Банковская ликвидность и кредитные займы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:53, курсовая работа

Краткое описание

Банки – необходимый финансовый институт на данном этапе развития. Они помогают сделать процесс производства непрерывным, концентрируя у себя для этого временно свободные денежные средства и направляя их туда, где они в данный момент необходимы. Специфика деятельности банков заключается в том, что они, в отличие от обычных предприятий, оперируют в основном чужими (привлеченными) средствами и поэтому на них ложится огромная ответственность за сохранность доверенных им денег. Еще в 1916 г. В.А. Дмитриев-Мамонов и З.П. Евзлин в своем классическом учебнике по банковским операциям отмечали:

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Сущность платежеспособности и ликвидности 8
1.1.Понятие ликвидности и платежеспособности коммерческих банков 8
1.2. Экономические нормативы, регулирующие деятельность коммерческих банков РБ 30
2. Инструменты контроля за рисками и ликвидностью банка 48
2.1.Теории управления банковской ликвидностью 48
2.2. Развитие экономических принципов управления деятельностью банков. Зарубежный опыт 63
3. Управление ликвидностью и платежеспособностью коммерческих банков 73
3.1. Методы управления ликвидностью и платежеспособностью коммерческих банков 73
3.2. Надзор Национального банка в банковской деятельности 93
Заключение 102
Список литературы 110
Приложения 116

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 197.04 Кб (Скачать)

Однако, к сожалению, необходимо отметить, что сложность и непредсказуемость развития ситуации характерны не только для российского, но и для международного финансового рынка. Более того, именно обеспокоенность возросшими рисками на международных финансовых рынках (вызванными в первую очередь расширением торговли производными финансовыми инструментами) и послужила одной из основных причин цитируемого выше решения Базельского комитета от 11 декабря 1995 г. В нем предусмотрено также, что в банках, использующих собственные модели для оценки рисков, в осуществление контроля за рисками должны быть вовлечены директора и старшие менеджеры; а используемые модели должны быть объединены с ежедневным управлением рисками; кроме того, банки должны создавать независимые подразделения для контроля за рисками. (99, с. 32)

Именно  эта нарастающая нестабильность международных финансовых рынков (делающая их в последнее время столь  привлекательными для крупных спекулянтов) может через некоторое время  привести к тому, что отработанные на российском рынке методы и модели управления нелинейными рисками  вместо того, чтобы быть замененными  существующими зарубежными системами, сами ста нут весомым вкладом  в мировой опыт риск менеджмента  и послужат дальнейшему раз витию  его теории и практики.

Подводя итоги, необходимо еще раз под  черкнуть, что управление ликвидностью, рисками и доходностью складывается из многих факторов и опирается на соответствующие критерии. Среди  них устанавливаемые НБ РБ экономические нормативы, требования  создании резервов, регулировании открытой валютной позиции и др. В соответствии с последней редакцией Инструкции №1 "О по рядке регулирования деятельности кредитные организаций" определены 12 обязательных нормативов для обеспечения устойчивой уровня ликвидности кредитных организаций. Четыре из них непосредственно характеризуют состояние ликвидности банка:

Н2 - норматив текущей ликвидности - от ношение  ликвидных активов к обязательствам до востребования и на срок до 30 дней;

НЗ - норматив мгновенной ликвидности - отношение  высоколиквидных активов к сумме обязательств банка по счетам до востребования;

Н4 - норматив долгосрочной ликвидности - отношение выданных кредитной организацией кредитов сроком погашения свыше года к капиталу Банка и его долгосрочные обязательствам;

Н5 - соотношение  ликвидных активов t всех активов - характеризует уровень ликвидных активов через удельный вес последних в "чистых" активах Банка.

Перечисленные меры, соблюдение указанных соотношений позволяют обеспечивать формирование и поддержание оптимального запаса ликвидности, управление рисками и доходностью банка, способствует повышению устойчивости и надежности кредитного учреждения. Следствием же этого является своевременное (и в полных объемах) выполнение банком своих обязательств перед всеми контрагентами, в том числе и в самых кризисных ситуациях типа "черного вторника" или "августовского кризиса".

