Учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере Улетовского районного потребительского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:07, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации. Синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства позволяет управлять хозяйственной деятельностью и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные планы развития производства. Большое внимание уделяется расчётам с покупателями и заказчиками.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………….6
1.1. Расчеты с покупателями и заказчиками: их сущность и нормативно – законодательное регулирование…………………………………...6
1.2. Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками………..………………………………………………………………...9
1.3. Формы расчетов с покупателями и заказчиками……………....13
1.4. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………………………………26
Глава 2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками в Улетовском районном потребительском обществе…….……………………………………...31
2.1. Характеристика деятельности Улетовского районного потребительского общества……………………………………………………….31
2.2.Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками в Улетовском районном потребительском обществе…..………………………….34
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками в Улетовском районном потребительском обществе……………………………………………………………………………38
3.1.Автоматизация учета и составления отчетности по расчетам с покупателями и заказчиками Улетовском районном потребительском обществе……………………………………………………………………………38
3.2. Рекомендации по проведению инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………...41
Заключение…………………………………………………………………………47
Литература………………………………………………………………………….50
Приложения………………………………………………………………………...51

Файлы: 1 файл

Курсовая по БФУ.doc

— 7.19 Мб (Скачать)

Акцепт может быть предварительный и последующий. В случае предварительного акцепта плательщик, получив платежное требование, должен решить вопрос о его оплате: по иногородним счетам в течение трех рабочих дней, по одногородним - в течение двух дней. Если в этот срок не поступит отказ от оплаты, то требование считается акцептованным и оплачивается на следующий день.

При последующем акцепте  платежное требование оплачивается немедленно при получении его банком плательщика, но затем плательщик должен в течение трех рабочих дней рассмотреть правильность оплаты и при необходимости заявить отказ от акцепта.

Плательщик  имеет право отказаться от акцепта  платежного требования полностью или  частично. Полный отказ от акцепта платежного требования имеет место при отгрузке товара не по адресу, досрочной поставке товара без согласия покупателя. Счет допускается оплачивать частично, когда в нем указана цена, превышающая установленную договором, нарушен ассортимент материальных ценностей, допущены арифметические ошибки и пр. За необоснованный отказ от акцепта покупатель может нести материальную ответственность (по решению арбитражного суда). Грузы, по которым последовал полный отказ от акцепта, поступают на ответственное хранение к покупателю до получения указаний от поставщика. В платежном требовании на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков на основании законодательства в поле "Условие оплаты" получатель средств проставляет "без акцепта", а также делает ссылку на закон (с указанием его номера, даты принятия и соответствующей статьи), на основании которого осуществляется взыскание. При отсутствии указания «без акцепта» платежные требования подлежат оплате плательщиком в порядке предварительного акцепта со сроком для акцепта 5 рабочих дней.

При аккредитивной форме расчетов учреждение банка по заявлению обслуживаемого им покупателя дает поручение иногороднему учреждению банка, обслуживающего поставщика, оплатить отгруженные поставщиком товарно-материальные ценности, работы или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении получателя. Плательщик представляет в обслуживающий банк заявление об открытии аккредитив, в котором по установленной форме содержатся обязательные реквизиты расчетных документов, а также указываются:

- вид аккредитива;

- условия его оплаты с акцептом или без акцепта);

- номер счета, открытый  исполняющим банком, для зачисления  средств по покрытому аккредитиву; 

- срок действия аккредитива  с указанием даты его закрытия;

- наименование продукции  и услуг, для оплаты каторых предназначен аккредитив;

- номер и дата основного  договора;

- срок отгрузки товара;

- другие сведения.

 Сумму аккредитива  банк покупателя депонирует на  отдельном счете для последующего  покрытия выплат поставщику по  извещениям обслуживающего его банка. Аккредитив может выставляться и за счет ссуды банка.

Аккредитивная форма  расчетов применяется при эпизодических, разовых расчетах между поставщиком и покупателем. При аккредитивной форме расчетов продукция оплачивается по месту нахождения поставщика, вслед за ее отгрузкой, после предъявления поставщиком своему банку счетов и товарно-транспортных накладных, подтверждающих факт отгрузки товаров (и других документов, предусмотренных условиями аккредитива).

В данной форме расчетных  отношений участвуют четыре стороны: покупатель, банк покупателя, банк продавца и продавец. При расчетах аккредитивами покупатель поручает обслуживающему его банку произвести за счет своих депонированных средств или ссуды оплату материалов, товаров, работ или услуг продавцу через банк продавца. Таким образом, аккредитив представляет собой поручение банка покупателя банку продавца оплатить расчетные документы.

Существуют  несколько видов аккредитивов. Покрытый и не покрытый аккредитивы затрагивают  интересы только покупателя и не как не касаются поставщика.

