Учет движения материалов в ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 11:02, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рынка успешность работы предприятия оценивается не в количестве произведенной продукции, а в величине прибыли, получаемой при реализации товаров, пользующихся платежеспособным спросом. Величина прибыли зависит от объема, ассортимента реализуемой продукции, уровня издержек производства и уровня цен, по которым она продается. Следовательно, прибыль в условиях рынка является результатом не только успешного использования факторов производства, но и синтетическим показателем всех видов хозяйственно-производственной деятельности.

Оглавление

Введение
Обзор литературы…………………………………………………………............5
Финансово – экономическая характеристика предприятия………………..10
2.1 Общий анализ финансово – экономических показателей ….……………….10
2.1 Учетная политика организации……………………………………………….17
3. Современное состояние и пути совершенствования
учета движения материалов.……………………………………………………..21
3.1 Задачи учета движения материалов…………………………………………..21
3.2 Организация первичного учета материалов…………………………………23
3.3 Организация синтетического и аналитического
учета движения материалов………………………………………………..…27
3.4 Учет материалов на складе и в бухгалтерии………………………………..34
3.5 Методика оценки отпуска материалов в производство………………........38
3.6 Порядок проведения и отражения в учете
результатов инвентаризации материалов……………………………………44
3.7 Пути совершенствования учета движения материалов……………………..48
Выводы и предложения.………………………………………………………………49
Список использованной литературы……………………

Файлы: 1 файл

Курс БФУ.docx

— 119.34 Кб (Скачать)

3.1 Задачи  учета движения материалов

Производственные запасы, являясь предметами труда, обеспечивают вместе со средствами труда и рабочей  силой производственный процесс  предприятия, в котором они используются однократно. Себестоимость их полностью  передается на вновь созданный продукт. В целом по стране удельный вес  материалов в себестоимости изготовляемой  продукции составляет свыше 70%, а  в текстильной и химической промышленности - до 85%.

В настоящее время определяющее значение приобретают качественные показатели, такие, как снижение удельных затрат сырья, материалов и топлива. Это значит, что необходимо увеличить  применение прогрессивных конструкционных  материалов, металлических порошков и пластмасс, заменить дорогостоящие  материалы более дешевыми, синтетическими без снижения качества продукции; сократить  отходы производства. Необходимо комплексно использовать природные и материальные ресурсы, максимально устранять  потери и нерациональные расходы. Широко вовлекать в хозяйственный оборот вторичные ресурсы, а также попутные продукты. Понятно, что использование  таких основных направлений экономии ресурсов, как внедрение новых  технологий, повышение качества сырья  и материалов, снижение отходов, использование  вторичных ресурсов, позволяет создать  надежно действующий противозатратный механизм функционирования народного хозяйства.

С целью экономии материалов и ресурсосбережения необходимо шире применять в практике такой  экономический стимул, как премирование рабочих. Для этого необходимо внедрение  системы лицевых счетов экономии на рабочих местах и строгое нормирование расхода материалов, чему способствует переход на нормативный метод  планирования и учета производственных затрат и калькулирования себестоимости продукции.

Занимаются этими вопросами  технологические службы предприятия, материально-технического снабжения  и бухгалтерского учета - как контролирующий орган.

Данные бухгалтерского учета  должны содержать информацию для  изыскания резервов снижения себестоимости  продукции в части рационального  использования материалов, снижения норм (расхода, обеспечения надлежащего  хранения материалов, их сохранности.

Основные задачи бухгалтерского учета в этой области:

  • контроль, за сохранностью материальных ценностей в местах их хранения и на всех стадиях обработки;
  • правильное и своевременное документирование всех операций но движению материальных ценностей, выявление и отражение затрат, связанных с их изготовлением, расчет фактической себестоимости израсходованных материалов и их остатков по местам хранения и статьям баланса;
  • систематический контроль за соблюдением установленных норм 
    запасов, выявление излишних и неиспользуемых материалов, их 
    реализация;
  • своевременное осуществление расчетов с поставщиками материалов, контроля за материалами, находящимися в пути, неотфактурованными поставками.

Для обеспечения действенного контроля за сохранностью материальных ценностей немаловажное значение имеют организация снабжения на предприятиях, состояние складского и весоизмерительного хозяйства. С этой целью приказом по предприятию каждому складу присваивается постоянный номер, который впоследствии указывается на всех документах, относящихся к операциям данного склада. При наличии нескольких складов, необходимо сосредоточить в каждом материалы определенных групп. Внутри складов материалы должны размещаться по секциям, затем по типосорторазмерам в штабелях, на стеллажах и на полках 
с таким расчетом, чтобы обеспечить возможность быстрой их приемки, отпуска и проверки наличия. С этой же целью в местах хранения материала прикрепляется ярлык (ф. № М-36). Склады должны быть полностью обеспечены исправными весами, измерительными приборами и мерной тарой.

Материалы должны централизованно  доставляться с базисных складов  в цехи по согласованным графикам. Необходимо установить список должностных  лиц, ответственных за приемку и  отпуск материальных ценностей (заведующих складами, кладовщиков, экспедиторов и  др.), за правильное и своевременное  оформление этих операций, а также  за сохранность вверенных им материальных ценностей. С этими лицами должны быть заключены договоры о материальной ответственности.

Всем службам предприятия  следует иметь список должностных  лиц, которым предоставлено право  подписывать документы на получение и отпуск со складов материалов, а также выдавать разрешения (пропуска) на вывоз с предприятия материальных ценностей.

    1. Организация первичного учета материалов

Учет производственных запасов  осуществляется на основании следующих  первичных документов: приходного ордера, доверенности, акта о приемке материалов, лимитно-заборной карты, требований, накладной на внутреннее перемещение, накладной на отпуск материалов, карточки складского учета материалов, ведомости учета остатков материалов на складе.

Унифицированные первичные  учетные документы утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 30.10.97 № 71а «Об  утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном  строительстве».

Доверенность (формы №  М-2 и № М-2а) (Приложение 1) применяются для оформления права лица выступать в качестве доверенного лица организации при получении материальных ценностей, отпускаемых поставщиком по наряду, счету, договору, заказу, соглашению.

Форму № М-2а применяют  организации, у которых получение  материальных ценностей по доверенности носит массовый характер. Выдачу этих доверенностей регистрируют в заранее  пронумерованном и прошнурованном журнале учета выданных доверенностей.

Приходный ордер (форма №  М-4) (Приложение 2) применяется для учета материалов, поступающих от поставщиков или из переработки. Приходный ордер в одном экземпляре составляет материально ответственное лицо в день поступления ценностей на склад. Приходный ордер должен выписываться на фактически принятое количество ценностей.

Письмом Минфина России от 29.10.2002 № 16-00-14/414 разъясняется порядок  оформления поступающих материалов.

В соответствии с Методическими  указаниями по бухгалтерскому учету  материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина  России от 28.12.2001 № 119н, вместо приходного ордера (типовая межотраслевая форма  № М-4 утверждена постановлением Госкомстата  России от 30.10.97 № 71а) приемка и оприходование  материалов может оформляться проставлением  на документе поставщика (счете, накладной  и т.д.) штампа, в оттиске которого содержатся те же реквизиты, что и  в приходном ордере. Такой штамп приравнивается к приходному ордеру. Порядок оформления документов по приемке и оприходованию материалов должен быть закреплен в учетной политике организации.

Акт о приемке материалов (форма № М-7) применяется для  оформления приемки материальных ценностей, имеющих количественное и качественное расхождение, а также расхождение  по ассортименту с данными сопроводительных документов поставщика; составляется также при приемке материалов, поступивших без документов; является юридическим основанием для предъявления претензии поставщику, отправителю.

Лимитно-заборная карта (форма № М-8) (Приложение 3) применяется при наличии лимитов отпуска материалов для оформления отпуска материалов, систематически потребляемых при изготовлении продукции, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов отпуска материалов на производственные нужды и является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада.

Для сокращения количества первичных документов там, где это  целесообразно, рекомендуется оформлять  отпуск материалов непосредственно  в карточках учета материалов (форма № М-17) (приложение 6). В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре, и не имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель структурного подразделения при получении материалов расписывается непосредственно в карточках учета материалов, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик.

По лимитно-заборной карте ведется также учет материалов, не использованных в производстве (возврат). При этом никаких дополнительных документов не составляется.

Сверхлимитный отпуск материалов и замена одних видов материалов другими допускается только по разрешению руководителя организации, главного инженера или лиц, на это уполномоченных.

Изменение лимита производится теми же лицами, которым предоставлено  право его установления.

Требование – накладная (форма № М-11) (Приложение 4) применяется для учета движения материальных ценностей внутри организации между структурными подразделениями или материально ответственными лицами.

Накладная на отпуск материалов на сторону (форма № М-15) (Приложение 5) применяется для учета отпуска материальных ценностей хозяйствам своей организации, расположенным за пределами ее территории, или сторонним организациям, на основании договоров и других документов.

Карточка учета материалов (форма № М-17) применяется для  учета движения материалов на складе по каждому сорту, виду и размеру; заполняется на каждый номенклатурный номер материала и ведется  материально ответственным лицом (кладовщиком, заведующим складом). Записи в карточке ведут на основании первичных приходно-расходных документов в день совершения операции.

Акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма № М-35) (Приложение 7), применяется для оформления оприходования материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, пригодных для использования при производстве работ.

Карточка учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-2) применяется для  учета малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных под расписку работнику  для длительного пользования.

Акт выбытия малоценных и  быстроизнашивающихся предметов (форма  № МБ-4) применяется для оформления поломки и утери малоценных и  быстроизнашивающихся предметов.

Акты выбытия впоследствии прикладываются к актам на списание (форма № МБ-8).

Ведомость учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений (форма № МБ-7) применяется для учета выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений работникам в индивидуальное пользование. (Применяется при автоматизированной обработке учетных данных.)

Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов (форма № МБ-8) применяется для  оформления списания изношенных и непригодных  для дальнейшего использования  малоценных и быстроизнашивающихся предметов.

Жизненный цикл производственных запасов на предприятии состоит из трех этапов: поступление – выдача в производство – возврат из него.

В этой связи в учете  производственных запасов выделяются следующие группы учетных операций:

    • учет поступления
    • учет отпуска в производство и возврата из него

Учет материальных ресурсов на любом производственном предприятии  возложен на материально ответственное  лицо или бригаду материально  ответственных лиц. Материально ответственным лицом может быть как заведующий складом, так и любой другой работник, достигший 18-летнего возраста, с которым заключен договор о полной материальной ответственности. Перечень лиц, с которыми можно заключать договор о полной материальной ответственности и типовой договор о полной индивидуальной материальной ответственности, утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.77г. № 447/24 «Об утверждении Перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, а также типового договора о полной индивидуальной материальной ответственности».

Если численность работников Вашего предприятия невелика и номенклатура производственных запасов небольшая, можно не содержать штатных складских  работников, а их функции по приемке  и отпуску материалов, обеспечению  сохранности производственных запасов  возложить на работников, чья деятельность непосредственно связана с использованием материалов в порядке совмещения.

С этими работниками необходимо заключить договор о полной материальной ответственности. По мере поступления  материалы закрепляются за материально ответственным лицом.

    1. Организация синтетического и аналитического учета

движения  материалов

Синтетический учет запасов  ведется на активных счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей». Учет материальных ценностей на синтетических  счетах ведут по фактической себестоимости  или по учетным ценам.

Учет материалов ведется  на счете 10 «Материалы», к которому могут быть открыты следующие  субсчета:

Информация о работе Учет движения материалов в ФГУП Учхоз ГОУ ПГСХА