Банковский менеджмент

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2010 в 18:06, курсовая работа

Краткое описание

Банковский менеджмент, как особая сфера управления, возникает лишь в условиях развитой рыночной экономики. Банковский менеджмент — это совокупность принципов, методов и технологий управления коммерческим банком с целью удержания конкурентных преимуществ, повышения прибыльности банка при условии соблюдения надежности и ликвидности. Банковский менеджмент характеризуется иерархичностью, системностью, устойчивостью и мобильностью, экономичностью и эффективностью. Банковский менеджмент обеспечивает согласование целей, возможностей банка и интересов его персонала.

Актуальность темы определяется тем, что качественное управление - главная составляющая прибыльной и надежной работы банка. Качество банковского менеджмента означает успех или провал банка в трудное время.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО

МЕНЕДЖМЕНТА

1.1. Характеристика исследуемого объекта 6

1.2. Понятие, содержание, функции банковского 14

менеджмента

1.3. Использование информации в системе банковского 20

менеджмента

2. ВИДЫ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 25

3. ПЛАНИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ В СИСТЕМЕ

БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

3.1 Цели и задачи контроля 28

3.2 Сущность планирования 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 41

ПРИЛОЖЕНИЯ 43

ПРИЛОЖЕНИЕ А: Структура управления ЗАО «Банк Русский Стандарт» 44

ПРИЛОЖЕНИЕ Б: Бухгалтерский баланс 45

ПРИЛОЖЕНИЕ В: Отчет о прибылях и убытках 46

ПРИЛОЖЕНИЕ Г: Отчет об уровне достаточности капитала, величине 47

Резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов

на 1 октября 2009г.

Файлы: 1 файл

банк.мен..doc

— 781.00 Кб (Скачать)

     д) в области продвижения персонала.

     2. Банковский маркетинг

     1) Установление существующих и  потенциальных рынков банковских услуг;

     2) Выбор конкретных рынков и выявление потребностей банковской клиентуры;

     3) Установление долго- и краткосрочных целей для развития существующих и создания новых видов банковских 
услуг;

     4) Внедрение новых видов услуг в практику и контроль банка за реализацией программ внедрения.

     3. Создание банковских продуктов

     1) Разработка методов изменения состояния, свойств, формы денежных средств в процессе деятельности банка для удовлетворения потребностей существующих и потенциальных клиентов банка;

     2) Внедрение новых банковских технологий обслуживания клиентов.

     4. Формирование клиентской базы банка, обслуживание клиентов, продажа услуг

     1) Укрепление позиций на освоенных  сегментах рынка банковских услуг  (кредитных, операционных, 
инвестиционных, трастовых) для привлеченных групп клиентов (хозяйствующие субъекты, государственные учреждения, 
физические лица);

     2) Завоевание новых рынков банковских услуг;

     3) Повышение конкурентоспособности,  расширение ресурсной базы банка,  создание дополнительных доходоприносящих денежных потоков;

     4) Получение прибыли.

     5. Экономика и финансы

  1. Приращение капитала;
  2. Управление прибылью и ликвидностью;
  3. Максимизация управленческого вознаграждения;
  4. Обеспечение стабильности развития банка;
  5. Обоснование финансовых решений;

     б)  Управление издержками банка.

     6. Информационно-аналитическое обеспечение

     1) Создание информационно-аналитической  системы планирования и реализации  финансовых операций.

     7. Администрирование

     1) Приведение организационной структуры  банка, классификации  и квалификации персонала в соответствие с выбранной стратегией  развития банка.

     Система банковского менеджмента, направленная на разработку управляющих воздействий, может быть представлена следующим  образом: /6/

  1. Программирование деятельности банка - формирование целевой программы исходя из схемы: "банковский продукт-клиент".
  2. Планирование деятельности банка - разработка количественных (критических) параметров, которые должны соответствовать программным целям кредитной организации. Критические параметры - размер собственного капитала, достаточность собственного капитала, допустимые параметры изменения во времени портфеля активных и пассивных операций, структура активных пассивных операций, мультиплицирующий эффект собственного капитала банка и т.д. -должны изменяться на интервале планирования деятельности.
  3. Информационно-аналитическое обеспечение - его основой являются первичные документы, регистрирующие конкретную операцию или сделку с банковской клиентурой. Именно сделка, но не бухгалтерская проводка, является первичной информационной ячейкой.
  4. Экономика и финансы - обоснование заданных нормативных ограничений на параметры деятельности банка и контроль за случайными факторами, которые могут привести к отклонению от заданной целевой программы, а также оценка степени выполнения программы банка.
  5. Технологии - разработка функционально-технологической документации, которая отражает потребности внешней среды, а также корреспонденция разработанной функционально-технологической документации с действующим регламентом банковских операций и услуг.
  6. Маркетинг - выявление потребностей внешней среды и мониторинг ее изменений.
  7. Контрольно-административная деятельность, которая включает обслуживание процессов оперативного сопровождения управляющих воздействий.
  8. Экспертиза и консультации - экспертиза, консультации и сопровождение направлений, связанных с управляющими воздействиями внешней среды.
  9. Обеспечение - материально-техническое и кадровое обеспечение.
  10. Паблик рилейшнс - информационно-исследовательское обеспечение, реклама и продвижение схемы" банковский продукт-клиент" на рынок.

     Таким образом, система банковского менеджмента, направленная на разработку управляющих  воздействий, охватывает основные параметры  банковской деятельности, не затрагивая изменений основополагающих банковских операций и услуг в процессе ее реализации. /5/

     Исходя  из особенностей банковской системы, основные принципы банковского менеджмента  можно сформулировать следующим образом:

  • разграничение функций между двумя уровнями банковской системы - Центральным банком и коммерческим банком;
  • сочетание экономических интересов коммерческого банка с требованиями государственной денежно-кредитной политики;
  • поднадзорность коммерческого банка Центральному банку;
  • минимизация банковских рисков.

     Цель  банковского менеджмента - организационное обеспечение получения прибыли от предпринимательской деятельности банка. Банковский менеджмент в современной России находится в стадии становления и развития. Основными направлениями этого процесса по мнению специалистов следует считать: /8/

  • совершенствование банковского менеджмента;
  • развитие стратегического направления;
  • развитие банковского маркетинга;
  • развитие аналитической работы по оценке платежеспособности, кредитоспособности, финансовой устойчивости клиентов;
  • хеджирование банковских рисков.

     Функции банковского менеджмента представляют собой виды управленческой деятельности, объединенные совокупностью специальных приемов и способов и соответствующей организацией работы и контролем деятельности. /4/ Выделяют следующие функции:

  • стратегическое планирование и планирование реализации стратегии;
  • организационное построение банка;
  • мотивация, стимулирование персонала;
  • учет, контроль, анализ, оценка исполнения и интерпретации результатов;
  • координация и регулирование процесса выполнения управленческих решений.

     План - это сложная социально-экономическая модель будущего состояния банка. Основные стадии процесса планирования универсальны для всех видов деятельности. Содержание планирования различно для разных уровней организации банка. Различают стратегическое, тактическое, оперативное и финансовое планирование. Вместе они образуют систему (бизнес-план) функционирования банка. Составной частью данной функции являются прогнозы развития банка.

     Функция организации обеспечивает упорядочение всех сторон деятельности банка (правовой, экономической, технологической, социально-психологической). В процессе реализации этой функции обеспечивается создание и сохранение взаимоотношений, видов деятельности, целей, прав, ролей и других факторов посредством разработки и использования соответствующих положений, инструкций, организационных схем, схем документооборота, организации внутренних и внешних связей и др.

     Функция мотивации основана на теориях ожидания, справедливости и модели мотивации. Цель мотивации - активизировать персонал банка, побуждать его к эффективному труду для выполнения поставленных целей В процессе ее реализации необходимо определить набор принципов, влияющих на поведение персонала.

