Учет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы ставится изучение сущности и видов налогов, уплачиваемых организацией в бюджет, а также методика их расчета.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание налогов и отчислений;
- раскрыть значение и задачи учета налогов и отчислений;
- изучить нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по налогам и отчислениям в бюджет;
- показать методику расчетов налогов и отчислений, уплачиваемых организацией в Республике Беларусь в 2011 году;
- ознакомиться с международными стандартами и зарубежным опытом учета налогов и отчислений;
- определить пути совершенствования учета налогов и отчислений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. НАЛОГИ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ, КАК ОБЪЕКТЫ УЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………………
5
1.1. Экономическое содержание налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет и их роль в функционировании национальной экономики ………………………………………………..

5
1.2. Значение и задачи учета налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет ………………………………………………..
13
1.3. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по налогам и отчислениям, уплачиваемым предприятиями в бюджет ……………
15
2. НАЛОГИ И СБОРЫ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В БЮДЖЕТ. ПОРЯДОК ИХ РАСЧЕТА И УЧЕТ ……………………
22
2.1. Порядок расчета и учет налогов и сборов, включаемых в себестоимость продукции ………………………………………………..
22
2.2. Порядок расчета и учет налогов и сборов, уплачиваемых организацией в бюджет из выручки от реализации продукции ……
31
2.3. Порядок расчета и учет налогов и сборов, уплачиваемых организацией в бюджет из прибыли и доходов ……………………….
33
2.4. Ведение регистров синтетического учета расчетов с бюджетом …….. 36
2.5. Международные стандарты и зарубежный опыт учета налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет ……………….
38
2.6. Совершенствование налогового учета на предприятии в условиях автоматизации …………………………………………………………….
41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….. 45

Файлы: 1 файл

Учет налогов в 2011 году.docx

— 98.19 Кб (Скачать)

     Начисленная сумма налога отражается в бухгалтерском  учете следующей записью:

     Дебет счета: 99 «Прибыли и  убытки»

     Кредит  счета: 68/32 «Налог на прибыль»

     С 2010 года плательщикам налога на прибыль  предоставлено право выбора  отчетного  периода – квартала или месяца. Однако уплата налога производится не позднее 22-ого числа месяца, следующего за отчетным, независимо от выбранного плательщиком отчетного периода.

       Также с этого года при исчислении налога на прибыль отменяется нормирование расходов на рекламу и маркетинговые услуги. 
 

    1. Ведение регистров синтетического учета расчетов с  бюджетом
 

        С 1 января 2004 г. в  повседневную  практику  субъектов хозяйствования  вошли  понятие  налогового  учета,  а также способы, методы  и  формы  ведения  такого  учета.  В первую очередь это было вызвано  отделением  прибыли,  отражаемой  в бухгалтерском учете, от показателя  налогооблагаемой  прибыли  в  целях исчисления налога на прибыль.  Однако  ведение  налогового учета по иным налогам также не теряет  своей  актуальности.  При  помощи  такого учета в специально разработанных  формах  (регистрах) организация фиксирует показатели, подлежащие обложению тем или иным налогом.

     В соответствии со ст.62 «Налоговый учет»  Общей части Налогового кодекса  РБ  от  19.12.2002  №  166-З  налоговым  учетом  признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения  и  определения  налоговой  базы  по налогам, сборам (пошлинам)  путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета,   если   иное  не  установлено  налоговым  законодательством.

     Налоговый  учет  ведется  исключительно  в  целях  налогообложения и осуществления налогового контроля и основывается на данных бухгалтерского  учета  и  (или) на иных документально подтвержденных данных  об  объектах,  подлежащих  налогообложению  либо связанных с налогообложением,  применением  соответствующих правил и форм учета.

     Плательщик  (иное  обязанное  лицо)  составляет  и  представляет  за соответствующий  налоговый либо отчетный период в налоговый орган по месту постановки на учет, а в случаях, установленных законодательными актами,  и в налоговый орган по месту расположения объектов  налогообложения налоговые декларации (расчеты) по налогам, сборам (пошлинам), а также другие необходимые документы, связанные с налогообложением.  Порядок  ведения  налогового  учета  определяется законодательством.

