Учет с поставщиками и подрядчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 08:36, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы определена тем, что полнота, своевременность, достоверность отражения расчетов по товарным операциям является одним из оценочных показателей, определяющих качество работы фирмы. Грамотное построение и управление процессом учета расчетов по товарным операциям имеет большое значение в успешной работе предприятия.

Оглавление

Введение.
1. Теоретическая часть.
1.1. Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками
1.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками
1.3. Учет расчетов с поставщиками и покупателями в условных денежных единицах
1.4. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами
1.5. Учет расчетов по посредническим операциям
2. Расчетная часть.

Файлы: 1 файл

курсовая работа Умида..doc

— 239.00 Кб (Скачать)

      При поступлении товарно-материальных ценностей, на которые не получены расчетные документы поставщиков, по кредиту счета 60 отражается стоимость ценностей, исходя из цены и других условий, предусмотренных договором. Если цена не указана и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах организация обычно определяет цену в отношении аналогичных ценностей.

        Учет выданных авансов осуществляется обособленно в отдельных регистрах аналитического учета с целью получения информации о расчетах с конкретными поставщиками и контроля их состояния. Суммы выданных авансов перечисляются по платежному поручению с расчетного счета или других счетов в банках. Эти операции оформляются бухгалтерской записью: Дт 60 Кт 50, 51, 52, 55.

       Перечисленные авансы поставщикам и подрядчикам учитываются по дебету этого счета до тех пор, пока не будут полностью выполнены и документально оформлены поставка материально-производственных запасов или объем предусмотренных договором работ, услуг. За полученные товары и выполненные работы, подтвержденные документально, возникает задолженность перед поставщиками или подрядчиками, которая уменьшается на сумму ранее выданных авансов.

        При невыполнении договора поставки неиспользованные средства авансов возвращаются поставщиком на расчетный счет покупателя. Такая операция оформляется платежным поручением, в котором обязательно должно быть указано основание (номер и дата платежного поручения, по которому зафиксировано получение аванса, а также договора). Возврат поставщиком неиспользованной суммы авансов оформляется бухгалтерской записью: Дт 50, 51, 52, 55 Кт 60.

       Аналитический учет по счету 60 ведется по каждому предъявленному счету, а расчетов в порядке плановых платежей - по каждому поставщику и подрядчику. При этом построение аналитического учета должно обеспечивать возможность получения необходимых данных по:

      поставщикам по акцептованным и другим расчетным документам, срок оплаты которых не наступил;

      поставщикам по неоплаченным в срок расчетным документам;

      поставщикам по неотфактурованным поставкам;

      авансам выданным;

      поставщикам по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил;

      поставщикам с просроченной оплатой векселей;

      поставщикам по полученному коммерческому кредиту и др.

       Учет расчетов с поставщиками и подрядчиками в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 60 обособленно.

        При журнально-ордерной форме учёта учёт расчётов с поставщиками ведут в журнале-ордере №6. В данном журнале синтетический учет сочетается с аналитическим. Аналитический учёт расчётов с поставщиками при расчётах и в порядке плановых платежей ведется в ведомости №5, данные которой в конце месяца включают общими итогами по корреспондирующим счетам в журнал-ордер №6.

      Приведем примеры задач по расчетам с поставщиками и подрядчиками:

Пример 1.

     Организация заключила договор с поставщиком на приобретение материалов, стоимостью 590 000 руб., в том числе НДС - 90 000 руб. в соответствие с договором 25 октября организация перечислила частичную предоплату поставщику, в сумме 420 000 руб. 6 ноября материалы были получены полностью, после чего был произведен окончательный расчет, в сумме 170 000 руб.

Решение:

1. 25 октября перечислен аванс с расчетного счета: Дт 60. расчеты по авансам выданным Кт 51 на сумму 420 000 руб.

2. 6 ноября получены материалы:

а) сумма без НДС - Дт 10 Кт 60 на сумму 500 000 руб.

б) сумма НДС - Дт 19 Кт 60 - 90 000 руб.

3. зачтен ранее полученный аванс: Дт 60 Кт 60. расчеты по авансам выданным, на сумму 420 000 руб.

4. произведен окончательный расчет: Дт 60 Кт 51 - 170 000 руб.

5. НДС к вычету: Дт 68 Кт 19 на сумму 90 000 руб.

1.2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками

     Покупатели и заказчики - это организации. Приобретающие произведенную продукцию, товары, прочие ценности, потребляющие оказываемые им услуги и выполненные работы. Для обобщения информации о расчетах за продукцию, товары, работы и услуги предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

     В расчетах с покупателями может применяться как наличная, так и безналичная форма расчетов.

