Банковская Система Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:08, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского

сектора в Республике Казахстан.

Файлы: 1 файл

ДКБ Банковская Система Республики Казахстан.docx

— 61.59 Кб (Скачать)

для Нацбанка действующим  законодательством;

      за   счет   правильного   применения    экономических    стимулов    и

совершенствования нормативного регулирования и усиления контроля со  стороны

Нацбанка осуществить  качественное улучшение деятельности  всех  коммерческих

банков с повышением уровня их капитализации и формированием  группы  (порядка

10-15) банкой, приближающихся  к международным стандартам;

      путем  развития и углубления  межбанковского  денежного,  кредитного  и

валютного рынков достичь  состояния, когда формирующиеся  на  них  процентные

ставки и обменные курсы станут определяющими, а Нацбанк  будет на них  влиять

только с помощью  своих инструментов прямого и  косвенного регулирования;

      отказаться  от прямого кредитования Нацбанком  дефицита республиканского

бюджета, перейдя  к неинфляцнонным способам его финансирования на  внутреннем

и внешнем финансовых рынках;

      достичь  качественно  нового  уровня  функционирования  так  называемой

промежуточной платежной  системы  в  части  безопасности,  своевременности  и

эффективности  осуществления  платежей  между  хозяйствующими  субъектами  и

развернуть создание долгосрочной национальной платежной  системы;

      заложить  основы  системы  неинфляционного   кредитования   средне-   и

долгосрочных инвестиционных проектов.

      Несмотря  на амбициозность Программы, с  учетом  фактического  состояния

дел ее удалось в  основном реализовать.

      Прежде  всего,  получили  дальнейшее  развитие  методы  и  инструменты

денежно-кредитного регулирования.

      Механизм  рефинансирования  банков  претерпел   существенные  изменения.

Предоставление  директивных  кредитор  прекращено  уже  с  февраля  1995  г.

Сокращены объем  и сроки предоставляемых кредитов  за  счет  централизованных

источников,  функция  кредитования   экономики   в   основном   перешла   от

Национального  банка  на  банки  второго   уровня,   призванные   обеспечить

кредитование экономики  за счет привлекаемых для этого сбережений  населения,

свободных средств  хозяйствующих субъектов и привлекаемых ими  самостоятельно

внешних займов. Национальный банк во все  большей  степени  переключался  на

характерный для  центральных  банков  функции:  кредитование  банков  второго

уровня преимущественно  в  целях  поддержания  их  ликвидности,  кредитование

Правительства, и  в целом денежно-кредитное и  валютное регулирование.

      В  первой половине 1995 г. основная  масса кредитов Национального   банка

банкам второю уровня предоставлялась через аукционы  ресурсов  сроком  до  3

мес., а во второй половине года центр тяжести операций  стал  переходить  на

вторичный  рынок  государственных  ценных  бумаг.  Получил  развитие   рынок

межбанковских   кредитов.   С   сентября   внедрена   система    ломбардного

кредитования. В целях  ограничения роста базовых денег  в  отдельных  периоды

года Нацбанком  проводилась  стерилизация  приростов  денежной  массы  путем

выпуска в обращение  ценных бумаг (нот) Нацбанка.

      В  1995  г.  Национальным  банком  поддерживалось  позитивное  реальное

значение ставки рефинансирования.  По  мере  снижения  темпов  инфляции  она

понижалась, и, наоборот, рост инфляции вынуждал пересматривать ее в  сторону

увеличения. Учитывая, что темпы инфляции снизились  с 8,9% в январе  1995  г.

до 2,4% в сентябре, ставка рефинансирования постепенно снижалась: с  210  до

45%. Рост инфляции  в последующих месяцах (до 4,4% в  месяц)  вынудил  Нацбанк

повысить ставку рефинансирования с  20  ноября,  до  52,5%.  Соответствующим

образом эти изменения  отразились и на процент ной  политике  банков  второго

уровня.

      Исходя  из  необходимости  поддержания   объема   денежной   массы   в

оптимальных размерах, регулирования ликвидности банков уровень  обязательных

резервов с марта 1995 г. составил 20% от депозитных обязательств в  тенге  и

иностранной валюте. Нацбанк сохранил принцип платности  за  резервы  банков,

перешедших  на   альтернативный   порядок   резервирования,   размер   платы

поддерживался на уровне 25% от ставки рефинансирования.

      В  1995  г.  Национальный  банк  обеспечил   широкое   развитие   рынка

государственных ценных бумаг, начаты операции на открытом рынке.

      При  этом  было  обеспечено  функционирование  как  первичного,  так  и

вторичного рынков.  В  результате  объем  казначейских  векселей  со  сроком

обращения 3 мес. на конец 1995 г. составил 4,1 млрд. тенге и сроком  6  мес.

- 0,8 млрд. тенге. Объем  операций на вторичном рынке  за  год  составил  11,4

млрд. тенге, в том  числе  операции  открытого  рынка  -  порядка  2,2  млрд.

тенге.

      Политика  валютного курса, проводимая  Нацбанком,  была  направлена  на

сглаживание динамики обменного  курса  тенге,  вызываемого  кратковременными

изменениями  рыночной  ситуации.  Интервенции  Нацбанка   на   Казахстанской

межбанковской валютно-фондовой бирже за 1995 г.  в  форме  покупок  долларов

США практически  совпали с интервенциями в  форме продажи.

