Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 15:02, курсовая работа
Основная цель курсовой работы заключается в подробном анализе методики управления операционными рисками на современном этапе.
Поставленная цель работы предопределила ряд взаимосвязанных задач:
1. Проанализировать существующее понятие риска;
2. Определить сущность управления операционными рисками;
3. Рассмотреть и проанализировать современные тенденции управления операционными рисками в банковской деятельности;
4. На примере конкретной деятельности банка рассмотреть управление операционными рисками.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Определение понятия риска, основополагающий момент в методике
управления рисками 5
1.1 Банковские риски и их особая классификация 5
1.2 Процесс управление рисками 12
ГЛАВА 2. Методика и анализ управления операционными рисками, тенденции
развития 14
2.1 Организация риск-менеджмента в коммерческом банке 14
2.2 Операционные риски – анализ современных тенденции развития 23
ГЛАВА 3. Применение инструментов регулирования операционного риска на
примере «Балтийского Банка» 27
3.1 Краткая характеристика банка 27
3.2 Руководство по операционному риску «Балтийского банка» 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34
ПРИЛОЖЕНИЯ 35
Таблица 1
Матрица примеров оценки и использованных приемов минимизации рисков (в том
числе операционных) [9]
Величина банковских потерь |
Причины |
Оценка риска |
Принятые меры по ограничению риска |
Эффект |
1. 2. |
Идентификация и классификация потенциальных убытков помогает банку решить сразу несколько проблем. В частности, сбор информации на систематической основе позволяет: а) создать базу данных для будущих прогнозов банковских потерь, б) выявить наиболее слабые места в организации финансового посредника и выделить ключевые направления реорганизации его деятельности и, наконец, в) определить наиболее эффективные методы минимизации рисков.
Ключевыми способами ограничения банковских рисков принято считать
следующие:
. объединение риска - метод, направленный на снижение риска путем превращения случайных убытков в относительно небольшие постоянные издержки (данный метод лежит в основе страхования);
. распределение
риска - метод, при котором
риск вероятного ущерба делится
между участниками таким
. лимитирование - метод, предусматривающий разработку детальной стратегической документации (оперативных планов, инструкций и нормативных материалов), устанавливающей предельно допустимый уровень риска по каждому направлению деятельности банка, а также четкое распределение функций и ответственности банковского персонала;
. диверсификация - метод контроля риска за счет подбора активов, доходы по которым по возможности мало коррелируют между собой;
. хеджирование - балансирующая трансакция, нацеленная на минимизацию риска. Трансакции, хеджирующие отдельные позиции баланса, называются микрохеджированием, а иммунизирующие весь баланс финансового посредника - макрохеджированием. В тех случаях, когда подбор инструментов хеджирования осуществляется в рамках балансовых позиций (например, подбор активов и пассивов по длительности) метод хеджирования считается естественным.
Синтетические методы хеджирования предполагают использование внебалансовых видов деятельности: форвардные соглашения о будущей процентной ставке, финансовые фьючерсы, опционы и свопы. Новые подходы к ограничению банковских рисков открывают такие инновации, как:
. секьюритизация активов — эмиссия и последующая продажа ценных бумаг, обеспеченных банковскими активами;
. сегментация
и продажа кредитов —
Однако, имея возможность практически полностью иммунизировать себя от большинства эндогенных рисков, финансовый посредник стремится лишь снизить его до приемлемого уровня, повысив тем самым свою рентабельность. Комбинация таких факторов, как доходность банка, размер собственного капитала и уровень банковской задолженности, а также статистика средних ежегодных убытков и степень склонности управляющих банком к принятию риска, определяют тот уровень максимального совокупного
риска (или величину потерь), который банк способен финансировать самостоятельно. Он определяется (а) для каждого уровня потерь и (б) как средний ежегодный уровень, пересматривающийся ежегодно в зависимости от изменяющихся условий, и носит название “болевого порога”.
Основной целью
Ключевым внутренним источником является создание резервов. Внешние источники в основном подразумевают страхование, однако, в распоряжении банка есть и другие инструменты – кредитные линии, дополнительные заимствования и тому подобное. Определить достаточность финансовой защиты можно путем сопоставления максимальных поддающихся предвидению потерь (MFL) с тем объемом ресурсов, который могут обеспечить внутренние и внешние источники финансирования риска. Для повышения эффективности финансовой защиты банку следует регулярно проводить мониторинг предложений страхового рынка и стоимости предлагаемых вариантов, а также проводить сравнения по уровню принимаемого риска (за рубежом информацию, как правило, можно получить в органах банковского надзора) и издержкам на его страхование с практикой сопоставимых банков (например, Risk and Insurance Management Society and Tillinghast публикуют “Cost-of-Risk Survey”).
Банковская программа финансирования операционного риска должна быть составлена таким образом, чтобы обеспечить одновременно как стабильность покрытия рисков, так и минимизацию прямых издержек банковского риска. В соответствии с указанной целью перед банком стоят следующие задачи:
. удерживание риска в пределах финансовых возможностей банка,
определяемых текущими финансовыми ресурсами и степенью склонности
управляющих банком к принятию риска;
. использование внешних источников финансирования риска (таких как
страхование) с наименьшими издержками для защиты банка от “катастроф”;
. обеспечение
максимальной стабильности
операционных рисков.
