Учет поступления и использования основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 17:03, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается в том , что переход к рыночной экономике и требования к конкурентоспособности продукции предполагают техническое перевооружение организаций разных отраслей, обновление и реконструкцию основных средств, улучшение использования действующих мощностей, ускорение замены устаревшей техники и освоение вновь вводимых мощностей, уменьшение внутрисменных простоев и повышение производительности машин и механизмов. Это предъявляет новые требования к качеству учетной информации о формировании, движении, использовании и сохранности основных средств. Такую информацию получают из данных бухгалтерского учета и она необходима для оперативного руководства и управления, а также для использования инвесторами, кредиторами, налоговыми и финансовыми органами, банками и иными заинтересованными организациями и лицами.
В условиях ограниченности финансовых ресурсов в современных условиях развития экономики, высокой степени изношенности основных средств важное значение приобретает выбор учетной политики на предприятиях по привлечению инвестиций и обновлению основного капитала.
Целью курсовой работы является исследование учета основных средств, на основании нормативных, законодательных материалов, научной и специальной литературы :
рассмотреть вопросы учета движения основных средств;
исследовать отражение основных средств в учете их поступления, перемещения;
изучить учет амортизации основных средств;
рассмотреть вопросы учета, связанных с восстановлением реконструкцией и модернизацией основных средств.

Оглавление

Введение
1 Теоретические основы
1.1 Экономическая сущность основных средств
1.2 Нормативное регулирование учета основных средств
2 Учет поступления и использования основных средств
2.1 Классификация и оценка основных средств
2.2 Документальное обоснование учета основных средств
2.3 Аналитический и синтетический учет поступления основных средств
2.4 .Учет амортизации основных средств
2.5 Учет ремонта основных средств
3 Совершенствование учета поступления основных средств
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая на защиту.docx

— 107.32 Кб (Скачать)

     При списании объектов основных средств  из-за их непригодности к дальнейшему  использованию, невозможности или неэффективности их восстановления требуется оформление других первичных учетных документов.

     Для оформления документации на списание указанных выше объектов в организации  приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие  должностные лица, в том числе  главный бухгалтер (бухгалтер) и  лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.

     Для участия в работе комиссии могут  приглашаться представители инспекций, на которые в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества.

     В компетенцию комиссии входит:

     - осмотр объекта, подлежащего списанию  с использованием необходимой  технической документации, а также  данных бухгалтерского учета,  установление целесообразности (пригодности)  дальнейшего использования объекта  основных средств, возможности  и эффективности его восстановления;

     - установление причин списания  объекта (физический и моральный  износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и  иные чрезвычайные 2ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд и др.);

     - выявление лиц, по вине которых  происходит преждевременное выбытие  объекта основных средств, внесение предложений о привлечении этих лиц к ответственности, установленной законодательством;

     - возможность использования отдельных  узлов, деталей, материалов выбывающего  объекта и их оценка исходя  из текущей рыночной стоимости,  контроль за изъятием из списываемых объектов основных средств цветных и драгоценных металлов, определением их количества, веса;

     - составление акта на списание  объекта основных средств.

     Принятое  комиссией решение о списании объекта основных средств оформляются  в акте на списание объекта основных средств с указанием данных, характеризующих  объект основных средств (дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость и сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины выбытия с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов).

     Для оформления списания основных средств  комиссия использует следующие акты:

     - для объекта основных средств  - акт о списании объекта основных (кроме автотранспортных средств) по форме Ns ОС-4;

     - для автотранспортных средств  - акт о списании автотранспортных средств форма № ОС-4а);

     - для групп объектов основных  средств - акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме № ОС-46.

     Данные  акты составляются в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и утверждаются руководителем или  уполномоченным им лицом. Первый экземпляр  передается в бухгалтерию, второй - остается у лица, ответственного за сохранность объектов основных средств, и является основанием для сдачи на склад и реализации материальных ценностей и металлолома, оставшихся в результате списания.

     В случае списания автотранспортного  средства в бухгалтерию вместе с  актом формы № ОС-4а передается акт об аварии, с указанием причин, вызвавших аварию, если она имела  место, а также документ, подтверждающий снятие его с учета в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел РФ (ГИБДД).

     Данные  результатов списания вносятся в  инвентарную карточку (книгу) учета  объекта, объектов и группового учета  объектов основных средств (формы №  ОС-6, № ОС-ба, № ОС-66).

     Соответствующие записи о выбытии объекта основных средств отражаются в документе, открываемом по месту его нахождения.

     Инвентарные карточки по выбывшим объектам основных средств должны храниться в течение  срока, определяемого руководителем  организации.

     Ликвидация  отдельных частей, входящих в состав объекта, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как самостоятельные инвентарные объекты, оформляется в порядке, изложенном выше.

     Безвозмездная передача объектов основных средств, осуществляемая по договору дарения, и передача организацией объектов основных средств в собственность другого юридического или физического лица в обмен на другой товар, совершаемая по договору мены, оформляется актами по формам № ОС-1, № ОС-1 а или № ОС-16.

     На  основании актов бухгалтерская  служба организации производит соответствующую  запись в инвентарной карточке переданного  объекта и прилагает указанную  карточку к этим актам. Об изъятии  карточки на выбывший объект делается отметка в документе, открываемом по местонахождению объекта (инвентарной книге).

     Списание  стоимости указанных объектов основных средств производится на основании  прилагаемых к актам договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающей организации  о принятии к бухгалтерскому учету  этого объекта или договора мены.

     Возврат арендуемого объекта основных средств  арендодателю оформляется актом  по форме № ОС-1, № ОС-1 а или  № ОС-16 на основании которого бухгалтерская  служба арендатора снимает возвращенный объект с забалансового учета. 
 
