Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 00:11, курсовая работа
С материально-технической стороны производственные фонды предприятия характеризуются определенной структурой. Так, производственные фонды разделяются на производительные и фонды обращения, на основные и оборотные фонды, на денежную, производительную и товарную части, а основные фонды – на активную и пассивную части и т.д. Материально-техническая структура предприятия различна в зависимости от отрасли, технического прогресса и является важным показателем производительных сил общества.
В современном обществе наблюдается такая тенденция развития производительных сил, которая характеризуется все большей заменой человеческого труда машинным. В Украине же наблюдается обратная тенденция; состояние основных фондов большинства предприятий остается критическим, уровень их реального износа приближается к 50%.
Вступление 3
1.Понятие основных средств и их роль в хозяйственной деятельности предприятия
4
2.Признание основных средств в соответствии с П(С)БУ 7, их оценка и классификация
5
3.Аналитический учет и документальное оформление движения основных средств
10
4.Бухгалтерский и налоговый аспекты учета основных средств
19
5.Учет затрат на улучшение основных средств
22
6.Методы начисления амортизации основных средств и их выбор для амортизационной политики
25
7.Контроль за использованием основных средств
33
8.Автоматизированная обработка учетных данных по основным средствам
36
Заключение 38
Список использованной литературы 39
При этом следует учитывать, что в указанном Законе речь идет только о тех основных средствах, которые используются в производственной деятельности предприятия и амортизация которых учитывается для определения налогооблагаемой прибыли.
В бухгалтерском учете же учитываются основные средства по всем видам независимо от того, будут ли они использованы в производственной деятельности или они относятся к объектам социальной инфраструктуры.
Несмотря на вышеперечисленные примеры, за нарушение в учете к предприятиям согласно действующему законодательству применяются финансовые санкции, а на их руководителей и главных бухгалтеров согласно п.11 ст.11 Закона Украины от 05.02.98г. №83/98-ВР «О государственной налоговой службе в Украине» налагаются административные штрафы. Учитывая сложившуюся ситуацию, остановимся на типичных ошибках, которые встречаются в бухгалтерском и налоговом учете.
Существенной ошибкой,
Среди других нарушений, встречающихся на практике, является и отсутствие инвентарных карточек учета основных средств, ведение которых предусмотрено п. 10 этой Инструкции. И даже если такое нарушение не имеет прямого отношения к объекту налогообложения, в связи с чем вероятность подпасть под финансовые санкции уменьшается, отказ от ведения инвентарных карточек затрудняет контроль бухгалтера за наличием и состоянием имущества предприятия.
Среди бухгалтеров широко распространено мнение о том, что стоимость основных производственных средств и нематериальных активов, полученных предприятием в качестве взноса в уставный фонд, нельзя амортизировать. Однако в действительности основные производственные средства должны амортизироваться независимо от источника их приобретения. В письме ГНА Украины от 12.08.98г. №9561/10/22-2217 справедливо указано: «…если основные средства, внесенные в уставный фонд, используются в производственной деятельности и постепенно переносят свою стоимость на изготовленную продукцию, они подлежат амортизации».
Если же бухгалтером были допущены ошибки, их нужно уметь правильно исправить. В соответствии с вышеприведенным Положением №88 в тексте и цифровых данных первичных документов, учетных регистров и отчетов подчистки и исправления недопустимы. Ошибки в перечисленных документах, которые составляют вручную, исправляют корректурным способом, т.е. неправильный текст или цифру перечеркивают и над перечеркнутым текстом вписывают правильный текст или цифру. При этом перечеркивание осуществляется одной линией, чтобы можно было прочесть исправленное. Ошибки в учетных регистрах за предыдущий отчетный год исправляют способом сторно. Этот способ предусматривает составление бухгалтерской справки. В такой справке ошибку (сумму, корреспонденцию счета) вписывают красной пастой или со знаком «минус».
Исправление
ошибок должно быть подтверждено подписью
лиц, ответственных за составление этого
документа, с обязательным фиксированием
даты исправления и надписью «Исправлено».
5.УЧЕТ
ЗАТРАТ НА УЛУЧШЕНИЕ
ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.
После поступления основных средств на предприятие, как правило, возникают расходы, связанные с эксплуатацией или улучшением.
К таким расходам относятся капитальные и текущие расходы.
В соответствии с п. 14 П(С)БУ 7 первоначальная стоимость основных средств увеличивается на сумму расходов, связанных с улучшением объекта (модернизация, модификация, достройка, дооборудование, реконструкция и т.п.), которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования объекта.