Для уменьшения валютного риска можно рекомендовать  ел дующие основные приемы хеджирования в различных ситуация

Первая  ситуация: ожидается падение курса  национальной в люты. В этом случае необходимо:

а) продать  национальную валюту, выбрать вторую валю сделки;

б) сократить  объем операций с ценными бумагами в национал нон валюте, сократить  объемы наличности;

в) ускорить получение дебиторской задолженности в национальной валюте;

г) отложить получение и начать накопление дебиторской задолженности в иностранной валюте;

д) отложить платежи по кредиторской задолженности в национальной валюте;

е) увеличить заимствование (передачу) в национальной валюте;

ж) ускорить и увеличить импорт продуктов за твердую валюту;

з) ускорить выплату вознаграждений, зарплаты, дивидендов  и т. д. иностранным акционерам, партнерам, кредиторам;

и) послать счета импортерам в национальной валюте и экспортерам в иностранной валюте.

Вторая ситуация: ожидается рост курса национальной валюты. В этом случае банку необходимо произвести действия, обратные изложенным для  первой ситуации.

Постепенно  от привлечения депозитов через  специальные "обратные" аукционы и Москве Банк России перешел к  проведению депозитных операций через  главные территориальные управления, объявляя сроки и условия привлечения  средств, а затем к привлечению  депозитов в оперативном режиме через систему Рсйтер-Дилинг.

Выбор инструментов, которые могут быть использованы Банком России при реализации денежно-кредитной  политики, зависит от развития и  состояния финансовых рынков.

Когда в  августе прошлого года возникли проблемы с ликвидностью на межбанковском  рынке Московского региона, Банком России оперативно были осуществлены мероприятия, которые позволили локализовать и предотвратить возможность распространения банковского кризиса. Банк России смог практически в течение двух-трех дней предоставить дополнительную ликвидность банкам Московского региона через покупку у них государственных ценных бумаг и выделение крупнейшим операторам межбанковского рынка краткосрочных кредитов.

В 1996 г. началось активное использование Банком России новых инструментов рефинансирования банков в целях поддержания их ликвидности и обеспечения нормального функционирования банковской системы. В частности, начиная с 30 марта текущего года стали регулярно проводиться операции ломбардного кредитования банков под залог государственных ценных бумаг. По состоянию на 1 августа 1996 г. общая сумма выданных кредитов составила 2,0 трлн. руб. (98, с. 15)

Ломбардные  кредиты предоставляются двумя  способами. Во-первых, могут проводиться  ломбардные кредитные аукционы, в ходе которых банки получают право на кредит по результатам аукциона. Кредит выдается только после блокирования необходимого количества государственных ценных бумаг на специальном разделе счета "депо" банка, оператором которого является Банк России, и подписания договора ломбардного кредитования. При втором способе банки заранее блокируют достаточное количество государственных ценных бумаг и могут получить ломбардный кредит по фиксированной ставке.

Центральный банк совершенствует порядок ломбардного  кредитования и постепенно предполагает перейти к открытию так называемого "ломбардного окна". В настоящее время Банк России считает этот вид кредитования основной формой рефинансирования банков, посредством которой им выполняется функция кредитора последней инстанции.

Наряду  с ломбардным кредитованием, инструментом предоставления ликвидности банкам являются операции РЕПО, т. е. операции купли-продажи государственных ценных бумаг с обратным выкупом. В настоящее время операции РЕПО предусматривается проводить с банками, являющимися первичными дилерами. Видимо, в дальнейшем после отработки этого механизма на практике операции РЕПО могут стать основным инструментом регулирования ликвидности банковской системы, как это делается в центральных банках других стран.

Что касается ломбардного кредитования, то оно  будет также развиваться, причем какой-либо конкуренции между РЕПО и ломбардным кредитованием не должно быть, потому что совершенно различны сроки предоставления средств на условиях РЕПО и ломбарда и совершенно по-разному решается вопрос о собственности на государственные ценные бумаги. При ломбардном кредитовании государственные ценные бумаги остаются в собственности коммерческого банка, при осуществлении операций РЕПО они переходят в собственность Центрального банка, хотя банку предоставляется право выкупа этих бумаг у Банка России.

Возможности дальнейшего совершенствования  инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени обусловлены уровнем развития денежного рынка. В связи с этим Банк России не только проводит мониторинг всех сегментов денежного рынка, но и всемерно содействует развитию их инфраструктуры, чтобы использовать в своей политике более совершенные инструменты "тонкой настройки".

 

3.2. Надзор  Национального банка в банковской  деятельности

 

Банковская  система включает эмиссионные и  неэмиссионные банки. Неэмиссионные  банки в свою очередь подразделяются на коммерческие и специализированные. К специализированным банкам относятся инновационные, инвестиционные, ссудосберегатедьные, биржевые ипотечные и т.д. Неэмиссионные банки могут создавать консорциумы, ассоциации и иные объединения, куда могут входить и учреждения парабанковской системы.

