Учет команлировочных расходов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 17:20, курсовая работа

Краткое описание

В данной курсовой работе будут рассмотренные основные вопросы, касающиеся расчетов по командировочным расходам. К ним относятся:
Порядок и гарантии направления работника в командировку.
Командировки по территории РФ.
Командировки за границу.
Не состоявшиеся командировки т.д.

Файлы: 1 файл

Теоретическая и практическая часть.docx

— 100.24 Кб (Скачать)

Кроме того, вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду  к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам, принимаемым к вычету при исчислении налога на прибыль. Если расходы принимаются для целей налогообложения по нормативам, суммы НДС по таким расходам подлежат вычету в размере, соответствующем вышеуказанным нормам.

В части принятия к вычетам  сумм НДС по стоимости расходов по оплате проживания в месте командировки письмом Минфина России от 25.03.2004 № 16-00-24/9 разъяснено, что утвержденные бланки строгой отчетности являются официальными государственными документами  и используются всеми организациями, занимающимися подобными видами деятельности на территории Российской Федерации.

Бланки для гостиничного хозяйства в качестве документов строгой отчетности (форма № 3-Г по ОКУД 0790203 «Счет»), которые могут использоваться при наличных денежных расчетах с населением без применения ККТ, утверждены приказом Минфина России от 13.12.1993 № 121 «Об утверждении форм документов строгой отчетности».

Суммы НДС, уплаченные в составе расходов на наем жилого помещения во время командировки и выделенные отдельной строкой в счете гостиницы, могут быть приняты к вычету в случае, если данный документ является бланком строгой отчетности, а также при наличии документа, подтверждающего оплату данных расходов (кассового чека).

Таким образом, для того чтобы  возникло право на налоговый вычет, в данном случае, по мнению Минфина России, должны быть соблюдены следующие условия:

  1. Оправдательным документом может быть только бланк установленной формы.
    1. Сумма НДС должна быть выделена.

Разумеется, должно быть выполнено  и общее условие для осуществления  налогового вычета: командировка должна быть связана с производством  или реализацией товаров (работ, услуг).

В течение достаточно длительного  времени среди специалистов дискутировался вопрос, касающийся возможности осуществления налоговых вычетов по суммам стоимости услуг за пользование постельными принадлежностями.

Позиция МНС России по этому  поводу была сформулирована в письме от 04.12.2003 № 03-1-08/3527/13-АТ995: основанием для  вычета сумм НДС, уплаченных за услуги по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая услуги на пользование в поездах постельными принадлежностями, при приобретении за наличный расчет подотчетными лицами проездных документов (билетов) к месту служебной командировки и обратно (пункты отправления и назначения которых находятся на территории Российской Федерации), является сумма НДС, выделенная в проездном документе (билете) отдельной строкой.

Если в расчетных документах нет ссылки на предъявленные налогоплательщику суммы НДС, вся сумма, указанная в этих документах, включается в состав расходов, учитываемых при исчислении налога на прибыль.

Следовательно, если в билетах, подтверждающих стоимость проезда  работника из командировки к месту постоянной работы, не содержится указаний о предъявлении налогоплательщику к уплате суммы НДС, то данные расходы на основании подпунк-та 12 п. 1 ст. 264 НК РФ в полной сумме должны относиться к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Налог на доходы физических лиц

Необходимость организации  отдельного налогового учета по суммам командировочных расходов при формировании налоговой базы по налогу на доходы физических лиц возникает в связи с реализацией права налогоплательщика на налоговую льготу, установленную п. 3 ст. 217 НК РФ:

  1. При оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, оплате услуг связи, получению и регистрации служебного заграничного паспорта, получению виз, а также расходы, связанные с обменом наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении налогоплательщиком документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы такой оплаты освобождаются от налогообложения в пределах норм, установленных согласно действующему законодательству. Аналогичный порядок налогообложения применяется к выплатам, производимым лицам, находящимся во властном или административном подчинении организации, а также членам совета директоров или любого аналогичного органа компании, прибывающим (выезжающим) для участия в заседании совета директоров, правления или другого аналогичного органа этой организации.

В соответствии со ст. 165 ТК РФ работникам при направлении в  служебные командировки предоставляются  соответствующие компенсации. По общему правилу (ст. 217 НК РФ), суммы компенсаций  не должны облагаться налогом на доходы физических лиц.

При определении правомерности  исключения из налоговой базы доходов  в виде компенсаций организациям следует исходить из того, что трудовым законодательством установлен ряд гарантий и компенсаций. При этом отдельные виды гарантий и компенсаций, как правило, не дифференцируются. Так как п. 3 ст. 217 НК РФ предусмотрено исключение из налоговой базы только сумм компенсаций, организации должны руководствоваться при разграничении понятий определениями, приведенными в ст. 164 ТК РФ:

  1. Гарантии – это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.
  2. Компенсации – это денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей.

Таким образом, основным признаком, отличающим компенсации от гарантий, является денежная форма их предоставления.

Кроме того, по общему правилу, в налоговую базу включаются выплаты, связанные с оплатой труда. Иными  словами, компенсационные выплаты, которые являются элементами системы оплаты труда, например доплаты за условия работы, отличающиеся от обычных условий работы, надбавки, размер которых зависит от индивидуальных особенностей работника и иных факторов (в частности, надбавка за выслугу лет), а также различные повышающие коэффициенты (районные, за вредные и тяжелые условия труда), включаются в налоговую базу и подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общем порядке.

