Учет расчетов за товар, услуги в условиях рыночной экономики (с поставщиками, покупателями, заказчиками)

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 11:03, курсовая работа

Краткое описание

Рациональная организация контроля за состоянием наличных и безналичных расчетов способствует укреплению и соблюдению платежной дисциплины, выполнению обязательств перед поставщиками и заказчиками, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятий.

Оглавление

Введение
1. Основные нормативные документы учета наличных и безналичных расчетов
2. Методические основы организации учета наличных и безналичных расчетов на существующем предприятии с вмененным налогообложением
2.1 Задачи и основы организации учета денежных средств
2.2 Основы организации безналичных расчетов
3. Формы безналичных расчетов (используемые на действующем предприятии ЧП Афанасьев «Суши-бар Кабуки»)
3.1 Расчеты платёжными поручениями
3.2 Расчеты платежными требованиями
3.3 Расчеты платежными требованиями-поручениями
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Бух фин уч курс уч расч за тов.doc

— 230.50 Кб (Скачать)

     После проверки, сдаваемые на инкассо документы  направляются в учреждение банка, обслуживающее покупателя. Поступающие деньги банк покупателя зачисляет на счет банка поставщика. Учреждение банка, обслуживающее покупателя, получив присланные учреждением банка поставщика платежные требования, сообщает об этом покупателю, который, ознакомившись с документами, дает согласие на платеж или отказывается от их акцепта. Акцепт является тем элементом, который дает возможность использовать безналичные расчеты как важный инструмент контроля за деятельностью поставщика. Покупатель акцептует счет только в том случае, если поставщик выполнит все условия договора, т.е. поставит продукцию нужного качества, в заказанном объеме, по установленной цене и т.д. Если поставщик нарушит хотя бы одно из договорных условий, то покупатель не даст согласия на акцепт, следовательно, у поставщика не произойдет акт реализации. Акцепт счета — это не только юридический, но и экономический акт, контролирующий выполнение хозяйственного договора поставщиками.

     При положительном акцепте требуется  письменное согласие на оплату документов (такая форма акцепта сейчас почти  не применяется). Отрицательный акцепт имеет довольно широкое распространение и применяется в расчетах между хозяйственными организациями, предприятиями и учреждениями. При данной форме акцепта покупатель в течение установленного срока может заявить отказ от акцепта, и если он этого не сделал, то платежный документ считается акцептованным и обязателен к платежу.

     При предварительном акцепте платеж совершается после получения  согласия; при последующем акцепте  сначала производится платеж, после  чего покупатель, в случае недобросовестности поставщика, может предъявить контрпретензию по возврату списанных с его счета сумм. Срок для последующего отказа от акцепта — три дня с момента получения банком платежного требования. Он может быть продлен, если это предусмотрено в хозяйственном договоре. В настоящее время применяется только предварительный акцепт.

     Полный  отказ от акцепта возможен в случае, если товар не соответствует условиям договора; недоброкачественный; нестандартный; не заказан; переадресован в пути другому покупателю.

     При частичном отказе акцептуется часть  суммы счета. Это практикуется, если цены завышены против договорных; наряду с заказанными отгружены незаказанные, товары; допущены арифметические ошибки и т.п.

  Получив согласие на оплату (а при последующей форме акцепта сразу после получения документов), учреждение банка оплачивает документы и перечисляет средства в банк, где ведется расчетный счет поставщика. Если расчетные документы должны оплачиваться с расчетного счета покупателя, а денег там не оказалось, и если предприятие не имеет права на кредит, то эти документы помещаются в специальную картотеку несвоевременно оплаченных документов (картотека № 2). Об этом сообщается поставщику, и за каждый день просрочки платежа с покупателя взыскиваются пени в претензионном порядке в размере, предусмотренном в договоре.

