Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:23, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является как изучение теоретических вопросов по расчетам с персоналом по оплате труда, так и изучение документального оформления расчетов по оплате труда на конкретном предприятии.
Введение……………………………………………………………………………...4
1.Расчеты с персоналом по оплате труда как объект учета обязательств организации…………………………………………………………………………..6
1.1. Сущность и роль заработной платы в системе отношений нанимателя и работника……………………………………………………………………………..6
1.2. Формы и системы оплаты труда и задачи учета расчетов с персоналом по оплате труда………………………………………………………………………….8
1.3. Нормативно-правовые акты и методические аспекты учета расчетов с персоналом по оплате труда……………………………………………………….11
1.4. Обзор экономической литературы по теме исследования и проблемы развития учета расчетов с персоналом по оплате труда…………………………16
2.Методика и организация учета расчетов с персоналом по оплате труда у хозяйствующего субъекта………………………………………………………….19
2.1. Организационно-экономические аспекты деятельности хозяйствующего субъекта и их влияние на основные положения учетной политики…………….19
2.2. Документальное оформление и порядок начисления заработной платы работникам………………………………………………………………………….22
2.3. Виды удержаний из заработной платы работников и порядок их расчета...25
2.4. Система формирования информации в регистрах синтетического и аналитического учета о расчетах с персоналом по оплате труда………………29
2.5. Оценка состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда и направления его совершенствования……………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………..36
Приложения…………………………………………………………………………40
3. По способу материального поощрения – на простую и премиальную.
Таким образом, прямая сдельная оплата производится по установленным расценкам за каждую единицу произведенной продукции или выполненной работы с требуемым качеством.
При сдельно-премиальной системе оплаты труда работник получает заработную плату по прямым сдельным расценкам за количественные показатели, а также премию за качественные показатели работы, выполнение и перевыполнение показателей роста производительности труда, повышение объемов производства, выполнение технически обоснованных норм выработок и снижение нормируемой трудоемкости, выполнение производственных заданий и личных планов, повышение качества продукции, бездефектное изготовление продукции, недопущение брака, соблюдение нормативно-технической документации и стандартов, экономию сырья и материалов [7, с. 413-414].
При косвенной сдельной расценке оплачивается труд рабочих, которые сами непосредственно не занимаются выпуском продукции, но от их деятельности зависит увеличение объема продукции (наладчики, настройщики и т.д.).
При сдельно-прогрессивной системе труд рабочего оплачивается по прямым сдельным расценкам в пределах выполнения норм и по повышенным (прогрессивно возрастающим) расценкам за выполнение работ сверх норм.
При сдельно-регрессионной оплате расценки на продукцию, изготовленную сверх нормы, устанавливаются в пониженном размере, она применяется редко. Целесообразность ее применения в том, что лишняя продукция ведет к дополнительным затратам по ее хранению и т.д.
При аккордной системе оплата производится только за полностью законченную работу. Наиболее широкое распространение эта система получила на строительных, монтажных, ремонтных, погрузочно-разгрузочных работах.
Для обоснованного применения сдельной оплаты труда должны быть созданы условия для разработки и внедрения обоснованных норм времени и норм выработки, а также для учета фактически произведенной продукции. Применение сдельной оплаты обосновано в том случае, если рабочий может оказывать непосредственное влияние на рост выпуска продукции. Если же влияние рабочего на увеличение производства ограничено или вообще отсутствует, то и применение этой формы оплаты нецелесообразно. [8,с.425].
Повременная форма оплаты труда применяется там, где нецелесообразно устанавливать нормы выработки, а также для специалистов и руководителей. Различают 2 системы повременной оплаты труда: простая и повременно-премиальная.
Для организации повременной оплаты труда необходима правильная тарификация работника на основе Единой тарифной сетки и объективный и точный учет отработанного времени. Заработная плата работнику начисляется по тарифной ставке за фактически отработанное им время. Тарифная ставка определяется путем умножения тарифной ставки первого разряда и тарифного коэффициента, соответствующего тарифному разряду работника.
При простой повременной системе оплаты качество труда работника отражается в тарифной ставке соответствующего разряда, а количество труда учитывается отработанным временем. Между тем результаты труда работников одного и того же разряда, проработавших одинаковое время, могут быть различными. Такие различия при этой системе не учитываются, и работники получают одинаковую заработную плату, в чем проявляются элементы уравниловки. Поэтому для подавляющего большинства работников-повременщиков применяется премирование, позволяющее выделять работников, достигших лучших показателей работы, и создающее материальную заинтересованность работников в результатах труда. Такая система получила название повременно-премиальной. Ее сущность заключается в том, что работнику сверх тарифа (оклада или ставки) выплачивается премия за конкретные достижения в работе по показателям и условиям в соответствии с утвержденным на предприятии положением о премировании [8, с. 426].
Основными задачами бухгалтерского учета труда и его оплаты являются:
контроль численности персонала и использования рабочего времени;
своевременное документальное оформление и точный учет выработки и выполненной работы;
правильное начисление заработной платы, пособий и их выплата в установленные сроки;
полнота и правильность начисления и удержания налогов и платежей по заработной плате и своевременное перечисление их в бюджет и другим получателям;
правильное распределение начисленной заработной платы по объектам учета затрат;
контроль целевого использования средств фонда заработной платы;
своевременное составление отчетности по труду [8, с. 427].
