Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 12:47, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ кредитоспособности предприятия как потенциального заёмщика, применяемый коммерческим банками в процессе кредитования. В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
изучить методы анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятия;
исследовать методы комплексной оценки кредитоспособности предприятий;
Введение 3
Глава I. Теоретические и методологические аспекты кредитоспособности предприятия как заёмщика 6
Сущность кредитоспособности и её оценки 6
Методы анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятия 7
Методы комплексной оценки кредитоспособности предприятий 16
Глава II. Анализ кредитоспособности ОАО «Газпром» как заёмщика по методике Сбербанка России 28
2.1 Информационно-аналитическая характеристика ОАО «Газпром» 28
2.2 Анализ финансового положения и эффективности деятельности ОАО «Газпром» 31
2.3 Оценка заёмщика по методике Сбербанка РФ 42
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения 48
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра экономических и финансовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Деньги. Банки. Кредит»
на тему:
«Анализ кредитоспособности предприятия как заёмщика»
(на примере ОАО «Газпром»)
Москва 2009
Содержание
Введение 3
Глава I. Теоретические и методологические аспекты кредитоспособности предприятия как заёмщика 6
Глава II. Анализ кредитоспособности ОАО «Газпром» как заёмщика по методике Сбербанка России 28
2.1 Информационно-аналитическая характеристика ОАО «Газпром» 28
2.2 Анализ финансового положения и эффективности деятельности ОАО «Газпром» 31
2.3 Оценка заёмщика по методике Сбербанка РФ 42
Заключение 45
Список литературы 47
Приложения 48
Введение
Перемены, происходящие в экономике России, предполагают существенные изменения во взаимоотношениях между коммерческими банками и субъектами хозяйствования. Высокая рискованность банковской деятельности главным образом связана с условиями и результатами деятельности его клиентов.
В нынешних условиях хозяйствования, коммерческие банки вынуждены работать в чрезвычайных обстоятельствах. Они очутились в центре многих противоречивых, кризисных и трудно прогнозируемых процессов, происходящих в экономике, политике и социальной сфере. Кризис неплатежей повышает риск невозврата ссуды клиентом банку. Поэтому в настоящий момент особенно важное значение приобретают методики оценки качества потенциальных клиентов. Исходным моментом в оценке возможностей потенциального клиента, желающего получить кредит, является определение банком возможности заемщика вернуть основную сумму кредита в обусловленное время и уплатить проценты за пользование им.
Один из основных способов избежания невозврата ссуды является тщательный и квалифицированный отбор потенциальных заемщиков. Главным средством такого отбора является экономический анализ деятельности клиента с позиции его кредитоспособности. Под кредитоспособностью понимается такое финансовое состояние предприятия – заемщика, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика возвратить кредит в соответствии с условиями кредитного соглашения. Существует множество методик оценки качества заемщиков – методик анализа финансового положения клиента и его надежности с точки зрения своевременного погашения кредита. Применяемые в настоящее время и рекомендуемые способы оценки кредитоспособности заемщика опираются, главным образом, на анализ его деятельности в предшествующем периоде и ориентированы, в основном, на решении расчетных задач. При всем значении таких оценок, они не могут исчерпывающе характеризовать кредитоспособность потенциального заемщика в прогнозе.
Актуальность темы исследования, таким образом, связана с тем, что не существует единой методики оценки кредитоспособности предприятия как заёмщика.
Целью данной курсовой работы является анализ кредитоспособности предприятия как потенциального заёмщика, применяемый коммерческим банками в процессе кредитования. В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
В ходе написания курсовой работы использовались такие методы анализа, как:
горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, в ходе этого анализа определяются абсолютные и относительные изменения величины различных статей баланса за определённый период;
вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;
трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;
анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям предприятия, филиалов, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данного предприятия в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;
факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда анализ дробят на составные части, так и обратным, когда составляют баланс отклонений и на стадии обобщения суммируют все выявленные отклонения, фактического показателя от базисного за счет отдельных факторов.
Объектом исследования было выбрано открытое акционерное общество «Газпром».
Глава I. Теоретические и методологические аспекты кредитоспособности предприятия как заёмщика
В условиях экономической нестабильности в стране, постоянно меняющихся внешних и внутренних условиях предприятия должны обладать гибкой структурой финансовых ресурсов и при необходимости иметь возможность привлекать заемные средства, т.е. быть кредитоспособными.
Кредитоспособным является предприятие, имеющее предпосылки для получения кредита и способное своевременно возвратить взятую ссуду с уплатой причитающихся процентов за счёт прибыли и других финансовых ресурсов.
Оценка кредитоспособности включает прежде всего анализ деловой активности предприятия и перспектив его развития. Главными качественными и количественными критериями являются:
• широта рынков сбыта продукции, включая наличие поставок на экспорт;
• конкурентоспособность выпускаемой продукции, обеспечение заданных темпов ее роста;
• выполнение плана
по основным показателям производственно-
• уровень эффективности использования ресурсов (капитала) предприятия и др.
Оценку кредитоспособности
зачастую осуществляет банк, кредитующий
данное предприятие по финансовой отчетности
и анализу следующих
1. Оценивается репутация заемщика с точки зрения качества представленных финансовых документов и отчетов, ответственности и компетентности руководства, своевременности расчетов с банками.
2. Оценивается конкурентоспособность выпускаемой продукции.
3. Анализируется доходность и платежеспособность предприятия:
• рассчитывается
ликвидность баланса и
• определяется дебиторская и кредиторская задолженность по составу и срокам образования и сопоставляются результаты.
Данный анализ позволяет оценить возможность погашения кредита оборотными средствами, в т.ч. товарно-материальными ценностями. Просматриваются финансовые потоки, т.е. приход и расход денежных средств, определяется задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами, которая указывает на неблагоприятные финансовые возможности предприятия и риск невозврата кредита и процентов за него.
4. Изучаются
цели и программа
5. Определяется
соответствие стоимости
6. Рассматривается
юридическое обеспечение
В результате заключается кредитный договор. В нем отражается экономическое, юридическое содержание отношений заемщика и банка, размер, условия возврата кредита, процентная ставка, степень риска и т.д.
Финансовое
состояние предприятий характер
Анализ финансового состояния включает последовательное осуществление следующих видов анализа:
1. Предварительная (общая) оценка финансового состояния предприятия и его финансовых показателей за отчетный период.
2. Анализ финансовой устойчивости предприятия.
3. Анализ кредитоспособности и ликвидности предприятия.
4. Анализ финансовых результатов.
5. Анализ использования оборотных средств.
6. Оценка потенциального банкротства предприятия.
Оценка финансового
состояния предприятия
При анализе финансового состояния предприятия на момент составления отчетности рассчитывается ряд абсолютных и относительных показателей, приведенных ниже1:
Информация о работе Анализ кредитоспособности предприятия как заёмщика