Банковский маркетинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 16:50, контрольная работа

Краткое описание

Банки, как и любой производитель (любое предприятие) являются самостоятельным юридическим лицом, производят и реализуют продукт (товар), специфический товар — услуги, получают свою прибыль и вообще осуществляют свою деятельность.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие банковского маркетинга……………………………………………..5

1.1 Основные концепции маркетинга…………………………………………..8
2. Сбыт и понятие банковского продукта…………………………………….9
1.3 Основные виды банковских продуктов и услуг……………………...........10

2. Стратегии маркетинга……………………………………………………….14
2.1 Разработка банковских услуг……………………………………………..16

2.2 Ценообразование……………………………………………………………17

3. Методы распространения банковских услуг………………………………20

3.1 Система стимулирования………………………………………………….21

3.2 Маркетинговая система информации…………………………………….26

Заключение……………………………………………………………………..28

Список используемой литературы…………………………………………….29

Файлы: 1 файл

банковское дело готовая.docx

— 70.92 Кб (Скачать)

     - Учёт коммерческих векселей и предоставление кредитов предприятиям. Учитывая коммерческие векселя, банки тем самым по существу предоставляют займы товаропроизводителям, которые продают банку долговые обязательства своих покупателей с целью быстрой мобилизации денежных средств. В настоящее время в западных странах такая практика продолжается, хотя оборот коммерческих векселей составляет всего 10–20% всех операций коммерческих банков.

     -     Сберегательные депозиты. В целях поиска дополнительных средств банки создают сберегательные депозиты. Сам депозит представляет собой банковский продукт, а его обслуживание — банковская услуга.

     -   Хранение ценностей. Хранение в банке ценностей своих клиентов (золото, ценные бумаги и др.) представляет собой услугу. При этом расписки или другие документы, удостоверяющие это хранение, представляют собой банковский продукт. Сегодня безопасным хранением ценностей клиента занимается в банке отдел аренды сейфов, который держит ценности клиентов под замком, пока клиенту не понадобится доступ к своей собственности.

     -    Кредиты правительства. Это приобретение банками краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных облигаций на сумму, составляющую определённую долю всех имеющихся в банке депозитов.

     - Депозиты до востребования (чековые счета). Наиболее важным банковским продуктом является открытие депозита до востребования — чекового счёта, который позволяет вкладчику подписывать переводные векселя в уплату за товары и услуги. Эти векселя банк обязан оплачивать немедленно.

     - Потребительский кредит. Этот вид банковских услуг получил широкое развитие в США, а затем в других западноевропейских странах после Второй мировой войны. Этими услугами пользуются в основном физические лица и мелкие предприниматели.

     -   Консультационные услуги. Банки традиционно консультируют своих клиентов по вопросам инвестиций, подготовки налоговых деклараций, ведения бухгалтерского учёта. Юридическим лицам оказываются услуги по проверке кредитоспособности их возможных контрагентов и помощь в оценке маркетинговых возможностей на рынке внутри страны и за рубежом.

     - Услуги по управлению потоками наличных денежных средств. Они заключаются в том, что банк принимает на себя инкассацию платежей и осуществляет выплаты по операциям фирмы, а также инвестирует избытки наличных денежных средств в краткосрочные ценные бумаги и кредиты, пока эти денежные средства не понадобятся клиенту.

     - Брокерские услуги по операциям с ценными бумагами. Банки осуществляют посреднические услуги по операциям с ценными бумагами, предоставляя своим клиентам возможность покупать акции, облигации и др. ценные бумаги без обращения к брокеру или дилеру, занимающемуся торговлей ценными бумагами.

     -   Инвестиционные банковские услуги. К ним относится андеррайтинг - гарантированное размещение или покупка новых ценных бумаг у их эмитентов и последующая их перепродажа другим покупателям с целью получения прибыли от такого акта купли–продажи.

     -   К инвестиционным услугам банков относятся также поиск наиболее привлекательных объектов для слияния, финансирование приобретений других компаний.

     - Страховые услуги. Долгое время банки занимались кредитным страхованием жизни клиентов, обеспечивая таким путём гарантированное погашение выданных ссуд в случае смерти или заболевания клиента. Банки, которые уже сегодня предлагают своим клиентам страховые полисы, действуют обычно через совместные предприятия или соглашения о франчайзинге, согласно которым страховая компания открывает в банке киоск по продаже страховых полисов. При этом банк получает определённую долю доходов от таких операций.