 
 
 
 

 

     2.3 Аналитический и  синтетический учет  поступления основных  средств

     Аналитический  учет поступления основных средств  ведется  бухгалтерией пообъектно. Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом признается объект основных средств со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.

     Комплекс  конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов  одного или разного назначения, имеющих  общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

     Если  один объект состоит из нескольких частей, сроки полезного использования  которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

     Объект  основных средств, находящийся в  собственности двух или нескольких организаций, отражается в учете каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей собственности.

     Для организации бухгалтерского учета  и обеспечения сохранности основных средств каждому инвентарному объекту  основных средств должен присваиваться  при принятии их к бухгалтерскому учету соответствующий инвентарный номер.

     Присвоенный инвентарному объекту номер может  быть обозначен путем прикрепления металлического жетона, нанесен краской  или иным способом. В тех случаях, когда инвентарный объект имеет несколько частей, имеющих разный срок полезного использования и учитывающихся как отдельные инвентарные объекты, каждой части присваивается отдельный инвентарный номер. Если по объекту, состоящему из нескольких частей, установлен общий для объектов срок полезного использования, указанный объект числится за одним инвентарным номером.

     Инвентарный номер, присвоенный объекту основных средств, сохраняется за ним на весь период его нахождения в данной организации.

     Данные  инвентарных карточек ежемесячно суммарно сверяются с данными синтетического учета основных средств.

     Инвентарные карточки могут группироваться в  картотеке применительно к классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы», а внутри разделов, подразделов, классов и подклассов — по месту эксплуатации (структурным подразделениям организации). Заполнение инвентарных карточек (книг) производится на основе первичной документации: актов о приеме-передаче (ф. № ОС-1, ОС-1а, ОС-16), актов на списание основных средств (ф. № ОС-4, ОС-4а, ОС-46), технических паспортов и других документов. В инвентарные карточки не следует вносить все показатели технической документации. Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях типовой формы. Описи инвентарных карточек ведутся бухгалтерией в одном экземпляре по классификационным группам (видам) объектов основных средств. Некоторые организации учитывают основные средства в инвентарной книге и описи не ведут.

     Инвентарные карточки (индивидуальные и групповые) составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии организации. В случае когда в результате реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, частичной ликвидации и переоценки объекта ОС произведены изменения, отражение которых в старой карточке невозможно, заполняется новая инвентарная карточка, а старая сохраняется как справочный документ.В картотеке бухгалтерии инвентарные карточки располагаются по отраслевым группам основных средств (промышленность, транспорт, строительство и др.), а внутри этих групп — по месту нахождения объектов (цех, отдел), по видам (здания, сооружения и т.д.) с подразделением на производственные и непроизводственные. Поступление основных средств есть не что иное, как ввод в эксплуатацию и оприходование вновь полученных объектов основных средств. Основные средства поступают в организацию в результате:

    • завершения строительно-монтажных работ;
    • приобретения, сооружения и изготовления за плату;
    • безвозмездного поступления от юридических и физических лиц;
    • поступления от учредителей в качестве вклада в уставный капитал, паевой фонд;
    • перехода права собственности по окончании срока аренды (если договором не предусмотрен переход такого права ранее);
    • выявления неоприходованных (неучтенных) объектов основных средств по результатам инвентаризации;
    • получения объектов основных средств от государственного или муниципального органа при создании унитарной организации и т.д.;
    • поступления в дочерние (зависимые) общества от головной организации;
    • поступления в порядке приватизации государственного и муниципального имущества;
    • в других случаях.

     Во  всех приведенных случаях ввод объектов основных средств в эксплуатацию оформляется актом о приемке-передаче основных средств (ф. № ОС-1, ОС-1а, ОС-16). Такой же акт используется при внутреннем перемещении объектов из одного структурного подразделения в другое и для оформления передачи ОС со склада (из запаса) в эксплуатацию. При оформлении внутреннего перемещения объектов акт (накладная) выписывается в двух экземплярах работником структурного подразделения, передающего имущество. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика направляется в бухгалтерию, второй — структурному подразделению — поставщику объекта ОС.

     Акт о приемке-передаче вместе с технической  документацией передается в бухгалтерию, подписывается главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Бухгалтерия открывает инвентарные карточки, производит в них записи о поступлении ОС или делает отметку о выбытии объекта. Если инвентарные карточки не ведутся, то записи о движении ОС фиксируются в инвентарной книге. Техническая документация, относящаяся к данному инвентарному объекту, после открытия на него инвентарной карточки передается в соответствующий отдел организации и в бухгалтерии не хранится. 

     Синтетический учет ОС ведется на счете 01 «Основные  средства». Основные средства на нем  показываются по первоначальной восстановительной  стоимости.

     Поступление основных средств может осуществляться в виде:

    1. вклада в уставный капитал
    2. безвозмездного получения
    3. приобретения
    4. оприходовании неучтенных объектов и др.

     При вкладе ОС в уставный капитал их стоимость определяется по согласованной оценке учредителей. Вклады в уставной капитал НДС не облагаются. (Д 01    К 75)

     Безвозмездное получение от юридических лиц отражается в составе добавочного капитала по рыночной стоимости (Д 01   К 91) и подлежит включению в состав налогооблагаемой прибыли расчетным путем. С вводом в действие второй части Гражданского Кодекса РФ с 01.03.96 г. в соответствии со статьей 575 в отношениях между коммерческими организациями не допускается дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает 5 ММОТ. Предприятия, получившие безвозмездно основные средства, учитывают их на счете 01 по рыночной стоимости, права на возмещение (зачет) НДС по таким основным средствам не имеют и сами не являются плательщиками НДС.

Информация о работе Учет поступления и использования основных средств