Учет материально производственных запасов

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 11:46, курсовая работа

Краткое описание

Материально-производственные запасы являются частью оборотного капитала, их грамотный, систематизированный учет является гарантией эффективного управления предприятием. Отсутствие достоверности данных о наличии и движении материально-производственных запасов может привести к неверному управленческому учету и как следствие, к убыткам.
Затраты на материально-производственные запасы служат основой и являются необходимым условием выполнения программы выпуска и реализации продукции, снижения ее себестоимости. Особо важное значение имеет использование материально-производственных запасов и их расход.

Файлы: 1 файл

Почти готов КУРСАЧ!!!!!!.doc

— 290.00 Кб (Скачать)

 

3.2. Первичные документы по поступлению  и выбытию материально — производственных запасов

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться  оправдательными документами. Эти  документы служат первичными учетными документами, на основании которых  ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные в федеральном законе «О бухгалтерском учете».

Учет материалов на предприятии  ведется параллельно: в бухгалтерии  в суммовом выражении и на складах  в количественном выражении. В конце  отчетного периода оба учета  сверяются.

Типовые межотраслевые формы первичной  учетной документации содержат следующие формы:

1) Формы № М-2 и М-2а  «Доверенность» применяется для  оформления  права  лица  выступать   в  качестве доверенного   лица  организации при получении  материальных ценностей, отпускаемых   поставщиком по наряду,  счету,   договору, заказу, соглашению. Форму М-2а применяют организации, у которых получение материальных ценностей по доверенности носит массовый характер.

2) Форма № М-4 «Приходный  ордер» применяется для учета  материалов, поступающих от поставщиков  или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад.

В соответствии с основными  задачами бухгалтерского учета вместо приходного ордера приемка и оприходование  материалов может оформляться проставлением на документе поставщика (счете, накладной и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

3) Форма № М-7 «Акт  о приемке материалов» применяется  для оформления приемки материальных  ценностей, имеющих количественное  и качественное расхождение, а  также расхождение по ассортименту  с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов.

4) Форма № М-8 «Лимитно  — заборная карта» применяется  при наличии лимитов отпуска  материалов для оформления отпуска  материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды.

5) Форма № М-11 «Требование-накладная»  применяется для учета движения  материальных ценностей внутри  организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.

6) Форма № М-15 «Накладная  на отпуск материалов на сторону»  применяется для учета отпуска  материальных ценностей хозяйствам  своей организации, расположенным  за пределами  ее  территории,  или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.

7) Форма № М-17 «Карточка учета  материалов» применяется для  учета движения материалов на  складе по каждому сорту, виду  и размеру; заполняется на каждый  номенклатурный номер материала и ведется материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом).

8) Форма № М-35 «Акт об оприходовании  материальных ценностей, полученных  при разборке и демонтаже зданий  и сооружений» применяется для  оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.

Кроме перечисленных  документов, для учета материальных ценностей  используются:

  • инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-3);
  • сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (форма № ИНВ-19);
  • сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные  удостоверения);
  • акт о покупке материалов на рынке;
  •      акт перевода единиц измерения материалов;
  • акт заключения о чрезвычайных ситуациях;
  • акт на списание материалов.

В расчетах за приобретение организацией материальных ценностей  применяются:

  • товарно-транспортная накладная (форма № 1-Т);
  • счет-фактура;
  • банковские расчетно-платежные документы;
  • приходный и расходный кассовый ордер и др.

3.3. Синтетический и аналитический  учет материально — производственных  запасов

Для учета  материально — производственных затрат предназначены синтетические  счета 10 "Материалы", 43 "Готовая продукция", 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей", 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей", 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям"

Все счета активные: по дебету отражается поступление и  оприходование запасов, по кредиту – их выбытие. Основным счетом по учету движения материалов на сельскохозяйственных предприятиях, как правило, служит счет 10 "Материалы", к которому могут быть открыты субсчета:

10.1 Сырье и  материалы

10.2 Удобрения, средства  защиты растений и животных (медикаменты)

10.3 Покупные  полуфабрикаты и комплектующие  изделия, конструкции и детали

10.4 Топливо

10.5 Тара и тарные  материалы

10.6 Запасные части

10.7 Корма

10.8 Семена

10.9 Материалы и сырье,  переданные в переработку на  сторону

10.10 Строительные материалы

10.11 Инвентарь и хозяйственные  принадлежности

10.12 Прочие материалы

      Сельскохозяйственные организации на субсчете 10.1 отражают покупное сырье, предназначенное для промышленной переработки в своем хозяйстве. Например, сахар — для выработки соков, металл — для изготовления изделий и запасных частей, соль и пряности — для консервирования овощей.

Сельскохозяйственные  предприятия на субсчете 10.2 учитывают  минеральные удобрения, средства защиты растений и животных.

На  субсчете  10.3 учитывается наличие   и   движение   покупных полуфабрикатов,  готовых комплектующих изделий (в том числе строительных конструкций и деталей -  у подрядных организаций),  приобретаемых для комплектования  выпускаемой продукции,  которые требуют затрат   по   их   обработке  или  сборке. 

На   субсчете   10.4  учитывается  наличие   и   движение нефтепродуктов  (нефть,  дизельное топливо,  керосин,  бензин  и  др.)  и смазочных   материалов,  предназначенных  для  эксплуатации  транспортных средств,   технологических нужд  производства,   выработки   энергии   и отопления,  твердого (уголь, торф, дрова и др.) и газообразного топлива. При  использовании  талонов на нефтепродукты учет  их  ведется  также  на субсчете 10.4.

На  субсчете  10.5 учитывается  наличие  и движение   всех   видов  тары  (кроме  используемой   как   хозяйственный инвентарь),   а   также   материалов  и  деталей,   предназначенных   для изготовления  тары  и  ее  ремонта.  

