Учет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 00:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы ставится изучение сущности и видов налогов, уплачиваемых организацией в бюджет, а также методика их расчета.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание налогов и отчислений;
- раскрыть значение и задачи учета налогов и отчислений;
- изучить нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по налогам и отчислениям в бюджет;
- показать методику расчетов налогов и отчислений, уплачиваемых организацией в Республике Беларусь в 2011 году;
- ознакомиться с международными стандартами и зарубежным опытом учета налогов и отчислений;
- определить пути совершенствования учета налогов и отчислений.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
1. НАЛОГИ И ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТЕЖИ, КАК ОБЪЕКТЫ УЧЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …………………………………………
5
1.1. Экономическое содержание налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет и их роль в функционировании национальной экономики ………………………………………………..

5
1.2. Значение и задачи учета налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет ………………………………………………..
13
1.3. Нормативно-правовое регулирование учета и отчетности по налогам и отчислениям, уплачиваемым предприятиями в бюджет ……………
15
2. НАЛОГИ И СБОРЫ, УПЛАЧИВАЕМЫЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ В БЮДЖЕТ. ПОРЯДОК ИХ РАСЧЕТА И УЧЕТ ……………………
22
2.1. Порядок расчета и учет налогов и сборов, включаемых в себестоимость продукции ………………………………………………..
22
2.2. Порядок расчета и учет налогов и сборов, уплачиваемых организацией в бюджет из выручки от реализации продукции ……
31
2.3. Порядок расчета и учет налогов и сборов, уплачиваемых организацией в бюджет из прибыли и доходов ……………………….
33
2.4. Ведение регистров синтетического учета расчетов с бюджетом …….. 36
2.5. Международные стандарты и зарубежный опыт учета налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет ……………….
38
2.6. Совершенствование налогового учета на предприятии в условиях автоматизации …………………………………………………………….
41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………. 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….. 45

Файлы: 1 файл

Учет налогов в 2011 году.docx

— 98.19 Кб (Скачать)

     Принцип дешевизны характеризует эффективность  налоговой систему для государства  и определяется административными  затратами на ее обслуживание. Наиболее эффективной будет та система, которая  обеспечивает наиболее полное поступление  налогов в бюджет при наименьших затратах по их сбору. Помимо этого  налоговая система не должна сдерживать развитие экономики, поскольку значительная централизация средств в бюджете  сегодня может завтра обернуться бюджетными потерями. Этот подход требует  оптимизации уровня налоговой нагрузки. Кроме того, налоговая система  может быть признана эффективной, если она стимулирует развитие приоритетных направлений в области экономического и социального развития общества.

     Основными признаками налога, как экономической категории являются:

     • императивность;

     • индивидуальная безвозмездность;

     • законность;

     • уплата в целях финансового обеспечения деятельности государства, абстрактность;

     • относительная регулярность.

     Признак императивности налога предполагает правовую обязанность безусловной, полной и  своевременной уплаты налогов государству  нало-гоплательщиком. Это означает, что налогоплательщик не имеет права отказаться от выполнения возложенной на него обязанности платить налог в бюджет государства. В то же время налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью стоимости, которая подлежит перечислению в государственный бюджет. [4, с. 44]

     Индивидуальная  безвозмездность налогов означает, что налогоплатель-щики не вправе рассчитывать на эквивалентную выгоду от государства. При уплате налога происходит однонаправленное движение части стоимости от налогоплательщика к государству без предоставления индивидуального эквива-лентного возмещения отдельному плательщику за конкретные налоговые изъятия.

     Налог уплачивается в целях финансового  обеспечения деятельности государства. Налоги всегда были и остаются базовой  составляющей государственных доходов. Именно за счет налогов в преобладающей  степени формируется централизованный фонд денежных средств, который является финансовой основой обеспечения  деятельности государства. [4, с. 45]

     Законность  налогов означает, что их установление, взимание осуществля-ется в порядке, определенном законом. Налоги взимаются только с законных операций, то есть налоги характеризуются легитимностью.

     Признак абстрактности налогов предполагает их поступление на нужды всего  государства, а затем распределение  по видам расходов за счет уплаты налогов  образуется государственный бюджетный  фонд. При этом только само государство  определяет направления и масштабы использования этого фонда.

     Относительная регулярность налога выражается в периодической  его уплате в установленные законом  сроки. [4, с. 46]

     Появление и развитие системы налогов, в  том числе и в Республике Беларусь, обусловлено возникновением государства, изменением его хозяйст-венных потребностей и направлений деятельности, также налогообложение выступает как одна из предпосылок существования и развития государства, образования и функционирования национальных рыночных систем и мирового рынка. Налоги являются составной частью, признаком рыночной системы; налогообложение является неотъемлемым звеном экономических отношений в рамках различных экономических систем, где существует государство, позволяя ему осуществлять свою деятельность и выступая преобладающим источником государственных доходов, инструментом регулирования.

     Необходимость налогов вытекает из функций и  задач государства, которое выполняет  разнообразную деятельность (политическую, экономи-ческую, внешнеэкономическую, оборонную, социальную и др.), требующую средств. Кроме налогов, у государства, по существу, нет иных методов мобилизации средств. Оно может использовать для покрытия своих ресурсов государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает к выпуску денег в обращение. Однако, это связано с тяжелыми экономическими последствиями для страны – инфляцией. В результате для государства существует один главный доход – налоги. В настоящее время на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится          80 - 90 % всех бюджетных поступлений в развитых странах.

     Экономическая сущность налогов непосредственно  вытекает из сущности финансов. Началом  и исходным историческим условием возникновения  финансовых отношений является созданный  в сфере производства приба-вочный продукт. Причем одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширение воспроизводства израсходованной части производства и рабочей силы, другая часть направляется в доход государства.

     Финансовые  отношения с государством носят  перераспределительный характер, связанный  с выполнением государством своих  функций.

     Именно  прибавочный продукт является как  объектом обеспечения воспроизводственного процесса созданного совокупного общественного  продукта, так и объектом формирования централизованного фонда денежных ресурсов государства. В этом процессе финансы сферы материального  производства являются исходным звеном финансовой системы, где создаются  совокупный общественный продукт и национальный доход, являющиеся главным источником доходов государства. [7, с. 18]

     Таким образом, прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу  и функции финансов в широком  смысле как исходного звена финансовой системы; налог определяет сущностью  черты государственных финансов и его основной категории – государственного бюджета. Налоги в качестве перераспределительной категории являются средством и источником образования централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Именно с появлением государства возникает такая финансовая категория, как налоги. По мере развития государства и товарно-денежных отношений сформировалась группа более сложных категорий:  государственные доходы и расходы, а на их основе – категории государственного бюджета. Финансовые отношения в этих звеньях финансовой системы носят характер перераспре-деления, созданного в сфере производства прибавочного продукта, и являются производными и зависимыми по отношению к финансам сферы материального производства.

     Что касается сущности налогов, то она связана  с тем, что государство, выражая  интересы общества в различных сферах деятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, международную, оборонную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия для государственного регулирования социально-экономических процессов используется финансово-бюджетный механизм и его составная часть – налоги.

     Таким образом, с учетом специфических  черт можно дать следующее определение  налогов. Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно взимаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого для удовлетворения общегосударственных потребностей. 

     При этом, необходимо отличать понятия налоги и сборы (пошлины). Хотя сборы (пошлины), как и налоги, являются взносами, имеющими обязательный, безэквивалентный характер, они взимаются в индивидуальном порядке в связи с оказанием государственными органами услуг (действий) публично правового характера.

     Не  признаются налогами взносы (платежи), осуществляемые в рамках отношений, не регулируемых налоговым законодательством, а также платежи в виде штрафов  или иных санкций за нарушение  законодательства.

     Это дает основание рассматривать налоги как важную экономическую категорию – совокупность экономических отношений. При изъятии налогов между государством и юридическими или физическими лицами возникают денежные отношениями, затрагивающие существенные интересы участников создания и распределения национального дохода на общегосударственные нужды, в мобилизации этих средств и перераспределении через бюджет. У собственников созданного или полученного за выполненные услуги или работы национального дохода при изъятии налогов затрагиваются первостепенные экономические интересы, поскольку уменьшаются их реальные доходы. Это влечет за собой сокращение лишних ресурсов, а иногда средств на расширение и совершенствование производства товаропроизводителей.