     Расчеты платежными требованиями могут применяться, если они предусмотрены в договорах между поставщиками, покупателями и их банками, за отгруженные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги и по другим претензиям, счета по которым не оплачены плательщиками. Под договором между хозяйствующим органом и банком подразумевается договор банковского счета, который должен быть заключен при его открытии. Банки не вправе отказывать в приеме к исполнению платежных требований, даже если эта форма расчетов не предусмотрена в договоре банковского счета.

     В течение срока ожидания акцепта  документы находятся в картотеке № 1. При отсутствии средств у плательщиков акцептованные платежные документы помещаются в картотеку № 2, и их оплата производится по мере поступления средств в установленной очередности.

     При равномерных, постоянных поставках  товаров и оказании услуг можно рассчитываться в порядке плановых платежей, т.е. по договоренности сторон. Сумма каждого планового платежа устанавливается сторонами исходя из объема поставок и периодичности платежей. На каждый плановый платеж представляется платежное поручение.

     В практике денежных расчетов используются инкассовые поручения. Инкассо — это поручение банку взыскать деньги с плательщика. Такие поручения обычно используются при принудительном взыскании средств. Взыскатели представляют в банк инкассовое, поручение со ссылкой на дату и номер исполнительного или приравненного к нему документа. Поручения, основанные на приказах арбитража, решениях суда или исполнительных надписях, учиненных нотариусами, предъявляются при соответствующих исполнительных подлинных документах или их дубликатах. В исполнительных документах должны содержаться: полное и точное наименование изыскателя и плательщика; размер взыскиваемой суммы, с какого счета плательщика сумма подлежит списанию.

     Инкассовые  поручения с приложением исполнительных документов, а также распоряжения на списание средств со счетов одногородних плательщиков представляются взыскателем на инкассо непосредственно учреждению банка, где ведется счет плательщика, а по иногородним плательщикам — учреждению банка, обслуживающему взыскателя.

     При взыскании по исполнительным документам в пользу отдельных граждан учреждение банка, в котором находится счет плательщика, принимает исполнительные документы только через судебного исполнителя, состоящего при суде, в районе деятельности которого находится данное учреждение банка.

     Очередность платежей. Для нормализации платежного оборота, сокращения неплатежей с 1994 г. предусмотрен ряд дополнительных мер по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины в народном хозяйстве. Установлен временный порядок использования средств, поступающих на счета предприятий и организаций в банках, т.е. введена новая очередность платежей со счетов клиентов банка — юридических лиц. Прежде всего, предприятия имеют право использовать остаток денег на своих счетах на неотложные нужды в размерах, не превышающих 5% среднедневных поступлений за предшествующий квартал. В числе суммы на неотложные нужды может быть и выплата заработной платы в размере до пятикратной минимальной месячной оплаты труда с учетом фактической среднесписочной численности работников в пределах заработанных средств. По ходатайству клиента, когда деньги на расчетный счет поступают не ежедневно, а периодически, банк вправе оставлять на неотложные нужды средства на весь период сразу.

     При полном отсутствии поступлений в  течение какого-либо периода клиент имеет право использовать неполученные средства на неотложные нужны в следующем периоде. В то же время по заявлению хозяйствующего органа неиспользованные средства за истекший период могут быть оставлены для использования в последующем. Если заявления не поступило, то деньги направляются на оплату документов из картотеки № 2.

     В первоочередном порядке производятся платежи в бюджета всех уровней, а также в Пенсионный и другие целевые внебюджетные фонды. Остальные платежи совершаются в порядке наступления сроков платежей, т.е. в календарной очередности поступления в банк платежных документов. Деньги, выделяемые из бюджетов, перечисляются на отдельные бюджетные (текущие) счета юридических лиц, с которых они расходуются строго по целевому назначению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.3. ПЛАТЕЖНОЕ ТРЕБОВАНИЕ-ПОРУЧЕНИЕ представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании приложенных к нему отгрузочных и товарных документов стоимость поставленных по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

     Платежное требование-поручение выписывается поставщиком на основании фактической отгрузки продукции или оказания услуг на стандартизированном бланке в 3 экземплярах и вместе с отгрузочными документами направляется в банк покупателя для оплаты. Возможен прием требований-поручений и на инкассо (в банке поставщика).

