Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:08, курсовая работа
Цель данной работы заключается в рассмотрении реформ банковского
сектора в Республике Казахстан.
для Нацбанка действующим законодательством;
за счет правильного применения экономических стимулов и
совершенствования нормативного регулирования и усиления контроля со стороны
Нацбанка осуществить качественное улучшение деятельности всех коммерческих
банков с повышением уровня их капитализации и формированием группы (порядка
10-15) банкой, приближающихся к международным стандартам;
путем развития и углубления межбанковского денежного, кредитного и
валютного рынков достичь состояния, когда формирующиеся на них процентные
ставки и обменные курсы станут определяющими, а Нацбанк будет на них влиять
только с помощью своих инструментов прямого и косвенного регулирования;
отказаться
от прямого кредитования
бюджета, перейдя к неинфляцнонным способам его финансирования на внутреннем
и внешнем финансовых рынках;
достичь качественно нового уровня функционирования так называемой
промежуточной платежной системы в части безопасности, своевременности и
эффективности осуществления платежей между хозяйствующими субъектами и
развернуть создание долгосрочной национальной платежной системы;
заложить основы системы неинфляционного кредитования средне- и
долгосрочных инвестиционных проектов.
Несмотря на амбициозность Программы, с учетом фактического состояния
дел ее удалось в основном реализовать.
Прежде всего, получили дальнейшее развитие методы и инструменты
денежно-кредитного регулирования.
Механизм рефинансирования банков претерпел существенные изменения.
Предоставление директивных кредитор прекращено уже с февраля 1995 г.
Сокращены объем
и сроки предоставляемых
источников, функция кредитования экономики в основном перешла от
Национального банка на банки второго уровня, призванные обеспечить
кредитование экономики за счет привлекаемых для этого сбережений населения,
свободных средств
хозяйствующих субъектов и
внешних займов. Национальный банк во все большей степени переключался на
характерный для центральных банков функции: кредитование банков второго
уровня преимущественно в целях поддержания их ликвидности, кредитование
Правительства, и в целом денежно-кредитное и валютное регулирование.
В первой половине 1995 г. основная масса кредитов Национального банка
банкам второю уровня
предоставлялась через
мес., а во второй половине года центр тяжести операций стал переходить на
вторичный рынок государственных ценных бумаг. Получил развитие рынок
межбанковских кредитов. С сентября внедрена система ломбардного
кредитования. В целях
ограничения роста базовых
года Нацбанком проводилась стерилизация приростов денежной массы путем
выпуска в обращение ценных бумаг (нот) Нацбанка.
В 1995 г. Национальным банком поддерживалось позитивное реальное
значение ставки рефинансирования. По мере снижения темпов инфляции она
понижалась, и, наоборот, рост инфляции вынуждал пересматривать ее в сторону
увеличения. Учитывая, что темпы инфляции снизились с 8,9% в январе 1995 г.
до 2,4% в сентябре, ставка рефинансирования постепенно снижалась: с 210 до
45%. Рост инфляции в последующих месяцах (до 4,4% в месяц) вынудил Нацбанк
повысить ставку рефинансирования с 20 ноября, до 52,5%. Соответствующим
образом эти изменения отразились и на процент ной политике банков второго
уровня.
Исходя из необходимости поддержания объема денежной массы в
оптимальных размерах,
регулирования ликвидности
резервов с марта 1995 г. составил 20% от депозитных обязательств в тенге и
иностранной валюте. Нацбанк сохранил принцип платности за резервы банков,
перешедших на альтернативный порядок резервирования, размер платы
поддерживался на уровне 25% от ставки рефинансирования.
В 1995 г. Национальный банк обеспечил широкое развитие рынка
государственных ценных бумаг, начаты операции на открытом рынке.
При этом было обеспечено функционирование как первичного, так и
вторичного рынков. В результате объем казначейских векселей со сроком
обращения 3 мес. на конец 1995 г. составил 4,1 млрд. тенге и сроком 6 мес.
- 0,8 млрд. тенге. Объем операций на вторичном рынке за год составил 11,4
млрд. тенге, в том числе операции открытого рынка - порядка 2,2 млрд.
тенге.
Политика валютного курса, проводимая Нацбанком, была направлена на
сглаживание динамики обменного курса тенге, вызываемого кратковременными
изменениями рыночной ситуации. Интервенции Нацбанка на Казахстанской
межбанковской валютно-фондовой бирже за 1995 г. в форме покупок долларов
США практически совпали с интервенциями в форме продажи.
