Банковская ликвидность и кредитные займы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Банки – необходимый финансовый институт на данном этапе развития. Они помогают сделать процесс производства непрерывным, концентрируя у себя для этого временно свободные денежные средства и направляя их туда, где они в данный момент необходимы. Специфика деятельности банков заключается в том, что они, в отличие от обычных предприятий, оперируют в основном чужими (привлеченными) средствами и поэтому на них ложится огромная ответственность за сохранность доверенных им денег. Еще в 1916 г. В.А. Дмитриев-Мамонов и З.П. Евзлин в своем классическом учебнике по банковским операциям отмечали:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность платежеспособности и ликвидности 8
1.1.Понятие ликвидности и платежеспособности коммерческих банков 8
1.2. Экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков РБ 30
2. Инструменты контроля за рисками и ликвидностью банка 48
2.1.Теории управления банковской ликвидностью 48
2.2. Развитие экономических принципов управления деятельностью банков. Зарубежный опыт 63
3. Управление ликвидностью и платежеспособностью коммерческих банков 73
3.1. Методы управления ликвидностью и платежеспособностью коммерческих банков 73
3.2. Надзор Национального банка в банковской деятельности 93
Заключение 102
Список литературы 110
Приложения 116

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 197.04 Кб (Скачать)

Банки, зарегистрированные в агентствах штатов, не могут использовать слово “национальный” в своем наименовании и им не обязательно нужно быть членами ФРС или ФКСД. Но в реальной жизни большинство банков стремится войти в состав ФКСД, так как благодаря этому они завоевывают уверенность своих клиентов в том, что их вклады и денежные средства будут возвращены при любом стечении обстоятельств. Да и большинство штатов в США требуют у коммерческого банка для его регистрации как юридического лица соответствующего сертификата, полученного от ФКСД (удостоверяющего членство в ФКСД). К концу 1996 г. только 1/3 всех коммерческих банков США совершала свои операции на основе лицензий, полученных в Федеральном агентстве. Однако это наиболее крупные банки, и их активы насчитывают более половины всех активов коммерческих банков страны. (86, с. 61)

Коммерческие банки по сравнению  с другими финансовыми институтами  США являются самыми жестко регулируемыми  финансовыми учреждениями государственными органами и очень сильно ограничены в развитии своей филиальной сети законами разных штатов. Правительство каждого штата вправе по-своему, своими нормативными актами, регулировать банковскую деятельность на своей территории.

Большинство банков США, имеющих свою филиальную сеть, являются маленькими по сравнению  с банками мира развитых стран. За исключением некоторых “жизненно  важных банков”, коммерческие банки  США не имели права открывать  свои филиалы с предоставлением  всех видов финансовых услуг, как  и у головного банка, более  чем в одном штате.

Благодаря отсутствию антимонопольного законодательства и жесткого контроля над слияниями банков в стране была достигнута высокая степень концентрации банковского капитала. Образовались крупные банковские объединения с развитой сетью отделений в стране и за рубежом. Большая четверка — “Ллойде”, “Барклайс”, “Нэшнл Вестминстер” и “Мидлэнд” — сосредоточила у себя огромную долю ресурсов, операций и филиалов. Вместе с другими крупными английскими и шотландскими банками они концентрируют у себя весь безналичный расчетный оборот в стране.

В последние годы, однако, произошел  поворот в сторону усиления формальных аспектов регулирования банковской деятельности. По закону 1979 г. было введено обязательное лицензирование коммерческих банков и учрежден общенациональный фонд страхования депозитов. Банковский закон 1987 г. определил правила выдачи крупных ссуд, порядок банковских слияний, аудиторские проверки и т.д. Тем не менее, контроль над банковской деятельностью в Великобритании и сегодня остается менее формальным и строгим, чем в других странах. (22, с. 49)

Примером  обратной ситуации могут служить  США, где в течение многих лет складывалась разветвленная бюрократическая система контроля и регулирования банков как на федеральном уровне, гак и на уровне отдельных штатов. Регулирование банков в этой стране преследовало две главные цели:

1.Обеспечение устойчивости и  предотвращение крахов банков.

2.Ограничение  концентрации капитала в руках  немногих кредитных учреждений  и недопущение монопольного контроля  над денежным рынком.

