Учет основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:41, курсовая работа

Краткое описание

Цель дипломной работы заключается в том, чтобы в ходе исследования методики учета основных средств в организации ОАО «Криница», убедится в достоверности и своевременности отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, а также провести аудит основных средств и, как следствие, разработать рекомендации по совершенствованию учета операций с основными средствами в ОАО «Криница».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с экономической сущностью основных средств;
- исследовать нормативно–правовую документацию по учету и аудиту основных средств;
- изучить значение и задачи учета и аудита основных средств;
- рассмотреть порядок учета ремонта и износа основных средств;
- осуществить аудит документального оформления и учета движения основных средств;
- провести аудит операций по переоценке и амортизации основных средств;
- осуществить обобщение результатов контрольной проверки;
- выявить проблемы и пути совершенствования учета операций с основными средствами в ОАО «Криница».

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРИЗВОДСТВА 4
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 4
1.2 НОРМАТИВНО–ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕТА И АУДИТА ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ 7
1.3 ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ УЧЕТА И АУДИТА ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ 11
2 УЧЁТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ОАО «КРЫНИЦА» 15
2.1 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, АНАЛИТИЧЕСКИЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 15
2.2 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, УЧЁТ АМОРТИЗАЦИИ И ПЕРЕОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 24
2.3 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ И УЧЁТ ОПЕРАЦИЙ ПО РЕМОНТУ (РЕКОНСТРУКЦИИ, МОДЕРНИЗАЦИИ) ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 31

Файлы: 1 файл

Osnovnye_sredstva.docx

— 91.90 Кб (Скачать)

В ОАО «Криница» объекты основных средств поступают в результате покупки и строительства новых объектов основных средств.

В состав основных средств ОАО «Криница» входят здания и сооружения, оборудование: конвейерные ленты, пресс–формы, упаковочные станки, станки розлива и т.д., которые согласно учетной политике организации имеют материально вещественную форму, используются в течение периода, превышающего 12 месяцев, стоимость которых достоверно определена, приносящие экономическую выгоду предприятию.

Движение основных средств на предприятии связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию данных активов. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации, которые содержат следующие обязательные реквизиты, установленные Законом Республики Беларусь № 3321–XII от 18.10.1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции от 29.12.2007 г. № 302–З):

  • наименование, номер документа, дату и место его составления;
  • содержание и основание совершения хозяйственной операции, ее измерение и оценку в натуральных, количественных и денежных показателях;
  • должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, их фамилии, инициалы и личные подписи.

Кроме того, в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты в зависимости от характера хозяйственной операции, требований нормативных правовых актов и документов по бухгалтерскому учету, а также технологии обработки учетной информации.

Оприходование поступивших основных средств от поставщиков производится на основании товарно–транспортных или товарных накладных и иных документов в соответствии с законодательством.

Поступающие основные средства в исследуемой организации принимает комиссия, назначенная приказом руководителя. Для оформления приемки составляется «Акт о приеме–передаче  основных средств» формы ОС–1, согласно постановлению Министерства финансов Республики Беларусь № 23 от 22.04.2011 г. в одном экземпляре на каждый отдельный объект основных средств. В этом документе записывается подробная характеристика объекта, лицо, принявшее его, необходимые сведения для начисления износа по нему, масса содержащихся драгоценных металлов. К акту прилагается необходимая техническая документация, относящаяся к данному объекту основных средств (паспорта, спецификации, рабочие инструкции и т.д.), которая затем передается материально ответственным лицам по месту эксплуатации основных средств.

Так, на ОАО «Криница» приобретенный актив введен в эксплуатацию  на основании:

  • Автоматический барабан с поворотным кронштейном на основании  акта о приеме–передаче основных средств  от 28.02.2013 г. (см. приложение 1).

Каждому объекту основных средств, присваивается инвентарный номер. Инвентарный номер, присвоенный долгосрочному активу, сохраняется за ним весь период нахождения в организации.

Например, на приобретенный и введенный в эксплуатацию  объект основных средств на ОАО «Криница» заведена инвентарная карточка:

– на шкаф витрину ШВУ–0.4–1.3–21  инвентарная карточка № 4000 от 05.04.2013 г. (см. приложение 6).

Для бухгалтерского учета операций по движению основных средств на ОАО «Криница» в соответствии с рабочим планом счетов предназначен активный синтетический счет 01 «Основные средства», на котором отражается наличие и движение основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации. Для учета затрат на создание (увеличение) стоимости долгосрочных  активов предназначен активный счет 08 «Вложения в  долгосрочные активы». По дебету этого счета собирается информация по приобретению объектов основных средств, включенных в их первоначальную стоимость.

Для учета арендованных объектов основных средств предусмотрен синтетический счет 001 «Арендованные основные средства». По дебету данного счета отражается поступление, а по кредиту возврат из аренды долгосрочного актива.

Рассмотрим порядок учета поступления основных средств в организацию (см. таблицу 2.1).

Таблица 2.1  – Хозяйственные операции по учету поступления основных средств в ОАО «Криница»

Содержание хозяйственных операций

Наименование документа

Корреспонденция счетов

Сумма, руб.

Учетный регистр

Дебет

Кредит

1

2

3

4

5

6

Основное средство приобретено за плату

Приобретена за плату  у поставщика  станционная установка высокого давления

ТТН № 1382849

от 20.03.13 г.,

08.

79.

2 250 080

Журнал проводок

08,

Начислено сторонней организации за услуги техники

Договор № 183

08.

60.

42 062 717

Журнал проводок

08,

Ввод в эксплуатацию станционной установки высокого давления

ТТН № 1382849

01.

08.

2 250 000

Журнал проводок

Аренда основного средства

Поступило от арендодателя ОС

ТН (TTН), акт о приеме–передаче основных средств

001

За исследуемый период на ОАО «Криница» арендованных ОС не поступало

Карточка счета 001

Основное средство получено безвозмездно

Отражено безвозмездное поступление ОС, не требующее монтажа

ТН (ТТН), акт о приеме–передаче основных средств

01

91

За исследуемый период на ОАО «Криница» объекты ОС безвозмездно и в виде излишков при инвентаризации не поступали

Карточка счета 01

Отражено безвозмездное поступление ОС, требующее монтажа

ТН (ТТН), акт о приеме–передаче основных средств

08

91

Карточка счета 08

Излишек ОС, обнаруженного при проведении инвентаризации

Карточка счета 01

Поступило ОС, в результате обнаружения излишков при проведении инвентаризации

Акт расхождений

01

91


 

Основные средства в случае необходимости перемещаются из одного подразделения данной организации в другое.

Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств формы ОС–2 (см.приложение 2) служит для оформления и учета перемещения объекта основных средств из одного подразделения в другое. Она выписывается передающей стороной в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность объекта основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю.

В ОАО «Криница»  для передачи объекта основных средств «Электропогрузчик  R–50–10I» (инвентарный номер –6720, стоимость 30368 683 руб.) из структурного подразделения «цех малой механизации» в структурное подразделение « центральный материальный склад» была составлена накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств формы ОС–2 № 0000056 от 01.04.13г. (см. приложение 2).

При этом бухгалтерские записи не составляются, а в инвентарной карточке делается отметка о проделанной операции и переставляется из подразделения, где находился объект, в подразделение, куда он передан.

Для оформления и учета приема–сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации составляется акт о приеме–сдаче оборудования с приложенной справкой о реконструкции и модернизации.

В ОАО «Криница» была произведена модернизация персонального компьютера «Бевалекс». (инвентарный номер 11714 ,восстановительная стоимость 1 457 736). Затраты на проведение модернизации увеличили балансовую стоимость на 195 834  руб., в результате чего стоимость данного объекта составила 1 653 570 руб. (см. приложение 3).

Если ремонт, реконструкцию, модернизацию выполняет сторонняя организация, то акт составляется в двух экземплярах: первый остается в организации, а второй передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.

Акт формы ОС–14 составляется комиссией при приеме оборудования, не требующего монтажа, в двух экземплярах: первый экземпляр остается у принимающей стороны, второй – у передающей стороны.

Передача оборудования в монтаж оформляется актом о приеме–передаче оборудования в монтаж (формы ОС–15).

При проведении монтажных работ подрядным способом в состав приемочной комиссии входит представитель подрядной монтажной организации, а отдельный акт формы ОС–15 не составляется.

 В получении оборудования  на ответственное хранение уполномоченный  представитель монтажной организации  расписывается непосредственно  в акте, и ему передается копия  акта.

 Данные приема  и исключения объекта из состава  основных средств вносятся в инвентарную карточку учета объектов основных средств (формы ОС–6, ОС–6а, ОС–6б).

В инвентарном списке содержатся сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта.

Если инвентарный объект включает отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним единое целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей.

В инвентарных карточках (инвентарной книге) должны быть приведены следующие данные по объекту основных средств:

  • общие сведения об объекте;
  • характеристика объекта по признакам начисления или освобождения от начисления амортизации, участия или неучастия в предпринимательской деятельности;
  • данные о нормативном сроке службы, сроке полезного использования, ресурсе объекта (при выборе производительного способа начисления амортизации);
  • указание способа и метода начисления амортизации;
  • сведения об изменениях местонахождения и стоимости объекта в течение всего срока его эксплуатации, о содержащихся в нем драгоценных материалах;
  • индивидуальная характеристика объекта по другим необходимым параметрам.

Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии в картотеке. В ней их расставляют по классификационным группам, а внутри каждой группы – по местам нахождения и видам объектов.

Техническая документация, относящаяся к инвентарному объекту, может передаваться по месту эксплуатации объекта с соответствующей отметкой в инвентарной карточке.

Инвентарные карточки на принятые к бухгалтерскому учету объекты основных средств, а также списанные с бухгалтерского учета в течение отчетного месяца находятся до конца месяца обособленно от инвентарных карточек других основных средств.

Выбытие основных средств в исследуемой организации связано с их безвозмездной передачей другим организациям, реализацией,  недостачей, выявленной инвентаризацией, а также списание объектов по разным причинам:

  • пришедшие в негодность вследствие физического износа, аварий, стихийных бедствий, пожара и по другим причинам;
  • морально–устаревшие объекты.

Для определения целесообразности и непригодности к дальнейшему использованию объектов основных средств, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов на ОАО «Криница» приказом руководителя создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят:

  • заместитель директора;
  • инженер по снабжению либо инженер службы технической поддержки, бухгалтер и лица, на которых возложена ответственность за сохранность основных средств.

Для участия в разборке комиссия приглашает представителей соответствующих инспекций.

В момент выбытия основных средств приходуются элементы выбывающего оборудования, содержащие драгоценные металлы. В акте  на  списание долгосрочных активов в разделе «Краткая характеристика объекта основных средств» указывается информация о содержании в нем драгметаллов.

Арендованные у другого предприятия основные средства  учитываются на счете 001 «Арендованные основные средства». По дебету данного счета отражается их поступление, а по кредиту выбытие.

Детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, а также детали и узлы, изготовленные из цветных металлов и не используемые для ремонта других объектов основных средств, подлежат реализации соответствующим организациям.

При передаче объектов другим организациям (за плату или безвозмездно) оформляются товарно–транспортная накладная либо товарная накладная и акт о приеме–передаче основных средств формы ОС–1. На долгосрочные активы, подлежащие списанию, комиссией оформляется акт о списание имущества, в котором указывается:

  • год изготовления или постройки объекта, дата его поступления в организацию и дата ввода в эксплуатацию;
  • первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации;
  • количество проведенных ремонтов, модернизаций;
  • причины выбытия, состояние его составных частей, узлов, конструктивных элементов.

На основании указанных актов бухгалтерия делает соответствующие записи в инвентарных карточках объектов учета основных средств. Эти карточки изымаются из картотеки, о чем делаются специальные отметки в описи инвентарных карточек и в инвентарных списках по месту нахождения объектов, и прилагаются к акту.

На выбывшие основные средства (реализованные, переданные безвозмездно, списанные из–за их непригодности и т.д.) инвентарные карточки с отметкой причины их выбытия помещают в картотеку выбывших основных средств и хранят в течение трех–пяти лет, а по истечении этого срока уничтожают.

Карточки по основным средствам, переданным в аренду, хранятся в отдельной картотеке до окончания срока их аренды.

Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях инвентарных карточек по учету основных средств (ф. № ОС–10). Описи инвентарных карточек ведут в бухгалтерии в одном экземпляре по классификационным группам (видам) объектов основных средств. Она составляется один раз в пять лет. В ней записывается число, месяц, год поступления и первоначальную стоимость объекта. При выбытии учитываемого объекта в описи делают отметку (число, месяц, год выбытия и стоимость), а соответствующая карточка закрывается.

Информация о работе Учет основных средств