Учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

С материально-технической стороны производственные фонды предприятия характеризуются определенной структурой. Так, производственные фонды разделяются на производительные и фонды обращения, на основные и оборотные фонды, на денежную, производительную и товарную части, а основные фонды – на активную и пассивную части и т.д. Материально-техническая структура предприятия различна в зависимости от отрасли, технического прогресса и является важным показателем производительных сил общества.

В современном обществе наблюдается такая тенденция развития производительных сил, которая характеризуется все большей заменой человеческого труда машинным. В Украине же наблюдается обратная тенденция; состояние основных фондов большинства предприятий остается критическим, уровень их реального износа приближается к 50%.

Оглавление

Вступление 3
1.Понятие основных средств и их роль в хозяйственной деятельности предприятия

4
2.Признание основных средств в соответствии с П(С)БУ 7, их оценка и классификация

5
3.Аналитический учет и документальное оформление движения основных средств

10
4.Бухгалтерский и налоговый аспекты учета основных средств
19
5.Учет затрат на улучшение основных средств
22
6.Методы начисления амортизации основных средств и их выбор для амортизационной политики

25
7.Контроль за использованием основных средств
33
8.Автоматизированная обработка учетных данных по основным средствам

36
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

ОС.doc

— 277.00 Кб (Скачать)

      Кумулятивный  метод и два предыдущих – уменьшения остаточной стоимости и ускоренного уменьшения остаточной стоимости – наиболее привлекательны для предприятий, так как в течение первых лет эксплуатации объектов (когда они практически новые) накапливается максимальная сумма денежных средств на приобретение новых объектов посредством амортизации, относящейся на себестоимость производимой продукции, выполненных работ, услуг. При этом в последние годы эксплуатации тех же объектов, когда увеличиваются затраты на их содержание и ремонт, сумма начисляемой амортизации незначительна, что балансирует расходы производства в течение срока использования таких основных средств.

      Производственный  метод.

      При производственном методе амортизации  определяется не годовая (как в предыдущих четырех методах), а месячная сумма амортизации, которая равна произведению фактического месячного объема продукции (работ, услуг) ( ) и производственной ставки амортизации (ПСА):

      

      В свою очередь,

       ,

где АС – амортизируемая стоимость, грн.;

- общий объем продукции (работ,  услуг), который предприятие ожидает  произвести (выполнить) с использованием  соответствующего объекта основных средств за весь период его эксплуатации.

      Этот  метод не нов для бухгалтеров предприятий, поскольку его применяли еще три года назад при начислении амортизации на такие объекты, как автомобили. Достоинством этого метода является соответствие величины начисленной амортизации объему продукции (работ, услуг); недостатком -–сложность определения (прогнозирования) выработки отдельных объектов основных средств.

      Рассмотрим  применение производственного метода на условном числовом примере.

      Пример.

      Предприятием  для выпечки хлеба приобретена  печь стоимостью 180000 грн. Ликвидационная стоимость печи определена в сумме 5000 грн. Печь предназначена для выпечки 500 тыс. единиц продукции (хлеба) за весь период эксплуатации.

      Определим производственную ставку амортизации:

      ПСА= (180000грн.-5000грн.):500000ед.=0,35 грн./ед.

      За  первые три месяца использования печи изготовлено продукции:

  • в 1-й месяц – 6000 ед.;
  • во 2-й месяц – 8000 ед.;
  • в 3-й месяц – 8000 ед.

    За  первые три месяца использования  печи сумма амортизации составит:

  • в 1-й месяц – 2100 грн. (6000ед. х 0,35 грн./ед.);
  • во 2-й месяц – 2800 грн. (8000ед. х 0,35 грн./ед.);
  • в 3-й месяц – 2800 грн.

    «Налоговый» метод.

      Нормами П(С)БУ 7 предусмотрена возможность  применять на предприятии «налоговый» метод. Сделано это в целях уменьшения затрат предприятия (и облегчения труда бухгалтера). Поэтому «налоговый» метод должен применяться в бухгалтерском учете «один к одному», то есть в том виде, в котором он установлен Законом о прибыли, - в этом заключается смысл его применения.