ИНКАССО — это банковская операция, посредством  которой банк по поручению своего клиента получает причитающиеся  ему денежные средства от других предприятий и организаций на основе расчетных, товарных и денежных документов. При инкассовой услуге банк поставщика сам пересылает платежные требования-поручения в банк плательщика через органы связи спецпочтой. При взаимной договоренности между поставщиком и покупателем и их банками в целях ускорения расчетов почтовая пересылка документов из банка поставщика в банк плательщика заменяется передачей их содержания по телетайпу или телефаксу. Инкассовые услуги банка поставщика предоставляются клиенту за комиссионное вознаграждение. Поскольку инициатива в расчетах платежными требованиями-поручениями исходит от поставщика, то оплата этих документов может быть произведена только с согласия (акцепта) покупателя. С этой целью поступившие в банк покупателя платежные требования-поручения регистрируются в специальном журнале и передаются банком непосредственно плательщику под расписку для акцепта.

     Отечественная банковская практика знает разные формы  акцепта: положительный и отрицательный, предварительный и последующий, полный и частичный.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ АКЦЕПТ — форма акцепта, при которой  плательщик обязан по каждому расчетному документу, содержащему требование поставщика на оплату, заявить в письменной форме либо свое согласие на оплату, либо отказ от акцепта.

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ АКЦЕПТ — форма акцепта, при которой  плательщик письменно уведомляет банк только об отказе от акцента. Не заявленные в обусловленный срок отказы расцениваются банком как согласие плательщика на оплату (молчаливый акцепт).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ АКЦЕПТ означает, что плательщик свое согласие на оплату требования поставщика дает до списания денег с его счета. При этом расчетный документ считается акцептованным, если плательщик не заявил банку отказ в течение трех рабочих дней.

     Положение о безналичных расчетах в РФ, введенное в действие в 1992 г. предусматривает использование в расчетах платежными требованиями-поручениями положительной формы акцепта, которая всегда имеет предварительный характер. Заявляемый плательщиком отказ может быть полным или частичным и обязательно должен быть мотивирован. Традиционными мотивами отказов от акцепта являются: товар не заказан; счет бестоварный; товар ранее оплачен; отсутствует согласованная цена; отгрузка по ненадлежащему адресу, а также другие мотивы, связанные с нарушением договорных обязательств со стороны поставщика. Как правило, мотив отказа от акцепта должен быть подтвержден ссылками на соответствующие пункты договора между поставщиком и покупателем. Никаких споров между поставщиком и плательщиком по существу отказов от акцепта банк не рассматривает. В то же время как согласие па оплату, так и отказ от нее не лишает предприятий права на заявление друг другу претензий, которые рассматриваются судом или арбитражем по иску одной из сторон.

     Для акцептования платежного требования-поручения  плательщику дается 3 рабочих дня (не считая дня поступления его  в банк плательщика). При согласии оплатить полностью или частично платежное требование-поручение плательщик оформляет его подписями лиц, уполномоченных распоряжаться счетом в банке, и оттиском печати на всех экземплярах и сдает их в обслуживающий банк, из которых:

  • 1-й экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и остается в документах для банка:
  • 2-й экземпляр высылается в банк поставщика, где служит основанием для зачисления средств на счет поставщика:
  • 3-й экземпляр возвращается плательщику как расписка в совершении банковской операции по его счету.

     При частичном отказе от оплаты в платежном  требовании-поручении в графе  «Сумма к платежу» плательщик проставляет  ту сумму, которую согласен оплатить.

