Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 21:29, реферат
Цель данной работы – рассмотрение понятия банковской конкуренции, истории возникновения ее видов и специфических черт, а также оценка конкурентности региональных рынков банковских услуг. Методами исследования были избраны показатель концентрации (индекс Херфиндаля – Хиршмана), показатель рыночной власти (индекс Лернера) и неструктурная модель Панзара – Росса. Объектом исследования в данной работе выступают рынки банковских услуг двух крупных соседних регионов России – Республики Башкортостан (далее в тексте Башкирия) и Республики Татарстан (далее – Татарстан). Выбор именно этих двух регионов для сравнительного анализа обусловлен прежде всего высоким качеством собираемой и публикуемой территориальными учреждениями Банка России банковской статистики.
Введение
I Глава. Понятие банковской конкуренции
1. История возникновения и определение банковской конкуренции
2. Виды банковской конкуренции
3. Специфические черты банковской конкуренции.
4. Современное состояние банковской конкуренции
II Глава. Статистическое изучение банковской конкуренции
1 Основные методы оценки банковской конкуренции
2 Эмпирические исследования банковской конкуренции в России
3 Описание объекта исследования: банковский сектор Башкирии и Татарстана
Заключение
Список литературы.
Межотраслевая конкуренция
в экономике может
Для банковского дела явно доминирующим видом межотраслевой конкуренции является перелив капитала. Он происходит при проникновении новичков на исконно банковские рынки, а также при попытке банков завоевать себе место в новых для них отраслях.
Банковские услуги не
имеют конкурентоспособных
Коммерческим банкам предстоит сформировать спрос на них, сделать их на самом деле незаменимыми, как это уже стало нормой в развитых странах.
3) Ценовая и неценовая конкуренция.
В зависимости от используемых
методов конкуренции различают:
ценовую и неценовую
Ценовая конкуренция осуществляется путём изменения цен. Неценовая конкуренция основана на улучшении качественных характеристик товара (надёжность, долговечность, безопасность, издержки потребления, внешний вид, сервисное обслуживание и др.) и проведении целенаправленной политики дифференциации продукта (включая рекламу и меры по стимулированию сбыта).
Манипулирование ценами - самый старый метод конкуренции и самый простой с точки зрения технического исполнения. Однако надо отметить, что ценовая конкуренция в экономике может быть открытой и скрытой.
При открытой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают потребителей о снижении цен на свои товары. При скрытой ценовой конкуренции фирмы выпускают новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.
Однако ценовая конкуренция имеет определённые пределы. Более того, по оценкам зарубежных экономистов, в банковском деле, как ни в какой другой сфере экономики, действуют внутренние и внешние силы, сужающие возможности ценовой конкуренции.
Во-первых, процентные ставки могут подвергаться государственному воздействию - как прямому ограничению, так и косвенному регулированию.
Необходимость государственного регулирования банковской конкуренции вызвана особым положением кредитных институтов в экономике, позволяющим существенно влиять на результаты функционирования, а также сильной зависимостью деятельности банков от психологических факторов, от доверия клиентов. Конкуренция - это немалый риск, и существует опасность того, что утрата доверия к отдельным кредитным учреждениям, оказавшимся не в состоянии выполнять свои обязательства перед клиентами, может распространиться на систему в целом. Американские экономисты назвали это «феноменом системного риска». А утрата доверия к кредитным институтам способна нанести экономике огромный ущерб.
Во-вторых, ограниченность ценовой конкуренции в банковском деле состоит в том, что существует предел процента, ниже которого банк уже не будет получать прибыль. Это могут позволить себе не все и не всегда.
Поэтому современные западные банки стремятся не конкурировать в области цен на банковские услуги, добиваясь сохранения высоких тарифов и процентных ставок. Конкуренция всё более принимает неценовой характер.
Неценовая банковская конкуренция связана, прежде всего, с изменениями качества услуг.
На современном этапе происходит постепенная смена акцентов банковской конкуренции в сторону неценовой конкуренции.
4) Совершенная и несовершенная конкуренция.
В зависимости от степени
монополизации рынка и
Совершенная конкуренция - это ничем не ограниченная конкуренция, складывающаяся в условиях, когда на рынке действует очень большое число мелких фирм, продающих идентичные (стандартизованные, однородные) товары, находящиеся с точки зрения конкуренции в равных условиях и конкурирующих преимущественно ценовыми методами.
Несовершенная конкуренция - это конкуренция, ограниченная вследствие того, что один или несколько субъектов рыночных отношений занимают господствующее положение на рынке и тем самым оказываются как бы вне конкуренции, иными словами условия конкуренции неравны.
В реальной жизни несовершенная
конкуренция встречается
Монополистическая конкуренция - это конкуренция между большим числом продавцов дифференцированной продукции, каждый из которых занимает квазимонопольное положение в отдельном рыночном секторе (сегменте) и уделяет основное внимание неценовой конкуренции. Специфическое квазимонопольное положение конкурентов обусловлено здесь сформировавшимися потребительскими предпочтениями и исключительными правами фирм на свою торговую марку.
Олигополия возникает в условиях, когда на отраслевом рынке действует относительно небольшое количество продавцов (но не один), имеющих возможность согласования своей рыночной политики. Продаваемые товары могут быть как однородными (однородная олигополия), так и дифференцированными (дифференцированная олигополия), при этом в первом случае преобладает ценовая, а во втором неценовая конкуренция.
