Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 16:40, курсовая работа
Цель дипломной работы – провести анализ учета нематериальных активов по российским стандартам.
Достижению обозначенной цели в работе способствовали постановка и решение следующих задач:
1. Раскрыть основные принципы учета нематериальных активов, закрепленные в
российском законодательстве.
2. Изучить практику учета объектов нематериальных активов в России.
Введение 3
1. Основные принципы учета нематериальных активов в России 5
1.1 Нормативно-правовая база регулирования учета нематериальных активов в РФ 5
1.2 Понятие, классификация и оценка нематериальных активов 10
2. Учет движения объектов нематериальных активов в России 22
2.1 Учет поступления нематериальных активов 22
2.2 Учет амортизации нематериальных активов 29
2.3 Учет выбытия нематериальных активов 34
Заключение 39
Список использованной литературы 41
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Российской экономической академии им. Г.В.Плеханова»
Факультет «Управление бизнесом»
Специальность 0605 курс 3
Дисциплина: Бухгалтерский финансовый учет
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Учет нематериальных активов»
МОСКВА 2011г.
Содержание
Введение
1. Основные принципы учета нематериальных активов в России
1.1 Нормативно-правовая база регулирования учета нематериальных активов в РФ
1.2 Понятие, классификация и оценка нематериальных активов
2. Учет движения объектов нематериальных активов в России
2.1 Учет поступления нематериальных активов
2.2 Учет амортизации нематериальных активов
2.3 Учет выбытия нематериальных активов
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность рассмотрения вопросов учета нематериальных активов обусловлена тем, что нематериальные активы являются одним из принципиально новых объектов бухгалтерского учета, появившихся в ее теории и практике на этапе становления и развития рыночных отношений в России.
В настоящее время вопросы рассмотрения учета нематериальных активов приобретают чрезвычайную актуальность. Прежде всего, это связано с введением с 1 января 2008 года нового стандарта бухгалтерского учета ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», внесшего существенные изменения в правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о нематериальных активах.
С развитием рыночных отношений становится все более очевидным, что так называемые материальные активы не являются единственным фактором обеспечения доходности организации, и что существуют иные их виды, которые не имеют такого классического признака, как вещественная субстанция, но могут играть важнейшую роль в процессе получения предприятием прибыли. Прежде всего, это связано с тем, что на смену веку индустрии приходит время «интеллектуальной» экономики. Главным источником роста благосостояния становятся не природные ресурсы, а результаты созидания человеческого ума - идеи и основанные на них нововведения. Уровень интеллектуального развития определяет границы между странами-лидерами и странами-аутсайдерами, является важнейшим фактором становления и укрепления центров силы в современном мире. На первых ролях сегодня страны, экономики которых основаны на знаниях.
При этом самыми ценными считаются знания, которые обретают форму охраняемой законом интеллектуальной собственности. Если раньше предприниматели опасались, что конкуренты обойдут их в сфере производства и сбыта, то теперь их беспокоит, как бы конкуренты не овладели правами на важнейшие технологии и фундаментальные концепции, обеспечивающие им ведущие позиции в бизнесе.
В современных условиях формирование полной информации о хозяйственных процессах практически невозможно без информации о нематериальных активах. Данный вид внеоборотных активов уже имеет повсеместное применение, и поэтому, чтобы вести бухгалтерский учет в организации в соответствии с законодательными и нормативными актами, необходимо рассмотрение вопросов учета нематериальных активов.
Нематериальные активы признаны в большинстве стран рыночной экономики, подходы к их идентификации, способам поступления на баланс, оценке, амортизации продолжают оставаться объектами горячих дискуссий. Это связано с постоянными изменениями в методологии учета данных активов, происходящими в связи с процессом реформирования отечественного учета, а также формированием законодательной базы в области налогообложения.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что актуальность выбранной темы определяется происходящим в настоящее время изменениями, связанными с особенностями учета нематериальных активов.
Цель дипломной работы – провести анализ учета нематериальных активов по российским стандартам.
Достижению обозначенной цели в работе способствовали постановка и решение следующих задач:
1. Раскрыть основные принципы учета нематериальных активов, закрепленные в
российском законодательстве.
2. Изучить практику учета объектов нематериальных активов в России.
Методологической основой дипломной работы являются законодательные и нормативные документы, периодические издания, а также труды российских экономистов, посвященные проблемам и практике учета нематериальных активов в Российской Федерации.