Программа эффективного контроля за банковскими операционными рисками должна включать следующие положения:
. защита банка
и обеспечение безопасности
случаев, похищения и захвата заложников, разработка процедур на
различные
случаи форс-мажорных
. сохранение
собственности — мероприятия
финансового
посредника от физического
. контроль процесса обработки информации и операционного центра -
обеспечение конфиденциальности, быстроты и безошибочности работы;
. предупреждение и обнаружение потенциальных потерь от внутренних и
внешних преступлений;
. контроль обязательств по контрактам и соглашениям — юридические
консультации по условиям контракта (с учетом изменяющихся условий),
систематический мониторинг контрактов;
. контроль финансовых рисков;
. планирование бедствий и вероятных событий, наступление которых
невозможно
предсказать — разработка
кризисных ситуаций, включая сферу обработки информации.
Интересно, что в условиях действия противоречивой нормативно правовой базы и неадекватного налогообложения, многие финансовые посредники разрабатывают правила поведения собственного персонала в момент проведения проверок деятельности кредитной организации органами банковского надзора — центральным банком и налоговой инспекцией, — считая эту область одним из важнейших направлений контроля риска.[10]
Управление риском предусматривает создание стимулов для сокращения риска и издержек, основанных на сборе информации о всех потенциальных и реальных издержках на покрытие потерь и формировании системы штрафов и вознаграждений. Реализация систематического мониторинга эффективности различных программ контроля за рисками, помимо разработки стандартов для данных программ, должна включать также сбор и анализ информации о случаях неудовлетворительной их эффективности. Как правило, банк уже располагает внутренними подразделениями, в той или иной степени контролирующими и регулирующими банковские риски, — службами безопасности, внутреннего аудита и внутреннего контроля, однако, после сравнительного анализа роли и места этих подразделений в обеспечении жизнедеятельности финансового посредника становится ясной необходимость создания принципиально иной службы "быстрого реагирования", которая обеспечит банку большую устойчивость и существенные конкурентные преимущества. Новой структурной единицей, призванной заниматься вопросами оценки банковских рисков и выработкой стратегии и тактики управления рисками, может стать Комитет контроля рисков, на который возлагаются следующие задачи:
. разработка письменного
меморандума о политике
. осуществление контроля уровня принимаемого риска, установление
компромисса “рискованность - доходность”;
. определение “порога боли”;
. установление способов финансирования риска и постоянный мониторинг
соответствующих издержек;
. разработка вариантов и принятие решений по выходу из кризисных
ситуаций;
. анализ ситуаций и определение санкций против “провинившихся”
сотрудников.
Комитет может быть организован по принципу “круглого стола” из руководителей банковских подразделений, при этом сам Комитет подотчетен и напрямую под иняется Председателю Правления банка. Некоторые контрольные и управленческие функции Комитет может делегировать заинтересованным управлениям, например:
. информационно-аналитический отдел: контроль достаточности финансовой
защиты, расчеты, связанные с проведением качественного (показатели
MFL, MPL) и количественного анализа потенциальных потерь;
. служба внутреннего контроля: поиск информации о новых видах риска и
новых инструментах минимизации; анализ внешних источников
финансирования риска; получение информации в органах банковского
надзора об уровне индивидуальных рисков, принимаемых сопоставимыми
банками, и ее анализ;
. отдел внутреннего аудита: организация мониторинга эффективности
программ контроля за рисками (разработка стандартов, сбор и анализ
информации
о случаях
2.2 Операционные риски – анализ современных тенденции развития.
В последнее время в отрасли риск-менеджмента заметен огромный всплеск интереса к вопросам измерения и управления операционными рисками. Этот интерес продиктован введением нескольких регулирующих рекомендаций в области корпоративного управления и оценки достаточности капитала, а также распространившимся мнением о том, что риск-менеджмент в масштабах предприятия при должном обращении приносит только пользу. Волна корпоративных ошибок управления показывает, что в большинстве случаев компании страдают от операционного риска, для которого обычно не резервируют капитал, чем от рыночного, кредитного или страхового, для покрытия которых выделяются определенные средства.
В ответ регулирующие органы Канады, Великобритании и Австралии пересмотрели стандарты корпоративного управления таким образом, чтобы возложить на директоров компаний обязанности по управлению рыночным, кредитным, страховым, правовым, стратегическим и другими видами рисков. Базельский комитет предложил осуществлять процедуру резервирования банковского капитала для защиты от операционного риска. Речь идет о защите «от внутренних процессов, сотрудников и систем, а также внешних событий». Риск-менеджерам из-за этих требований срочно потребовались адекватные методы измерения и управления операционными рисками. Прежде чем говорить о
моделировании операционных рисков, полезно понять их уникальные характеристики и применение в моделировании. (таблица, приложение 2)
Эндогенная и динамичная природа операционных рисков предполагает большую зависимость от мнений экспертов и профессиональных суждений – по крайней мере, до той поры, пока компании не накопят достаточного объема исторических данных для моделирования меняющихся бизнес- сред. Использование операционных стратегий для смягчения операционных рисков предполагает обычный процесс моделирования, который менеджеры часто используют для анализа вида «что, если». В конце концов, целью риск-