Учет рачетов с персоналом по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является как изучение теоретических вопросов по расчетам с персоналом по оплате труда, так и изучение документального оформления расчетов по оплате труда на конкретном предприятии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1.Расчеты с персоналом по оплате труда как объект учета обязательств организации…………………………………………………………………………..6
1.1. Сущность и роль заработной платы в системе отношений нанимателя и работника……………………………………………………………………………..6
1.2. Формы и системы оплаты труда и задачи учета расчетов с персоналом по оплате труда………………………………………………………………………….8
1.3. Нормативно-правовые акты и методические аспекты учета расчетов с персоналом по оплате труда……………………………………………………….11
1.4. Обзор экономической литературы по теме исследования и проблемы развития учета расчетов с персоналом по оплате труда…………………………16
2.Методика и организация учета расчетов с персоналом по оплате труда у хозяйствующего субъекта………………………………………………………….19
2.1. Организационно-экономические аспекты деятельности хозяйствующего субъекта и их влияние на основные положения учетной политики…………….19
2.2. Документальное оформление и порядок начисления заработной платы работникам………………………………………………………………………….22
2.3. Виды удержаний из заработной платы работников и порядок их расчета...25
2.4. Система формирования информации в регистрах синтетического и аналитического учета о расчетах с персоналом по оплате труда………………29
2.5. Оценка состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда и направления его совершенствования……………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………..36
Приложения…………………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

А за счет экономии фонда заработной платы, полученной в результате внедрения технически обоснованных норм труда, снижения трудоемкости производства и пересмотра норм могут премироваться рабочие, мастера и другие специалисты, принимавшие участие в разработке и внедрении организационно-технических мероприятий, способствовавших снижению трудоемкости и освоению работниками новых норм труда.

На выплату премий за экономию материальных, трудовых и прочих ресурсов направляется до 50% суммы экономии указанных ресурсов в зависимости от их вида, стоимости и дефицитности.

Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 30 марта 2001г. № 39 «О принятии Рекомендаций по премирова­нию работников государственных предприятий и пред­приятий с долей собственности государства в их имуществе по результатам финансово-хозяйственной деятельности».

Рекомендации применяются при организации премирования рабочих, руководителей (кроме генерального директора),  специалистов,  служащих государственных предприятий и предприятий с долей собственности государства в их имуществе.

Постановление  Министерства   труда   и  соци­альной защиты Республики Беларусь от 30 декабря 2003г. № 163 «Об утвер­ждении Рекомендаций по усилению взаимосвязи зара­ботной платы и производительности (эффективнос­ти) труда в коммерческих организациях».

Данные Рекомендации направлены на стимулирование роста заработной платы работников коммерческих орга­низаций в зависимости от роста производительности их труда.

Таким образом, реализация механизма взаимосвязи производительности труда и заработной платы выражается, с одной стороны, в увеличении объемов производства на основе роста коллективной и индивидуальной производительности труда при соблюдении экономии как трудовых, так и материальных затрат и повышении эффективности хозяйствования, а с другой стороны, соединение норм труда, тарифной и премиальной систем в конкретные системы организации заработной платы, которые, базируясь на нормах труда и тарифных ставках, расценках, шкалах премирования и т п., обеспечивают изменение уровня оплаты труда в зависимости от коллективных и индивидуальных результатов труда.

 

 

 

 

1.4. Обзор экономической литературы по теме исследования и проблемы развития учета расчетов с персоналом по оплате труда

    

 

Проблемам учета расчетов с персоналом пор оплате труда уделяется достаточно большое внимание в многочисленных работах как отечественных, так и зарубежных экономистов.

Основной проблемой развития учета расчетов с персоналом по оплате труда является правильная организация заработной платы и усиление ее стимулирующей роли, т.е. стимулирование роста производительности труда и качества продукции.