В настоящее  время в США действует большое  количество коммерческих банков. В  некоторых штатах банкам разрешено открывать свои филиалы только на определенном территориальном участке, определенном удалении от своего головного банка. Однако в 1994 г. Конгресс принял закон, по которому коммерческим банкам разрешено открывать свои “полносервисные” филиалы более чем в одном штате после июня 1997г.

Количество филиалов, обладающих правом предоставления всех видов финансовых услуг головного банка, значительно  увеличилось в последнее время. Если в 1920 г. в США действовало менее чем 1500 филиалов коммерческих банков, то к концу 1999 г. насчитывалось около 55000 таких филиалов. Все эти тенденции, происходящие в банковской сфере, отражают другие изменения в стране: увеличение численности населения в провинциях страны; либерализацию законов, касающихся разрешения открытия коммерческих банков; более жесткие и ограничительные требования для создания нового коммерческого банка по сравнению с требованиями для открытия филиалов банка; совершенствование банковских технологий и коммуникационных систем; усиление банковской конкуренции в борьбе за клиентов путем более доступных и удобных отделений и филиалов, так как по закону США банкам запрещено вести конкурентную борьбу, изменяя процентные ставки ниже разрешенного законом минимально допустимого уровня. (86, с. 62)

Коммерческие  банки США могут заниматься банковской деятельностью либо независимо, либо в составе какой-либо холдинговой компании. Холдинговые компании используются в банковской деятельности прежде всего для: 1) увеличения гибкости и приспособляемости коммерческих банков (так как через холдинговые компании можно открывать филиалы банков более чем в одном штате, в то время как это запрещено делать банкам, действующим независимо); 2) увеличения доступности к капиталу (особенно для небольших банков в штатах, где можно открыть только один “полносервисный” филиал); 3) уменьшения риска посредством диверсификации. К концу 1998 г. около 3/4 всех банков страны принадлежало различным 5500 холдинговым компаниям. Активы этих банков составляли примерно 90% всех банковских активов страны. Начиная с 1933 г., деятельность банковских холдинговых компаний регулируется федеральным правительством.

Для предотвращения кризисных ситуаций, чреватых цепной реакцией банковских крахов, в США  осуществляется два типа регулирования. Во-первых, законодательно ограничиваются операции, чреватые для банков повышенным риском и снижением ликвидности (например, устанавливается предельная величина кредита одному заемщику). Во-вторых, с целью предотвращения опасности массового изъятия вкладчиками депозитов и возникновения паники на денежном рынке в 1934 г. была учреждена общенациональная система страхования банковских депозитов.

Второй  традиционный принцип американского  банковского законодательства -  ограничение концентрации капитала и поддержание конкурентных взаимоотношений и соперничества на денежном рынке путем установления территориальных ограничений на открытие банками отделений (как в пределах одного штата, так и между штатами), контроля ФРС за созданием холдинговых компаний, регулирования разными органами надзора банковских слияний и т. д.

Эти особенности  законодательства способствовали сохранению внешней децентрализованности и раздробленности банковской системы в США. В отличие от стран Западной Европы, где повсеместно образовались крупные общенациональные филиальные системы крупных банков, в США сохранилось множество мелких бесфилиальных банков. Так, из 15,5 тыс. банкой в США (на конец 1986 г.) 7 тыс. банков не имели отделений.

Для надзора за банками в США  создана одна из самых разветвленных  и сложных иерархических систем контрольных органов. Это в значительной степени связано с тем, что  в стране исторически сложились  две крупные группы банков: система  национальных банков, которая подчиняется  федеральным властям (контролеру денежного  обращения – КДО – в г.Вашингтоне) и система банков штатов, находящихся  под юрисдикцией отдельных штатов. (22, с. 50)

Кроме того, контроль за деятельностью банков осуществляют Федеральная резервная система (ФРС), и Федеральная корпорация по страхованию депозитов (ФКСД). Последняя занимается страхованием вкладов клиентов; ее членами является 98% всех банков. Контрольно-регулирующие функции этих учреждений нередко дублируют друг друга.

