Учет рачетов с персоналом по оплате труда

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 15:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является как изучение теоретических вопросов по расчетам с персоналом по оплате труда, так и изучение документального оформления расчетов по оплате труда на конкретном предприятии.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...4
1.Расчеты с персоналом по оплате труда как объект учета обязательств организации…………………………………………………………………………..6
1.1. Сущность и роль заработной платы в системе отношений нанимателя и работника……………………………………………………………………………..6
1.2. Формы и системы оплаты труда и задачи учета расчетов с персоналом по оплате труда………………………………………………………………………….8
1.3. Нормативно-правовые акты и методические аспекты учета расчетов с персоналом по оплате труда……………………………………………………….11
1.4. Обзор экономической литературы по теме исследования и проблемы развития учета расчетов с персоналом по оплате труда…………………………16
2.Методика и организация учета расчетов с персоналом по оплате труда у хозяйствующего субъекта………………………………………………………….19
2.1. Организационно-экономические аспекты деятельности хозяйствующего субъекта и их влияние на основные положения учетной политики…………….19
2.2. Документальное оформление и порядок начисления заработной платы работникам………………………………………………………………………….22
2.3. Виды удержаний из заработной платы работников и порядок их расчета...25
2.4. Система формирования информации в регистрах синтетического и аналитического учета о расчетах с персоналом по оплате труда………………29
2.5. Оценка состояния учета расчетов с персоналом по оплате труда и направления его совершенствования……………………………………………...31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………..36
Приложения…………………………………………………………………………40

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

3. По способу материального поощрения – на простую и преми­альную.

Таким образом, прямая сдельная оплата производится по установленным расценкам за каждую единицу произведенной продукции или выполненной работы с требуемым качеством.

При сдельно-премиальной системе оплаты труда работник получает заработную плату по прямым сдельным расценкам за ко­личественные показатели, а также премию за качественные показатели работы, выполнение и перевыполнение показателей роста произ­водительности труда, повышение объемов производства, выпол­нение технически обоснованных норм выработок и снижение нор­мируемой трудоемкости, выполнение производственных заданий и личных планов, повышение качества продукции, бездефектное изготовление продукции, недопущение брака, соблюдение норма­тивно-технической документации и стандартов, экономию сырья и материалов [7, с. 413-414].

При косвенной сдельной расценке оплачивается труд рабочих, которые сами непосредственно не занимаются выпуском продукции, но от их деятельности зависит увеличение объема продукции (наладчики, настройщики и т.д.).

При сдельно-прогрессивной системе труд рабочего оплачива­ется по прямым сдельным расценкам в пределах выполнения норм и по повышенным (прогрессивно возрастающим) расценкам за вы­полнение работ сверх норм.

При сдельно-регрессионной оплате расценки на продукцию, изготовленную сверх нормы, устанавливаются в пониженном размере, она применяется редко. Целесообразность ее применения в том, что лишняя продукция ведет к дополнительным затратам по ее хранению и т.д.

При аккордной системе оплата производится только за полностью законченную работу. Наиболее широкое распространение эта система получила на строительных, монтажных, ремонтных, погрузочно-разгрузочных работах.

Для обоснованного применения  сдельной оплаты труда должны быть созданы условия для разработки и внедрения обоснованных норм времени и норм выработки, а также для учета фактически произведенной продукции. Применение сдельной оплаты обосновано в том случае, если рабочий может оказывать непосредственное влияние на рост выпуска продукции. Если же влияние рабочего на увеличение производства ограничено или вообще отсутствует, то и применение этой формы оплаты нецелесообразно. [8,с.425].

Повременная форма оплаты труда применяется там, где нецелесообразно  устанавливать нормы выработки, а также для специалистов и руководителей. Различают 2 системы повременной оплаты труда: простая и повременно-премиальная.

Для организации повременной оплаты труда необходима правильная тарификация работника на основе Единой тарифной сетки и объективный и точный учет отработанного времени. Заработная плата работнику начисляется по тарифной ставке за фактически отработанное им время. Тарифная ставка определяется путем умножения тарифной ставки первого разряда и тарифного коэффициента, соответствующего тарифному разряду работника.

