Учет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы ставится изучение сущности и видов налогов, уплачиваемых организацией в бюджет, а также методика их расчета.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание налогов и отчислений;
- раскрыть значение и задачи учета налогов и отчислений;
- изучить нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по налогам и отчислениям в бюджет;
- показать методику расчетов налогов и отчислений, уплачиваемых организацией в Республике Беларусь в 2011 году;
- ознакомиться с международными стандартами и зарубежным опытом учета налогов и отчислений;
- определить пути совершенствования учета налогов и отчислений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. НАЛОГИ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ, КАК ОБЪЕКТЫ УЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………………
5
1.1. Экономическое содержание налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет и их роль в функционировании национальной экономики ………………………………………………..

5
1.2. Значение и задачи учета налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет ………………………………………………..
13
1.3. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по налогам и отчислениям, уплачиваемым предприятиями в бюджет ……………
15
2. НАЛОГИ И СБОРЫ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В БЮДЖЕТ. ПОРЯДОК ИХ РАСЧЕТА И УЧЕТ ……………………
22
2.1. Порядок расчета и учет налогов и сборов, включаемых в себестоимость продукции ………………………………………………..
22
2.2. Порядок расчета и учет налогов и сборов, уплачиваемых организацией в бюджет из выручки от реализации продукции ……
31
2.3. Порядок расчета и учет налогов и сборов, уплачиваемых организацией в бюджет из прибыли и доходов ……………………….
33
2.4. Ведение регистров синтетического учета расчетов с бюджетом …….. 36
2.5. Международные стандарты и зарубежный опыт учета налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет ……………….
38
2.6. Совершенствование налогового учета на предприятии в условиях автоматизации …………………………………………………………….
41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….. 45

Файлы: 1 файл

Учет налогов в 2011 году.docx

— 98.19 Кб (Скачать)

1.3. Нормативно-правовое  регулирование учета  и отчетности

по  налогам и отчислениям, уплачиваемым предприятиями  в бюджет 

     Под законодательством и налогах  и сборах понимают совокупность актов  законодательства, регламентирующих порядок  и правила установления, введения и взимания налогов и сборов на территории Республики Беларусь.

     Налоговая система базируется на соответствующих  законодательных актах государства. Они устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют элементы налога. К ним  относятся:

     • субъект налога, или налогоплательщик, то есть лицо, на которой возложена обязанность уплачивать налог, им может быть юридическое или физическое лицо;

     • объект налога, то есть доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, прибыль, ценные бумаги, недвижимое имущество       и т.д.);

     • источник налога – доход, за счет которого уплачивается налог;

     • ставка налога – это величина налога на единицу обложения (денежная единица дохода, единица земельной площади и т.п.). [9, с. 73]

     Отношения по установлению налогов, возникают  между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законо-дательство регулирует вопросы компетенции этих органов при разработке проектов нормативных актов о налогах и сборах, их обсуждении и принятии.

     Стержнем  налоговых правоотношений являются отношения по взиманию налогов. Это  – массовые отношения, поскольку  обязанность платить законно  установленные налоги и сборы  является всеобщей. Основными участниками  этих отношений являются налогоплательщики  и государство.

     Экономические отношения в области налогообложения, уплаты в бюджет сборов, пошлин регулируются Налоговым кодексом, представляющим собой единый систематизированный свод законов, соответствующих Конституции государства.

     Налоговое законодательство Республики Беларусь – система принятых на основании  и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:

     Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения:

     - декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения;

     - постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь;

     - нормативные правовые акты республиканских органов государст-венного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь.

     Включение положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства запрещается, если иное не установлено Налоговым кодексом или Президентом Республики Беларусь.

     Положения нормативных правовых актов, принимаемых  на основании и во исполнение настоящего Кодекса, не могут противоречить  положениям настоящего Кодекса, а равно  выходить за пределы содержания этих положений или предоставленных  ими соответствующему органу полномочий. Положения настоящего пункта не распространяются на акты Президента Республики Беларусь, изданные в соответствии с Конституцией Республики Беларусь.

     В случае расхождения акта налогового законодательства с Конституцией Республики Беларусь действует Конституция.

     Налоговое законодательство, как и любая другая отрасль законода-тельства, представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами, применяемых при регулировании налоговых отношений. При этом является принципиально важным определение четких критериев, позволяющих относить конкретные документы к этой отрасли права.

     Как следует из п. 1 статьи, налоговое  законодательство Республики Беларусь – это система принятых на основании  и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, включающая ряд документов, отвечающих установленным признакам. Налоговое  законодательство формируют:

  • Налоговый кодекс Республики Беларусь.
  • Законы Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения. При этом, как следует из данной нормы, к таким документам могут быть отнесены только те законы, целью принятия которых является исключительно правовое определение вопросов налогообложения.
  • Декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения. Является важным, что в отношении указанных правовых актов Президента Республики Беларусь Общая часть не устанавливает их исключительной направленности на регулирование только вопросов налогообложения. В этой связи декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие в своей редакции наряду с иными предметами регулирования и вопросы налогообложения, относятся к налоговому законодательству Республики Беларусь.
  • Постановления Правительства Республики Беларусь, которые регули-руют вопросы налогообложения. Эти нормативные правовые акты могут приниматься только на основании и во исполнение Налогового кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообло-жения, и правовых актов Президента Республики Беларусь. Таким образом, для того чтобы принять постановление, регулирующее вопросы налого-обложения, Правительство Республики Беларусь одним из указанных выше правовых актов должно быть наделено соответствующими полномочиями.
  • Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения. Такие документы также могут издаваться только в случаях и пределах, предусмотренных актом налогового законодательства более высокой юридической силы.

     Таким образом, в налоговом законодательстве Республики Беларусь можно условно  выделить два уровня.

