Учет основных средств и нематериальных активов

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 21:29, лекция

Краткое описание

Понятие и классификация ОС
Оценка ОС
Учет поступления ОС
Порядок начисления и учета амортизации ОС
Учет ликвидации и выбытия ОС
Синтетический и аналитический учет ОС в регистрах журнально-ордерной формы учета
Учет ОС при арендных отношениях или лизинге
Учет затрат на ремонт ОС

Файлы: 1 файл

УЧЕТ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

9)Выбраковка  животных без постановки на откорм:

Дт 01/9 –  Кт 01/4 – при забое животных (по себестоимости центнера живой массы)

Дт 20/3 – 01/9.

10). При продаже животных  (списание себестоимости центнера живой массы)

 Дт 91/2 – Кт 01/9 

  1. Синтетический и аналитический  учет ОС в регистрах 

журнально-ордерной формы учета 

Регистром синтетического учета по счетам 01, 02 является Ж-О 13 – АПК. Записи в него по Кт 01 производят непосредственно с первичных документов, актов на списание. В Ж-О 13-АПК также отражаются кредитовые обороты счета 04. Для пообъектного учета ОС в бухгалтерии предприятия применяются инвентарные карточки; это инвентарные карточки для учета многолетних насаждений (109 АПК), ОС (для зданий, сооружений, машин, оборудования, инструмента, производственного и хозяйственного инвентаря) (ОС - 6). Карточки открываются отдельно на каждый объект. Различаются карточки в картотеках по классификационным группам ОС и местам нахождения ОС. Для контроля за сохранностью инвентарных карточек составляется опись инвентарных карточек по учету ОС (ОС – 7). Составляется опись в бухгалтерии в 1-м экземпляре по видам или классификационным группам ОС. В карточке каждая группа ОС отделяется от другой специальными разделителями. Данные  инвентарных карточек  отражают наличие ОС, а для учета  их движения перед каждой классификационной группой устанавливается карточка учета движения ОС (ОС–8). В ней учет ведется по классификационным группам. Открывается карточка на год, в ней указывается остаток на начало периода, итого поступило и всего выбыло за отчетный период, сумма амортизации, затраты на ремонт этой группы и остаток на конец периода.

В конце  месяца составляется оборотная ведомость по классификационным группам ОС. Общие итоги оборотной ведомости сверяются сданными Ж-О 13-АПК, из которого кредитовые обороты счетов 01, 02, 04 в конце месяца переносятся в Главную книгу. 

7.   Учет ОС при арендных отношениях или лизинге 

В настоящее время значительное распространение получили арендные и лизинговые отношения. Выделяется учет краткосрочной аренды и долгосрочная аренда, которая с появлением лизинга была заменена лизинговыми отношениями.

Учет  при краткосрочной (текущей) аренде:

Между арендатором и арендодателем заключается договор аренды, в котором прогнозируют размер арендной платы, условия ремонта аренд-го объекта, указывается срок аренды и др.

Для б/у  АО после заключения договора составляют акт приема – передачи ОС.

Артель, передавая в аренду ОС, продолжает их учитывать на своем балансе и лишь в аналитическом учете дает отметку на передачу.

Дт 01(аналитический счет ОС «Переданы в аренду») - Кт 01

Арендатор, получив в аренду объект ОС, учитывает его в первоначальной стоимости на забалансовом счете 001. Арендодатель начисляет арендатору арендную плату, ее начисление отражают:

      Дт 20, 23, 25, 26, 29 – Кт 76, т.е.  Дт счетов затрат, где использовались арендованные ОС.

      Дт  19 – Кт 76 – выделен НДС в составе арендной платы;

      Дт 76 – Кт 50, 51, 52 – перечисление арендной платы.

Артель  причитающуюся арендную плату у  себя отражает:

      Дт 76 – Кт 91/1 – начислена сумма  арендой платы;

      Дт 91/2 – Кт68 – начислен НДС по арендным платежам;

      Дт 50, 51, 52 – Кт 76 – поступили денежные средства от арендатора;

      Дт 91/2 – Кт 02 – артель начисляет АМ по переданным в аренду ОС.