В кредитной  системе любого государства банковская система является ключевым звеном, концентрирующим основную массу  кредитных и финансовых операций.

Структурное построение банковской системы имеет  особенности в каждой стране.

Существует  два основных типа построения банковской системы государства: одноуровневая и двухуровневая.

В рамках одноуровневой банковской системы  все кредитные учреждения выполняют  аналогичные функции по кредитно-расчетному обслуживанию клиентуры и между  банками преобладают горизонтальные связи. Такой тип построения банковской системы был характерен для СССР. В условиях монополизма в банковском деле мероприятия по денежно-кредитному регулированию и ограничению количества платежных средств в экономике сводились к жестким ограничениям операций с наличностью и централизованному перераспределению через банковскую систему безналичных денежных средств предприятий, организаций и банков в рамках единого ссудного фонда страны система основывается на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. При этом происходит разделение административных функций и операционных, связанных с обслуживанием хозяйства. Центральный банк страны остается банком в полном смысле этого слова только для двух категорий клиентов: коммерческих и специализированных банков и правительства. (85, с. 5)

Переход на экономические методы управления и хозяйствования в середине - конце восьмидесятых годов, ориентация на формирование рыночных структур выявили уязвимые места и недостатки одноуровневой банковской системы в новых условиях.

Государственное регулирование денежно-кредитной c4iepbi может осуществляться достаточно успешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способно эффективно воздействовать на масштабы и характер частных институтов, так как в развитой рыночной экономике именно последние являются базой всей денежно-кредитной системы. Данное регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанных направлениях:

1. Государственный  контроль над банковской системой  имеет целью укрепление ликвидности  кредитно-финансовых институтов, т.е.  их способности своевременно покрывать требования вкладчиков. Это производится прежде всего за счет учетной, или дисконтной, политики, а также установления норм обязательных банковских резервов.

2. Управление государственным долгом путем государственного регулирования в условиях хронических бюджетных дефицитов, огромного роста государственной задолженности, когда резко возрастает влияние государственного кредита на рынок ссудных капиталов. Для этого центральный банк использует различные методы управления государственным долгом:

- покупает  или продает государственные  обязательства;

- изменяет  цену облигаций;

- варьирует  условия их продажи;

- различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.

3. Регулирование  объемов кредитных операций и  денежной эмиссии, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность.

Национальный  банк Республики Беларусь совместно  с правительством ежегодно разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и другими законодательными актами.

Приоритетными направлениями денежно-кредитного регулирования в 1999 г. являлись: обеспечение обоснованного наращивания денежного предложения, адекватного динамике и структуре показателей развития реального и бюджетного секторов экономики; стимулирование долгосрочного инвестиционного кредитования, поддержание процентных ставок денежного рынка на реальном положительном уровне со снижением их поминальной величины по мере снижения темпов роста цен; стабилизация валютного рынка и обеспечение устойчивости национальной валюты; качественное, надежное обеспечение расчетно-платежного процесса.

Для удовлетворения экономического оборота расчетно-платежными средствами, исходя из намеченных на 1999 г. объема роста реального ВВП на 3-4 %, ограничения уровня инфляции до 4-5% в среднем за месяц и дефицита государственного бюджета, прирост рублевой денежной массы планировался в размере не более 4,5-5 % в среднем за месяц, а увеличение чистых внутренних рублевых кредитов Национального банка — не более 35,037 трлн. р. за год. (26, с. 94)

Контроль  за приростом рублевой денежной массы  осуществлялся за счет лимитирования прироста чистого внутреннего кредита Национального банка.

Регулирование банковской ликвидности оказывает  влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управление государственным долгом воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок и банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, а вне банковской - к ее сокращению.

Итак, существуют три основные направления кредитной  политики, между которыми имеется  тесная, глубокая взаимосвязь. Поэтому  меры, принятые, правительством в данной области, всегда будут носить сложный и неоднозначный характер. Рассмотрим инструменты, с помощью которых, проводя намеченную денежную политику, государство воздействует на кредитный рынок.

Кредитно-денежная политика в зависимости от состояния  экономики направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента, Напротив, экономический подъем часто сопровождается ростом цен и наращиванием диспропорций в экономике. В таких условиях центральные банки стремятся предотвратить экономический бум. (4, с. 29)

Информация о работе Банковская ликвидность и кредитные займы