Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 14:07, курсовая работа
В настоящее время ни одна организация, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, не может функционировать без ведения бухгалтерского учета, поскольку только данные бухгалтерского учета обеспечивают полную информацию об имущественном и финансовом состоянии организации. Синтетическая и аналитическая информация о состоянии материальных, трудовых и денежных ресурсов, о результативности инвестиционной и кредитной политики, о затратах и эффективности производства позволяет управлять хозяйственной деятельностью и контролировать выполнение планов прибыли, разрабатывать перспективные планы развития производства. Большое внимание уделяется расчётам с покупателями и заказчиками.
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………….6
1.1. Расчеты с покупателями и заказчиками: их сущность и нормативно – законодательное регулирование…………………………………...6
1.2. Документальное оформление расчетов с покупателями и заказчиками………..………………………………………………………………...9
1.3. Формы расчетов с покупателями и заказчиками……………....13
1.4. Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками………………………………………………………………………26
Глава 2. Учет расчетов с покупателями и заказчиками в Улетовском районном потребительском обществе…….……………………………………...31
2.1. Характеристика деятельности Улетовского районного потребительского общества……………………………………………………….31
2.2.Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками в Улетовском районном потребительском обществе…..………………………….34
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию учета расчетов с покупателями и заказчиками в Улетовском районном потребительском обществе……………………………………………………………………………38
3.1.Автоматизация учета и составления отчетности по расчетам с покупателями и заказчиками Улетовском районном потребительском обществе……………………………………………………………………………38
3.2. Рекомендации по проведению инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками……………………………………………………...41
Заключение…………………………………………………………………………47
Литература………………………………………………………………………….50
Приложения………………………………………………………………………...51
В бухгалтерском учете продавца обязательство покупателя товаров также как у самого покупателя отразится только после начала исполнения договора, то есть после передачи им покупателю партии товаров. При этом сумма задолженностей покупателя будет зафиксирована в учете как доход (выручка) от продажи перешедших в собственность покупателя товаров.
Аналитический учет по каждому покупателю ведется в ведомости № 38-АПК. В конце месяца данные по счету 62 переносятся в журнал-ордер № 11-АПК, а из него - в Главную книгу.
Для отражения расчетов с покупателями и заказчиками в системе учетных регистров предназначен журнал-ордер № 11-АПК и ведомости № 62-АПК - № 64-АПК.
Дата отражения дебиторской задолженности в бухгалтерском учете и ее размер определяются согласно установленной учетной политике и федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Согласно этим документам все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов. Первичный учетный документ составляется в момент совершения операции или непосредственно после ее окончания. Следовательно, дебиторская задолженность отражается в учете, как правило, после отгрузки продукции.
Для отражения операций по реализации продукции применяются следующие документы: Счёта - фактуры, Расчётные чеки, Заявление на аккредитив, Платёжное требование.
Счета-фактуры выписывают
все предприятия и организации,
реализующие продукцию, оказывающие
услуги. Также счет-фактура
Бланк счета-фактуры может быть изготовлен типографическим способом или самостоятельно с помощью компьютера. Если в процессе изготовления изменяется внешняя форма счета-фактуры, то при этом должны быть сохранны количество строк и граф и последовательность их расположения. В счете-фактуре должны быть указанны: порядковый номер и дата выписки; наименование, адрес, ИНН налогоплательщика и покупателя; количество и наименование поставляемой продукции; цена; налоговая ставка и др. реквизиты.
Счет-фактура составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр передается покупателю не позднее 10 дней со дня отгрузки продукции или получения аванса. Второй остается у организации продавшей эту продукцию.
Регистрация составленных счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке по мере реализации продукции.
Книга продаж должна быть прошнурована, ее страницы пронумерованы и скреплены печатью. Контроль за правильностью ведения книги осуществляется руководителем предприятия или уполномоченным им лицом. Книга продаж хранится соответственно у поставщика и покупателя в течение полных 5 лет с даты последней записи.
За поставленную продукцию
расчеты могут так же вестись
с помощью платежных
Условия поставок формируются в соответствие с принятыми в стране условиями определяющими юридические права и обязанности продавцов и покупателей по отношению к товару.
Для выполнения, каких-либо операций по получению материальных ценностей на стороне поверенному лицу предприятия (экспедитору) выдаётся доверенность. Все доверенности в момент выдачи фиксируются в специальном журнале. Доверенность выписывается только бухгалтером на конкретное физическое лицо с указанием срока действия и наименования ценностей, предполагаемых к получению. На доверенности имеется роспись экспедитора, которая должна быть заверена подписями бухгалтера и руководителя с наложением оттиска печати предприятия.
Поступление сырья, материалов, оборудования
на предприятие может
При доставке автотранспортом, водитель автохозяйства является представителем поставщика и вместе с грузом вручает кладовщику один экземпляр товарно-транспортной накладной.
Вместе с поступившим грузом в адрес покупателя поступают сопроводительные документы. При отсутствие таковых (или в случае поступления груза с нарушением договорных условий, или не по назначению) груз принимается на ответственное хранение на забалансовый счёт 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», с сообщением отправителю, если имеются его реквизиты.