      Учитывая  позитивные тенденций в создании  ликвидного рынка, Нацбанк   во

второй половине 1995  г.  счел  возможным  снизить  требование  обязательной

продажи предприятиями  выручки от экспорта в инвалюте на внутреннем  валютном

рынке до 30%, а затем  вообще отменить ее.  К  концу  года  получил  развитие

внебиржевой валютный рынок и объем операций на нем  превысил биржевой.

      В   1995   г.   осуществлена   значительная   работа   по   управлению

золотовалютными резервами. В апреле 1995 г. правлением  Нацбанка  утверждена

Концепция управления золотовалютными резервами.

      В  целях увеличения  золотовалютных  резервов  Нацбанк  проводил  такие

операции, как размещение валюты в депозиты и драгоценные  металлы, покупка  и

продажа валюты  и  драгметаллов.  Проводились  операции  с  государственными

ценными бумагами различных  стран.

      Активизирована  работа,  связанная   с   прохождением   аттестации   и

получением  торговой  марки  (клейма)  на   Лондонском   рынке   драгоценных

металлов. 14 марта 1995  г.  зарегистрирован  товарный  знак  казахстанского

серебра. Проводилась  такая работа и по золоту.

      В  результате проведения такой   денежно-кредитной  политики  параметры,

заложенные в монетарной программе на 1995 г.,  в  основном  были  выполнены.

Это позволило снизить  среднемесячные темпы инфляции с 24,1%  в  1994  г.  до

4,8% в 1995 г. и  стабилизировать  курс  тенге   по  отношению  к  иностранным

валютам.   Проводимая   Нацбанком   денежно-кредитная    политика    создала

благоприятные  условия  для  стабилизации  всей  экономики.  Темпы   падения

валового внутреннего  продукта снизились до 9% (в 1994 г. -  23,7%).  В  ряде

отраслей экономики  по сравнению  с  1994  г.  достигнут  рост  производства.

Определились тенденции  к улучшению сальдо торгового  баланса.

      В  1995 г. продолжало укрепляться  взаимодействие Нацбанка и   Минфина  в

деле  макроэкономической  стабилизации  и  координации  денежно-кредитной  и

налогово-бюджетной  политики в целях оздоровления экономики  страны.  В  итоге

улучшена  практика  взаимоотношений  с  Минфином,   упорядочены   финансовые

отношения,  успешно  выполняются  функции  агента  Минфина   по   проведению

аукционов    государственных    казначейских     обязательств,     проведена

подготовительная  работа  по  передаче  кассового  обслуживания  бюджетов  из

Нацбанка в казначейство Министерства финансов.

      Проделана  серьезная работа по  реформе   системы  бухгалтерского  учета

банковской системы, представляющая собой комплекс  мероприятий,  позволяющих

внедрить в практическую деятельность общепринятые международные  принципы  и

стандарты, отвечающие требованиям экономики.

      Нацбанком  внедрены в практику  новый   план  счетов,  консолидированный

баланс и нормативные  документы по главной и вспомогательной  бухгалтерии,  а

также  необходимая  бухгалтерская  и  статистическая  отчетность  в  системе

Центрального  банка.  Завершена  разработка  программного  обеспечения   для

автоматизированной  обработки указанных видов работ.

      В  1995 г. проводилась работа по  подготовке документов,  обеспечивающих

развитие  методологической  базы  банковского   надзора:   по   формированию

специальных резервов на  покрытие  безнадежных  и  сомнительных  долгов,  по

консервации  банков,  новому   порядку   открытия   банков,   лицензированию

банковских операций, изменению  действующего  порядка  ликвидации  банков  и

ведения банками  открытой валютной позиции.

      В  1995 г. произошли существенные  изменения в  системе  банков  второго

уровня.  Продолжался  процесс   ликвидации   или   слияния   банков.   Этому

способствовало усиление требований со стороны  Нацбанка  к  капитализации  и

ликвидности банков второго уровня. В результате  количество  банков  за  год

сократилось с 191 до 130. Существенно изменилась и их структура. Был  создан

межгосударственный  банк,  увеличилось  число  иностранных  (с  4  до  6)  и

совместных (с 6 до 7) банков.

      Значительные  изменения  произошли  в   формировании  уставных   фондов

банков. Если на начало года уставные  фонды  менее  5млн.  тенге  имели  60%

банков, то на начало 1996 г. их оставалось менее 35%. При этом удельный  вес

банков, имеющих уставные фонды от 80 млн. тенге и выше, увеличился с  11  до

30%.

      Нацбанком  совместно с Правительством проведена,  серьезная  работа  по

преобразованию и  дальнейшему развитию бывших  отраслевых  специализированных

банков. Завершена  санация Агропромбанка.

      В  1995 г. продолжалось формирование  функционально  специализированных

государственных банков. Был создан и начал работу Реабилитационный банк.

      Особенностью  развития кредитного  рынка   страны  в  1995  г.  является

дальнейшее совершенствование  кредитных аукционов. Как и  следовало  ожидать,

роль   кредитных   аукционов   значительно   снизилась.   Повысилась    роль

Информация о работе Банковская Система Республики Казахстан