Банковская конкуренция и ее статистическое изучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:29, реферат

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотрение понятия банковской конкуренции, истории возникновения ее видов и специфических черт, а также оценка конкурентности региональных рынков банковских услуг. Методами исследования были избраны показатель концентрации (индекс Херфиндаля – Хиршмана), показатель рыночной власти (индекс Лернера) и неструктурная модель Панзара – Росса. Объектом исследования в данной работе выступают рынки банковских услуг двух крупных соседних регионов России – Республики Башкортостан (далее в тексте Башкирия) и Республики Татарстан (далее – Татарстан). Выбор именно этих двух регионов для сравнительного анализа обусловлен прежде всего высоким качеством собираемой и публикуемой территориальными учреждениями Банка России банковской статистики.

Оглавление

Введение
I Глава. Понятие банковской конкуренции
1. История возникновения и определение банковской конкуренции
2. Виды банковской конкуренции
3. Специфические черты банковской конкуренции.
4. Современное состояние банковской конкуренции
II Глава. Статистическое изучение банковской конкуренции
1 Основные методы оценки банковской конкуренции
2 Эмпирические исследования банковской конкуренции в России
3 Описание объекта исследования: банковский сектор Башкирии и Татарстана
Заключение
Список литературы.

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 572.00 Кб (Скачать)

 

МИНИСТЕРТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ                ФЕДЕРАЦИИ

 

ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»

Кафедра "Социально-экономической  и региональной статистики"

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

на тему: «Банковская конкуренция и ее статистическое изучение »

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнила студентка:

                                                                      Факультета финансового

                                                                                                                  группы 538                                     

                                                      Ванькаева Вера Очировна

                                                                    Научный руководитель:

                                                                       Максимова Татьяна Львовна

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону, 2012г

 

 

План

 

Введение

I Глава. Понятие банковской конкуренции

1. История возникновения  и определение банковской конкуренции

2. Виды банковской конкуренции

3.  Специфические черты банковской конкуренции.

4. Современное состояние банковской конкуренции

II Глава. Статистическое изучение банковской конкуренции

1 Основные  методы оценки банковской конкуренции

2 Эмпирические исследования банковской конкуренции в России

3 Описание объекта исследования: банковский сектор Башкирии и Татарстана

Заключение

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Российская банковская система состоит из большого числа  банков: на 1 июля 2011 г. количество действующих  кредитных организаций, по данным Банка  России, составило 1000, однако отрасль все равно считается монополизированной. Это связано в основном с тем, что на рынке доминируют несколько крупных банков с государственным участием (Сбербанк России, ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк и Банк Москвы), на которые приходится в сумме около 45% всех банковских активов. Как и любой отраслевой рынок, рынок банковских услуг нуждается в поддержании конкуренции и предупреждении монополизма для повышения эффективности работы самих банков и защиты вкладчиков и других клиентов. При этом остается открытым вопрос: можно ли в

условиях столь территориально протяженной страны, как Россия, считать ее рынок целостным объектом изучения и регулирования? Проведенные эмпирические исследования позволяют предположить, что выражение «российский рынок банковских услуг» – это скорее теоретическая абстракция, так как в действительности наблюдается совокупность локальных рынков по отдельным банковским продуктам и услугам. Цель данной работы – рассмотрение понятия банковской конкуренции, истории возникновения ее видов и специфических черт,  а также оценка конкурентности региональных рынков банковских услуг. Методами исследования были избраны показатель концентрации (индекс Херфиндаля – Хиршмана), показатель рыночной власти (индекс Лернера) и неструктурная модель Панзара – Росса. Объектом исследования в данной работе выступают рынки банковских услуг двух крупных соседних регионов России – Республики Башкортостан (далее в тексте Башкирия) и Республики Татарстан (далее – Татарстан). Выбор именно этих двух регионов для сравнительного анализа обусловлен прежде всего высоким качеством собираемой и публикуемой территориальными учреждениями Банка России банковской статистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 I Глава. Понятие банковской конкуренции

 

1. История возникновения  и определение банковской конкуренции.

 

 Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – соперничество независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический  процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке отдельными хозяйствующими субъектами по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, а также по поводу формирования цен и объема спроса на рынке с целью удовлетворения разнообразных потребностей покупателей.

Аналогично банковская конкуренция - это совершающийся в динамике процесс соперничества коммерческих банков и прочих кредитных институтов по поводу установления цен и объемов  предложения банковских услуг, а также по поводу формирования цен и объема спроса на кредитные ресурсы, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке кредитов и банковских услуг.

Современные коммерческие банки функционируют в роли продавцов  или покупателей практически во всех рыночных секторах. В данный момент нас будет интересовать только финансовый рынок. В этой сфере банки являются одними из главных действующих лиц. Отношения на рынках финансовых услуг отличаются от отношений на товарных рынках. Во-первых, спецификой объекта, по поводу которого они возникают (финансовые услуги), во-вторых, спецификой субъекта (финансовые организации, обладающие специальной правоспособностью).

Банковская конкуренция - понятие достаточно условное, так  как конкурируют на банковском рынке не только банки. Даже в финансовом секторе этого рынка можно выделить три уровня конкурентной борьбы (конкуренция между коммерческими банками, конкуренция со стороны небанковских кредитно-финансовых институтов, конкуренция со стороны нефинансовых организаций).

Некоторые признаки конкурентного  поведения можно найти у самых  первых банков средневековья и даже у древних прообразов кредитных  институтов, но о реальной банковской конкуренции до второй половины XIX в. говорить не принято.

В ХХ в. Европейское банковское дело пережило две глубокие перестройки, отразившиеся и на конкурентной ситуации. Перед первой мировой войной основу операций крупных частных банков Западной Европы составляли кредитование промышленности и сделки с ценными бумагами. Мелкие промышленные и сельскохозяйственные предприятия обслуживались в основном в кредитных товариществах. Сберкассы ограничивались исключительно сберегательными операциями использованием привлеченных сбережений для долгосрочного кредитования.

Эта конкурентная ситуация в корне изменилась после первой мировой войны в связи с волной рационализации в банковском деле, вызванной чрезвычайно сильным расширением безналичного оборота. Вторая крупная структурная перестройка банковского дела Западной Европы началась в 60-ых годах, когда на роль первостепенного источника ресурсов всех кредитных институтов выдвинулись сберегательные вклады населения. Расширение массовых операций всех кредитных институтов повлекло за собой стирание различий между банковскими группами, универсализацию банковской деятельности, а как следствие - усиление банковской конкуренции.

В 60-ых годах начался  процесс либерализации государственного регулирования деятельности коммерческих банков, оказавший значительное влияние  на обострение конкурентной ситуации на европейских банковских рынках. 80-ые годы характеризуются дальнейшим обострением конкуренции, обусловленной возросшей чувствительностью клиентов к цене. В этих условиях западные банки начали проявлять интерес к новым рынкам сбыта, представленным прежде всего странами Восточной Европы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Виды банковской конкуренции

Выделяют следующие  виды банковской конкуренции Бачалов  А. Г., Самойлов Г. О. Банковская конкуренция: Учебник [Текст] / М.: Экзамен, 2007. - С. 48.:

1. Конкуренция продавцов и конкуренция покупателей.

2. Внутриотраслевая  и межотраслевая конкуренция.

3. Ценовая  и неценовая конкуренция.

4. Совершенная  и несовершенная конкуренция.

 

1) Конкуренция  продавцов и конкуренция покупателей.

В зависимости от участвующих  в конкуренции рыночных субъектов выделяют конкуренцию продавцов и конкуренцию покупателей. Конкуренция продавцов - это их соперничество за наиболее выгодные условия сбыта товаров (в данном случае - банковских услуг). Конкуренция покупателей - это соревнование между ними за доступ к этим товарам.

Обе эти формы могут  сосуществовать рядом друг с другом, находясь в определённом сочетании. Их соотношение на каждом конкретном рынке определяется рыночной силой  продавцов и покупателей. Так, на рынке продавца, где продавцы обладают значительными возможностями в определённой степени диктовать покупателям свои условия (, преобладает конкуренция покупателей.