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что формы и системы оплаты труда должны быть построены таким образом, чтобы заработная плата выплачивалась рабочему не механически, а на основе реальных количественных и качественных показателей работы. Количество необходимых затрат труда для выполнения определенной работы находит свое выражение в нормах трудовых затрат. Фактические затраты труда устанавливаются на основе данных о выполнении установленных норм или по данным о фактически отработанном времени. Что касается форм и систем заработной платы, то они должны не только способствовать измерению количества затраченного труда, но и оценке его качества.
1.3. Нормативно-правовые акты и методические аспекты учета расчетов с персоналом по оплате труда
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим расчеты с персоналом по оплате труда, является трудовой кодекс Республики Беларусь. В нем содержатся основные постулаты в области законодательства об оплате труда, такие, как государственные гарантии по оплате труда работников, определение заработной платы, ее индексации и минимальной заработной платы, республиканских тарифов, рабочего времени, форм и систем оплаты труда, сроки и периодичность выплаты заработной платы и т.д.
Гарантии в области оплаты труда работников находят отражение в следующих нормативно-правовых актах:
Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002г. №124-3 «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы».
Согласно закону размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очередной бюджетный (финансовый) год, а также с учетом уровня занятости и производительности труда, потребностей работника в материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей и сложившихся величин средней заработной платы в экономике, пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат.
Декрет Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002г. № 17 «О некоторых вопросах регулирования оплаты труда работников».
Оплата труда работников, нанимателями которых являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
Данная норма распространяется на все коммерческие организации независимо от формы собственности и индивидуальных предпринимателей, применяющих наемный труд.
Постановление Министерства труда и социальной защиты от 20 сентября 2002г. № 123 «Об утверждении Инструкции о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь» в редакции Постановлений Минтруда и соцзащиты от 21 июля 2008г. №113.
Настоящая Инструкция определяет механизм дифференциации и регулирования тарифной части заработной платы работников (тарифных ставок, тарифных должностных окладов, расчетных ставок и др.).
Документом также определен порядок применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, которая представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.
Указ Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 №483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы» в редакции Указов Республики Беларусь от 23 декабря 2003г. №567
Данный указ определяет, что в целях обеспечения своевременной выплаты заработной платы, устранения просроченной задолженности по ней с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы, в бесспорном порядке удерживаются суммы, соответствующие 1,5 размера прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника.
Вопросы повышения заработной платы и меры материального стимулирования труда работников реального сектора экономики регламентированы следующими документами:
Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 24 февраля 2005г. № 18/23/34 «Об утверждении Инструкции о порядке повышения тарифной ставки первого разряда коммерческими организациями» в ред. Постановлений Минтруда и соцзащиты, Минфина, Минэкономики от 28 июля 2008г. №117/122/155
Постановлением установлен порядок повышения тарифной ставки первого разряда. Например, организации, у которых размер тарифной ставки первого разряда ниже установленного Правительством Республики Беларусь для работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, могут повышать тарифную ставку первого разряда до уровня, установленного Правительством Республики Беларусь, если это предусмотрено локальным нормативным правовым актом или по решению нанимателя, в пределах средств, предусмотренных на оплату труда, при условии отсутствия задолженности по заработной плате и (или) обязательным страховым взносам в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
Обязательными условиями для повышения тарифной ставки первого разряда остальных организаций являются:
- отсутствие просроченной задолженности по заработной плате, платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды и в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты;
- выполнение условий оказанной государственной поддержки и иных преференций;
- непревышение установленного нормативными правовыми актами базового предельного норматива тарифной ставки первого разряда с учетом дифференцированных отраслевых коэффициентов (для организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе);
- отсутствие просроченной кредиторской задолженности за полученную сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки за отчетный период.
Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 28 мая 2008г. №9.
Согласно Декрету контракт, заключенный с работником, должен предусматривать дополнительные меры стимулирования труда, в том числе: предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней и повышение тарифной ставки (не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством). Также этот Декрет регламентирует основные условия контракта, заключенного с работником, порядок и контроль выплаты заработной платы, меры дисциплинарной ответственности и многое другое.
Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 ноября 1999г. № 1748 «О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда» в ред. Постановлений Совмина Республики Беларусь от 25 июля 2002г. №1003
Документом определены показатели и размеры премирования, а также иные меры материального стимулирования рабочих, специалистов, служащих, руководителей за высокопроизводительный и качественный труд. Размер премий за высокопроизводительный и качественный труд должен составлять не менее 50 процентов от причитающейся премии.
Однако предусматривается повышение:
для рабочих-сдельщиков — на основе введения прогрессивно возрастающих до 10 процентов расценок за увеличение производства продукции;
для рабочих-повременщиков — на основе повышения до 10 процентов тарифной ставки присвоенного разряда;
для руководителей, специалистов и служащих — на основе повышения до 7 процентов должностных окладов.
Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 26 марта 2001г. № 31 «О принятии Рекомендаций по повышению материальной заинтересованности работников в соблюдении норм и нормативов материальных и трудовых затрат, их экономии».
Рекомендации призваны оказать помощь руководителям и специалистам коммерческих организаций в разработке и функционировании системы материального стимулирования работников, в соблюдении норм и нормативов материальных и трудовых затрат, их экономии.
Основным условием премирования за экономию материальных и топливно-энергетических ресурсов является обязательное выполнение работниками доведенных количественных показателей ресурсов, в строгом соблюдении установленных показателей качества выпускаемой продукции.
Информация о работе Учет рачетов с персоналом по оплате труда