     Таким образом, Налоговым кодексом РБ установлено, что регистром налогового  учета как минимум является налоговая декларация (расчет) по   соответствующему налогу. Ведение иных налоговых регистров устанавли-вается  другими  актами  законодательства  применительно  к каждому налогу.

     Согласно  п.2  Инструкции  о  порядке ведения  налогового учета, утвержденной постановлением Минфина и МНС РБ от 16.12.2003 № 173/114, налоговым  учетом  признается осуществление плательщиками (иными обязанными лицами) учета объектов налогообложения и определения налоговой  базы  по налогам, сборам (пошлинам). Налоговый учет должен обеспечивать формирование полной и достоверной информации об объектах  налогообложе-ния, показателях, участвующих  в определении налоговой базы в соответствии с налоговым законодательством,  а  также  о размерах такой базы и исчислен-ных за налоговый   и  (или)  отчетный  период  суммах  налоговых  платежей.

     Информация  об  объектах налогообложения и  элементах налогового учета  подлежит систематизации и накоплению в расчете налоговой базы и   (или)  регистрах  налогового  учета,  которые  являются сводными формами  отражения  такой  информации  за налоговый и (или) отчетный период,  сгруппированной  в  соответствии  с требованиями налогового законодательства.

     Регистры  налогового учета РСУ-1 УГП «Трест «Грожногорстрой» представлены в Приложении Ж.

    1. Международные стандарты и зарубежный опыт

учета налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями  в бюджет 

     Сложившиеся мировые юридические традиции в  совокупности с бурным развитием  налогообложения в XIX в. привели к  возникновению двух моделей бухгалтерского учета, одним из главных различий между которыми является противоположный  взгляд на проблему исчисления учетной  прибыли и ее связь с налогооблагаемой величиной. Первая концепция возникла в XIX в. в Пруссии, где было введено  правило: сумма бухгалтерской прибыли  должна быть равна налогооблагаемой прибыли. Эта модель, получившая название налоговой (континентальной), до сегодняшних  дней в различных модификациях преобладает  в странах континентальной Европы. Ею руководствуются в учетных  системах Германии, Франции, Швеции, Бельгии, Испании, Италии, Швейцарии и других странах. Разумеется, внутри группы страны различаются по степени связи  между системами бухгалтерского учета и налогообложения. Например, Германия представляет собой яркий  пример жесткой зависимости, Франция  – сильной, но постепенно ослабевающей. К упомянутым странам достаточно близко примыкают южно-американские государства, такие как Аргентина, Бразилия, Перу, Уругвай, Боливия, Чили и др., нередко выделяемые в самостоятельную  модель. Главная особенность налоговой  концепции бухгалтерского учета  состоит в том, что любой финансовый отчет должен быть составлен в  интересах государства в лице налоговых органов. Таким образом, налогообложение оказывает значительное воздействие на систему бухгалтерского учета. Основным достоинством этой концепции  следует признать ее логичность и  простоту. Она опирается на единственный основательный и авторитетный источник – закон. Бухгалтер ведет текущий учет, исчисляет финансовые результаты, учетную прибыль, которая является налоговой базой и отражает обязательства перед бюджетом. Для бухгалтера учет – это единая органически целостная система, которую нельзя разделить на части. Финансовая отчетность согласно этой концепции отражает прежде всего интересы государства, а интересы других участников хозяйственных процессов оказываются второстепенными. Правила и процедуры бухгалтерского учета подробно регламентируются действующим законодательством. Государство заинтересовано в регулировании бухгалтерского учета, поскольку учетная прибыль является налоговой базой, а правила ее определения устанавливаются законом. Для данной модели характерно методологическое единство бухгалтерского учета, которое проявляется в следующем:

     - вводятся единые правила оценки  всех учетных объектов (обычно  по себестоимости, т.е. согласно  принципу исторической цены – предмет стоит столько, сколько за него заплачено);