Если  согласно договору аренды артель сам производит капитал. Ремонт сданных в аренду ОС, то в этом случае бух. записи на затраты по ремонту:

ДТ 23/2 –  Кт 70, 69, 10, 23.

В последующем  затраты по ремонту списывают за счет создаваемого на предприятии резерва на ремонт ОС. 

Дт 96 –  Кт 23/1,2.

Если  по условию договора капитальный ремонт производит арендатор, то его затраты на ремонт учитывают на счете 97 «Расходы будущих периодов»:  

Дт 97 –  Кт 70, 69, 23, 10.

На сумму  предстоящих расходов на ремонт ОС создается «Резерв на ремонт арендованных ОС» на отдельном субсчете  сч. 96.

Ежемесячное резервирование средств на ремонт, исходя из сметной стоимости ремонта, отражают:

Дт 20, 23, 25, 26, 29 – Кт 96.

Списали фактическую сумму расходов на ремонт за счет созданного резерва

Дт 96 –  Кт 97.

После окончания срока аренды арендодателю возвращаются арендованные объекты и списываются арендатором по акту приема-передачи ОС с забалансового счета 001.

Учет  при лизинговых операциях:

Учет  ведется согласно приказа МФРФ от 17.02.97 № 15 «Указание об отражении  в б/у операций по договору лизинга». При лизинговых отношениях (финансовая аренда) возникают отношения между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом лизингового имущества, т.е. это организация, у которой лизингодатель покупает ОС для передачи их по лизингу. При лизинговых отношениях также может быть субъект – лизинговый банк, т.е. организация, финансирующая лизинговые операции. При лизинге в аренду передается новое имущество, купленное для передачи в лизинг. При этих отношениях имущество не переходит в собственность лизингополучателю, хотя это возможно при заключении договора на имущество, что целесообразно для с/х предприятий.

Лизинг – самостоятельный вид предпринимательской деятельности, когда по договору лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность у продавца имущество и предоставить его лизингополучателю за плату под определенный процент во временное пользование.

С ведением лизинговых отношений к счету 01 открывают субсчет 08 «ОС по лизингу», на котором учитывают имущество, поступившее в аренду по договору лизинга.

К 02 счету  – субсчет «Амортизация имущества  по лизингу», на котором учитывается начисленная амортизация по лизинговому имуществу.

К 03 счету  – субсчет «Доходные вложения в материальные ценности», где учитываются  вложения в лизинговые операции.

К 76 счету  – «Задолженность по лизинговым платежам», «Арендные обязательства».

К 08 счету  – «Приобретение ОС по лизингу». Так же применяется забалансовый счет 011 «ОС, сданные в аренду». На всех этих счетах ведется учет лизинговых операций  у лизингодателя и лизингополучателя.

Возможны 2 варианта ведения учета этих отношений:

1.когда  лизинговое имущество остается на балансе лизингодателя;

2.подходит  в основном для с/х предприятий, когда лизинговое имущество приходуется на балансе лизингополучателя.

В предприятиях АПК целесообразно применять 2-й  вариант, т.е. ОС сразу приходуются в хозяйстве, где они будут использоваться. Это должно оговариваться в учетной политике лизингодателя (ЛД) и лизингополучателя (ЛП).

Учет  операций у ЛД:

1)При  приобретении имущества у лизингового продавца ЛД отражает:

Дт 08 –  Кт 60

Дт 19 –  Кт 60

2)Имущество после его монтажа списывают до сдачи в аренду

Дт 03 –  Кт 08

3)Передача  в лизинг имущества

а) по балансовой стоимости   

Дт 91/2 –  Кт 03

б) на стоимость причитающегося платежа по договору аренды (на договорную стоимость)

                                Дт 76/«Задолженность по лизинговым платежам» - Кт 91/1

4)На  начисленную сумму НДС   

Дт 76 –  Кт 68

5)Разница  между суммой лизингового платежа и стоимостью лизингового имущества, т.е. сальдо 91 (91/1) списывается на 98

Дт 91/9 –  Кт 98.