Напротив, на рынке покупателя, где покупатели обладают большей  рыночной силой, чем продавцы (из-за перенасыщения рынка товарами, а также действия некоторых других факторов), основной формой является конкуренция продавцов.

Нельзя сказать однозначно является ли банковский рынок рынком покупателей или рынком продавцов, так как с одной стороны, банковский рынок не является чем-то единым и неделимым, а складывается из множества частных рынков; с другой стороны, любой банк может выступать как в роли продавца, так и в роли покупателя.

2) Внутриотраслевая  и межотраслевая конкуренция.

В зависимости от отраслевой принадлежности субъектов конкуренции принято различать внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая конкуренция - это конкуренция между фирмами  одной отрасли, производящими аналогичные  товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту.

Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предприятиями  разных отраслей.

Внутриотраслевая банковская конкуренция. На этапе разработки своей  конкурентной стратегии каждый кредитный  институт должен решить, будет ли он специализированным или универсальным, взвесить преимущества и недостатки альтернативных стратегических решений. В наши дни сложилось представление о том, что универсальные банки при прочих равных условиях обладают конкурентным преимуществом, заключающемся в возможности рассеивания риска на широкий ассортимент реализуемых товаров. Следовательно, при наличии достаточных финансовых ресурсов решение должно приниматься однозначно в пользу универсализации. В значительной степени это правильно, однако руководителю банка не следует забывать, что и универсальный банк может обладать стратегическими недостатками, в частности, с точки зрения, интенсивности внутриотраслевой конкуренции.

Универсальные банки  можно охарактеризовать даже не как  многоотраслевые, а как «все отраслевые» предприятия, конкурирующие со всеми участниками банковского рынка. В результате они испытывают максимальное давление внутриотраслевой конкуренции.

Специализированные банки  действуют в меньшем числе  отраслей и конкурируют, помимо универсальных  банков, только с банками, имеющими аналогичную специализацию. То же относится и к небанковским организациям, внедряющимся зачастую только в одну банковскую отрасль или даже в рыночную нишу. В зависимости от параметров специализации интенсивность внутриотраслевой конкуренции снижается или повышается, но в любом случае здесь она меньше, чем у универсальных банков.

Внутриотраслевая конкуренция  в экономике может существовать в двух основных формах: предметная и видовая конкуренция.

Предметная банковская конкуренция возможна в предоставлении услуг так называемого массового ассортимента, являющихся в основе своей стандартизированными, однородными. Так, в настоящее время практически все коммерческие банки принимают от населения вклады до востребования, сберегательные, срочные вклады и т.д. По этим стандартизированным услугам в разных банках имеются только ценовые отличия (разная величина процентной ставки).

Однако далеко не все  банковские услуги являются стандартизированными.

Многие из них носят  индивидуальный характер, ориентированы на решение финансовых проблем конкретного клиента. Классический пример - это кредитование предприятий, где в каждом случае условия определяются кредитным договором. Здесь появляется видовая конкуренция.

Более того, с развитием  банковского дела и экономики в целом даже услуги массового ассортимента могут терять свою однородность. Так, одинаковые услуги, предоставляемые разными банками, нередко приобретают в глазах потребителей этих услуг отличительные черты, связанные с сформировавшимся имиджем банка. Естественно, при прочих равных условиях вкладчик пойдёт в тот банк, который представляется ему более солидным, более надёжным и т.д.

Таким образом, внутриотраслевая конкуренция в банковском деле существует в основном в форме видовой  конкуренции. С точки зрения составления конкурентной стратегии это означает, что разработка новых ассортиментных единиц в рамках существующего вида ещё не обеспечивает конкурентного преимущества, если она не подкрепляется мерами по формированию потребительских предпочтений.

Межотраслевая банковская конкуренция, развёртывается между  субъектами, интересы которых ранее  не пересекались.

Информация о работе Банковская конкуренция и ее статистическое изучение