Аккредитив  считается покрытым, когда денежные средства списываются с расчетного счета покупателя (или представляются ему в кредит) и депонируются банком для последующих платежей поставщику. В результате оборотные средства покупателя отвлекаются на довольно длительный срок. По этому более выгодно использовать для расчетов не покрытый (гарантированный) аккредитив. В этом случае банк поставщика спишет денежные средства прямо с открытого у него счета банка покупателя. Средства же самого покупателя будут оставаться в обороте до момента расчета с поставщиком. Но прибегать к расчетом в форме не покрытого аккредитива можно лишь в том случае, когда банк покупателя и банк поставщика имеют корреспондентские отношения друг с другом. Кроме того, покупатель должен числиться на хорошем счету у банка - в качестве добросовестного и честного клиента.

У непокрытого (гарантированного) аккредитива есть и недостаток - плата банку за непокрытый аккредитив значительно  превышает плату за покрытый.

Безотзывный и  отзывной аккредитив представляют собой  интерес прежде всего для поставщика. При отзывном аккредитиве банк покупателя может в любой момент без уведомления поставщика изменить условие провидения расчетов или же и вовсе отменить их. Соответственно в случае без отзывного аккредитива для изменений условий расчетом или отмены платежа требуется согласие поставщика.

Порядок бухгалтерского учета операций по аккредитиву напрямую зависит от того, на каких условиях открывается аккредитив, а так же от вида аккредитива.

Предприятие - поставщик  может получить денежные средства по аккредитиву, представив в банк четыре экземпляра реестра счетов и предусмотренных  условиями аккредитива документами.

Закрытие аккредитива  возможно в следующих случаях:

- по окончанию срока аккредитива;

- согласно заявлению  поставщика об отказе использовать  аккредитив до истечения срока;

- согласно заявлению  покупателя об отзыве аккредитива  полностью или частично (это относится  только к отзывным аккредитивам) – в этом случае аккредитив закрывается или уменьшается в день получения сообщения банком поставщика от банка покупателя;

- при неполном  использовании аккредитива, т.е.  сумма счетов поставщиков оказалась  меньше, чем депонированная сумма  на счете 55 «Специальные счета  в банках», субсчет 1 «Аккредитивы».

Во всех перечисленных  случаях банк поставщика отправляет уведомление банку покупателя, и  неиспользованная сумма зачисляется  на тот счет, с которого были депонированы средства на открытие аккредитива.

Аккредитив  в равной степени учитывает интересы обеих сторон договора. И в этом его основное преимущество перед другими формами безналичных расчетов. Кроме того, использование аккредитива для расчетов уменьшает риски как поставщика готовой продукции, так и покупателя. При этом сохраняется высокая степень оперативности расчетов. Особенно удобно использовать аккредитивную форму расчетов если поставщик и покупатель имеют счета в одном банке. Тогда расходы по аккредитиву будут минимальны.

В отличие от акцептной  формы аккредитивная форма расчетов ведет к отвлечению, как бы «замораживанию» средств покупателей на период действия аккредитива до его фактического использования. Поэтому нецелесообразно применение аккредитивной формы расчетов с постоянными покупателями, своевременно производящими платежи по своим обязательствам.

Наиболее распространенной формой безналичных расчетов являются расчеты платежными поручениям. Такие расчеты ведутся в тех случаях, когда владелец счета дает распоряжение обслуживающему его банку о перечислении указанной им суммы со своего счета на счет получателя средств. Используются платежные поручения для предварительной и последующей оплаты уже полученных товаров (услуг, работ), для перечисления платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, различным юридическим и физическим лицам. Платежное поручение действительно в течение десяти дней со дня выписки. Если срок платежа в поручении не проставлен, то сроком платежа считается дата принятия документа банком. Платежные поручения принимаются к исполнению независимо от наличия средств на счете плательщика. Если товары уже получены или услуги оказаны, что подтверждается соответствующими документами (приходными ордерами, накладными, актами приемки выполненных работ), то банк принимает платежные поручения покупателя и при отсутствии средств на расчетном счете. ВУ этом случае принятые платежные поручения банк помещает в карточку № 2 «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Платежное поручение считается исполненным только в момент зачисления денежных средств на указанный в поручении счет получателя.

В условиях перехода к  рыночной экономике для безналичных расчетов используются расчетные чеки. Порядок осуществления расчетов чеками регулируется ГК РФ, а также Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации. Расчетный чек - это составленное на специальном банковском бланке письменное поручение владельца счета (чекодателя) произвести выплату определенной суммы денег получателю (чекодержателю) или о перечислении средств на его счет.