Около 65% всех филиалов и 85% всех их активов  сосредоточено в таких финансовых центрах страны, как Нью-Йорк и Калифорния. 11 из всех иностранных банков, действующих в США, относятся к числу 100 крупнейших банков страны и большинство из них принадлежат финансовым структурам Японии. Некоторые ученые и финансовые аналитики нередко подчеркивают, что самым существенным индикатором ослабления позиций коммерческих банков США по сравнению с банками других развитых стран мира является уменьшение количества банков США среди крупнейших банков мира.

Имеет ли существенное значение размер активов  банка? Японские банки по размеру активов являются самыми крупными банками мира. Но если мы будем рассматривать их деятельность с позиции прибыльности (рентабельности), то можно будет сделать следующий вывод –  не всегда прибыльность кредитной организации зависит от размера ее активов. К 1991 г. 4 из 10 самых прибыльных банков мира среди 300 крупнейших коммерческих банков были кредитными организациями США. В то же самое время самый прибыльный японский банк занимал среди 300 банков лишь 109-е место. (86, с. 64)

Как уже  было сказано выше, финансовый сектор США – самая жестко регулируемая государством отрасль экономики. В  стране принят ряд основных законов банковской деятельности, соблюдение которых жестко контролируется, и в случае их нарушения – применяются самые решительные меры.

В западноевропейских странах система контроля над  банками имеет более четкую и  централизованную структуру, чем в  США. Так, в Германии правовую основу регулирования составляет “Закон о  банках Федеральной республики Германии”  и “Закон о Немецком федеральном  банке” от 1957 г., а практическую работу по контролю за операционной деятельностью  банков ведет специальный орган  – Федеральное ведомство по контролю над банками. Основные принципы контроля определены специальным декретом этого ведомства по согласованию с центральным банком. Эти два учреждения тесно сотрудничают. Поскольку ведомство не имеет собственных отделений, оно часто обращается к центральному банку для получения консультаций и ознакомления с состоянием в различных районах страны. Ведомство выдает разрешение на открытие новых банков, устанавливает обязательные требования для банковских учреждений, следит за выполнением законов. Оно может запрашивать у банков любую информацию, проводить внеочередные ревизии, вмешиваться в операционную деятельность банков и отдавать приказы о немедленной приостановке операций. Банки обязаны информировать ведомство обо всех изменениях в их юридическом статусе, представлять месячные и годовые балансы.  (22, с. 52)

По согласованию с Немецким федеральным банком Федеральное ведомство по контролю над банками устанавливает ряд обязательных нормативов. Согласно действующим правилам:

— сумма  рискованных активов коммерческого  банка (куда включаются ссуды, участия, фьючерсные контракты и опционы) не должна превышать сумму акционерного капитала более чем в 18 раз;

— в конце  каждого операционного дня непокрытая позиция в иностранной валюте не должна превышать акционерный  капитал банка более, чем на 30%;

— ежедневная открытая позиция по финансовым фьючерсам и опционам не должна превышать сумму акционерного капитала более чем на 20%;

— сведения о крупных кредитах одному заемщику (на сумму, превышающую 15% капитала банка) должны быть немедленно сообщены центральному банку, а общая сумма крупных кредитов не должна превышать капитал более чем в 8 раз.

В российском законодательстве термин “коммерческий  банк” практически не используется, а используется термин “кредитная организация”. При этом кредитная  организация определяется как юридическое  лицо, которое для извлечения прибыли  как основной цели своей деятельности на основании лицензии Банка России имеет право осуществлять банковские операции. А банк определяется как кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции. (86, с. 67)

Российское  законодательство к банковским операциям  относит:

— привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);

— размещение привлеченных средств от своего имени  и за свой счет;

— открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

— осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

— инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

— купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;

— привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

— выдача банковских гарантий.

Кредитная организация помимо перечисленных  банковских операций имеет право  осуществлять следующие сделки:

— выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;       

— приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательства в денежной форме (факторинговые операции);  

— доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами (трастовые операции).

Во Франции  надзор за банками сосредоточен у  нескольких комитетов, возглавляемых  управляющим Банком Франции. Комитет по регулированию банков устанавливает операционные стандарты для всех кредитных учреждений в отношении достаточности капитала, кредитной политики, ликвидности, платежеспособности, оперативной деятельности и отчетности.

Информация о работе Банковская ликвидность и кредитные займы