Т.о., подход к отражению таких расходов в бухгалтерском учете зависит от их влияния на будущие экономические выгоды, которые ожидаются от использования основных средств.
Примеры улучшений объекта основных средств, которые приводят к увеличению будущих экономических выгод, приведены в МСБУ 16 «Основные средства». Это:
В соответствии с п. 15 П(С)БУ 7 затраты, осуществляемые для поддержания объекта в рабочем состоянии и получения первоначальной определенной суммы будущих экономических выгод от его использования, включаются в состав расходов.
Т.о., расходы, понесенные на восстановление или поддержание ожидаемых от них будущих экономических выгод списываются на расходы в момент их возникновения.
Ремонт основных средств производится с целью ликвидации возникших дефектов в связи с их эксплуатацией. В бухгалтерском учете ремонты делятся на капитальные и текущие.
Капитальный ремонт проводится не чаще одного раза в год и связан с остановкой объекта, его выбытием из эксплуатации, полной разборкой с целью замены многих узлов и деталей.
Такой
ремонт приводит к необходимости
привлечения подрядных
Передача объекта в ремонт оформляется актом или сохранной запиской. При этом инвентарная карточка данного объекта переставляется в специальный раздел картотеки «Основные средства в ремонте».
Прием отремонтированного объекта производится комиссией по акту «Акт приемки-передачи отремонтированных объектов». На основании этого акта производится оплата счетов подрядчика по сметной стоимости.
Если капитальный ремонт осуществлялся хозяйственным способом, то исправление дефектов возложено на ремонтный цех предприятия. При этом объектом учета являются фактические затраты ремонтного цеха по отремонтированному объекту. Передача и возврат в эксплуатацию объекта также отражается сохранной запиской или актом установленной формы.
Текущий ремонт не связан с длительной остановкой объекта и его демонтажем. Он выполняется в ремонтную смену либо силами ремонтного цеха, ремонтной бригады основного цеха. Объектом учета при осуществлении текущего ремонта являются фактические затраты по выполненному ремонту, при этом акты не составляются, инвентарные карточки остаются на месте.
При
хозяйственном способе
Согласно П(С)БУ затраты по капитальному и текущему ремонту, выполненного любым способом, являются текущими расходами предприятия. Они признаются таковыми в том случае, если производились с целью поддержания объектов в рабочем состоянии, а не с целью улучшения первоначальных характеристик.
Учет затрат на ремонтные работы, не приведшие к улучшению объекта являются расходами данного периода и учитываются на счетах класса 9. Отражение в учете представлено в таблице 12.
Таблица
12
Модернизация и реконструкция основных средств приводят к улучшению технических и экономических характеристик объектов с целью получения предприятием дополнительных выгод от их эксплуатации.
Модернизация
и реконструкция могут
Затраты, возникающие в результате реконструкции или модернизации объекта учитываются на активном счете 15 «Капитальные инвестиции». Основанием для учета являются:
После окончания модернизации, собранные на счете 15 «Капитальные инвестиции» затраты капитализируются, т.е. присоединяются к первоначальной стоимости реконструированного объекта (это отражается по дебету счета 10 «Основные средства»).Отражение в учете представлено в таблице 13.
Таблица
13
6.
МЕТОДЫ НАЧИСЛЕНИЯ
АМОРТИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ
СРЕДСТВ И ИХ
ВЫБОР ДЛЯ АМАРТИЗАЦИОННОЙ
ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ.
В процессе использования объектов основных средств экономические выгоды, воплощенные в них, расходуются предприятием, в результате чего уменьшается балансовая стоимость основных средств, и это отображается путем начисления амортизации.
Объектом амортизации являются все основные средства, кроме земли.
В
соответствии с пунктом 4 П(С)БУ 7 амортизация
– это систематическое
Запишем это в виде формулы:
Первоначальная стоимость определяется П(С)БУ 7 как историческая или фактическая себестоимость объекта основных средств, а переоцененная стоимость – как его стоимость после переоценки.
Ликвидационная стоимость – эта та сумма денежных средств или стоимость других активов, которую предприятие ожидает получить от выбытия (реализации, ликвидации) основных средств по истечении срока их полезного использования за вычетом расходов, связанных с выбытием.
Ликвидационная стоимость определяется в момент поступления объектов основных средств. Если определить ее невозможно или затруднительно или если она несущественна, то ее приравнивают к нулю. В соответствии с формулой в этом случае первоначальная (переоцененная) стоимость объекта будет равна его амортизируемой стоимости.
Т.е. амортизируемая стоимость объекта основных средств не может превышать его первоначальную (переоцененную) стоимость, - она может быть меньшей или равной.