     - Финансовые услуги банка. Это новый вид банковских услуг, получивших наибольшее распространение в послевоенный период. Финансовые услуги включают трастовые, лизинговые и факторинговые, которые предоставляются различным клиентам, а также продажу пенсионных планов.

     Рассматривая  многообразие банковских продуктов  и услуг, следует отметить, что  их широкий спектр предлагается почти  всеми банками США, Европы, Японии и ряда других стран, и перечень этих услуг быстро растёт. В связи с  этим резко возросло значение маркетинговой  работы банка, содержание и цели которой  существенно изменились в последние  годы под влиянием усиливающейся  конкуренции на финансовых рынках. Также изменились отношения между  банками и клиентурой.

     Банковским  услугам присущи специфические  характеристики, которые должны быть учтены при разработке стратегии  маркетинга:

     1) неосязаемость услуг, их абстрактный характер;

     2) непостоянство качества услуг и неотделимость услуг от квалификации людей, их представляющих;

     3) несохраняемость услуг.

     Важное  значение имеет внешняя обстановка. Интерьер банка, освещение, офисная  мебель и стиль, цветы и прочие внешние элементы создают дополнительное качество оказываемых банком услуг.

     Особенности банковского продукта:

     1) оказание банковских услуг связано с использованием денег в различных формах (наличные, безналичные деньги и расчёты);

     2) нематериальные банковские услуги приобретают зримые черты посредством имущественных договорных отношений;

     3) большинство банковских услуг имеет протяжённость во времени: сделка, как правило, не ограничивается однократным актом, устанавливаются более или менее продолжительные связи клиента с банком.[5],[6]

 

     

     2. Стратегии маркетинга

 

     После определения структуры рынка  банк выбирает для себя ту или иную стратегию маркетинга.

     - Концентрированный маркетинг предполагает концентрацию на одном рыночном сегменте. При этом банк может сконцентрировать свои усилия на обслуживании одной группы потребителей. Этот метод широко используется при завоевании новых рынков. Преимущества данной стратегии состоят в относительной независимости от действий конкурентов, знание потребностей клиентов «своего» сегмента, целенаправленность рекламной кампании, стабильности доходов банка. К её недостаткам можно отнести преодоление борьбы конкурентов за привлекательный сегмент рынка на начальном этапе, концентрацию на нуждах определённого круга клиентов, что приводит к некоторой «однообразности» услуг, необходимость разработки дополнительных видов банковской продукции для удовлетворения и, по возможности. Предвосхищения запросов потребителей, поддержку постоянного контакта с клиентами.

     Другим  вариантом концентрированного маркетинга является удовлетворение одной потребности  всех групп потребителей. Выбор данного  направления характерен для вновь  образованных банков, которым необходимо выделиться из большого числа банковских учреждений. Основным элементом успеха в данном случае является удачный  выбор специализации, т.е. услуга, которая  была бы необходима широкому кругу  клиентов и давала бы преимущество перед конкурентами. Положительные  стороны данной стратегии состоят  в возможности более детального изучения потребностей клиентов на данный вид банковской продукции, наличии  практического опыта и, следовательно, оказании услуг на «высшем» по сравнению  с конкурентами уровне. Негативными  сторонами данного метода можно считать трудности поиска и разработки «своего» банковского продукта, который бы выгодно отличался от продуктов–аналогов, необходимость вести конкурентную борьбу с производителями аналогичных услуг и постоянно совершенствовать данный вид банковской продукции, подверженность колебаниям конъюнктуры рынка, большие затраты на рекламу, которая должна охватить широкие слои общества.

     - Дифференцированный маркетинг предполагает ориентацию банка на два или более различных рыночных сегмента. Преимущества данного метода в быстром приспособлении к ситуации на рынке, способность проводить ценовую политику в зависимости от возможностей различных клиентов, возможности при неудачах в каком–либо сегменте быстро переключить своё внимание на другие. Недостатками являются значительные затраты на маркетинг и постоянная конкурентная борьба за каждый рыночный сегмент.

