Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2014 в 19:41, курсовая работа
Цель дипломной работы заключается в том, чтобы в ходе исследования методики учета основных средств в организации ОАО «Криница», убедится в достоверности и своевременности отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, а также провести аудит основных средств и, как следствие, разработать рекомендации по совершенствованию учета операций с основными средствами в ОАО «Криница».
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- ознакомиться с экономической сущностью основных средств;
- исследовать нормативно–правовую документацию по учету и аудиту основных средств;
- изучить значение и задачи учета и аудита основных средств;
- рассмотреть порядок учета ремонта и износа основных средств;
- осуществить аудит документального оформления и учета движения основных средств;
- провести аудит операций по переоценке и амортизации основных средств;
- осуществить обобщение результатов контрольной проверки;
- выявить проблемы и пути совершенствования учета операций с основными средствами в ОАО «Криница».
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРИЗВОДСТВА 4
1.1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ 4
1.2 НОРМАТИВНО–ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕТА И АУДИТА ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ 7
1.3 ЗНАЧЕНИЕ И ЗАДАЧИ УЧЕТА И АУДИТА ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ 11
2 УЧЁТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В ОАО «КРЫНИЦА» 15
2.1 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, АНАЛИТИЧЕСКИЙ И СИНТЕТИЧЕСКИЙ УЧЕТ ДВИЖЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 15
2.2 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ, УЧЁТ АМОРТИЗАЦИИ И ПЕРЕОЦЕНКИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 24
2.3 ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОТРАЖЕНИЕ И УЧЁТ ОПЕРАЦИЙ ПО РЕМОНТУ (РЕКОНСТРУКЦИИ, МОДЕРНИЗАЦИИ) ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ 31
В ОАО «Криница» объекты основных средств поступают в результате покупки и строительства новых объектов основных средств.
В состав основных средств ОАО «Криница» входят здания и сооружения, оборудование: конвейерные ленты, пресс–формы, упаковочные станки, станки розлива и т.д., которые согласно учетной политике организации имеют материально вещественную форму, используются в течение периода, превышающего 12 месяцев, стоимость которых достоверно определена, приносящие экономическую выгоду предприятию.
Движение основных средств на предприятии связано с осуществлением хозяйственных операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию данных активов. Указанные операции оформляют типовыми формами первичной учетной документации, которые содержат следующие обязательные реквизиты, установленные Законом Республики Беларусь № 3321–XII от 18.10.1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции от 29.12.2007 г. № 302–З):
Кроме того, в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты в зависимости от характера хозяйственной операции, требований нормативных правовых актов и документов по бухгалтерскому учету, а также технологии обработки учетной информации.
Оприходование поступивших основных средств от поставщиков производится на основании товарно–транспортных или товарных накладных и иных документов в соответствии с законодательством.
Поступающие основные средства в исследуемой организации принимает комиссия, назначенная приказом руководителя. Для оформления приемки составляется «Акт о приеме–передаче основных средств» формы ОС–1, согласно постановлению Министерства финансов Республики Беларусь № 23 от 22.04.2011 г. в одном экземпляре на каждый отдельный объект основных средств. В этом документе записывается подробная характеристика объекта, лицо, принявшее его, необходимые сведения для начисления износа по нему, масса содержащихся драгоценных металлов. К акту прилагается необходимая техническая документация, относящаяся к данному объекту основных средств (паспорта, спецификации, рабочие инструкции и т.д.), которая затем передается материально ответственным лицам по месту эксплуатации основных средств.
Так, на ОАО «Криница» приобретенный актив введен в эксплуатацию на основании:
Каждому объекту основных средств, присваивается инвентарный номер. Инвентарный номер, присвоенный долгосрочному активу, сохраняется за ним весь период нахождения в организации.
Например, на приобретенный и введенный в эксплуатацию объект основных средств на ОАО «Криница» заведена инвентарная карточка:
– на шкаф витрину ШВУ–0.4–1.3–21 инвентарная карточка № 4000 от 05.04.2013 г. (см. приложение 6).