    Корреспонденции счетов по операциям расчетов

№ п/п Операции Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
1 2 3 4
1 Приняты к оплате счета поставщиков за поступившие  оборудование, сырье и материалы, а также выполненные работы по капитальному строительству, для цехов  основных и вспомогательных производств, общепроизводственного и общехозяйственного назначения, по реализации продукции 

Получены от поставщиков суммы по перерасчетам

07,10,08,20,23,25,26,44,45 
 
 
 
 

50,51,52

60 
 
 
 
 
 
 

60

2 Предъявлены претензии поставщикам за обнаруженную недостачу ТМЦ при их приеме 76 60
3 Акцептованы счета  поставщиков за услуги по ликвидации последствий стихийных бедствий и их предотвращению 99 60
4 Списаны отрицательные  курсовые разницы 91 60
5 Обнаружена  недостача ТМЦ (до их оприходования) в пределах норм естественной убыли или по вине организации 94 60
6 Погашена задолженность  перед поставщиками наличными, перечислениями со счетов учета денежных средств, полученными  кредитами банка 60 50,51,52,55,66,67
7 Произведен  зачет по задолженности поставщикам 

по предварительным авансам

60 60
8 Погашена задолженность  по товарообменным операциям 60 62
9 Выданы авансы под поставку ТМЦ и под выполнение работ наличными, с расчетного и  валютного счетов, специальных счетов в банках, за счет полученных кредитов, банков и займов 60 50,51,52,55,66,67
10 Оплачены за счет выданных авансов счета поставщиков  и подрядчиков 60,76 60
11 Предъявлена претензия  поставщикам и подрядчикам 76 60
12 Возращены ранее выданные авансы 50,51,52,55,66,67 50
13 Списаны ранее выданные невостребованные авансы 91 60
14 Предъявлены претензии  по выявленным несоответствиям цен, тарифов, ошибкам в счетах (после  акцепта) на поступившие ТМЦ и  выполненные работы 76 07,08,10,11,15,26,28,29,44,45
15 Предъявлены претензии  к банкам по ошибочным списанным суммам 76 50,51,52
16 Предъявлена претензия  поставщикам при оприходовании  ТМЦ 76 60
17 Предъявлен  иск покупателю на сумму векселя 76 62
18 Отражены суммы  штрафов, пеней, неустоек, предъявленных  другим организациям за несоблюдение договорных обязательств, а также положительные курсовые разницы 76 91
19 Отраженны суммы  неудовлетворенных претензий (по операциям 14 и 15) 07,08,10,11,15,20,23,25,26,29,41,44,45,51,52,55 76
20 Списаны предъявленные  претензии по истечении срока исковой давности 91 76
21 Списаны суммы  штрафов, неустоек непризнанным арбитражем 91 76
22 Получены авансы под поставку ТМЦ и выполнение работ наличными, на счета учета  денежных средств, а также в виде перевода 50,51,52,55,57 62
23 Отражена сумма  НДС по полученным авансам 62 68
24 Отгружена продукция  покупателям 62 90
25 Осуществлен зачет  суммы авансов по отгруженной  продукции 62 62
26 Возвращены  неиспользованные полученные авансы (по операции 22) 62 50,51,52,55,57
27 Полученные  авансы погашены за счет кредитов банка и займов 62 66,67
28 Списаны невостребованные полученные авансы и положительные  курсовые разницы 62 91
29 Начислены платежи  по обязательному страхованию имущества  и персонала в капитальном  строительстве, в основном и вспомогательном  производствах, цехового и общехозяйственного назначения, в обслуживающих производствах и хозяйствах 08,20,23,25,26,29 76
30 Отражена сумма  страхования, причитающаяся по договору работникам организации 76 73
31 Поступили от организации  суммы возмещения 51,52,55 76
32 Списаны потери ТМЦ по страховым случаям 76 10,11,41,43
33 Списаны не компенсируемые страховыми возмещениями потерь 99 76

Информация о работе Учет расчетов за товар, услуги в условиях рыночной экономики (с поставщиками, покупателями, заказчиками)