Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 23:12, курсовая работа
Цель курсовой работы – разработать рекомендации по совершенствованию учета денежных средств на предприятии.
Задачи работы:
1. Изучить теоретический аспект учета и анализа денежных средств
2. Практически исследовать учет денежных средств на предприятии ЗАО «Двина»
3. Проанализировать ведение учета денежных средств на предприятии ЗАО «Двина»
Введение 3
1. Теоретический аспект учета и анализа денежных средств 5
1.1. Нормативная база по учету денежных средств 5
1.2. Учет кассовых операций 8
1.3. Учет кассовых операций в иностранной валюте 11
1.4. Учет операций по безналичной форме расчетов 12
1.5. Учет операций по валютному счету 22
1.6. Учет операций по расчетному счету и другим счета в банке 24
1.7. Анализ отчета о движении денежных средств 26
2. Практическое исследование учета денежных средств на предприятии ЗАО «Двина» 30
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Двина» 30
2.2. Ведение учета денежных средств на предприятии ЗАО «Двина» 31
3. Анализ ведения учета денежных средств на предприятии ЗАО "Двина"......39
3.1. Анализ наличия и движения денежных средств……………………..39
3.2. Анализ оборачиваемости средств предприятия……………..………43
Заключение 47
Список литературы ……………………………………………………………..…49
Приложения 51
На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитывают находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной пошлины и другие денежные документы.
Для учета операций в иностранной валюте в организациях создается специальная касса. Кассам устанавливаются лимиты в иностранной валюте. Они должны быть обеспечены всеми инструкциями, контрольными и справочными материалами (справочниками по иностранной валюте, образцами дорожных чеков и еврочеков и т.п.). Кассиры обязаны строго соблюдать правила совершения операций по приему и выдаче валюты из кассы.
При приеме от клиентов платежных документов в иностранной валюте кассир должен проверить их подлинность и платежеспособность по имеющимся контрольным материалам, а также полноту и правильность заполнения реквизитов документов. В кассу принимается наличная иностранная валюта, не вызывающая сомнений в ее подлинности и платежеспособности. Поврежденные, ветхие, вызывающие сомнение в платежеспособности денежные знаки от клиентов кассиром не принимаются.
Оплату товаров и услуг
При расчетах за валюту сдача выдается обычно в валюте платежа. С согласия покупателей сдача может быть выдана в другой свободно конвертируемой валюте. Выдача сдачи в рублях запрещается.
Для обособленного учета наличия и движения наличной иностранной валюты к счету 50 «Касса» открывают соответствующие субсчета.
Учет денежных документов. Находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной пошлины и другие денежные документы учитывают на субсчете 50-3 «Денежные документы» счета 50 «Касса» в сумме фактических затрат на их приобретение.
Учет поступления и выбытия денежных документов оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Данные кассовых ордеров кассир записывает в книгу движения денежных документов, являющуюся регистром аналитического учета денежных документов. Аналитический учет денежных документов ведут по их видам. Один - два раза в месяц кассир составляет в кассовой книге отчет по поступившим и выбывшим документам.
В зависимости от экономического содержания различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям - безналичные расчеты за товары и услуги; по финансовым обязательствам - платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит, расчеты со страховыми компаниями. Значение безналичных расчетов состоит в том, что они ускоряют оборачиваемость средств, сокращают абсолютную величину наличных денег в обороте, сокращаются издержки на печатание и доставку наличных денег. Существуют различные системы организации безналичных расчетов, сложившиеся исторически и связанные с особенностями экономического развития разных стран. Исторически одной из первых система безналичных расчетов сложилась в Великобритании, где безналичные расчеты осуществляются по чекам и другим платежным документам осуществляются через клиринговые (расчетные) палаты - межбанковские организации, осуществляющие расчеты между банками - их членами путем зачета взаимных требований. Конечное сальдо подлежит оплате через счета ЦБ. Во Франции, Германии и ряде других европейских стран безналичные расчеты осуществляются через жиробанки, связывающие между собой коммерческие банки и сбербанки.