     - основные средства (материальные  и нематериальные) амортизируются  по общим одинаковым для всех  нормам, при этом амортизация  трактуется как часть прибыли,  свободная от налогов;

     - в учете доминирующим является  принцип осмотрительности, согласно  которому признанию подлежат  все ожидаемые убытки, относящиеся  к периоду до составления баланса,  но прибыль признается, если она  реализована (оплачена);

     - создаются условия для сопоставимости  данных, представленных в финансовой  отчетности различных фирм и  предприятий. [16, с. 111]

     Вторая  концепция, противоположная первой, получила распространение в Великобритании. Суть ее заключается в том, что  сумма учетной (бухгалтерской) прибыли  принципиально отличается от налогооблагаемой величины. Эта модель получила название собственнической (англосакской). Она  характерна для англоговорящих государств, таких как США, Великобритания, Ирландия, Нидерланды, Канада, Австралия, Новая  Зеландия, ЮАР и др. Ее главная  особенность состоит в том, что  любой финансовый отчет должен быть составлен в интересах собственников (инвесторов), зависимость системы  бухгалтерского учета от налогообложения  крайне слабая. Достоинством концепции  является ее реалистичность. Она исходит  не из мертвой буквы закона, а  из конкретных жизненных ситуаций, суть которых вытекает из требования верного и точного (объективного) отражения в учете фактов хозяйственной жизни.

     Данная  концепция предполагает существование  и ведение параллельно как  бухгалтерского учета, так и учета  для целей налогообложения (налогового учета). При этом финансовую отчетность составляют для собственников, акционеров, пайщиков, кредиторов, и, следовательно, так, как они считают нужным, а  не так как этого хотели бы государственные  чиновники. Поэтому правила бухгалтерского учета разрабатываются не государством, а профессиональными ассоциациями бухгалтеров. А единство в учете  достигается не за счет законов и  инструкций, «навязываемых» государством, а за счет здравого смысла, поэтому:

     - использовать единые правила  оценки учетных объектов абсурдно, ибо стоимость учетных объектов  выражается их рыночной ценой;

     - амортизация – это не только  то, что представляет государство  в виде налоговой скидки, а  фонд возмещения для восстановления  объектов основных средств, который  формируется по правилам, установленным  собственником или администрацией  предприятии, но не государством;

     - согласно принципу временной  определенности прибыль (убыток) должна признаваться в тот  период времени, в котором произошел  факт хозяйственной деятельности, повлекший за собой получение  прибыли (убытка), независимо от  того, реализована (оплачена) эта  прибыль или нет;

     - сопоставимость отчетных данных  различных фирм и предприятий  достигается не автоматически,  а за счет дополнительной обработки. [16, с. 114] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Целью данной курсовой работы ставилось изучить  сущность и виды налогов, уплачиваемых организацией в бюджет, а также  методика их расчета.

     Подведя итог проделанной работе можно сделать  следующие выводы.

     Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно взимаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей.

     Состав  налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов  по классификационным признакам: по объему обложения; по принадлежности к уровню власти; по полноте права использования налоговых сумм; в зависимости от источника уплаты; в зависимости от субъектов уплаты; по способу изъятия; по методу обложения (от ставки); по способу обложения; в зависимости от назначения.

     По  характеру взаимоотношений между  государством и субъектами налогов, т.е. по способу изъятия, различают  прямые (налоги, взимаемые государством непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика)        и косвенные (налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг; к таким налогам относятся акцизы, НДС и др.)  налоги.

     Информация  об  объектах налогообложения и  элементах налогового учета  подлежит систематизации и накоплению в расчете налоговой базы и   (или)  регистрах  налогового  учета,  которые  являются сводными формами  отражения  такой  информации  за налоговый и (или) отчетный период,  сгруппированной  в  соответствии  с требованиями налогового законодательства.