В странах с развитой рыночной экономикой в последнее время в организации заработной платы произошли существенные изменения. Меняется соотношение между двумя основными формами заработной платы – сдельной и повременной – в пользу последней. Это происходит потому, что возрастает стремление работника к гарантированной заработной плате. Кроме того, сдельная оплата труда неэффективна в условиях технического прогресса как с точки зрения увеличения выработки продукции, так и с точки зрения ее качества. Как отмечают западные специалисты, сдельная форма оплаты труда способствует росту цен, а, следовательно, и уровню инфляции. В настоящее время простая повременная форма оплаты труда преобладает среди систем оплаты. Таким образом, можно сделать вывод, что повременная форма оплаты труда наиболее эффективная и часто применяемая

В журнале «Экономика. Финансы. Управление» Борсук В.П. также выделяет такую проблему, как неэффективная система оплаты труда. Автор отмечает, что в организации у работников могут быть только оклады и никаких премий или бонусов, организации могут не применять надбавки и доплаты, даже регламентированные законодательством [5, с. 127].

Оклад (тарифная ставка) – это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда, вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполненной работы. Ошибочно предположение, что оклад мотивирует и влияет на трудовое поведение, - уже через год работы зарплата перестает стимулировать работников на «ударный» труд, и они начинают стараться ровно настолько, чтобы не быть уволенными. Работник быстро «привыкает» к окладу, независимо от его размера, поскольку оклад никак не связан с результатами труда работника, отдела или организации. Преимуществом окладной системы является определенная степень защищенности доходов работника вне зависимости от конъюнктуры рынка, финансового положения компании и тому подобных факторов. Недостаток этой системы состоит в том, что она не стимулирует работника на достижение конкретных результатов, необходимых организации на данном этапе развития.

Есть компании, которые не вставляют оклад в структуру оплаты труда вообще. Как правило, это распространяется на торговые организации. Плюсы подобной системы в том, что организация практически фиксирует затраты на оплату труда на уровне определенного процента от оборота. Минусы – тоже очевидны. Если сотрудники могут рассчитывать только на процент от личных продаж – управляемость таких подразделений, как правило, очень низкая. Опыт показывает, что  в таких случаях работодателю сложно требовать соблюдения дисциплины, страдает отчетность, практически невозможно возложить на сотрудников какие-либо дополнительные обязанности. Это связано с тем, что подобная форма оплаты не может удовлетворить потребность в безопасности[5, с. 127-128].

Существуют также проблемы регулирования оплаты и стимулирования труда. Автор статьи «Регулирование оплаты труда: методологические основы и направления совершенствования» С. Н. Лебедева в «Белорусском экономическом журнале» отмечает, что эти проблемы заключаются в ряде нерешенных вопросов – не систематизирована методология государственного регулирования заработной платы, не конкретизированы его ключевые функции и принципы, что не обеспечивает целостного подхода к созданию механизма воздействия на сферу оплаты труда. Несмотря на позитивные тенденции повышения жизненного уровня населения и реальной заработной платы, весьма низким остается соотношение минимальной заработной платы и минимального потребительского бюджета, существуют диспропорции в построении общегосударственной тарифной системы, наблюдается отставание размеров заработной платы бюджетного сектора в сравнении с отраслями материального производства, имеет место асимметрия взаимоотношений нанимателей и работников, сдерживающая действенную реализацию социального партнерства. Это предопределяет актуальность и практическую значимость разработки методологии и направлений совершенствования механизма регулирования оплаты труда в условиях экономической трансформации[20, с. 80].

Основные положения по начислению заработной платы работникам, по видам удержаний из заработной платы достаточно полно изложены в ряде литературных источников таких авторов как Кравченко Л.И., Долинина Т.Н., Алексеенко Л.Ф. и других.

   Таким образом, на основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что тема заработной платы, ее начисления,  достаточно широко освещена как в учебниках и учебных пособиях, так и в периодических изданиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА У ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

 

 

2.1. Организационно-экономические аспекты деятельности хозяйствующего субъекта и их влияние на основные положения учетной политики

 

 

 

       Полное наименование организации открытое акционерное общество «Трикотажторг». Организация создана путем преобразования арендного коммерческого предприятия «Трикотажторг» в соответствии с законом Республики Беларусь «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью», законодательством о разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь.

   Организация является юридическим лицом по законодательству Республики Беларусь, имеет самостоятельный баланс, а также печать и штампы со своими наименованиями на белорусском и русском языках, фирменные бланки, товарный (торговый) знак.

   Целью ОАО «Трикотажторг» является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли. Организация осуществляет следующие виды деятельности:

      розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание;

      оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами;

      неспециализированная оптовая торговля непродовольственными товарами;

      розничная торговля, кроме торговли автомобилями и мотоциклами, ремонт бытовых предметов и предметов личного пользования;

      хранение и складирование;

      представление прочих услуг потребителям и другие виды деятельности.