     Расчеты наличными производятся в пределах 60 000 рублей по одной сделке. Расчеты с участием граждан, когда последние не связаны с предпринимательской деятельностью, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы.

     В безналичном порядке расчеты должны производиться только через банки и иные кредитные организации, в которых организациям открыты соответствующие счета, если иное не установлено законом. Этот порядок предусматривает перечисление денежных средств с расчетного счета и отправку расчетных документов в другой банк для завершения соответствующих видов связи, предусмотренных законодательством и договором.

      Расчеты с покупателями и поставщиками производятся платежными поручениями, платежными требованиями-поручениями, в виде товарообменных операций (бартерные сделки), в порядке уступке права требования, договора мены инкассовыми поручениями, аккредитивами, векселями, чеками.

     Порядок учета расчетов с покупателями и заказчиками зависит от выбранного метода учета реализации продукции.

      Если за момент реализации продукции принимается момент оплаты ранее отгруженной продукции, то дебиторская задолженность учитывается по производственной себестоимости по дебету счета 45 «Товары отгруженные» (с кредита счета 43 «Готовая продукция»). По мере оплаты отгруженной продукции (дебет 51, 52 и других счетов, кредит 90 «Продажи») ее списывают с кредита 45 в дебет 90. одновременно начисляется НДС по реализованной продукции (дебет 90 кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»).

      Если за момент реализации продукции принимается момент ее отгрузки, то дебиторская задолженность, отражается по цене реализации продукции на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

К этому счету могут быть открыты следующие субсчета:

1. «Расчеты в порядке инкассо».

2. «Расчеты плановыми платежами».

3. «Векселя полученные» и другие.

     На субсчете 62.1 «Расчеты в порядке инкассо» учитываются расчеты по предъявленным покупателям и заказчикам и принятым банком к оплате расчетным документам за отгруженную продукцию (товары), выполненные работы и оказанные услуги.

     На субсчете 62.2 «Расчеты плановыми платежами» учитываются расчеты с покупателями и заказчиками при наличии хозяйственных длительных связей с ними, если такие расчеты носят постоянный характер и не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу, в частности расчеты плановыми платежами.

      На субсчете 62.3 «Векселя полученные» учитываются расчеты с покупателями и заказчиками, обеспеченные полученными векселями.

      На суммы оплаты за отгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги предприятие предъявляет расчетные документы покупателю или заказчику и производит следующую бухгалтерскую запись:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит 90 «Продажи»

      Поскольку отгруженная продукция считается реализованной, то с ее стоимости начисляется НДС (дебет 90 кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам») при погашении покупателями и заказчиками своей задолженности, она списывается с кредита счета 62 в дебет счетов денежных средств.

      Если по полученному векселю предусмотрено взимание процента от суммы векселя, то на величину процента кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы».

      В соответствии с заключенными договорами предприятие может получать авансы на поставку материальных ценностей под выполнение работ или при оплате продукции и работ по частичной их готовности.

     Для учета полученных от покупателя (заказчика) авансов (предварительной оплаты) используется субсчет счета 62. - «Расчеты с покупателями и заказчиками по авансам полученным».

     Суммы, полученные предприятием авансом (предварительной оплаты), отражаются на счете 62 обособленно в виде кредиторской задолженности в корреспонденции со счетами учета денежных средств Дебет 51 Кредит 62.

     Одновременно производится начисление налога на добавленную стоимость, подлежащего взносу в бюджет с суммы полученного аванса (предварительной оплаты) по установленной ставке. На сумму начисленного налога уменьшается сумма аванса на счете 62 и увеличивается задолженность бюджету Дебет 62 - авансы полученные Кредит 68 НДС.

     При последующей отгрузке продукции, выполнении работ (услуг), сумма начисленного налога на добавленную стоимость по авансу сторнируется: Дебет 62 Кредит 68 сторно, а затем отражаются все операции, связанные с реализацией продукции в общеустановленном порядке с использованием счета 90 «Продажи».

      Зачет полученных авансов производится внутренней записью по субсчетам счета 62: Дебет 62. - авансы полученные Кредит 62.