     Применение  новых информационных технологий в  целях автоматизации бухгалтерского и налогового учета позволит сэкономить время на получение информации о  состоянии расчетов с бюджетом; руководство  и инвесторы смогут своевременно принимать правильные управленческие решения; будут сведены к минимуму налоговые риски организации.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ 

     
  1. Адаменкова  С. И., Евменчик О. С. Налоги и их применение в финансово-экономических расчетах, ценообразовании: теория, практика / С.И. Одаменкова, О.С. Евменчик. – Минск: Элайда. – 2005. – 568 с. 
  2. Закон от 20 декабря 1991 г. №1323-XII «О налогах и сборах, взимае-мых в бюджет Республики Беларусь», с изм. и доп. по сост. на 4 янв. 2003 г., №183-З.
  3. Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 1991 г. №1323-ХII с последующими многочисленными изменениями и дополнениями.
  4. Заяц Н. Е. Современная налоговая система и принципы ее построения / Н.Е. Заяц // Финансы. Учет. Аудит. – 2010. – №12. С. 42–47.
  5. Заяц Н. Е. Современное налогообложение и его развитие Н.Е. Заяц // Финансы. Учет. Аудит. 2009. – №10. С. 51–53.  
  6. Кашин В., Мерзляков И. Налоговая политика и оздоровление экономики В. Кашин, И. Мерзляков // Аудитор. – 2008. – №9. С. 3–7.
  7. Киреева, Е. Ф. Формирование налоговых пространств в условиях экономической интеграции / Е.Ф. Киреева. – Минск: БГЭУ. – 2007. – 355 с. 
  8. Киреева, Е. Основные тенденции в развитии налоговой системы РБ / Н. Киреева // ФУА. – ноябрь 2010 г. – №9. С. 24–33.
  9. Налоги в Республике Беларусь: теория и практика в цифрах и комментариях / В.А. Гюрджан [и др.]; под общ. ред. к. э. н. В.А. Гюрджан. – Минск: Светоч. – 2009. – 82 с.
  10. Налоги  и  налогообложение: учебник / Н.Е. Заяц  [и  др.];  под ред. Н.Е. Заяц. – Минск: Выс. школа. – 2009 г. – 364 с.
  11. Налоговый кодекс Республики Беларусь от 29.12. 2009 г., №  71-З (с изм. и доп. от 15.10.2010 г., № 174-З; 10.01.2011 г., №241-З) // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь, 2011 г., №8,2/1793.
  12. О порядке применения Закона Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» и Закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения»: методич. Указания, утв. Министерством финансов Респ. Беларусь 31.05.1993 г., №15 (по сост. на октябрь 2009 г.)
  13. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение: учебник / В.Г. Пансков. – М.: Международный центр финансово-экономического развития. – 2008. –     298 с.
  14. Перов, А.В., Толкушкин, А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. – М.: Экономистъ. – 2007. – 362 с.
  15. Попов, Е.М., Чержак, Е.Н. Налоговая система РБ: проблемы и пути совершенствования / Е.М. Попов, Е.Н. Чержак // Бухгалтерский учет и анализ. – 2008 г. – С. 30-33.
  16. Сеферова, И.Ф. Финансовый, налоговый и управленческий учет / И.Ф. Сеферова. – Ростов н/Д: ДОН. – 2007. – 312 с.
  17. Сорокина Т.В. Законодательная основа межбюджетных отношений: анализ и комментарии // Финансы, учет, аудит. 2009. – №8. с. 17–21.
  18. Тарасевич О. Функциональная классификация доходов и расходов бюджета. Особенности новой редакции // Финансы, учет, аудит. 2010. – №1.    С. 11–17.
  19. Ткачев, С.П. Теоретические аспекты развития переходных экономик: некоторые выводы из опыта Беларуси // Белорусский экономический журнал. – 2009. – №4.
  20. Шулейко, О. Л. Влияние налоговой политики на финансово-хозяйственную деятельность субъектов хозяйствования / О.Л. Шулейко // Белорусский Экономический Журнал. – 2009. – №2. С. 82–91.

Информация о работе Учет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет