Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 23:03, курсовая работа
Целью работы является комплексное исследование системы калькулирования неполной себестоимости и выработка направлений по внедрению данной системы на российских предприятиях.
Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:
- исследованы теоретические и методические вопросы учета неполных затрат;
- проведен анализ структуры и эффективности деятельности ООО «Рязанский молочный завод»;
- проанализирована практика применения системы «директ-костинг» на примере продукции ООО «Рязанский молочный завод»;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 СИСТЕМА «ДИРЕКТ-КОСТИНГ» КАК ВАЖНЕЙШАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА………………………….6
1.1 История возникновения метода «директ –костинг» и организация учета затрат……………………………………………………………………6
1.2 Преимущества и недостатки системы калькулирования неполной себестоимости………………………………………………………………...15
1.3 Возможности системы «директ-костинг» в отечественном учете…....16
1.4 Аналитические возможности системы учета затрат «директ-костинг»………………………………………………………………….19
2 УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО В ООО «РЯЗАНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»………………………………………………………….22
2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Рязанский молочный завод»………………………………………………………………………….22
2.2 Организационно-управленческая структура предприятия…………….27
2.3 Учет затрат на ООО «Рязанский молочный завод»...………………….29
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УЧЕТА ЗАТРАТ ПО СИСТЕМЕ «ДИРЕКТ-КОСТИНГ» НА ПРЕДПРИЯТИИ ООО «РЯЗАНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД» …………………………………………………………33
3.1 Рекомендации по внедрению системы «Директ-костинг»……....…….33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………..…………………………………………………... ..39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………42
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….44
– возможность сравнения себестоимости различных периодов по переменным затратам, абсолютным и относительным маржам. В связи с этим изменение структуры предприятия и связанные с ним изменения постоянных затрат не оказывают влияния на себестоимость изделий;
– возможность акцентировать внимание руководства на изменении маржинального дохода (суммы покрытия) как по предприятию в целом, так и по различным изделиям; выявить изделия с большей рентабельностью, чтобы перейти в основном на их выпуск;
– информация, получаемая в системе «директ-костинг», позволяет проводить эффективную политику цен, указывая наиболее выгодные комбинации цены и объема;
– возможность проведения анализа в условиях ограниченного ресурса, что важно для планирования производства при наличии ограничивающих факторов;
– принципы системы «директ-костинг» могут быть использованы в сочетании с другими системами управленческого учета[15].
Общие недостатки системы «директ-костинг»:
– трудности в разделении затрат на постоянные и переменные. Значительная часть смешанных расходов может быть квалифицирована по-разному, например в зависимости от применяемого метода деления затрат на постоянные и переменные, а это будет сказываться на результатах;
– необходимость для большинства компаний наличия информации о величине полных издержек, прежде всего для определения цены изделия, так как в ценах в долгосрочном плане необходимо обеспечивать покрытие всех издержек предприятия. При отсутствии данных о полной себестоимости велик риск несоблюдения этого условия;
– наличие некоторых трудностей при формировании внешней отчетности[10].
Итак,
«директ-костинг» – система управленческого
учета, базирующаяся на категории переменных
(либо частичных) затрат. Эта система не
лишена недостатков, но имеет и некоторые
преимущества по сравнению с системой
полного учета и распределения затрат.
Выбор одной из них зависит, прежде всего,
от практической пользы применения той
или иной системы[15].
1.3 Возможности системы «Директ-костинг» в отечественном учете
«Директ–костинг» – западная система управленческого (производственного) учета, возникшая и развивающаяся в условиях рыночной экономики. История развития системы «директ-костинг» показывает, что важнейшим объективным условием ее применения является становление и развитие рыночных отношений, когда повышается самостоятельность и ответственность предприятий, в окружающей предприятие деловой среде появляются конкуренция и риск, менеджеры предприятия самостоятельно принимают многие решения, учитывая спрос, конкуренцию и другие факторы, при этом меняются требования к учету и прежде всего в направлении повышения его оперативности и аналитичности[8].
Аналогичные процессы происходят в последние десятилетия в экономике России, поэтому вопрос о необходимости освоения западного опыта и адаптации практики, накопленной в области управленческого учета, в том числе использования системы «директ-костинг», не подвергается сомнению. Более того, уже можно говорить о некотором опыте, накопленном российскими предприятиями в области использования этой системы.
В
настоящее время система
Первый из них – традиционный калькуляционный вариант, при котором калькулируется полная фактическая производственная себестоимость.
Второй вариант предполагает деление затрат на производственные (обусловленные ходом производственного процесса) и периодические (связанные более с длительностью отчетного периода). Прямые производственные затраты собираются по дебету счетов 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства», косвенные производственные затраты – по дебету счета 25 «Общепроизводственные расходы». В конце отчетного периода косвенные производственные затраты подлежат распределению. Периодические затраты (условно – постоянные) собираются на счете 26 «Общехозяйственные расходы», но не включаются в себестоимость произведенной продукции, а списываются в конце отчетного периода на уменьшение выручки от реализации продукции (работ, услуг) записью «Дебет 90 – Кредит 26», что и является признаком использования элементов системы «директ-костинг» на отечественном предприятии. Выбранный предприятием вариант учета затрат и калькулирования себестоимости должен быть закреплен в учетной политике[4].