     Законодательством установлено, что объектами налогообложения являют-ся: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции; имущество юридических и физических лиц; передача имущества (дарение, продажа, наследование); операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности; другие объекты, установленные законно-дательством.

     Один  и тот же объект облагается налогом  одного вида только один раз за установленный  период налогообложения (месяц, квартал; полугодие, год). Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юриди-ческих лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

    1. Значение и задачи учета налогов и отчислений,

    уплачиваемых  предприятиями в  бюджет 

     Бюджет  – это система денежных отношений, в процессе которых образуется и  используется бюджетный фонд. Бюджетный  фонд является централизованным денежным фондом, предназначенным для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) – отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д. Бюджет исполняет следующие функции: образование  бюджетного фонда (бюджетные доходы); использование бюджетного фонда (бюджетные  расходы); контроль использования бюджетного фонда. Бюджетные доходы включают в  себя налоги (в т.ч. акцизы, таможенные сборы), доходы от государственной собственности, доходы от эмиссии бумажных денег. Структура  бюджетных доходов непостоянна, она зависит от конкретных экономических  условий развития страны.

     Основным  источником доходной части бюджета  являются налоговые поступления, доля которых составляет до 90% всех статей дохода бюджета. Поэтому обеспечение  полноты и достоверности начисления налогов и учета расчетов с  бюджетом имеет важнейшее значение для формирования бюджетов всех уровней.

     Основной  задачей учета расчетов с бюджетом является обеспечение полного и  своевременного поступления налогов  и сборов в бюджет. Выполнение этой задачи, имеющей важное значение для  государства, с другой стороны весьма важно и для предприятия-налогоплательщика, поскольку обеспечивает невозможность  применения со стороны фискальных органов  штрафных санкций за неполное и несвоевременное  перечисление платежей в бюджет, что  обеспечивает более высокий уровень  чистой прибыли предприятия.

     Надлежащим  образом организованный аналитический  учет расчетов с бюджетом позволяет  решать и такую важную задачу как  анализ       финансового состояния предприятия, на основе которого осуществляется как краткосрочное, так и долгосрочное планирование финансовой деятельности предприятия.

     Также важной задачей учета расчетов с  бюджетом является организация оперативного взаимодействия финансовой и бухгалтерской  служб предприятия с налоговыми органами, которые и осуществляют контроль своевременности и полноты  перечисления налогов и сборов. В  этих целях налоговая инспекция  по месту нахождения предприятия  открывает на каждое предприятие, организацию, индивидуального предпринимателя  лицевой счет, в котором отражается вся информация по начисленным налогам  и сборам на основе поданных налогоплательщиком налоговых деклараций и расчетов авансовых платежей по налогам и  сборам. Также в лицевом счете  предприятия отражается информация по всем произведенным налогоплательщикам платежам и состоянию расчетов с бюджетом на каждую конкретную дату. Благодаря наличию в налоговом органе лицевого счета налогоплательщик может по своему письменному заявлению затребовать Справку о состоянии расчетов с бюджетом. Такие справки довольно часто нужны предприятию для предоставления в соответствующие органы, например, для получения кредитов в банках, субсидий и грантов, по требованию органов исполнительной власти, для участия в аукционах, тендерах и т.д.

     Ежегодно  налогоплательщик обязан произвести сверку расчетов с бюджетом по налогам и  сборам, для чего по письменному  заявлению налогоплательщика налоговый  орган составляет Акт сверки расчетов с бюджетом по налогам и сборам, который при отсутствии разногласий  подписывается представителями  налогового органа и налогоплательщика. При наличии разногласий налогоплательщик предоставляет в налоговый орган  оправдательные документы, доказывающие его правоту. При несогласии одной  из сторон с указанным актом окончательное  решение принимается в судебном порядке. [10, с. 96] 
 

Информация о работе Учет налогов и отчислений, уплачиваемых предприятиями в бюджет