      «Налоговые» нормы амортизации определены пунктом 8.6 Закона о прибыли, который так и называется – «Нормы амортизации». И хотя они установлены в процентах к балансовой стоимости групп основных фондов, для целей бухгалтерского учета их следует применять к отдельным объектам, входящим в ту или иную группу.

      В пункте 22.4 Закона о прибыли указано,что «суммы амортизационных отчислений определяются… с применением понижающего коэффициента 0,8 к нормам амортизации, установленных пунктом 8.6 статьи 4 настоящего Закона». Таким образом, если предприятие примет решение о применении «налогового» метода амортизации для целей бухгалтерского учета, т.е. применит нормы амортизации, предусмотренные статьей 8 Закона о прибыли, оно обязано учитывать и требования статьи 22 в части корректировки норм амортизации.

      Пример.

      Предприятие решило воспользоваться возможностью применить нормы и методы начисления амортизации основных средств, предусмотренные налоговым законодательством, для начисления амортизации в бухгалтерском учете.

      По  состоянию на 01.07.2000г. предприятие  имеет на балансе следующие основные средства:

  1. офисную мебель (стоимость - 3700 грн., износ – 1400 грн.);
  2. компьютер (стоимость – 5000 грн., износ – 800 грн.);
  3. станок для изготовления крышек (стоимость – 22000грн., износ – 20100 грн.).

      Сумма амортизации за июль 2000 года. Т.е. месячная амортизация, составила:

  1. по офисной мебели – 38 грн. [(3700грн.-1400грн.) х 6,25% х 0,8:100%:3мес.];
  2. по компьютеру – 70 грн. [(5000грн.-800грн.) х 6,25% х 0,8:100%:3мес.];
  3. по станку – 19 грн. [(22000грн.-20100грн.) х 3,75% х 0,8:100%:3мес.].

      Такая же сумма амортизации в бухгалтерском учете должна быть отражена предприятием в августе и сентябре 2000 года.

      Согласно  пункту 30 П(С)БУ 7 сумму начисленной  амортизации все предприятия отражают увеличением суммы расходов предприятия и износа основных средств.

      Износ основных средств – это сумма амортизации объектов с начала их полезного использования.

      Еще до утверждения П(С)БУ 7 новым Планом счетом и Инструкцией №291 введен субсчет 131 “Износ основных средств” счета 13 “Износ необоротных активов”, который “предназначен для обобщения информации о начислении амортизации…”.

      Все предприятия независимо от формы  собственности и видов деятельности отражают начисление амортизации следующими бухгалтерскими проводками:

  • по дебету счета 83 «Амортизация» и кредиту субсчета 131 – если ведут учет расходов с использованием счетов класса 8 (по элементам);
  • по дебету счета 23 «Производство», счетов класса 9 «Расходы деятельности» и кредиту субсчета 131 – если ведут учет расходов без использования счетов класса 8.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      7. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ. 

      Важным  условием повышения эффективности  производства является обеспечение  сохранности и рационального  использования основных средств. Поэтому  в программы аудиторских проверок и ревизий включают задания по проверке операций с основными средствами.

      Задачи  контроля основных средств:

  • проверка их сохранности и технического состояния;
  • законности и правильности документального оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию;
  • правильности начисления амортизации, своевременности и полноты включения ее в затраты производства;
  • правильности начисления и списания износа основных средств;
  • правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций по поступлению, перемещению и выбытию основных средств;
  • выполнения плана ремонтов, их своевременности и качества.

      Источниками контроля операций по учету основных средств считаются первичная  документация на их поступление, выбытие  и внутреннее перемещение, на ремонт, по начислению амортизации, а также данные аналитического и синтетического учета основных средств.

      Обеспечение сохранности основных средств в  значительной степени зависит от постановки их учета. Проверяя состояние учета основных средств, нужно убедиться в правильности организации аналитического учета; выяснить, все ли основные средства закреплены за материально-ответственными лицами; правильно ли проведена последняя инвентаризация, каковы выявленные ею недостачи или излишки и отражены ли они в учете; проконтролировать достоверность учетных данных о наличии и движении основных средств.