Согласно Положению ЦБ РФ «О безналичных расчетах в Российской Федерации» при безналичных расчетах используются следующие формы расчетов:
Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца счета банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета (расчетного, текущего, бюджетного, ссудного) на счет другого предприятия - получателя средств в том же или ином учреждении банка.
Возможности применения в расчетах платежных поручений многообразны. С их помощью совершаются расчеты как по товарным операциям, так и по финансовым обязательствам. При этом все платежи по финансовым обязательствам совершаются исключительно платежными поручениями.
В расчетах за товары и услуги платежные поручения используются в следующих случаях:
В расчетах по финансовым обязательствам
платежные поручения используют
Платежное поручение выписывается плательщиком на бланке установленной формы, содержащем все необходимые реквизиты для совершения платежа, и представляется в банк, как правило, в 4-х экземплярах, каждый из которых имеет свое определенное назначение;
1-й экземпляр используется в
банке плательщика для
4-й экземпляр возвращается
2-й и 3-й экземпляры платежного поручения отсылаются в банк получателя платежа; при этом 2-й экземпляр служит основанием для зачисления средств на счет получателя и остается в документах для этого банка, а 3-й экземпляр прилагается к выписке со счета получателя как основание для подтверждения банковской проводки. Платежное поручение принимается банком к исполнению только при наличии достаточных средств на счете плательщика. Для совершения платежа может использоваться также ссуда банка при наличии у хозяйствующего субъекта права на ее получение.
Расчеты платежными поручениями имеют ряд достоинств по сравнению с другими формами расчетов: относительно простой и быстрый документооборот, ускорение движения денежных средств, возможность плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг, возможность использовать данную форму расчетов при нетоварных платежах, что делает расчеты платежными поручениями наиболее перспективной формой расчетов.
Расчетный чек используется при платежах за товары и оказанные услуги и оплачивается за счет средств, депонированных на отдельном чековом счете. Чеки могут быть оплачены также с расчетного счета чекодателя, но не выше суммы, гарантированной банком (согласованной с чекодателем при выдаче чековой книжки).
Для получения чековой книжки предприятие должно подать заявление в одном или двух экземплярах. Заявление подписывается лицами, имеющими право распоряжаться средствами с расчетного счета. Перед выдачей чека клиенту банк обязан заполнить все реквизиты чека, чтобы в дальнейшем и получатель, и банк имели все необходимые данные для правильного оформления денежного платежа. Заполненный чек вручается плательщиком хозяйствующему органу, оказывающему услугу или передающему товар. Полученные заполненные чеки поставщик передает своему банку для взыскания денег с плательщика. Получив чек, банк зачисляет сумму по чеку на расчетный счет получателя средств. Затем документы передаются в банк плательщика для списания средств с чекового счета.
Чек - письменное распоряжение владельца счета своему банку о выплате определенной суммы денег чекодержателю или о перечислении её на другой счет. Различают денежные чеки и расчетные чеки.
Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы.
Расчетные чеки - это чеки, применяемые для безналичных расчетов. Расчетный чек - это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет получателя средств (чекодержателя). Расчетный чек, как и платежное поручение, оформляется плательщиком, в отличие от платежного поручения чек передается плательщиком предприятию-получателю платежа в момент совершения хозяйственной операции, который и предъявляет чек в свой банк для оплаты.
В настоящее время использование
в платежном обороте Российской
федерации расчетных чеков
Расчетные чеки с грифом «Россия» могут быть покрытыми и непокрытыми. Покрытые расчетные чеки - это чеки, средства по которым предварительно депонированы клиентом-чекодателем на отдельном банковском счете № 722 «Расчетные чеки», что обеспечивает гарантию платежа по данным чекам.