На  субсчете  10.6 учитывается наличие  и  движение приобретенных  или изготовленных для нужд основной деятельности  запасных частей,  предназначенных  для  производства ремонтов,  замены  изношенных частей  машин,  оборудования,  транспортных  средств  и  т.п.,  а   также автомобильных  шин  в  запасе и обороте. Здесь  же  учитывается  движение обменного фонда полнокомплектных машин, оборудования, двигателей,  узлов, агрегатов,  создаваемого  в  ремонтных  подразделениях  организаций,   на технических обменных пунктах и ремонтных заводах.

На субсчете 10.7 отражают наличие и движение кормов. Корма на предприятии могут быть как собственного производства, так и покупные.

На субсчете 10.8 показывают данные о семенах и  посадочном материале производства прошлого года, урожая отчетного года и покупных. При очистке, сортировке и сушке семенного и посадочного материала производства прошлого года отходы, вызванные доработкой (земля, мертвая засоренность, усушка), отражают методом "красное сторно". Затраты по очистке, сортировке и сушке относят непосредственно на увеличение стоимости семян. Расходы, связанные с подработкой семян и посадочного материала урожая отчетного года, относят на затраты производства.

     На  субсчете  10.9 учитывается  движение  материалов, переданных в переработку  на  сторону, стоимость  которых  в  последующем включается в затраты  на  производство полученных  из них изделий. Затраты по переработке материалов, оплаченные сторонним организациям и лицам, относятся непосредственно в дебет счетов, на которых учитываются изделия, полученные из переработки.

     Субсчет     10.10      используется организациями-застройщиками.  На  нем  учитываются  наличие  и   движение материалов,  используемых  непосредственно  в  процессе  строительных   и монтажных работ, для изготовления строительных деталей, для возведения  и отделки  конструкций   и  частей   зданий  и   сооружений,   строительные конструкции и детали, а  также другие материальные ценности,  необходимые для нужд строительства.

     На   субсчете   10.11 учитывается  наличие  и  движение  инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей  и  других  средств  труда,  которые  включаются в состав средств в обороте.

На  субсчете 10.12 учитывается наличие и  движение отходов производства (обрубки, обрезки, стружка  и  т.п.);  неисправимого  брака; материальных ценностей, полученных от  выбытия основных  средств, которые не могут быть использованы как материалы,  топливо или запасные части в данной организации (металлолом,  утильсырье);  изношенных  шин и утильной резины и т.п. 

Материалы учитывают на счете 10 "Материалы" по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) или учетным ценам. Сельскохозяйственные предприятия продукцию собственного производства отчетного года, отражаемую на счете 10 в течение года, учитывают по плановой себестоимости. После составления годовой отчетной калькуляции плановую себестоимость материалов корректируют до фактической себестоимости.

 Аналитический учет материалов в бухгалтерии ведется в денежном выражении по материально ответственным лицам (складам) в разрезе балансовых счетов (субсчетов) и групп запасов в ведомости 46 АПК. Синтетический учет ведется в ж/о 10 АПК. Данная ведомость и ж/о заполняются на основании листка — расшифровки и отчета о движении материальных ценностей.

Отражение операций по приобретению материалов в текущем бухгалтерском учете возможно двумя способами (способ должен быть указан в учетной политике организации): либо на счете 10 "Материалы" (без использования счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"), либо на счетах 10, 15 и 16.

Счет 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" предназначен для обобщения информации о заготовлении и приобретении МПЗ. Счет 16 "Отклонение в стоимости  материальных ценностей" предназначен для обобщения информации о разницах в стоимости приобретенных МПЗ, исчисленной в фактической себестоимости приобретения (заготовления) и учетных ценах, а также о данных, характеризующих суммовые разницы.

 

Материалы, фактически поступившие на предприятие, приходуют записью по дебету счета 10 и кредиту счета 15 по учетным ценам.

При отражении  материалов по учетным ценам разницу  между стоимостью материальных ценностей  по этим ценам и фактической себестоимостью их приобретения (заготовления) показывают на счете 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей". Накопленные на счете 16 разницы в конце отчетного периода списывают (дополнительной записью или сторнируют) на счета расходов пропорционально расходу производственных запасов.

Продажу материалов на сторону, их безвозмездную передачу проводят по кредиту счета 10 "Материалы" и дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы" с одновременным отражением по кредиту счета 91 сумм, причитающихся предприятию за эти материалы с покупателей, в корреспонденции со счетом 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

Учет материалов на сельскохозяйственном предприятии  – процесс сложный и трудоемкий. Задействованы многие участки учета, составляется огромное количество документов, которые должны своевременно и в должной форме отразить поступление, выбытие и хранение МПЗ на предприятии. Оптимально сформированная учетная политика сельскохозяйственного предприятия позволит решить основную часть поставленных задач.

В Плане счетов предусмотрены специализированные счета. Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих организации молодняка животных; птицы; зверей; кроликов; семей пчел, предназначен счет 11 "Животные на выращивании и откорме". При этом затраты по выращиванию и откорму животных учитывают на счете 20 "Основное производство", субсчет 2 "Животноводство" или на счете 29 "Обслуживающие производства и хозяйства".

Скот и птицу  учитывают по количеству голов, живой  массе и стоимости. Поступление  животных в хозяйство возможно как  посредством приобретения на стороне, поступления животных в процессе производства (рождение приплода от основного стада, который является продукцией животноводства), так и путем перевода животных из одной группы в другую с учетом их возрастных признаков. Кроме того, в учете животных на выращивании и откорме существует такое понятие, как "прирост".

Информация о работе Учет материально производственных запасов