      Аналитический учет основных средств ведется на инвентарных карточках, что снижает трудоемкость учетной работы, дает возможность группировать основные средства, позволяет автоматизировать учетный процесс, а также значительно расширить информацию об отдельных объектах основных средств. В карточке приводятся все необходимые данные: дата ввода объекта в эксплуатацию, его инвентарный номер, стоимость, сведения о перемещении объекта и его ликвидации, о количестве и стоимости ремонтов и др. Т.о, в ней накапливается информация об объекте с момента его поступления в хозяйство до выбытия. Ревизор или аудитор должен проверить правильность ведения карточек индивидуального и группового учета основных средств, а также карточек учета их движения. Особое внимание обращается на правильное и своевременное заполнение всех реквизитов карточек, что имеет большое контрольное значение предотвращает замену одноименных новых предметов старыми, а также необходимо для получения полной и объективной информации о состоянии и использовании того или иного объекта основных средств.

      Далее необходимо проверить полноту и  достоверность инвентарных карточек. Для проверки полноты инвентарных карточек нужно сопоставить данные описей инвентарных карточек по учету основных средств по классификационным группам с имеющимися в картотеке инвентарными карточками. При отсутствии каких-либо инвентарных карточек следует выяснить причины, убедиться в наличии объектов, по которым отсутствуют инвентарные карточки, и предложить восстановить аналитический пообъектный учет основных средств.

      Проверяется также достоверность данных о  наличии и движении основных средств по классификационным группам. Для этого сопоставляют сумму, полученную путем сложения стоимости объектов, проставленной и инвентарных карточках, с показателями карточки учета движения основных средств какой-либо классификационной группы. Кроме того, изучается соответствие данных аналитического учета основных средств их остатку по синтетическому счету 10 “Основные средства” на определенные даты. Для этого суммы остатков по классификационным группам сопоставляют с остатками по синтетическому счету 10 «Основные средства» в Главной книге. При расхождении между данными аналитического и синтетического учета нужно выяснить их причины и виновных в этом должностных лиц, определить последствия (недоначисление или излишнее начисление амортизации) и внести предложения по устранению выявленных недостатков.

      Необходимо  убедиться в достоверности данных инвентарных карточек. Для этого  следует выборочно, по отдельным видам средств, например, по тем, которые подвергались ремонту в отчетном периоде, проверить, правильно ли отражены затраты на ремонт.

      Важным  условием обеспечения сохранности  основных средств является качественное проведение инвентаризации основных средств работниками предприятия. Поэтому в процессе контроля нужно проверить полноту и своевременность проведения инвентаризации основных средств и правильность отражения ее результатов в бухгалтерском учете.

      Инвентаризация  основных средств является обязательной ежегодной процедурой бухгалтерского учета. Кроме того, инвентаризация может проводиться по инициативе:

  • учредителей предприятия;
  • контролирующих организаций;
  • судебных и правоохранительных органов.

      Состав  инвентаризационной комиссии варьирует  в зависимости от того, по чьей инициативе проводится инвентаризация.

      В Приказе о проведении инвентаризации указывается состав комиссии и характер инвентаризации (сплошная, выборочная, плановая, внезапная).

      Накануне  проведения инвентаризации бухгалтер  уточняет учетные данные об объектах основных средств (по инвентарным карточкам и спискам в разрезе материально-ответственных лиц).

      В результате инвентаризации производится сверка фактического наличия объектов с учетными данными с сопоставлением инвентарных номеров. В результате инвентаризации составляются инвентаризационные описи в разрезе подразделений и цехов, а также материально-ответственных лиц.

      По  тем позициям, по которым обнаружены расхождения с учетными данными составляется сличительные ведомости. По каждому факту расхождения берется объяснительная с материально-ответственного лица. Затем комиссия выясняет причины обнаруженных излишков и недостач, отражает свои выводы в протоколе заседания инвентаризационной комиссии и в акте инвентаризации.

      Затем по предприятию издается приказ о результатах инвентаризации, которые содержит требования оприходования излишних объектов и порядка списания недостающих объектов.

      На  каждый приходуемый и списываемый  объект составляется отдельный акт  по форме ОЗ-1. В бухгалтерском  учете излишки приходуются как доход, а недостачи списываются в зависимости от того обнаружен виновник или нет. При этом будут сделаны следующие бухгалтерские записи, отраженные в таблице 18:

Информация о работе Учет основных средств