ

БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

3.1 Цели и задачи контроля 28

3.2 Сущность планирования 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

ПРИЛОЖЕНИЯ 43

ПРИЛОЖЕНИЕ А: Структура управления ЗАО «Банк Русский Стандарт» 44

ПРИЛОЖЕНИЕ Б: Бухгалтерский баланс 45

ПРИЛОЖЕНИЕ В: Отчет о прибылях и убытках 46

ПРИЛОЖЕНИЕ Г: Отчет об уровне достаточности капитала, величине 47

Резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов

на 1 октября 2009г.

Файлы: 1 файл

банк.мен..doc

— 781.00 Кб (Скачать)

     4. Информация от контрагентов клиентов  банка представляет собой ряд  достаточно важных фактов о  взаимоотношениях потенциальных  и реальных клиентов банка  с физическими и юридическими  лицами, вступавшими с ними в деловые контакты. Эти контакты могли носить достаточно разнообразный характер, соответственно и сведения о них имеют банка различное значение:

     Этот  информационный канал приобретает  особое значение как поставщик необходимой  информации о новых клиентах банка, кредитная история которых только начинается, однако его активизация достаточно проблематична, ибо требует нормативной регламентации и значительных организационных усилий.

     5. Публикации официальных организаций  и служб управления, надзора и регулирования содержат не только ряд нормативных указаний, требований, нормативов и ограничений, которыми должен руководствоваться банк в своей деятельности, но и (для России пока в перспективе) сведения о банках, нарушивших те или иные требования надзора, не выполняющих своих обязательств, не обеспечивающих прибыльную работу, или о фирмах с сомнительной репутацией, контакты с которыми для банка сопряжены с повышенными рисками. К такого рода документам прежде всего относятся публикации Центрального банка, комитетов и комиссий Думы, налоговых органов (инспекции и полиция), судов и арбитража органов безопасности, органов статистики.

     6. Специализированные информационно-аналитические  службы и бюро. Они осуществляют  профессиональную коммерческую  деятельность в виде сбора, постоянного мониторинга, группировки, анализа, ранжирования достаточно полного комплекса данных об основных предпринимательских структурах — реальных, а главное, потенциальных клиентах банков. Целью их работы является подготовка и реализация заинтересованным лицам различных видов информационных продуктов. Документы обычно содержат как общие сведения о фирме (адрес, краткая история, виды деятельности, информация о владельцах и руководителях, филиалы и дочерние фирмы и т.д.), так и данные о специализации и направлении реализации продукта. Однако отечественные информационно-аналитические фирмы и агентства более интересны для клиентов, чем для банков, поскольку анализируют только элементы кредитной системы.

     7. Современные российские средства  массовой информации и рекламы  представляют собой один из  наиболее легкодоступных, нерегламентируемых, но очень низких по качеству каналов информации. Поступающие сведения в массе своей противоречивы, субъективны, коммерциализированы и для обоснования банковских решений не подходят, хотя как общий фон обстановки и как дополнительные данные для сравнительного анализа могут найти применение.

     8. Общественные организаций и общества (потребителей, обманутых вкладчиков  и т.д.) — сравнительно «молодой»,  но достаточно мощно начинающий  работать в России информационный  канал. На начальном этапе своей деятельности он накапливал и широко распространял информацию о реально, а иногда и потенциально «проблемных» банках, фирмах и компаниях, где преобладал мошеннический, слабый в профессиональном отношении или чрезмерно рискованный менеджмент. Целью этой деятельности было предупредить потенциальных клиентов об опасности контактов с «проблемными» структурами, а реальных клиентов — о необходимости скорейшего разрыва с ними. Для ряда российских банков это послужило источником мощного риска ликвидности. В дальнейшем отдельные общественные организации перешли к разработке, составлению и размещению в средствах массовой информации рейтингов банков и фирм, внеся тем самым свою лепту в эту широко распространенную сейчас деятельность. Для банков большое значение может играть даже не качество, а само наличие негативной информации: так, ряд неблагоприятных событий (массовые факты мошенничества и краха банков и различных финансовых компаний) довольно значительно подорвал доверие клиентов к кредитной системе России.

     В условиях жесткой конкуренции современный коммерческий банк вынужден постоянно бороться за своих клиентов и их ресурсы, предлагать новые банковские продукты и услуги, которые обеспечили бы ему и его клиентам необходимую прибыль, при этом демонстрируя всем свою надежность, стабильность и способность очень быстро реагировать на неожиданные изменения рыночной конъюнктуры. Все это заставляет банк хеджировать риски, возникающие в процессе его деятельности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ВИДЫ  БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА
 

     Большие объемы и значительное разнообразие проводимых операций, необходимость их согласования для оптимизации получаемой конечной прибыли предъявляют жесткие требования к качеству банковского менеджмента и его основным составляющим: /13/

  • Стратегическому (общему) менеджменту;
  • финансовому менеджменту;
  • организации.

     Одной из составных частей банковского  менеджмента является стратегический (общий) менеджмент банка.

     Стратегический  (общий) менеджмент включает определение общей концепции развития кредитной организации, постановку целей и конкретных задач деятельности, разработку мероприятий по реализации поставленных целей, формирование оптимальной организационной структуры банка как фактора организации эффективной деятельности банка. /14/

     Цель  стратегического управления – внедрение новых и развитие перспективных направлений деятельности и банковских продуктов так, чтобы они способствовали росту объема операций, приумножали доходы и увеличивали рыночную стоимость акций.

     Стратегическое  управление, таким образом, заключается в определении целей, превращение общих целей в конкретные направления работы, анализе сильных и слабых сторон, составлении и контроле выполнения планов в различных ситуациях. Это управленческий процесс, обеспечивающий соответствие между целями банка и имеющимися у него ресурсами в условиях постоянно изменяющейся рыночной обстановки и системы регулирования.

     Для грамотного и последовательного  осуществления стратегического  менеджмента необходимо четко сформулировать основные задачи этого процесса:

  1. Система стратегического менеджмента решает задачу планомерного развития организации, что достигается путем ее неуклонного приближения кредитной организации к тем целям, которые она ставит перед собой. Это дает положительную динамику развития и конкурентоспособности: ведь ресурсы и силы не распыляются на все сразу, а сосредотачиваются на принципиальных для достижения цели позициях;
  2. система стратегического менеджмента позволяет снизить риски влияния внешней среды, поскольку обеспечивает регламентацию действий в разного рода неожиданных ситуациях и позволяет в случае их возникновения действовать по заранее составленному плану, незначительно корректируя его в соответствии со сложившимися обстоятельствами.

     Финансовый  менеджмент – это вид профессиональной деятельности по формированию управляющих воздействий на организационно-хозяйственную систему и принятию рациональных решений в условиях неопределенности и многокритериальное выбора в целях реализации стратегии и тактики финансового обеспечения коммерческой деятельности, позволяющих управлять денежными потоками и находить оптимальные финансовые решения, - выступает в качестве звена, связывающего экономические интересы клиента банка, банковского и клиентского менеджмента. /11/

     Содержанием финансового менеджмента банка  является разработка и реализация экономической политики кредитной организации, управление ее капиталом, активами и пассивами, ликвидностью, доходностью, банковскими рисками, направленными на выполнении функций банка и достижение им цели своей деятельности - извлечение прибыли.

     Посредством финансового менеджмента руководство  коммерческого банка решает следующие  задачи: /18/

  • формирование собственных и привлеченных (заемных) денежных ресурсов, необходимых для осуществления банковской деятельности;
  • рациональное размещение денежных ресурсов в целях получения прибыли;
  • максимизация доходов и минимизация расходов, связанных с деятельностью банка;
  • регулирование проходящих через банк (включая его филиалы и отделения) денежных потоков;
  • минимизация банковских рисков;
  • обеспечение ликвидности банка;
  • другие задачи по оптимизации экономических результатов деятельности банка.

     Организация - это распределение и координация трудовых функций, необходимых для достижения поставленной цели. Организация как функция управления обеспечивает упорядочение технической, экономической, социально-психологической и правовой сторон деятельности управляемой системы на всех ее иерархических уровнях. В частности она должна определить организационную структуру банка с распределением полномочий и ответственности сотрудников на всех уровнях, организовать прямые и обратные связи, предполагающие возможность оценки результатов выполнения распоряжений, отдаваемых вышестоящими инстанциями, и изменения ранее определенных заданий в зависимости от текущей и прогнозируемой рыночной ситуации. Для этого изначально на административном уровне, на информационном уровне, на методологическом уровне, на уровне технологии выполнения отдельных операций и их отражения в учете должен быть закреплен такой порядок деятельности банка, при котором реализуется стандартный управленческий цикл: планирование - выполнение плана - контроль - планирование - и т.д.  

     3. ПЛАНИРОВАНИЕ И  КОНТРОЛЬ  В СИСТЕМЕ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 
 

     3.1. Цели и задачи контроля 
 

     Контроль - предполагает определение и документирование фактических показателей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности. К контролю также относится проверка допустимости исходных предпосылок, анализ вероятных отклонений от запланированных показателей и контроль методической и содержательной согласованности планового процесса.

     Главный смысл контроля - создание гарантий выполнения планов и общее повышений эффективности управленческого процесса.

     Наиболее  обобщенно основные задачи, стоящие перед всеми системами банковского надзора для всей его иерархической структуры, могут быть сформулированы следующим образом: /9/

  1. поддержать и гарантировать “здоровье” банковского сектора как одного из базовых факторов, способствующих экономическому росту страны и повышающих стабильность его экономики;
  2. защищать законные и целесообразные интересы клиентов банков, прежде всего вкладчиков, разместивших свои средства в банках, и инвесторов, вложивших средства в банковские долговые инструменты. Необходимость такой защиты определяется тем, что далеко не все вкладчики могут собрать и проанализировать необходимую информацию для оценки риска банка, а ведь потеря доверия вкладчиков к конкретному банку может привести к их недоверию ко всей банковской системе. Разнообразие и разнонаправленность зада, стоящих перед банковским надзором, конкретизируется кругом целее, определяющих направления банковской деятельности. Более конкретно эти цели могут быть выделены и сформулированы следующим образом:
    • цели стабилизации – определить и сохранить благоприятные тенденции, проявляющиеся на различных этапах развития и деятельности банков и кредитных учреждений (расширение и комплектация банковских продуктов, нацеленность банковской политики на партнерские отношения с клиентами и т.д.);
    • цели стимуляции – простимулировать, подкрепить деятельность отдельных типов и видов банков и финансовых учреждений, отдельных направлений банковской деятельности или банковских сделок, отраслевых, географических или социальных составляющих качественных характеристик банковских продуктов (стимуляция инновационной специализации банков, долгосрочного кредитования и инвестиций, финансирования банками конверсионных программ и т.д.);
    • цели нейтрализации – защитить кредитную систему (банки и кредитные учреждения) от неблагоприятных внешних и макроэкономических объектов и воздействий (мероприятия по поддержке национальных валют, антиинфляционные меры, жесткий отбор и ограничения деятельности допускаемых на национальный рынок внешних конкурентов и т.д.);
    • цели поддержки и восстановления – поддержать конкретные банки или группы банков или кредитных учреждений в экстремальных критических случаях, вызванных объективными причинами или политическими и макроэкономическими, а также внешними факторами.

Информация о работе Банковский менеджмент