       Предприятие, выполняющее работы долгосрочного характера (строительные, научно-проектные, геологические и т.п.), используют для учета выполненных этапов, имеющих самостоятельное значение, счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

      С 01.01.2000 года, в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» это правило распространено на продукцию и услуги. Каждый законный и оплаченный этап работ представляет собой объем реализованных, выполненных работ данного отчетного периода. Стоимость законченных предприятием этапов работ, принятых в установленном порядке и оплаченных заказчиком, относится в Дебет счета 46 в корреспонденции с Кредитом счета 90. одновременно сумма затрат по законченным и принятым этапам работ списывается с Кредита счета 20 «Основное производство» в Дебет счета 90. Оплата заказчиком этапов работ учитывается на счете 62 (Дебет 51 Кредит 62). По окончании всех этапов работ в целом оплаченная заказчиком стоимость этапов, учтенная на счете 46, списывается в Дебет счета 62.

Аналитический учет по счету 62 ведут по каждому предъявленному покупателем и заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей - по каждому покупателю и заказчику. Построение аналитического учета должно обеспечить получение данных о задолженности, обеспеченной: векселями, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселями, дисконтированными (учетными) в банках, векселями по которым денежные средства не поступили в срок.

                                                                                                              Таблица 2.

              Типовые бухгалтерские проводки по счету №62

 

№ п/п

Содержание операций

Корреспондирующие счета

 

 

 

                Дебет

Кредит

 

1

Получен аванс от покупателя под отгрузку продукции

51

62.1

 

2

Начислен НДС с аванса

62.1

68

 

3

Отражена задолженность покупателя за проданные товары

62

90.1

 

4

Восстановлен НДС по сумме аванса

62.1

68

 

5

Произведен зачет аванса

62

62.1

 

6

Поступление денежных средств от покупателя в окончательный расчет

51

62

 

7

Отражена задолженность покупателя на сумму стоимости реализуемого прочего имущества

62

91.1

 

8

Отражено получение векселя от покупателя

62

62.3

 

9

Списание не оплаченной задолженности на счет резерва по сомнительным долгам

63

62

 

10

Списание неоплаченной задолженности покупателя при отсутствии резерва по сомнительным долгам

91

62

 

При использовании в организации журнально-ордерной формы учета, расчеты с покупателями и заказчиками отражаются в журнале-ордере №11 «Учет отгрузки и продажи», при небольшом объеме учетной информации - в журнале-ордере №6.

Пример 2.

У продавца отражены проводки на 62 счете:

1. 25 октября.

Получен аванс: Дебет 51 Кредит 62. расчеты по авансам полученным

2. Начислен НДС к уплате

Дебет 62. расчеты по авансам полученным Кредит 68

3. 6 ноября

Отражена выручка по моменту отгрузки материалов

Дебет 62 Кредит 90

4. Начислен НДС

Дебет 90 Кредит 68

5. Восстановлен НДС с предоплаты

Дебет 68 Кредит 62. расчеты по авансам полученным

6. Зачтена сумма аванса за отгруженную продукцию

Дебет 62. расчеты по авансам полученным Кредит 62

7. Сумма поступила в окончательный расчет

Дебет 51 Кредит 62

1.3. Учет расчетов с поставщиками и покупателями в условных денежных единицах

Гражданский кодекс не делает никаких ограничений по видам валют, в которых может быть определена цена товаров, работ или услуг по договору. Однако на территории РФ все расчеты производятся только в рублях. Поэтому цена, установленная в иностранной валюте или в условных денежных единицах, пересчитывается в рублях.

В бухгалтерском учете рублевый эквивалент денежного обязательства отражается в момент его возникновения - на дату перехода права собственности на товар или дату принятия выполненных работ, услуг. Однако за время, которое проходит с момента отражения денежного обязательства в бухучете и до даты его погашения (оплаты цены товара), курс иностранной валюты или условных денежных единиц может измениться. Соответственно изменится в рублевом выражении и сумма задолженности. В этом случае и возникает суммовая разница, т.е. разница между рублевой оценкой денежного обязательства на дату его возникновения и дату погашения.

Суммовая разница отражается в учете у обеих сторон договора - как у покупателя (заказчика), так и у продавца (поставщика, исполнителя).

Под суммовой разницей у продавца (поставщика, исполнителя) понимается разница между рублевой оценкой фактически поступившего в качестве выручки актива, выраженного в иностранной валюте или условных денежных единицах, исчисленной по официальному курсу или иному курсу, согласованному сторонами на дату принятия к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этого актива, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания выручки в бухгалтерском учете.

Под суммовой разницей у покупателя (заказчика) понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте или условных единицах, исчисленной по официальному или иному согласованному сторонами курсу на дату принятия к бухгалтерскому учету соответствующей кредиторской задолженности, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату признания расхода в бухгалтерском учете.

Информация о работе Учет с поставщиками и подрядчиками