При простой повременной системе оплаты качество труда работника отражается в тарифной ставке соответствующего разряда, а количество труда учитывается отработанным временем. Между тем результаты труда работников одного и того же разряда, проработавших одинаковое время, могут быть различными. Такие различия при этой системе не учитываются, и работники получают одинаковую заработную плату, в чем проявляются элементы уравниловки. Поэтому для подавляющего большинства работников-повременщиков применяется премирование, позволяющее выделять работников, достигших лучших показателей работы, и создающее материальную заинтересованность работников в результатах труда. Такая система получила название повременно-премиальной. Ее сущность заключается в том, что работнику сверх тарифа (оклада или ставки) выплачивается премия за конкретные достижения в работе по показателям и условиям в соответствии с утвержденным на предприятии положением о премировании [8, с. 426].

    Основными задачами бухгалтерского учета труда и его оплаты являются:

      контроль численности персонала и использования рабочего времени;

      своевременное документальное оформление и точный учет выработки и выполненной работы;

      правильное начисление заработной платы, пособий и их выплата в установленные сроки;

      полнота и правильность начисления и удержания налогов и платежей по заработной плате и своевременное перечисление их в бюджет и другим получателям;

      правильное распределение начисленной заработной платы по объектам учета затрат;

      контроль целевого использования средств фонда заработной платы;

      своевременное составление отчетности по труду [8, с. 427]. 

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что формы и системы оплаты труда должны быть построены таким образом, чтобы заработная плата выплачивалась рабочему не механически, а на основе реальных количественных и качественных показателей работы. Количество необходимых затрат труда для выполнения определенной работы находит свое выражение в нормах трудовых затрат. Фактические затраты труда устанавливаются на основе данных о выполнении установленных норм или по данным о фактически отработанном времени. Что касается форм и систем заработной платы, то они должны не только способствовать измерению количества затраченного труда, но и оценке его качества.

 

 

 

 

1.3. Нормативно-правовые акты и методические аспекты учета расчетов с персоналом по оплате труда

 

 

 

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим расчеты с персоналом по оплате труда, является трудовой кодекс Республики Беларусь. В нем содержатся основные постулаты в области законодательства об оплате труда, такие, как государственные гарантии по оплате тру­да работников, определение заработной платы, ее индекса­ции и минимальной заработной платы, республиканских тарифов, рабочего времени, форм и систем оплаты труда, сроки и периодичность выплаты заработной платы и т.д.

Гарантии в области оплаты труда работников находят отражение в следующих нормативно-правовых актах:

Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002г. №124-3 «Об установлении и по­рядке повышения размера минимальной заработной платы».

Согласно закону размеры минимальной заработной платы (месячной и часовой) устанавливаются Советом Министров Республики Беларусь ежегодно с 1 января исходя из показателей бюджета Республики Беларусь, утвержденного на очеред­ной бюджетный (финансовый) год, а также с учетом уров­ня занятости и производительности труда, потребностей работника в материальных благах и услугах, экономичес­ких возможностей республиканского и местных бюдже­тов, а также нанимателей и сложившихся величин средней заработной платы в экономике, пенсий, стипендий, посо­бий, компенсаций и других социальных выплат.

Декрет Президента Республики Беларусь от 18 июля 2002г. № 17 «О не­которых вопросах регулирования оплаты труда работников».

Оплата труда работников, нанимателями которых яв­ляются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляется в порядке, определяе­мом коллективным договором, соглашением или нанима­телем, в зависимости от сложности и условий труда этих работников, их квалификации на основе Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.

Данная норма распространяется на все коммерческие ор­ганизации независимо от формы собственности и индивиду­альных предпринимателей, применяющих наемный труд.

Постановление Министерства труда и социаль­ной защиты от 20 сентября 2002г. № 123 «Об утвер­ждении Инструкции о порядке применения Единой та­рифной сетки работников Республики Беларусь» в редакции Постановлений Минтруда и соцзащиты от 21 июля 2008г. №113.

Настоящая Инструкция определяет механизм дифференциации и регулирования тарифной части заработной платы работников (тарифных ставок, тарифных должностных окладов, расчетных ставок и др.).

Документом также определен порядок применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, которая представляет собой систему тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов.