Следует
отметить, что данный вариант использования
элементов системы «директ-
Впервые разрешение применять такой вариант учета затрат появилось в Письме Минфина СССР от 2 июля 1991 г. №40 «О рекомендациях по ведению бухгалтерского учета и применению учетных регистров на малых предприятиях», где говорилось: «Малые предприятия, имеющие значительное количество объектов учета (видов продукции, субъектов производства и т.д.) и недлительный цикл производственного процесса, учитывающие общехозяйственные (накладные) расходы обособленно от прямых, могут списывать их ежемесячно полностью на затраты от реализации продукции (работ, услуг)», что и подразумевало запись «Дебет 46 – Кредит 26».
С 1996 г. возможность этого варианта подтверждена Указаниями по заполнению форм квартальной бухгалтерской отчетности в 1996 году (Приложение 2 к Приказу Министерства финансов РФ от 27 марта 1996 г. №31), где сказано, что «начиная с 1 апреля 1996 г. суммы общехозяйственных расходов, учтенные на счете 26 «Общехозяйственные расходы», могут списываться в полном объеме ежемесячно в дебет счета 46 «Реализация продукции (работ, услуг)».
Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г., подтверждает возможность использования системы «директ-костинг», поскольку п. 9 его содержит следующую формулировку:»… коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году признания их в качестве расходов по обычным видам деятельности»[5]. Данное правило находит отражение и в Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных Приказом Министерства финансов РФ от 28 июня 2000 г. №60н.
Развитие рыночных отношений и связанные с этим потребности экономической практики будут стимулировать дальнейшие исследования в направлении управленческого (производственного) учета и путей его организации на предприятиях России.
1.4 Аналитические возможности системы учета затрат
«Директ-костинг»
Система «директ-костинг» предоставляет широкие возможности для проведения анализа и принятия на его основе различных управленческих решений. В качестве наиболее важных ее аналитических возможностей можно выделить:
– планирование объемов деятельности с оптимизацией ассортимента выпускаемой продукции, в том числе при наличии ограничивающего фактора;
– ценообразование;
– анализ эффективности закупки комплектующих и альтернативного использования ресурсов, оценки последствий ликвидации неприбыльного сегмента деятельности (подразделения, продукта, услуги);
– выбор варианта капитальных вложений (инвестиций);
– оценка эффективности деятельности подразделений предприятия (центров ответственности);
– оценка эффективности организации собственного производства или приобретения полуфабрикатов[10].
Рассмотрим
некоторые аналитические
1.
Планирование объемов
2.
Ценообразование по системе «
– в условиях частичного контроля над ценами метод «переменная себестоимость плюс маржинальная прибыль» позволит рассчитать цену, которая обеспечит желаемую сумму покрытия на единицу продукции, желаемую долю маржинальной прибыли в выручке или целевую маржинальную прибыль на единицу ограниченного фактора;
– во время экономического спада снижение цен на реализуемую продукцию является средством стимулирования спроса, при этом нижней границей цены будет маржинальная себестоимость – себестоимость, рассчитанная по прямым (переменным) затратам;
– в условиях острой ценовой конкуренции за рынки сбыта использование для отдельных ассортиментных позиций демпинговых цен, основанных на маржинальной себестоимости, может вести к занятию лидирующих позиций на рынке;
– при обмене полуфабрикатами и изделиями между различными подразделениями одного предприятия маржинальная себестоимость может быть использована в качестве трансфертной цены (внутренней цены предприятия).
3.
Анализ эффективности закупки
комплектующих и
Для оценки последствий ликвидации неприбыльного сегмента деятельности проводится анализ двух отчетов о прибылях и убытках, составленных с использованием маржинального подхода, один из которых содержит данные о сегменте, в другом эти данные элиминируются. Однако при анализе необходимо учесть релевантность постоянных затрат, поскольку при прекращении деятельности сегмента часть постоянных затрат может сохраниться.
4.
Выбор варианта капитальных
Таким
образом, «директ-костинг» представляет
собой с систему калькулирования неполных
затрат, основными преимуществами которой
являются: простота и объективность, возможность
сравнения себестоимости различных периодов
по переменным затратам, абсолютным и
относительным маржам, возможность акцентировать
внимание руководства на изменении маржинального
дохода, позволяет проводить эффективную
политику цен, дает возможность проведения
анализа в условиях ограниченного ресурса,
принципы системы «директ-костинг» могут
быть использованы в сочетании с другими
системами управленческого учета[10].
2 УЧЕТ ЗАТРАТ НА ПРОИЗВОДСТВО В ООО «РЯЗАНСКИЙ МОЛОЧНЫЙ ЗАВОД»
2.1 Краткая экономическая характеристика ООО «Рязанский молочный завод»
ООО «Рязанский молочный завод» расположен в г. Рязань. Молочный завод был зарегистрирован как общество с ограниченной ответственностью в 2006 г.
Основной целью деятельности ООО «Рязанский молочный завод», также как и целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли. В связи с этим предприятие занимается следующими видами финансово-хозяйственной деятельности:
-
Заготовка, Переработка,
-
Реализация промышленных и
собственную и арендуемую торговую сеть;
- Маркетинг, коммерческая, посредническая деятельность, в т.ч.
внешняя торговля;
Информация о работе Учет и анализ затрат на производствопри системе «ДИРЕКТ-КОСТИНГ»