     - Массовый, или дифференцированный маркетинг предполагает разработку единой программы для всех рыночных сегментов, т.е. предоставление услуг клиентам всех потребительских групп. Данный метод применяется в ситуации, когда рынок банковских услуг практически однороден. К преимуществам недифференцированного маркетинга относятся возможность широкого привлечения и обслуживания новых клиентов из различных сегментов, а также небольшие затраты на маркетинг. Недостатками являются наличие постоянной конкурентной борьбы, трудности с завоеванием лидирующего положения на рынке, проблемы с внедрением новой банковской продукции, способной удовлетворить запросы всех потребителей, сложности в выборе грамотных банковских сотрудников, способных оказывать широкий спектр услуг на должном уровне.[6]

     2.1 Разработка банковских услуг

 

     Основой создания и выпуска банковского  продукта является удовлетворение каких–либо потребностей клиентов, т.е. потребитель  приобретает не продукт как таковой, имеющий определенный набор свойств, а его способность удовлетворять  свою конкретную потребность. Таким  образом, для банка большое значение имеет предоставление реальной выгоды клиенту, приобретающему данный банковский продукт. Разрабатывая какую–либо услугу, банк определяет набор её свойств, позволяющих  удовлетворить определённую потребность  клиента.

     При планировании комплекса услуг банк учитывает не только потребности  клиента, но и жизненный цикл банковского  продукта, который проходит 4 этапа:

     ) внедрение банковского продукта;

     2) стадия роста сбыта; 

     3) стадия зрелости;

     4) стадия спада.

     Одной из задач банка является оптимизация  структуры существующих банковских продуктов, которая должна быть сбалансирована в отношении, как их рентабельности, так и их разнообразия, что позволит быстро реагировать на изменение  конъюнктуры рынка. Другая задача состоит  в определении оптимального сочетания  «старых» и «новых» банковских услуг, т.е. баланса между уже существующими  и только что разработанными банковскими  продуктами.

     Разработка  и внедрение новых банковских продуктов — одно из направлений  планирования комплекса услуг банка. В результате поиска идей новых продуктов  банк определяет для себя подходящие, затем разрабатывает замысел  выбранной идеи, т.е. конкретные мероприятия  по предоставлению данной услуги потребителю. Следующим этапом деятельности по разработке нового банковского продукта является анализ возможности банка по внедрению данной услуги с целью определения объёмов сбыта, затрат и соответственно предполагаемой прибыли. Определив свои возможности, банк начинает разработку нового продукта, а именно, конкретных действий по предоставлению данной услуги клиентам (подготовка нормативных документов, обучение сотрудников, оформление банковских операций, способы предложения данной услуги и коммуникационная стратегия, при необходимости — разработка компьютерных программ и т.д.). Испытание качеств новой услуги предполагает её предложение ограниченному кругу клиентов банка с целью проверки их реакции на данный банковский продукт. Если новая услуга действительно отвечает всем требованиям клиента, а также возможностям банка, банк предлагает её широкому кругу потенциальных и реальных клиентов.[3]

     2.2 Ценообразование 

     Одной из важнейших сторон маркетинговой  деятельности банка являются выбор  его ценовой политики. Прежде всего, руководство банка выбирает одну основную и (или) несколько альтернативных стратегий ценообразования в  зависимости от рейтинга самого банка, размер контролируемого им рынка  и конкретной ситуации экономико-политической конъюнктуры.

     При планировании комплекса услуг, как  новых, так и существующих, банк определяет и анализирует структуру затрат и, следовательно, их цену.

     Ценообразование является элементом комплекса маркетинга.

     Ценовая политика банка — установление цен  на различные банковские продукты и  их изменение в соответствии с  изменением рыночной конъюнктуры. Объектами ценовой политики банка являются процентные ставки, тарифы, комиссионные, премии, скидки, минимальный размер вклада.

     В маркетинговой деятельности банка  цена выполняет важную функцию: она  согласует интересы банка и клиентов.

     Процесс разработки ценовой стратегии банка  состоит из нескольких этапов.

     Прежде  всего, на основании стратегической программы определяются задачи стратегии  ценообразования. Для каждого банка  первостепенной является задача получения  максимальной прибыли. Однако в условиях конкуренции и изменении конъюнктуры  рынка данная задача может быть сформулирована по–другому, например, получение максимальной прибыли при удержании лидерства  на рынке. В данном случае банк преследует цели — установление максимально  возможных цен на свои продукты при  условии удержания лидирующего  положения в определённом рыночном сегменте, которое практически исключало  бы возможность конкуренции и  позволяло бы длительное время работать с достаточной прибылью.

Информация о работе Банковский маркетинг