Указ Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 №483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы» в редакции Указов Республики Беларусь  от 23 декабря 2003г. №567

Данный указ определяет, что в целях обеспечения своевременной выплаты заработной платы, устранения просроченной задолженности по ней с нанимателей, имеющих задолженность по выплате заработной платы, в бесспорном порядке удерживаются суммы, соответствующие 1,5 размера прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника.

Вопросы повышения заработной платы и меры материального стимулирования труда работников реального сектора экономики регламентированы следующими документами:

Постановление Министерства труда и социаль­ной защиты Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь, Министер­ства экономики Республики Беларусь от 24 февраля 2005г. № 18/23/34 «Об утверждении Инструкции о порядке повышения тариф­ной ставки первого разряда коммерческими организаци­ями» в ред. Постановлений Минтруда и соцзащиты, Минфина, Минэкономики от 28 июля 2008г. №117/122/155

Постановлением установлен порядок повышения та­рифной ставки первого разряда. Например, организации, у кото­рых размер тарифной ставки первого разряда ниже уста­новленного Правительством Республики Беларусь для ра­ботников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, могут повышать тарифную ставку первого разряда до уровня, установленного Прави­тельством Республики Беларусь, если это предусмотрено локальным нормативным правовым актом или по решению нанимателя, в пределах средств, предусмотренных на оплату труда, при условии отсутствия задолженности по заработной плате и (или) обязательным страховым взносам в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Обяза­тельными условиями для повышения тарифной ставки первого разряда остальных организаций являются:

- отсутствие просроченной задолженности по заработ­ной плате, платежам в бюджет, государственные целевые бюджетные фонды и в Фонд социальной защиты населе­ния Министерства труда и социальной защиты;

- выполнение условий оказанной государственной поддержки и иных преференций;

- непревышение установленного нормативными правовыми актами базового предельного норматива тарифной ставки первого разряда с учетом дифференцированных отраслевых коэффициентов (для организаций государственной формы собственности и с долей собственности государства в их имуществе);

- отсутствие просроченной кредиторской задолженности за полученную сельскохозяйственную продукцию и продукты ее переработки за отчетный период.

Декрет Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999г. № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» в ред. Указов Президента Республики Беларусь от 28 мая 2008г. №9.

Согласно Декрету контракт, заключенный с работни­ком, должен предусматривать дополнительные меры стимулирования труда, в том числе: предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней и повышение тарифной ставки (не более чем на 50 процентов, если больший размер не предусмотрен законодательством). Также этот Декрет регламентирует основные условия контракта, заключенного с работником, порядок и контроль выплаты заработной платы, меры дисциплинарной ответственности и многое другое.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 ноября 1999г. № 1748 «О дополнительных мерах материального стимулирования высокопроизводительного и качественного труда» в ред. Постановлений Совмина Республики Беларусь от 25 июля 2002г. №1003

Документом определены показатели и размеры преми­рования, а также иные меры материального стимулирования рабочих, специалистов, служащих, руководителей за высокопроизводительный и качественный труд.  Размер премий за высокопроизводительный и качественный труд должен составлять не менее 50 процентов от причитающейся премии.

Однако предусматривается повышение:             

для рабочих-сдельщиков — на основе введения прогрес­сивно возрастающих до 10 процентов расценок за увеличение производства продукции;

для рабочих-повременщиков — на основе повышения до 10 процентов тарифной ставки присвоенного разряда;

для руководителей, специалистов и служащих — на основе повышения до 7 процентов должностных окла­дов.

Постановление Министерства труда Республики Беларусь от 26 марта 2001г. № 31 «О принятии Рекомендаций по повышению материальной заинтересованности работников в соб­людении норм и нормативов материальных и трудовых затрат, их экономии».

Рекомендации призваны оказать помощь руководите­лям и специалистам коммерческих организаций в разра­ботке и функционировании системы материального стиму­лирования работников, в соблюдении норм и нормативов материальных и трудовых затрат, их экономии.

Основным условием премирования за экономию материальных и топливно-энергетических ресурсов является обязательное выполнение работниками доведенных количественных показателей ресурсов, в строгом соблюдении установленных показателей качества выпускаемой продукции.

Информация о работе Учет рачетов с персоналом по оплате труда