На этом счёте материалы, принятые на ответственное хранение, учитываются до тех пор, пока от поставщика не поступят документы или распоряжение о возврате материалов, об их отгрузке в другой адрес или реализации на месте.
За нарушение условий
Независимо от оплаты и доставки,
порядок оприходования
Экспедитор все документы, по доставленным
на склад материальным ценностям
с отметкой кладовщика в их приёмке,
сдаёт в бухгалтерию для
1.3. Формы расчетов с покупателями и заказчиками
Обычно платежи по текущим обязательствам, вытекающим из договоров купли-продажи, комиссии и поручения, аренды, вексельного займа, коммерческого кредитования и пр., участники хозяйственных операций погашают не наличными деньгами, а перечислением денежных средств через банковские организации. Безналичные расчёты осуществляются посредством безналичных перечислений по расчётным, текущим и валютным счетам клиентов в банках, системы корреспондентских счетов между различными банками, клиринговых зачётов взаимных требований через расчётные палаты, а также с помощью векселей и чеков, заменяющих наличные деньги.
Для хранения денежных средств
и операций по расчётам предприятия,
имеющие самостоятельный баланс
и собственные оборотные
- свидетельство о
регистрации, выданное
- копия устава и учредительного договора организации, заверенные нотариусом;
- свидетельство о
постановке организации на
- заявление на открытие расчетного счета;
- протокол собрания учредителей об избрании руководителя организации;
- приказ по организации
о назначении главного
- карточка с образцами подписей руководителя, главного бухгалтера и его заместителя;
- договор на банковское обслуживание, именуемый в ГК РФ договором банковского счета.
Все документы, представляемые в банк для открытия счета, в том числе карточки с образцами подписей руководителя организации и главного бухгалтера (и их заместителей), остаются в банке. После проверки указанных документов банк открывает организации расчетный счет и присваивает ему номер.
Расчеты, производимые организациями через банк, делятся на две группы: расчеты по товарным и по нетоварным операциям. К товарной группе относят расчеты за реализованные материально-производственные запасы, оказанные услуги и выполненные работы, а к нетоварной группе - операции по финансовым обязательствам, по расчетам с научно-исследовательскими и учебными заведениями, с жилищно-коммунальными организациями по квартплате и пр. Наибольший удельный вес в общей массе расчетов составляют расчеты по товарным операциям.
В Гражданском кодексе РФ и Положении ЦБ РФ «О безналичных расчетах в РФ» от 3 октября 2002 г. № 2-П указаны традиционные и часто применяемые на практике формы расчетов. Основными формами расчетов по товарным операциям являются: акцептная, аккредитивная, платежными поручениями, чеками, векселями, путем плановых платежей. Применение той или иной формы расчетов предусматривается в договоре между сторонами (поставщиком и покупателем), за исключением случаев, когда правилами банка установлены обязательные формы расчетов.
Кроме того, все расчеты можно подразделить на иногородние и одногородние. Иногородними являются расчеты между организациями, имеющими счета в учреждениях банка, расположенных в разных населенных пунктах. К одногородним относятся расчеты между организациями, счета которых находятся в одном или разных учреждениях банка одного населенного пункта.
Расчетные документы должны содержать следующие реквизиты:
- наименование расчетного документа, его номер, число, месяц и год выписки;
- вид платежа;
- наименование плательщика,
номер его счета,
- наименование и место нахождения банка плательщика (БИК), номер корреспондентского счета или субсчета;
- наименование получателя средств, номер его счета, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН);
- наименование и место
нахождения банка получателя (БИК),
номер корреспондентского
- назначение платежа с выделением отдельной строкой налога, подлежащего уплате, либо с указанием того, что налог не уплачивается;
- сумма платежа, обозначенная прописью и цифрами.
За поставленную
продукцию расчеты могут
а) условие оплаты, срок для акцепта, дата вручения плательщику документов по договору;
б) наименование товара (выполненных работ, оказанных услуг);
в) номер и дата договора;
г) наименование товара;
д) номера приемно-сдаточных документов с указанием даты их составления, подтверждающих поступление товара (приемку выполненных работ, оказанных услуг).
Платежное требование подписывается на одну или несколько отгрузок товаров в адрес одного покупателя. Получатель средств представляет в банк платежное требование при реестре переданных на инкассо расчетных документов, составленном в двух экземплярах. Инкассо – это банковская операция получения платежа от плательщика, которая совершается банком по поручению клиента на основании расчетных документов.
Платежные требования бывают двух видов: с акцептом и без акцепта плательщика. Акцептная форма расчетов раньше была наиболее распространенной. Акцепт - это согласие на оплату расчетного документа в определенный срок. Акцептная форма расчетов и расчеты платежными требованиями применяются между поставщиками и покупателями (заказчиками) за отгруженные товары или оказанные услуги. Эта форма расчетов позволяет покупателю контролировать выполнение поставщиком условий договора: сроков, условий поставки и цен.