Чистая монополия означает, что в отрасли есть только один продавец, который полностью контролирует объем предложения и цену товара, не имеющего близких субститутов. Конкуренция здесь отсутствует (если не считать потенциальной конкуренции). По сути дела, такая ситуация наблюдалась в нашей стране на протяжении многих десятилетий. Хотя формально банков всегда было несколько, но, во-первых, все они были государственными; во-вторых, сферы их деятельности были поделены по отраслевому признаку; в-третьих, они обладали исключительным правом на определенные виды деятельности (государственная монополия банковского дела, государственная валютная монополия).
В современных условиях банковские рынки нашей страны, как, впрочем, и западные, тяготеют к модели дифференцированной олигополии.
По мнению зарубежных специалистов, такая рыночная структура является наилучшей с точки зрения здоровой конкуренции.
3. Специфические черты банковской конкуренции в России.
Как мы видим, банковская конкуренция обладает целым рядом специфических черт, отличающих её от конкуренции в промышленности или в других отраслях национальной экономики и заслуживающих отдельного обобщения. К выявленным особенностям относятся:
- конкуренция в банковском
секторе экономики возникла
- в качестве конкурентов
коммерческих банков выступают
не только другие банки, но
и небанковские кредитно-
- конкурентное пространство представлено многочисленными банковскими рынками, на одних из которых банки выступают как продавцы, а на других - как покупатели;
- внутриотраслевая конкуренция носит преимущественно видовой характер, что связано с дифференциацией банковского продукта;
- банковские услуги могут взаимозаменять друг друга, но не имеют конкурентоспособных внешних (небанковских) заменителей, в связи с чем межотраслевая конкуренция осуществляется только посредством перелива капитала;
- в банковском деле
отсутствует ряд входных
- ограничения ценовой
конкуренции выдвигают на
Необходимость поддержания конкуренции на финансовом рынке в России и, прежде всего, в банковской сфере назрела давно. Наибольший интерес представляет защита конкуренции именно в банковской сфере, в силу наибольшего развития и значительного влияния этого сегмента на экономику страны.
4. Современное
состояние банковской
Проблема несовершенства конкуренции на российском банковском рынке кроется, прежде всего, в неравных условиях функционирования кредитных организаций. Такие банки, как Сбербанк, Внешэкономбанк, Внештогбанк, пользуются особыми привилегиями со стороны государства. Равные условия
развития кредитных
организаций обеспечат
В целом банковская конкуренция
в России развивается, хотя этот процесс
по-разному протекает в
Также одну из преимущественных ролей играет в развитии банковской конкуренции ее статистическое изучение. Статистика помогает выявить серьезные проблемы на протяжении нескольких десятков лет, которые прослеживаются в банковском секторе экономики России. Кроме этого она анализирует тенденции прогнозного развития этого сектора, основываясь на взаимосвязи определенных количественных показателей.
II Глава. Статистическое изучение банковской конкуренции в России.
1. Основные методы оценивания банковской конкуренции
Банковская конкуренция – экономический процесс взаимодействия и соперничества кредитных организаций и других участников финансового рынка, в ходе которого они стремятся обеспечить себе прочное положение на рынке банковских услуг с целью максимально полного удовлетворения разнообразных потребностей клиентов и получения наибольшей прибыли [Тавасиев, Ребельский, 2006]. За последние десятилетия было разработано множество различных методов анализа и подходов к определению меры конкуренции, основные из которых
следующие:
●● показатели концентрации (структурный подход):индекс О. Херфиндаля и А. Хиршмана – HHI, Herfindahl –Hirschman index [Hirschman, 1964], показатель концентрации нескольких крупнейших фирм и другие методы в рамках теории отраслевых рынков;
●● неструктурные методы: подход Дж. Панзара и Дж. Росса [Panzar, Rosse, 1987], модель Т. Бреснахана [Bresnahan, 1982, 1989], модель Ф. Барруш и Л. Модешту [Barros, Modesto, 1999] и другие методы в рамках новой эмпирической теории отраслевых рынков;
●● методы оценки рыночной власти (индекс Лернера [Lerner, 1934]).
Простейшим методом оценки конкуренции являются показатели концентрации. Они не требуют большого набора данных. Для оценки степени монополизации отрасли простейший и чаще всего используемый индекс – это индекс Херфиндаля – Хиршмана, который вычисляется как сумма квадратов долей продаж каждой фирмы в отрасли:
HHI = Σi =1NSi2
Где Si2 – доля i-й фирмы на рынке.
Чем выше значение этого показателя, тем более концентрирован исследуемый рынок. В случае чистой монополии, когда отрасль состоит из одной фирмы, индекс Херфиндаля – Хиршмана будет равен 10 000. Как правило, доли участников на рынке банковских услуг берутся по активам, кредитам или депозитам. HHI рассчитывается для отрасли в целом либо для локальных рынков и поэтому не дает ответа на вопрос о степени рыночной власти отдельно взятого банка или группы банков. Среди прочих индексов, отражающих концентрацию в отрасли, можно отметить индекс концентрации первых k банков, индекс Холла – Тайдмана [Hall, Tideman, 1967], комплексный индекс промышленной концентрации, индекс энтропии и другие методы, описанные в статье Дж. Биккера и К. Хааф [Bikker, Haaf, 2001]. Обзор работ показывает, что в последние годы для анализа конкурентности национальных рынков банковских услуг бóльшая часть исследований проводилась не по показателям концентрации, а с помощью подхода Панзара – Росса [Bikker, Haaf, 2002; Coccorese, 2009; Rezitis,
Информация о работе Банковская конкуренция и ее статистическое изучение