     Функция контроля представляет собой непрерывный  процесс наблюдения, проверки, учета, анализа и регулирования разных видов деятельности банка в целях обеспечения обратной связи, которая, в свою очередь, призвана с изменением внешней и внутренней среды своевременно корректировать (регулировать) управление банком для достижения поставленных задач. Контроль призван обеспечить диагностику текущего состояния дел относительно избранных стандартов и критериев, ориентировать руководство в сложившейся ситуации, стимулировать работу персонала банка, адаптировать текущие планы к изменениям внешней и внутренней сферы деятельности.

     Функция координации и регулирования  обеспечивает непрерывность, бесперебойность процесса управления, согласованность работы всех подразделений банка путем установления эффективных коммуникационных связей между ними.

     Управление  банковской деятельностью — творческий процесс, который постоянно развивается и совершенствуется. Новым направлением менеджмента кредитно-финансовой организации стал менеджмент-аудит. Этот подход используется в рамках менеджмента и маркетинга и представляет собой исследование банковской деятельности в целях выявления направлений минимизации общебанковских расходов и разработки рекомендаций по изменению практики менеджмента. В процессе менеджмент-аудита уточняются актуальные проблемные области, узкие места, шансы и ограничения, риски и опасности. И главное — данная информация синтезируется для принятия конкретных управленческих решений. 

     1.3. Использование информации в системе банковского менеджмента 
 

     Необходимость в информации и организация процесса ее получения предполагают наличие, изучение и активизацию источников или каналов информации. В структуре банковского менеджмента формируются и используются следующие каналы информации, различающиеся по доступности, полноте, комплексности, подготовленности и качеству поставляемой информации. /15/

     1. Информация от клиентов банка,  представляется по их инициативе  или в соответствии с условиями  договоров. Это обычно базовые  данные о клиенте, цели проекта,  финансовом состоянии клиента,  предполагаемые характеристики жизненного цикла банковского продукта и т.д. Носители информации: анкеты и запросы клиентов, протоколы переговоров, финансовые отчеты и балансы, учредительские документы, технико-экономические расчеты и т.д. В некоторых банках перечень типового набора этих документов насчитывает до 20 — 25 позиций. Особое место занимают специальные справки и отчеты, составляемые клиентами и направляемые в банк в особых, критических случаях, предусмотренных в договорах. Качество информации этого канала достаточно высокое и напрямую связано с квалификацией персонала.

     2. Информация от клиентов банка,  представляется по инициативе  банка. Это различные дополнительные  данные по разнообразным направлениям, позволяющие сформировать адекватную  информационную базу для управления ходом реализации банковского продукта, особенно в сложных, проблемных ситуациях. В качестве носителей информации используются ответы на специальные запросы, протоколы телефонных переговоров, результаты личных посещений сотрудниками банков фирм, клиентов и т.д. Так же, как и в первом канале, качество информации находится в прямой зависимости от квалификации персонала менеджмента банка.

     3. Внутренняя банковская информация  как история взаимоотношений  с клиентами по реализации  банковских продуктов, особенно данные о проблемах и допущенных нарушениях, их причинах и частоте проявления. Источниками этого канала являются:

  • архивно-аналитическая банковская информация, досье клиентов;
  • заключения профессиональных консультационных служб;
  • данные отделов безопасности;
  • мониторинг клиентов.

     Качество  информации, формируемой в этом канале, может быть достаточно высоким и  часто играет решающую роль в процессе принятия решения (кредитного, инвестиционного  и т.д.), но зависит от глубины ретроспективы, причем информация негативного характера особенно ценна, положительная же ослабляет внимание и усыпляет бдительность менеджера, негативно влияет на его организованность и тщательность ведения досье; качество информации в данном канале также зависит от квалификации консультантов, компетентности и связей работников службы безопасности.

Информация о работе Банковский менеджмент