Бланки чеков являются бланками строгой отчетности. Чек  должен содержать все обязательные реквизиты, установленные ГК РФ (ст. 878):

- наименование «чек», включенное в текст документа;

- поручение плательщику выплатить определенную денежную сумму;

- наименование плательщика и указание счета, с которого должен быть произведен платеж; указание валюты платежа;

- указание даты и места составления чека;

- подпись лица, выписавшего чек, - чекодателя.

Также в нем могут  содержаться дополнительные реквизиты, определяемые спецификой банковской деятельности и налоговым законодательством. Указание о процентах, если таковое имеется, считается недействительным.

Выдача чековых книжек банком осуществляется за счет собственных  средств организации или за счет краткосрочных кредитов банков. Суммы  по чека, выданным, но не предъявленным к оплате, остаются на счете 55, субсчет 2 «Чековые книжки», что должно соответствовать остатку по выписке банка с данного счета.

Обычно расчеты с  использованием чеков производятся в следующей последовательности. Заключается договор купли-продажи  товаров, в котором отражается, что расчеты производятся чеком (или чеками). Для получения чековой книжки покупатель товаров представляет в банк заявление с такой просьбой. Затем покупатель депонирует на специальном счете в обслуживающем банке сумму, за счет которой в дальнейшем будут оплачиваться чеки. После этого поставщик отгружает товар, а покупатель выписывает ему чек на стоимость полученного товара. Поставщик предъявляет чек в обслуживающий его банк на инкассо для получения платежа. Банк поставщика предъявляет полученный чек для оплаты в банк покупателя, а банк покупателя производит оплату чека за счет депонированных ранее сумм.

Все чаще встречается  в повседневной практике расчетных  и кредитно-денежных отношений вексель. Одним из способов расчетов являются расчеты векселями товарными или финансовыми.

Бухгалтерский учет товарных векселей, применяемых  при расчетах между организациями  за поставленные товары (продукцию), выполненные  работы и оказанные услуги, осуществляется на основании письма Минфина РФ № 142. Товарный вексель подтверждает обязательства покупателя оплатить задолженность при наступлении определенного срока. За предоставленную отсрочку платежа векселедатель уплачивает проценты по векселю.

Если покупатель товарно-материальных ценностей в качестве оплаты индоссирует на продавца вексель третьего лица, то в таком случае на дату индоссамента задолженность покупателя погашается. Полученный вексель отражается как финансовое вложение по цене приобретения, которая обычно равна продажной цене продукции (товара, работ, услуг). При этом номинал векселя не имеет значения для бухгалтерского учета. В этот же момент продукция считается реализованной и с точки зрения налогового учета.

Вексель является средством  оформления отношений между организациями  или товарных кредитов, предоставляемых продавцом покупателю в виде отсрочки уплаты денег за проданные товары, выполненные работы или оказанные услуги, в качестве залога для получения банковского кредита или займа, как средство обеспечения обязательств третьих лиц и пр. С момента выдачи векселя обязательство по первоначальному договору (купли-продажи, подряда и т.п.) трансформируется в долг по вексельной сделке - договор коммерческого кредита. В векселе могут быть указаны сроки платежа:

- в момент предъявления  векселя;

- спустя определенное время  после предъявления векселя;

- спустя определенное время  после составления векселя;

- в установленный день.

Проценты могут начисляться  только по векселям, которые подлежат оплате по предъявлении или через определенное время после предъявления. Когда срок платежа в векселе определен конкретной датой, то проценты по нему не начисляются.

Держатель векселя, срок платежа по которому назначен на определенный день или в определенный день от составления или предъявления, должен предъявить его к оплате в этот день (или в последующий рабочий день недели). Если в течение трех дней векселедержатель не предъявил вексель к платежу, то все затраты и риски по нему переходят от должника к векселедержателю. В случае частичного платежа должник может потребовать отметки о таком платеже на векселе и выдачи ему расписки об этом. Должник освобождается от обязательств, если он оплатил вексель в срок.

Расчеты, в  порядке плановых платежей используются при устойчивых постоянных взаимоотношениях между организациями за товары, работы и услуги. Платежи в этих случаях производят оговоренными суммами в заранее установленные сроки. Обычно такие расчеты не завершаются поступлением оплаты по отдельному расчетному документу. Не реже одного раза в месяц поставщик и покупатель проверяют, соответствуют ли платежи действительному объему поставок, и делают перерасчет.

В настоящее время  распространены взаиморасчеты между организациями, в которых участвуют два, три и более партнеров. Для взаимного погашения задолженностей они составляют акты с подтверждением задолженностей и описанием порядка их погашения. Сделки по взаимозачету задолженностей можно квалифицировать как передачу друг другу прав требования. 

Информация о работе Учет расчетов с покупателями и заказчиками на примере Улетовского районного потребительского общества