Учет денежных средств на расчетных счетах

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 20:57, курсовая работа

Краткое описание

В первой главе курсовой работы рассмотрена сущность расчетного счета, его значение и важность правильной организации его учета, виды расчетов, а также раскрыт вопрос об основной документации, используемой при учете операций по расчетному счету.
Во второй главе раскрыта экономическая характеристика деятельности ООО «Стальгрупп»
В третьей главе рассмотрена корреспонденция счетов и синтетический и аналитический учет по расчетному счету
Целью данной курсовой работы является закрепление и подготовка к практическому использованию знаний в области бухгалтерского учета операций по расчетному счету.

Оглавление

Введение …………………………………………………………………..………..5
1 УЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТУ
1.1Определение и сущность расчетного счета……………………………….……...7
1.2 Прием и выдача наличных денег с расчетного счета…………………….........10
1.3 Сущность и значение безналичных расчетов………………………….……….13
1.4 Формы безналичных расчетов………………………………………………......18
1.5 Порядок открытия и закрытия расчетного счета……………………...……….26
2 ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА ПРЕДПРИЯТИИ
2.1 Краткая экономическая характеристика деятельности ООО «Стальгурпп».…………………………………………………………………...........35
2.2 Учет кассовых операций ООО«Стальгрупп»…… ……………..……………...38
3 КОРРЕСПОНДЕНЦИЯСЧЕТОВ ПО ОПЕРАЦИЯМ УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ НА РАСЧЕТНОМ СЧЕТЕ
3.1 Корреспонденция счетов по операциям на расчетном счету.………………....43
3.2 Синтетический и аналитический учет по расчетному счету………………...47
Заключение……………….……………………………………………………….50
Список использованных источников ………………….…………………

Файлы: 1 файл

курсовая бу.docx

— 2.68 Мб (Скачать)

Данный принцип безналичных  расчетов в условиях рынка имеет  отношение как к юридическим, так и физическим лицам.

Второй принцип безналичных  расчетов заключается в том, что  платежи со счетов должны осуществляться банками по распоряжению их владельцев в порядке, установленной ими  очередности платежей и в пределах остатка средств на счете.

В этом принципе закреплено право субъектов рынка самим  определять очередность платежей с  их счетов. Это представляет собой  значительный шаг на пути к утверждению  подлинной экономической самостоятельности  хозяйственников.

Далее в формулировке данного  принципа обращает на себя внимание отсутствие указания на источник платежа, что тоже важно для утверждения экономической  самостоятельности владельца счета  в распоряжении имеющимися у него в обороте средствами и ответственности  обеспечения платежа. Главное требование, предъявляемое в данном случае банком к субъекту рынка участнику расчетов, - это осуществление последним платежей в пределах имеющегося остатка средств на счете.

Третий принцип - принцип свободы выбора субъектами рынка форм безналичных расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах при невмешательстве банков в договорные отношения.

Этот принцип также  нацелен на утверждение экономической  самостоятельности всех субъектов  рынка (независимо от формы собственности) в организации договорных и расчетных  отношений и на повышение их материальной ответственности за результативность этих отношений. Банку отводится  роль посредника в платежах.

К данным принципам следует  добавить еще два принципа организации  безналичных расчетов: срочность  платежа и обеспеченность платежа.

Принцип срочности платежа  означает осуществление расчетов строго исходя из сроков. Экономический смысл  установления этого принципа обусловлен тем, что получатель заинтересован  не в зачислении на свой счет денежных средств в заранее оговоренный, твердо фиксированный срок.

Срочный платеж может совершаться:

- до начала торговой  операции, т.е. до отгрузки товаров  поставщиком или оказания им  услуг (авансовый платеж),

- немедленно после завершения  торговой операции, например платежным  поручением плательщика; 

- через определенный  срок после завершения торговой  операции на условиях коммерческого  кредита без оформления долгового  обязательства или с письменным  оформлением векселя.