Учитывая
позитивные тенденций в
второй половине 1995 г. счел возможным снизить требование обязательной
продажи предприятиями выручки от экспорта в инвалюте на внутреннем валютном
рынке до 30%, а затем вообще отменить ее. К концу года получил развитие
внебиржевой валютный рынок и объем операций на нем превысил биржевой.
В 1995 г. осуществлена значительная работа по управлению
золотовалютными резервами. В апреле 1995 г. правлением Нацбанка утверждена
Концепция управления золотовалютными резервами.
В целях увеличения золотовалютных резервов Нацбанк проводил такие
операции, как размещение валюты в депозиты и драгоценные металлы, покупка и
продажа валюты и драгметаллов. Проводились операции с государственными
ценными бумагами различных стран.
Активизирована работа, связанная с прохождением аттестации и
получением торговой марки (клейма) на Лондонском рынке драгоценных
металлов. 14 марта 1995 г. зарегистрирован товарный знак казахстанского
серебра. Проводилась такая работа и по золоту.
В результате проведения такой денежно-кредитной политики параметры,
заложенные в монетарной программе на 1995 г., в основном были выполнены.
Это позволило снизить среднемесячные темпы инфляции с 24,1% в 1994 г. до
4,8% в 1995 г. и стабилизировать курс тенге по отношению к иностранным
валютам. Проводимая Нацбанком денежно-кредитная политика создала
благоприятные условия для стабилизации всей экономики. Темпы падения
валового внутреннего продукта снизились до 9% (в 1994 г. - 23,7%). В ряде
отраслей экономики по сравнению с 1994 г. достигнут рост производства.
Определились тенденции к улучшению сальдо торгового баланса.
В 1995 г. продолжало укрепляться взаимодействие Нацбанка и Минфина в
деле макроэкономической стабилизации и координации денежно-кредитной и
налогово-бюджетной политики в целях оздоровления экономики страны. В итоге
улучшена практика взаимоотношений с Минфином, упорядочены финансовые
отношения, успешно выполняются функции агента Минфина по проведению
аукционов государственных казначейских обязательств, проведена
подготовительная работа по передаче кассового обслуживания бюджетов из
Нацбанка в казначейство Министерства финансов.
Проделана серьезная работа по реформе системы бухгалтерского учета
банковской системы, представляющая собой комплекс мероприятий, позволяющих
внедрить в практическую деятельность общепринятые международные принципы и
стандарты, отвечающие требованиям экономики.
Нацбанком внедрены в практику новый план счетов, консолидированный
баланс и нормативные документы по главной и вспомогательной бухгалтерии, а
также необходимая бухгалтерская и статистическая отчетность в системе
Центрального банка. Завершена разработка программного обеспечения для
автоматизированной
обработки указанных видов
В 1995 г. проводилась работа по подготовке документов, обеспечивающих
развитие методологической базы банковского надзора: по формированию
специальных резервов на покрытие безнадежных и сомнительных долгов, по
консервации банков, новому порядку открытия банков, лицензированию
банковских операций, изменению действующего порядка ликвидации банков и
ведения банками открытой валютной позиции.
В 1995 г. произошли существенные изменения в системе банков второго
уровня. Продолжался процесс ликвидации или слияния банков. Этому
способствовало усиление требований со стороны Нацбанка к капитализации и
ликвидности банков второго уровня. В результате количество банков за год
сократилось с 191 до 130. Существенно изменилась и их структура. Был создан
межгосударственный банк, увеличилось число иностранных (с 4 до 6) и
совместных (с 6 до 7) банков.
Значительные изменения произошли в формировании уставных фондов
банков. Если на начало года уставные фонды менее 5млн. тенге имели 60%
банков, то на начало 1996 г. их оставалось менее 35%. При этом удельный вес
банков, имеющих уставные фонды от 80 млн. тенге и выше, увеличился с 11 до
30%.
Нацбанком
совместно с Правительством
преобразованию и дальнейшему развитию бывших отраслевых специализированных
банков. Завершена санация Агропромбанка.
В
1995 г. продолжалось формирование
функционально
государственных банков. Был создан и начал работу Реабилитационный банк.
Особенностью развития кредитного рынка страны в 1995 г. является
дальнейшее совершенствование кредитных аукционов. Как и следовало ожидать,
роль кредитных аукционов значительно снизилась. Повысилась роль