1
1. Основные принципы учета нематериальных активов в России
1.1 Нормативно-правовая база регулирования учета нематериальных активов в РФ
Ведение бухгалтерского учета, в том числе и учета нематериальных активов, должно быть строго регламентировано, то есть, подчинено определенным правилам. Можно сказать, что существует целый свод правил, по которым ведется бухгалтерский учет. И отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской отчетности, в определении финансовых результатов деятельности организации, приводит к злоупотреблениям со стороны материально ответственных лиц и т.п.
Свод правил бухгалтерского учета - это система нормативных документов, которые в зависимости от назначения и статуса можно разделить по следующим уровням:
Рис. 1.1. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета нематериальных активов
в Российской Федерации
Первый уровень нормативных актов (документов) составляют законы и иные законодательные акты (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации), регулирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации, а также правила представления бухгалтерской отчетности.
Особое место в этом уровне системы занимает Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ, который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и предоставлять финансовую отчетность. Законом определена организационная основа регулирования бухгалтерского учета, изложены основы его ведения, начиная с первичных учетных документов и кончая бухгалтерской отчетностью.
Весьма важным законодательным актом первого уровня системы регулирования учета нематериальных активов является Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). В нем законодательно закреплены многие вопросы учетной работы, например, в части учета нематериальных активов, ГК РФ устанавливает, что результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность) и нематериальные блага относятся к имуществу как объекту гражданских прав[1].
Статьей 138 ГК РФ признается исключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполненных работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, которые являются объектом исключительных прав, может осуществляться третьими лицами только с согласия правообладателя.
Таким образом, в соответствии с ГК РФ нематериальными активами признаются исключительные права владельцев на объекты интеллектуальной собственности, исключительность прав заключается именно в том, что данные права могут использоваться третьими лицами только с согласия правообладателя[2].
Наиболее ярким примером регулирования учета нематериальных активов ГК РФ (параграф 8 главы 30 ГК РФ «Продажа предприятия») является деловая репутация предприятия. Так статьей 559 ГК РФ объектом договора продажи предприятия выступает предприятие, понимаемое в соответствии со статье 132 ГК РФ как имущественный комплекс, а не как юридическое лицо. В таком качестве предприятие признается видом недвижимого имущества, в состав которого входят все виды имущества, предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности.
В состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания) и другие исключительные права. Балансовая стоимость (цена) предприятия как имущественного комплекса определяется балансовой стоимостью активов, рыночная - с учетом сложившейся деловой репутации предприятия[3].
К нормативным документам первого уровня относятся и законы, устанавливающие понятия, порядок признания, регистрации, защиты и другие вопросы отдельных видов нематериальных активов. К числу этих законов относятся: патентный закон; законы об авторском праве и смежных правах; о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных; о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров; о селекционных достижениях и другие.
Особняком в первой группе документов стоит Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, появление которого связано с нормой Федерального закона "О бухгалтерском учете" в части осуществления Правительством Российской Федерации общего методологического руководства бухгалтерским учетом организаций (предприятий) всех форм собственности.
Среди законодательных актов первого уровня системы следует назвать также Налоговый кодекс Российской Федерации (далее НК РФ). НК РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Налоговым кодексом.
Кроме того, НК РФ устанавливает и регулирует порядок постановки и ведения налогового учета и в отдельных случаях бухгалтерского (организации-налогоплательщики могут исчислять налоговую базу на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с ним).
Указанные законы и другие нормативные правовые акты именуются в соответствии с Налоговым Кодексом РФ "законодательство о налогах и сборах".
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К законодательным документам первого уровня, устанавливающим и регулирующим вопросы, связанные с определением, взиманием и учетом налогов и сборов относятся нормативные правовые акты субъектов РФ, и муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами субъектов РФ и муниципальных образований в соответствии с НК РФ.
На втором уровне системы нормативных документов единственным регулирующим органом является Минфин РФ, который утверждает Положения по бухгалтерскому учету (далее ПБУ).
Положения по бухгалтерскому учету устанавливают порядок учета и оценки определенного объекта или совокупности объектов. Они конкретизируют закон о бухгалтерском учете.
Основным положения по бухгалтерскому учету, которыми руководствуются предприятия и организации при ведении учета нематериальных активов является ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», которое устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений).
Необходимо отметить, что ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» не применяется в отношении:
а) не давших положительного результата научно-исследовательских, опытно-
конструкторских и технологических работ;