В данном случае при оплате работодателем налогоплательщику  расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в  доход, подлежащий налогообложению, не включаются суточные, выплачиваемые в пределах норм, установленных в соответствии с действующим законодательством.

Статьей 168 ТК РФ установлено, что в случае направления в  служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы  по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные  с проживанием вне места постоянного  жительства (суточные), а также иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

Таким образом, ТК РФ не устанавливает  норм компенсационных выплат для  возмещения командировочных расходов, а только указывает, что организации имеют право самостоятельно определять в коллективном договоре порядок и размеры возмещения расходов работника, связанных со служебной командировкой.

В организациях, финансируемых  за счет средств федерального бюджета, нормы расходов на выплату суточных утверждены Постановлением № 729.

Нормы расходов на выплату  суточных в организациях, не финансируемых  за счет бюджета, утверждены Постановлением № 93.

Согласно вышеназванным  нормативным актам нормы суточных за каждый день нахождения в командировке на территории Российской Федерации  установлены в размере 700 руб.

Нормы расходов организаций  на выплату суточных за каждый день нахождения в заграничной командировке, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, в последний раз уточнялись в 2005 году постановлением Правительства РФ от 13.05.2005 № 299 и вступили в силу с 1 января 2006 года.

Минфином России неоднократно (в письмах от 15.12.2007 № 03-05-01-04/106, от 14.01.2005 № 03-05-01-04/1) высказывалась позиция, в соответствии с которой организациям, финансируемым за счет средств федерального бюджета, при определении не облагаемых налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом размеров суточных, выплачиваемых работникам, находящимся в командировке на территории Российской Федерации, следует руководствоваться Постановлением № 729. Остальным организациям надлежит для этих целей руководствоваться Постановлением № 93. Размеры суточных, превышающие нормы, утвержденные вышеуказанными постановлениями Правительства РФ, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в установленном порядке.

Одновременно была сформулирована позиция Минфина России, в соответствии с которой установленные в коллективном договоре каждой организации размеры возмещения затрат, связанных со служебной командировкой, носят индивидуальный характер и не могут рассматриваться в качестве норм компенсационных выплат, о которых идет речь в п. 3 ст. 217 НК РФ.

В письмах от 02.11.2007 № 03-05-01-04/306, от 16.02.2007 № 03-04-06-02/28, от 21.03.2007 № 03-04-06-02/43 Минфин России подтвердил данную точку зрения и указал на следующее: ввиду того что НК РФ не предусмотрено установление специальных норм суточных только для целей обложения налогом на доходы физических лиц, использование в этих целях норм расходов организаций на выплату суточных, утвержденных Постановлением № 93, не противоречит положениям настоящего Кодекса.

Налоговые органы поддерживали по данному вопросу позицию Минфина  России и разъясняли, что ТК РФ не устанавливает норм компенсационных  выплат на возмещение командировочных расходов и не предусматривает установление таких норм работодателями, поэтому в налоговую базу для целей исчисления налога на доходы физических лиц не включаются суточные только в пределах норм, установленных Постановлениями № 93 и № 729 (письма УМНС России по Московской области от 25.03.2004 № 08-03/б-н и УФНС России по г. Москве от 27.11.2006 № 28-10/103473).

Позиция МНС России, представленная в оспариваемом письме, не соответствует нормам налогового законодательства. Предложенное в данном письме толкование положений п. 3 ст. 217 НК РФ и Постановлений № 93 и № 729, а также приказа Минфина России от 12.11.2001 № 92н произведено не в соответствии с их буквальным содержанием и вне системной связи со ст. 11, 41, 210 НК РФ, а также ст. 168 ТК РФ и придает вышеперечисленным нормативным правовым актам смысл, противоречащий их аутентичному смыслу, цели и сути возникающих на их основе отношений.

В соответствии со ст. 168 ТК РФ порядок и размер суточных, выплачиваемых работникам, устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Поэтому в налогооблагаемый доход не должны включаться суммы суточных, превышающие размер, установленный таким договором или актом.

Постановление № 93 не подлежит применению для целей исчисления налога на доходы физических лиц, поскольку оно принято в соответствии с подпунктом 12 п. 1 ст. 264 НК РФ и устанавливает нормы суточных, применяемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Правительство РФ в силу прямого указания НК РФ не уполномочено принимать нормативный правовой акт, устанавливающий нормы суточных для целей исчисления налога на доходы физических лиц.

В ст. 217 НК РФ отсутствует  отсылка к нормам главы 25 Кодекса. Применение налогового законодательства по аналогии противоречит положениям ст. 3 НК РФ, согласно которым акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Любые неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны толковаться в пользу налогоплательщика.

Таким образом, установление норматива для целей исчисления одного налога не может быть применено к другому налогу при отсутствии прямого указания в законе.

Законом № 216-ФЗ позиция Минфина  России закреплена на уровне федерального закона. Но при этом размер суточных, выплаты по которым не включаются в налоговую базу, увеличен по сравнению с предельным размером, применяемым при исчислении налога на прибыль, в семь раз. Таким образом, весьма вероятна ситуация, при которой обособленный налоговый учет вышеуказанных сумм по налогу на прибыль будет вестись, а по налогу на доходы физических лиц – нет. В отношении суточных подобная ситуация возникает в случае, если их размер выше 100 руб. и ниже 700 руб.

При принятии к налоговому учету отдельных выплат, связанных  с командировками, организациям следует учитывать следующие разъяснения налоговых органов и арбитражную практику.

Информация о работе Учет команлировочных расходов