Непокрытые расчетные чеки - чеки, платежи по которым гарантируются банком. В этом случае банк гарантирует чекодателю при временном отсутствии средств на его счете оплату чеков за счет средств банка.
В настоящее время согласно указаниям
ЦБ РФ предусматривается
Одновременно с заявлением клиент представляет в банк платежное поручение на перечисление заявленной денежной суммы с его расчетного счета на счет № 722 «Расчетные чеки» и только после депонирования этих средств имеет право на получение чеков.
Чекодатель при приобретении товаров, работ, услуг выписывает расчетный чек. Выписанный чек заверяется подписью чекодателя непосредственно в момент совершения оплаты (вручения чека получателю платежа).
Наряду с использованием в расчетах чеков с грифом «Россия» на территории России сохраняется применение в качестве расчетов за товары (услуги) чеков из лимитированных чековых книжек.
Лимитированная чековая книжка представляет собой сброшюрованные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20, 25 либо 50 листов), которые могут быть выписаны предприятием на общую сумму, не превышающую установленный по этой книжке лимит. Лимит чековой книжки ограничен суммой предварительно депонированных в банке средств на отдельном банковском счете.
Обязательство банка, возникающее по поручению клиента, произвести поставщику платеж на основании предоставленных документов, подтверждающих выполнение условий договора, называется аккредитивом.
При этой форме расчетов платеж производится не в учреждении банка, обслуживающем покупателя, а по месту нахождения поставщика. Для совершения платежа покупатель обращается в учреждение банка с заявлением, содержащим просьбу отложить со своего счета денежные средства для платежа. Следовательно, при аккредитиве средства для оплаты приобретаемых товаров готовятся заранее, депонируются обычно на аккредитивном счете. Банк, открывший аккредитив (банк-эмитент) по поручению плательщика-покупателя, переводит средства в банк поставщика. Деньги на счет поставщика зачисляются только при выполнении всех условий, предусмотренных в аккредитиве.
Исполнение аккредитива
В современной практике используются следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные), непокрытые (гарантированные), отзывные и безотзывные.
При покрытом (депонированном) аккредитиве банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или выдаваемый ему кредит в распоряжение банка-поставщика (исполняющий банк).
Непокрытый (гарантированный) аккредитив может применяться, если два банка, обслуживающих рассчитывающихся клиентов, имеют корреспондентские счета друг у друга. Тогда аккредитив может открываться в исполняющем банке путем предоставления этому банку права списать всю сумму аккредитива с ведущего у него счета банка-эмитента.
Отзывной аккредитив сейчас применяется редко в расчетах, поскольку его условия могут быть изменены или он может быть аннулирован банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком. Все распоряжения об изменении условий отзывного аккредитива плательщик может давать поставщику только через банк-эмитент, который извещает об этом исполняющий банк, а последний - поставщика. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, соответствующие условиям аккредитива, выставленные поставщиком и принятые банком поставщика, до получения уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.
Безотзывный аккредитив применяется довольно часто, он обеспечивает твердое обязательство банка осуществлять выплаты по аккредитиву при выполнении всех его условий. Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.
Для открытия аккредитива плательщик должен представить в свой банк (банк-эмитент) заявление на бланке установленной формы, содержащее перечень данных, позволяющих проверить полноту выполнения договора между поставщиком и плательщиком.
Поставщик для получения денег представляет банку документы (реестры счетов и др.), подтверждающие выполнение всех условий аккредитивного заявления. В случаях, когда условиями предусмотрен акцепт, т.е. предварительное согласие уполномоченного покупателя, то проверяется наличие акцептной подписи. Не принимаются к оплате реестры счетов без указания номеров транспортных документов, вида транспорта, на котором отправлен груз.
Преимущество такой формы
Вместе с тем этой форме расчетов присущ ряд существенных недостатков, которые и предопределили ограниченную сферу ее применения:
Информация о работе Учет и анализ денежных средств предприятия