     Исходя из структурной схемы ОАО «Трикотажторг» можно отметить, что организация состоит из торгового отдела, отдела по работе с промышленностью, отдела разработки и эксплуатации АСУ, технического отдела, хозяйственного отдела. В данной работе будет рассмотрен торговый отдел, который включает в себя склады и магазины (Приложение А).

     В 2007г. товарооборот организации составил 16,9 млрд. рублей, в том числе оптовый товарооборот составил 13,4млрд. рублей, а розничный – 3,5млрд.рублей. Темп роста товарооборота по сравнению с 2006 годом составил 120,0%, а  в сопоставимых ценах – 113,9%, в том числе по оптовому товарообороту –116,8% (в сопоставимых ценах – 111,0%), а по розничному – 134,0% (в сопоставимых ценах – 127,0).

      Прибыль от реализации в  2007г. составила 624,2 млн. рублей, а  в 2006г. – 473 млн. рублей. Таким образом, темп роста прибыли от реализации в 2007 году составил 132,0%.

    Проводимая в организации работа по эффективному расходованию финансовых ресурсов привела к тому, что уровень издержек обращению в процентах к товарообороту в 2007г. составил 11,8%, что всего на 0,1% больше, чем в 2006г.

   Также в 2007г. возросла рентабельность товарооборота: она составила 3,7%, в то время как в2006г. – только 3,4%

   Данные показатели можно представить в таблице 1.

  Таблица 1. Сопоставление основных показателей деятельности организации

Показатели

2006 г.

2007 г.

Темп роста в %

Товарооборот, млрд. р

14,1

16,9

120,0

Прибыль от реализации, млн. р

473

624,2

132,0

Уровень издержек обращения, %

11,7

11,8

Рентабельность, %

3,4

3,7

Примечание. Источник: собственная разработка.

   

Методические и организационно-технические аспекты деятельности ОАО «Трикотажторг» указаны в учетной политике. В организации действует учетная политика в целях бухгалтерского и налогового учета. Так же в  учетной политике указан график документооборота (Приложение Б).

Так, определяются критерии разделения имущества на основные средства и предметы. Основными средствами признается имущество, используемое в течение периода, превышающего 12 месяцев, и имеющее стоимость свыше 30 базовых величин на дату ввода его в эксплуатацию. В состав предметов включаются предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости, либо предметы, служащие более одного года, стоимостью в пределах 30 базовых величин, а ковры и ковровые изделия – в пределах 10 базовых величин в момент передачи в эксплуатацию.

Начисление амортизации осуществляется линейным способом, индексация амортизационных отчислений не производится. Амортизация по нематериальным активам также начисляется линейным способом.

Издержки обращения в данной организации распределяются на реализованные товары и на товары, оставшиеся не реализованными на конец месяца, пропорционально стоимости товаров по покупным ценам без НДС.

  Расходы, связанные с реализацией продукции, товаров (работ, услуг) отражаются (признаются) в том отчетном периоде, к которому они относятся (по начислению) независимо от времени оплаты (предварительная или последующая).

   Учет товаров о оптовой торговле ведется на счете 41.1 «Товары на складах» по покупным ценам, учет в розничной торговле – на счете 41.2 «Товары в розничной торговле» - по продажным ценам (с отражением торговой надбавки (скидки) на счете 42 «Торговая наценка»), с последующим списание стоимости реализованных товаров в дебет счета 90 «Реализация» и сторнирование суммы надбавок (скидок) в части относящихся к реализованным товарам по кредиту счета 42 и дебету счета 90.

   Выручка от реализации товаров (работ, услуг) отражается по мере отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Данный метод распространяется также на операционные доходы от продажи внеоборотных активов и иного имущества.

   Операционные доходы и расходы признаются по моменту их получения (уплаты).

   Конечный финансовый результат определяется как сумма финансового результата от видов деятельности, а также от операционных и внереализационных доходов за вычетом расходов и отражается на счете 99 «Прибыли и убытки». Закрытие данного счета производится ежеквартально.

Информация о работе Учет рачетов с персоналом по оплате труда