Для бухгалтерского учета операций по движению основных средств на ОАО «Криница» в соответствии с рабочим планом счетов предназначен активный синтетический счет 01 «Основные средства», на котором отражается наличие и движение основных средств организации, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации. Для учета затрат на создание (увеличение) стоимости долгосрочных активов предназначен активный счет 08 «Вложения в долгосрочные активы». По дебету этого счета собирается информация по приобретению объектов основных средств, включенных в их первоначальную стоимость.
Для учета арендованных объектов основных средств предусмотрен синтетический счет 001 «Арендованные основные средства». По дебету данного счета отражается поступление, а по кредиту возврат из аренды долгосрочного актива.
Рассмотрим порядок учета поступления основных средств в организацию (см. таблицу 2.1).
Таблица 2.1 – Хозяйственные операции по учету поступления основных средств в ОАО «Криница»
Содержание хозяйственных операций |
Наименование документа |
Корреспонденция счетов |
Сумма, руб. |
Учетный регистр | |||
Дебет |
Кредит | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | ||
Основное средство приобретено за плату | |||||||
Приобретена за плату у поставщика станционная установка высокого давления |
ТТН № 1382849 от 20.03.13 г., |
08. |
79. |
2 250 080 |
Журнал проводок 08, | ||
Начислено сторонней организации за услуги техники |
Договор № 183 |
08. |
60. |
42 062 717 |
Журнал проводок 08, | ||
Ввод в эксплуатацию станционной установки высокого давления |
ТТН № 1382849 |
01. |
08. |
2 250 000 |
Журнал проводок | ||
Аренда основного средства | |||||||
Поступило от арендодателя ОС |
ТН (TTН), акт о приеме–передаче основных средств |
001 |
– |
За исследуемый период на ОАО «Криница» арендованных ОС не поступало |
Карточка счета 001 | ||
Основное средство получено безвозмездно | |||||||
Отражено безвозмездное поступление ОС, не требующее монтажа |
ТН (ТТН), акт о приеме–передаче основных средств |
01 |
91 |
За исследуемый период на ОАО «Криница» объекты ОС безвозмездно и в виде излишков при инвентаризации не поступали |
Карточка счета 01 | ||
Отражено безвозмездное поступление ОС, требующее монтажа |
ТН (ТТН), акт о приеме–передаче основных средств |
08 |
91 |
Карточка счета 08 | |||
Излишек ОС, обнаруженного при проведении инвентаризации |
Карточка счета 01 | ||||||
Поступило ОС, в результате обнаружения излишков при проведении инвентаризации |
Акт расхождений |
01 |
91 |
Основные средства в случае необходимости перемещаются из одного подразделения данной организации в другое.
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств формы ОС–2 (см.приложение 2) служит для оформления и учета перемещения объекта основных средств из одного подразделения в другое. Она выписывается передающей стороной в трех экземплярах, подписывается ответственными лицами структурных подразделений получателя и сдатчика. Первый экземпляр передается в бухгалтерию, второй – остается у лица, ответственного за сохранность объекта основных средств сдатчика, третий экземпляр передается получателю.
В ОАО «Криница» для передачи объекта основных средств «Электропогрузчик R–50–10I» (инвентарный номер –6720, стоимость 30368 683 руб.) из структурного подразделения «цех малой механизации» в структурное подразделение « центральный материальный склад» была составлена накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств формы ОС–2 № 0000056 от 01.04.13г. (см. приложение 2).
При этом бухгалтерские записи не составляются, а в инвентарной карточке делается отметка о проделанной операции и переставляется из подразделения, где находился объект, в подразделение, куда он передан.
Для оформления и учета приема–сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации составляется акт о приеме–сдаче оборудования с приложенной справкой о реконструкции и модернизации.
В ОАО «Криница» была произведена модернизация персонального компьютера «Бевалекс». (инвентарный номер 11714 ,восстановительная стоимость 1 457 736). Затраты на проведение модернизации увеличили балансовую стоимость на 195 834 руб., в результате чего стоимость данного объекта составила 1 653 570 руб. (см. приложение 3).
Если ремонт, реконструкцию, модернизацию выполняет сторонняя организация, то акт составляется в двух экземплярах: первый остается в организации, а второй передается организации, проводившей ремонт, реконструкцию, модернизацию.
Акт формы ОС–14 составляется комиссией при приеме оборудования, не требующего монтажа, в двух экземплярах: первый экземпляр остается у принимающей стороны, второй – у передающей стороны.
Передача оборудования в монтаж оформляется актом о приеме–передаче оборудования в монтаж (формы ОС–15).
При проведении монтажных работ подрядным способом в состав приемочной комиссии входит представитель подрядной монтажной организации, а отдельный акт формы ОС–15 не составляется.
В получении оборудования
на ответственное хранение
Данные приема
и исключения объекта из
В инвентарном списке содержатся сведения о номере и дате инвентарной карточки, инвентарном номере объекта, полном наименовании объекта, его первоначальной стоимости и сведения о выбытии (перемещении) объекта.
Если инвентарный объект включает отдельные приспособления и принадлежности, составляющие с ним единое целое, то в этой же карточке приводится перечень таких частей.
В инвентарных карточках (инвентарной книге) должны быть приведены следующие данные по объекту основных средств:
Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре и хранятся в бухгалтерии в картотеке. В ней их расставляют по классификационным группам, а внутри каждой группы – по местам нахождения и видам объектов.
Техническая документация, относящаяся к инвентарному объекту, может передаваться по месту эксплуатации объекта с соответствующей отметкой в инвентарной карточке.
Инвентарные карточки на принятые к бухгалтерскому учету объекты основных средств, а также списанные с бухгалтерского учета в течение отчетного месяца находятся до конца месяца обособленно от инвентарных карточек других основных средств.
Выбытие основных средств в исследуемой организации связано с их безвозмездной передачей другим организациям, реализацией, недостачей, выявленной инвентаризацией, а также списание объектов по разным причинам:
Для определения целесообразности и непригодности к дальнейшему использованию объектов основных средств, невозможности или неэффективности их восстановления, а также для оформления документации на списание указанных объектов на ОАО «Криница» приказом руководителя создана постоянно действующая комиссия, в состав которой входят:
Для участия в разборке комиссия приглашает представителей соответствующих инспекций.
В момент выбытия основных средств приходуются элементы выбывающего оборудования, содержащие драгоценные металлы. В акте на списание долгосрочных активов в разделе «Краткая характеристика объекта основных средств» указывается информация о содержании в нем драгметаллов.
Арендованные у другого предприятия основные средства учитываются на счете 001 «Арендованные основные средства». По дебету данного счета отражается их поступление, а по кредиту выбытие.
Детали и узлы, изготовленные с применением драгоценных металлов, а также детали и узлы, изготовленные из цветных металлов и не используемые для ремонта других объектов основных средств, подлежат реализации соответствующим организациям.
При передаче объектов другим организациям (за плату или безвозмездно) оформляются товарно–транспортная накладная либо товарная накладная и акт о приеме–передаче основных средств формы ОС–1. На долгосрочные активы, подлежащие списанию, комиссией оформляется акт о списание имущества, в котором указывается:
На основании указанных актов бухгалтерия делает соответствующие записи в инвентарных карточках объектов учета основных средств. Эти карточки изымаются из картотеки, о чем делаются специальные отметки в описи инвентарных карточек и в инвентарных списках по месту нахождения объектов, и прилагаются к акту.
На выбывшие основные средства (реализованные, переданные безвозмездно, списанные из–за их непригодности и т.д.) инвентарные карточки с отметкой причины их выбытия помещают в картотеку выбывших основных средств и хранят в течение трех–пяти лет, а по истечении этого срока уничтожают.
Карточки по основным средствам, переданным в аренду, хранятся в отдельной картотеке до окончания срока их аренды.
Заполненные инвентарные карточки регистрируются в описях инвентарных карточек по учету основных средств (ф. № ОС–10). Описи инвентарных карточек ведут в бухгалтерии в одном экземпляре по классификационным группам (видам) объектов основных средств. Она составляется один раз в пять лет. В ней записывается число, месяц, год поступления и первоначальную стоимость объекта. При выбытии учитываемого объекта в описи делают отметку (число, месяц, год выбытия и стоимость), а соответствующая карточка закрывается.