На практике могут встречаться  досрочные, отсроченные и просроченные платежи.

Досрочный платеж - это  выполнение денежного обязательства  до истечения оговоренного срока.

Отсроченный платеж характеризует  невозможность погасить денежное обязательство  в намеченный срок и предполагает установление нового срока по данному  платежу, т. е. продление первоначально  установленного срока платежа, производимое по согласованию с получателем средств.

Просроченные платежи  возникают при отсутствии средств  у плательщика и невозможности  получения банковского или коммерческого  кредита при наступлении намеченного  срока платежа.

Принцип обеспеченности платежа  тесно связан с предыдущим принципом  срочности платежа, так как обеспеченность платежа предполагает для соблюдения срочности платежа наличие у  плательщика или его гаранта  ликвидных средств, которые могут  быть использованы для погашения  обязательств перед получателем  денежных средств.

В зависимости от характера  ликвидных средств следует различать  оперативную и перспективную  обеспеченность платежа.

Оперативную обеспеченность обусловливает наличие у плательщика  или его гаранта достаточной  для платежа суммы ликвидных  средств первого класса.

Перспективная обеспеченность платежей предполагает оценку платежеспособности и кредитоспособности на стадии установления хозяйственных связей (предоставление информации по платежеспособности, кредитоспособности плательщиков).

Все принципы расчетов тесно  связаны и взаимообусловлены. Нарушение  одного из них приводит к нарушению  других.

Безналичные расчеты производятся при соблюдении следующих условий:

- банк хранит денежные  средства предприятий на счетах, зачисляет поступающие на эти  счета суммы, выполняет распоряжения  предприятий об их перечислении  и выдаче со счетов и о  проведении других банковских  операций, предусмотренных банковскими  правилами и договорами;

- средства со счетов  предприятий списываются по распоряжению  их владельца;

- списание денежных  средств с расчетного счета  предприятия производится без  его согласия (принудительно) лишь  при платежах финансовым органам  по просроченным налогам, по  приказам арбитража и судебным  искам;

- все платежи со счетов  предприятий осуществляются в  очередности;

- формы расчетов между  плательщиком и получателем средств  определяются договором (соглашениями, отдельными договоренностями);

- взаимные претензии  по расчетам между плательщиком  и получателем средств рассматриваются  сторонами в установленном порядке  без участия банковских учреждений;

- претензии к банку,  связанные с выполнением банковских  операций, направляются предприятием  в банк, допустившим нарушения; - подача жалобы и предъявление  иска не приостанавливает операции  по счету;

- за несвоевременное  или неправильное списание средств  со счета владельца, а также  за несвоевременное или неправильное  зачисление банком сумм, причитающихся  владельцу счета владелец вправе  требовать от банка уплаты  в свою пользу штрафа в размере  0,5% от суммы за каждый день  задержки, если иное не оговорено  в договоре между банком и  клиентом.

В бесспорном порядке со счетов организации списывают платежи, не внесенные в срок в государственный  бюджет, внебюджетные фонды, фонды социального  назначения, за таможенные процедуры, платежи по исполнительным и приравненным к ним документам. 
В безакцептном порядке оплачиваются счета энергоснабжающих, теплоснабжающих и водопроводно-канализационных организаций.

1.4 Формы безналичных  расчетов

В настоящее время используются разные формы безналичных расчетов, при которых применяются различные  банковские расчетные документы:

- платежные поручения;

- платежные требования;

- платежные требования - поручения;

- аккредитивы;

- расчетные чеки и  др.

Банки не вправе отказывать клиентам в приеме платежных требований. Все расчетные документы принимаются  банком к исполнению независимо от их суммы.

Рассмотрим основные формы  безналичных расчетов.

Платежное поручение представляет собой письменное распоряжение владельца  счета на списание денег с его  счета и зачисление их на счет получателя.

Оно применяется в основном по нетоварным операциям, для перечисления в бюджет налогов, удержанных из оплаты труда работников, для оплаты счетов организаций связи за услуги, для  расчетов с органами имущественного, социального и медицинского страхования  и в других случаях.

Расчеты с помощью платежных  поручений осуществляются по договоренности сторон и по товарным операциям, которые  могут быть срочными, досрочными и  отсроченными.

Срочный платеж совершается  в следующих вариантах:

а) авансовый платеж, т.е. до отгрузки товара или предоставления (оказания) услуг;

б) после отгрузки товара или оказания услуг, т. е. путем прямого  акцепта товара или выполненных  услуг (работ);

в) частичные платежи  при крупных сделках.

Досрочный и отсроченный  платежи могут иметь место  в рамках договорных отношений без  ущерба для финансового положения  сторон.

Платежные поручения действительны  в течение 10 дней со дня выписки. Они, как и другие банковские документы, заполняются на компьютере или пишущей  машинке без исправлений и  подчисток, печатаются на бланке формы 0401060 в количестве от 3 до 5 экземпляров  в зависимости от того, в каком  банке находится расчетный счет. При оформлении платежного поручения  следует правильно указывать  получателя и его банковские реквизиты (от этого зависит скорость и точность перечисления сумм по назначению). При  заполнении поручения в реквизитах плательщика и получателя перед  их наименованиями обязательно должны указываться идентификационные  номера налогоплательщиков. Идентификационные  номера налогоплательщиков не указываются  в тех случаях, когда получателями или плательщиками являются учреждения Центрального Банка России, нерезиденты.

При расчетах платежными поручениями в нижней части бланка необходимо четко указывать назначение платежа. В каждом конкретном случае нужно писать «Предоплата» или «Товар получен». При этом следует указывать: за что, по какому документу, от какого числа. Еще ниже ставятся подписи  руководителя, главного бухгалтера и  печать предприятия. Работник банка  принимает платежное поручение  к исполнению, проверяет правильность заполнения, ставит штамп на все  экземпляры, а последний возвращает бухгалтеру для отражения данной операции на предприятии по счету 51.

При расчетах платежными поручениями расчеты у поставщиков  отражают как реализацию продукции, т.е. с применением счетов 45 «Товары  отгруженные», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 90 «Продажи» и  др. Покупатель использует счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 51 «Расчетные счета» и др.

Платежное поручение принимается  банком от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное не оговорено между  банком и владельцем счета.

При расчетах платежными поручениями документооборот существенно  сокращается. В то же время эта  форма расчетов не гарантирует поставщику своевременного платежа.

Образец платежного поручения  предоставлен в приложении В.

При равномерных и постоянных поставках расчеты между поставщиками и покупателями могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании  договоров (соглашений) с использованием платежных поручений, а также  других расчетных банковских документов.

При этой форме расчеты  осуществляются не по каждой отдельной  отгрузке, отпуску товаров или  оказанию услуг, а путем периодического перечисления денежных средств в  сроки и в размерах, заранее  согласованных сторонами. Плановые платежи применяются как при  одногородних, так и при иногородних  расчетах и могут производиться  платежными поручениями, платежными требованиями, переводами или расчетными чеками. Суммы каждого планового платежа  устанавливаются сторонами на предстоящий  месяц (квартал) исходя из периодичности  платежей и объема закупок (поставок) продукции, товаров или оказания услуг. Перерасчеты производятся в  порядке, обусловленном в соглашении (договоре).

Расчетные документы при  данной форме расчетов могут выписываться как получателем (платежные поручения-требования), так и плательщиком (поручения, чеки). Стороны периодически уточняют состояние  расчетов и на основании фактического отпуска товаров производят перерасчет. Расчеты уточняют один раз в 5, 10 или 15 дней, но не реже чем через 30 дней.

Информация о работе Учет денежных средств на расчетных счетах