6)На  сумму поступивших лизинговых платежей  

Дт 51 –  Кт 76.

7)Одновременно 98 закрывается на полученную сумму платежа 

Дт 98 –  Кт 99.

По окончании  договора лизинга на 76 и 98 остатков не будет. Если стоимость лизингового имущества будет передаваться на баланс ЛП, то ЛД в целях контроля будет его учитывать на забалансовом счете 011 «ОС, сданные в аренду».

Учет  операций у ЛП

1)Принятое  в аренду имущество ЛП приходует

Дт 08 –  Кт 76 «Арендные обязательства».

Дт 19 –  Кт 76.

2)Стоимость  поступившего имущества  

Дт 01/8 – Кт 08.

3)На  сумму  начисленной амортизации  с применением коэффициента ускорения 3  

Дт 20 –  Кт 02.

4)Начисление  и перечисление аренды (зачет дебиторской задолженности ЛД-ля и кредиторской ЛП-ля)

Дт 76 (арендные обязательства) – Кт 76 (задолженность по лизинговым платежам).

5)перечислили  аренду 

Дт 76 (задолженность по лизинговым платежам) – Кт 51.

6)Списан НДС, приходящийся на оплаченную часть лизинговых платежей 

Дт 68 –  Кт 19.

7)по  окончании договора аренды имущество или подлежит возврату, или переходит в собственность ЛП-ля. Если переходит в собственность ЛП-ля, то отражают это внутренними записями:

Дт 01 (собственные ОС) – Кт 01 (ОС по лизингу)

Дт02 (амортизация  имущества) – Кт 02 (амортизация собственных ОС). 

9.  Учет затрат на ремонт ОС 

Основные  определения ремонтных работ даны в методических указаниях по б/у ОС.

Текущий ремонт объектов ОС - работы по систематическому их предохранению от преждевременного износа и поддержанию в рабочем состоянии.

Капитальный ремонт оборудования транспортных средств – проведение работ  по полной разборке агрегата, ремонта корпусных деталей, узлов, замена всех изношенных деталей и более современная замена на новые узлы и испытания агрегата.

Капитальный ремонт зданий и сооружений – смена изношенных конструкций и деталей на более прочное и экономичное.

Комиссия  составляет акт технического обследования объекта, к которому прилагается акт о выявленных дефектах оборудования (ОС – 16). Сдача объекта в ремонт также оформляется соответствующим актом, а при выполнении работ подрядчиком составляется акт выполненных работ и акт приема-сдачи отремонтированных, реконструированных объектов (ОС - 3). В учетной политике предприятия оговаривается один из способов учета затрат на проведение ремонта ОС.

1 способ.

Путем создания резерва на ремонт ОС по счету 96 ;

По фактическим  затратам с отнесением непосредственно на себестоимость по мере возникновения затрат;

С использованием счета 97 «Расходы будущих периодов» с последующим равномерным списанием их на себестоимость.

Резерв  на ремонт формируется путем ежемесячных отчислений в пределах годовой предполагаемой сметы затрат на ремонт. Отражают в учете операции по Дт счетов затрат  Кт 96. Фактические затраты на ремонт должны учитываются на отдельном счете и относиться на конец в уменьшение созданного резерва.

    • при наличии вспомогательных производств, осуществляющих ремонтные работы (23/1, 23/2).
    • на сумму создаваемого резерва Дт 23/1, 23/2 – Кт 96;
    • на сумму фактически выполненного ремонта за счет резерва  Дт 96 – Кт 23/1, 23/2;
      • при отсутствии вспомогательных производств, осуществляющих ремонтные работы на сумму созданного резервного фонда  Дт 20, 25, 26, 29 – Кт 96;
    • на сумму фактически выполненного ремонта за счет резерва  Дт 96 – Кт 60, 76.

Информация о работе Учет основных средств и нематериальных активов