     Первый  законодательный уровень – это  сам Налоговый кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения, а также  правовые акты Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения, второй – все остальные нормативные  правовые акты, принимаемые в соответствии с актами первого уровня и обеспечивающие, как правило, их применение.

     К нормативным актам, регулирующие учет расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами относятся:

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь. В редакции Закона Республики Беларусь от 14.07.2000 г. № 415-3. (с изм. от 16 декабря 2002 г.). 2. О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь, 5.01.2006г., № 99-3.

     Данный  документ регулирует все виды отношений  хозяйствующего субъекта с государством, а также с юридическими и физическими  лицами.

  1. Налоговый кодекс Республики Беларусь. Принят Палатой представителей 15.11.2002г. Одобрен Советом Республики 2.11.2002г. [11]

     Налоговый кодекс республики декларирует принципы эффективного, равного и справедливого налогообложения объектов экономической деятельности с учетом предельно допустимых норм налоговой нагрузки. Налоги, сборы, пошлины не могут устанавливаться либо различно применяться исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных, этических или иных подобных критериев.

     Налоговый кодекс упорядочивает финансовые отношения  налогоплательщика и государства. Налогоплательщику он указывает меру его обязанности, а государственному налоговому, органу – меру дозволенного поведения. Налоговый кодекс можно рассматривать как средство защиты частной собственности от незаконных притязаний налоговых органов. Он является единственным законным основанием для отчуждения собственности юридических и физических лиц в виде налогов и сборов на началах обязательности и безвозвратности в интересах общества.

  1. Закон Республики Беларусь от 18.04.1994г. № 3321–ХII  «О бухгалтерском учете и отчетности» в редакции Закона Республики Беларусь от 26.12.2007 г. № 302-З, который определяет правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.

      На  основании и во исполнение этого  закона издаются нормативные правовые акты, устанавливающие правовые вопросы и принципы организации и методологии бухгалтерского учета и в то же время использующие все разумное и полезное, содержащееся в международных стандартах финансовой отчетности.

     Настоящий Закон определяет правовые и методологические основы организации и ведения  бухгалтерского учета, устанавливает  требования, предъявляемые к составлению  и представлению бухгалтерской  отчетности, регулирует взаимоотношения  по вопросам бухгалтерского учета и  отчетности в Республике Беларусь.

  1. Типовой план счетов и инструкция по применению типового плана счетов бухгалтерского учета. Данный План счетов введен в действие Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 №89 с изменениями и дополнениями от 11 декабря 2008 г. № 187 «Об утверждении Типового плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий». Введение нового Плана счетов было обусловлено упорядочением рыночных отношений в народном хозяйстве, развитием методологии бухгалтерского учета, активной гармонизацией белорусских основ бухгалтерского учета с международно признанной бухгалтерской практикой.
  2. Инструкция о порядке исчисления и уплаты НДС, утвержденную Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.01.2004 г. №16 с изменениями и дополнениями от 25.11.2006 г., №11 (зарегистрирована в Национальном реестре правовых актов 27.02.2006, №8/14024).
  3. Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 1991 г. № 1323-ХII с последующими многочисленными изменениями и дополнениями.
  4. Закона от 20 декабря 1991 г. № 1323-XII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», с изм. и доп. по сост. на 4 января 2003 г. № 183-З, было прямо установлено, что объекты обложения, порядок уплаты, ставки, льготы по каждому конкретному виду налогов и сборов предусматриваются специальными актами налогового законодательства Республики Беларусь. Включения положений, регулирующих вопросы налогообложения, в другие акты законодательства данная норма не допускала.
  5. Закон Республики Беларусь от 01 января 2004г. №260-3 «О внесении изменений  в некоторые законодательные акты Республики Беларусь  по вопросам налогообложения» // Вестник МНС РБ - январь 2004 года. – №2(170).
  6. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Основные положения по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)» от 30 октября 2008г. №210/161/151

     А так же приказ об учетной политике предприятия для целей бухгалтерского и налогового учета. (Приложение А)

     В соответствии с законодательством Республики Беларусь налогообложение предприятий предполагает:

     - определение размера объекта налогообложения;

     - расчет суммы причитающегося с предприятия налога на основе сформировавшегося в учете показателя базы налогообложения и установленной налоговой ставки (как правило, процентной);

     - осуществление расчетов с бюджетом по начисленным налоговым платежам;

     - составление и представление в налоговые органы налоговых деклараций.

     Подавляющее число показателей, составляющих базу налогообложения, в том числе главные из них – объем реализации продукции (товаров, услуг) и сумма полученной прибыли, отражаются в системном бухгалтерском учете предприятия.

     В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Республике Беларусь отражаемые в отчетности суммы расчетов с налоговыми органами и внебюджетными государственными фондами должны быть согласованными с ними и тождественными.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. НАЛОГИ  И СБОРЫ,  УПЛАЧИВАЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ 

В  БЮДЖЕТ.  ПОРЯДОК  ИХ РАСЧЕТА  И  УЧЕТ 

    1. Порядок расчета и учет налогов и сборов,

включаемых  в себестоимость  продукции 

     К налогам, обязательным страховым взносам  и отчислениям, относимым на себестоимость  продукции (работ, услуг), рассчитываемым и уплачиваемым рассматриваемым предприятием РСУ-1 УГП «Треста «Гродногорстрой» относятся:

     - земельный налог (Приложение Б);

     - налог на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от передвижных источников выбросов;

     - налог на захоронение отходов производства (Приложение В);

     - взносы в инновационный фонд (Приложение Г);

     - обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты населения;

     - взносы на обязательное страхование  от несчастных случаев на производстве  и профессиональных заболеваний  в Белорусское республи-канское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».

Информация о работе Учет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет