Учет денежных средств на расчетных счетах в банках

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:08, курсовая работа

Краткое описание

Легального определения понятия "расчеты" действующее российское законодательство не содержит.
Если проанализировать случаи употребления данного понятия в различных нормативных актах, то можно сделать вывод, что под расчетами понимается передача (перечисление) денежных средств во исполнение частноправовых или публично-правовых обязательств, а также перечисление денежных средств их "владельцами" на другие свои счета.
Действия по передаче (перечислению) денежных средств могут обозначаться терминами "осуществление расчетов" или "осуществление платежа".

Оглавление

Введение
1. Учет денежных средств на расчетных счетах в банках.
1.1 Основные функции расчетного счета организации и порядок его открытия в учреждениях банка.
1.2. Документальное оформление операций по расчетному счету.
1.3 Аналитический учет операций по расчетному счету
1.4 Синтетический учет операций по расчетному счету
1.5 Формы расчетов за товарно-материальные ценности через расчетный счет в банке.
1.5.1 Расчеты платежными поручениями.
1.5.2 Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями.
1.5.3 Расчеты аккредитивами.
1.5.4. Расчеты векселями.
1.5.5 Расчеты в порядке плановых платежей
1.5.6 Расчеты чеками
2. Практическая часть.
2.1 Вступительный баланс.
2.2 Заполнение журнала хозяйственных операций.
Обороты по синтетическим счетам.
2.4 Шахматный баланс, оборотно-сальдовая ведомость.
2.5 Приказ по учетной политике предприятия
2.6 Составление бухгалтерского баланса, формы №2, расчет основных показателей хозяйственной деятельности предприятия.
2.6.1 Формы бухгалтерской отчетности
2.6.2 Показатели оценки деловой активности.
2.6.3 Показатели эффективности производственной деятельности.
2.6.4 Показатели текущей платежеспособности.
2.6.5 Показатели финансовой устойчивости.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

готовая кр.doc

— 773.50 Кб (Скачать)

Бесспорный  порядок списания денежных средств применяется по обязательствам в соответствии с условиями основного договора, за исключением случаев, установленных ЦБР.

Списание денежных средств  в бесспорном порядке в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о списании денежных средств в бесспорном порядке либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие.

Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), имеющем право выставлять инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, обязательстве, по которому будут производиться платежи, а также об основном договоре.

Отсутствие указанных  сведений является основанием для отказа банком в оплате инкассового поручения.

Инкассовое поручение  должно содержать ссылку на дату, номер  основного договора и соответствующий  его пункт, предусматривающий право  бесспорного списания.

Банки не рассматривают по существу возражений плательщиков против списания денежных средств с их счетов в бесспорном порядке.

Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке  в следующих случаях:

- по решению органа, осуществляющего  контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания;

- при наличии судебного  акта о приостановлении взыскания;

- по иным основаниям, предусмотренным  законодательством.

В документе, представляемом в банк, указываются данные инкассового  поручения, взыскание по которому должно быть приостановлено.

При возобновлении списания денежных средств по инкассовому  поручению его исполнение осуществляется с сохранением указанной в  нем группы очередности и календарной  очередности поступления документа  внутри группы.

Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому не производилось (за исключением случаев прекращения исполнительного производства) или произведено частично, возвращается вместе с инкассовым поручением банку-эмитенту для передачи взыскателю лично под расписку в получении или заказной почтой с уведомлением.

Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому произведено или прекращено в  соответствии с законодательством, возвращается исполняющим банком в  суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. При этом исполняющий банк делает на исполнительном документе отметку о дате его исполнения с указанием взысканной суммы или дате возврата с указанием основания прекращения взыскания.

Учет расчетов по инкассо ведется на счете 51.

 

1.5.3 Расчеты аккредитивами.

 

При расчетах по аккредитиву банк, действующий по поручению плательщика об открытии аккредитива (банк-эмитент), обязуется  произвести платежи в пользу получателя средств по представлении им документов, соответствующих всем условиям аккредитива, либо предоставить полномочие другому банку (исполняющему) произвести такие платежи. В качестве исполняющего банка может выступать банк-эмитент, банк получателя средств или иной банк. Аккредитив является одной из наиболее сложных и в то же время надежных форм платежа, которая из-за различных неувязок в законодательстве мало применяется в России. Между тем в международном торговом обороте он является одной из наиболее востребованных форм безналичных расчетов, позволяющей контрагентам чувствовать себя защищенными от ненадлежащих действий другой стороны. При оптимально сформулированных условиях и требованиях к документам, против которых он оплачивается, аккредитив предоставляет покупателю максимальную гарантию получения оговоренного в нем товара (работ, услуг). Ответственность за правильность выдачи средств несет исполняющий банк, который обязан проверить наличие и соответствие аккредитиву документов, указанных в качестве оснований для выплаты денежных средств. Для усиления контроля за правильностью выплаты средств в основном договоре и в заявлении на аккредитив может предусматриваться условие об акцепте аккредитива, даваемого представителем покупателя исполняющему банку. Представитель покупателя, находящийся в месте отправки груза, лично проверяет факт и правильность отгрузки и акцептует платеж по аккредитиву.

Аккредитивы различаются  по видам в зависимости от условий  их открытия, порядка предоставления денежного покрытия исполняющему банку, способа исполнения. В зависимости  от условий открытия аккредитивы  подразделяются на отзывные и безотзывные. Отзывный аккредитив может быть изменен или отменен банком-эмитентом без предварительного уведомления получателя средств. Безотзывным признается аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств. Такой аккредитив дает получателю средств высокую степень уверенности, что поставленные им товары или оказанные услуги будут оплачены.

Разновидностями безотзывного аккредитива являются подтвержденный и неподтвержденный аккредитив. В обычной ситуации все  банки, участвующие в расчетах с помощью аккредитива, кроме банка-эмитента, не принимают на себя никаких обязательств перед бенефициаром. Такие аккредитивы называют неподтвержденными.

По способу  предоставления денежного покрытия исполняющему банку аккредитивы  подразделяются на покрытые и непокрытые. В соответствии с п. 2 ст. 867 ГК РФ при открытии покрытого (депонированного) аккредитива банк-эмитент перечисляет сумму аккредитива (покрытие) за счет плательщика в распоряжение исполняющего банка на весь срок действия аккредитива. При открытии непокрытого (гарантированного) аккредитива сумма аккредитива не переводится в исполняющий банк, но исполняющему банку предоставляется право списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Инициатором платежа  в аккредитивной операции выступает плательщик. Он подает в обслуживающий его банк (банк-эмитент) заявление об открытии аккредитива по форме, утвержденной банком. Содержание аккредитивного заявления должно соответствовать требованиям п. 2.10 гл. 2 и 5.1 гл. 5 ч. I Положения о безналичных расчетах. На основании такого заявления банк-эмитент составляет аккредитив по форме, включенной в ОКУД ОК 011-93. Как и в других формах расчетов, при аккредитивной форме расчетов платеж может пройти как через один банк (если счета плательщика и получателя находятся в одном банке), так и через цепочку банков, связанных между собой корреспондентскими отношениями (если счета плательщика и получателя находятся в разных банках). В первом случае банк-эмитент одновременно будет являться и исполняющим банком, а во втором случае - это будут разные банки. Более того, если банком-эмитентом всегда является один банк, выпустивший (эмитировавший) аккредитив, то исполняющим банком может оказаться не один, а несколько банков в зависимости от длины цепочки. В международной банковской практике, независимо от длины цепочки, исполняющим банком является только один банк - банк получателя (бенефициара), а все остальные банки, которые задействованы в исполнении данной расчетной операции и находятся между банком-эмитентом и исполняющим банком, именуются авизующими банками (т.е. сообщающими).

Для получения  денежных средств по аккредитиву  получатель должен представить в  исполняющий банк реестр счетов и  предусмотренные условиями аккредитива  документы. Исполняющий банк обязан проверить по внешним признакам соответствие документов условиям аккредитива, а также правильность оформления реестра счетов в течение 7 рабочих дней со дня получения документов, если иной срок не предусмотрен соглашением между банком-эмитентом и исполняющим банком. Проверка документов осуществляется по внешним признакам. При установлении соответствия указанных документов условиям аккредитива исполняющий банк производит платеж по аккредитиву. Если представленные документы не соответствуют по внешним признакам условиям аккредитива, то исполняющий банк вправе отказать в их принятии, уведомив об этом получателя средств и банк-эмитент. Получатель может повторно представить документы до истечения срока действия аккредитива.

Российским  законодательством и Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов сформулировано два принципа исполнения аккредитива:

1) принцип строгого  соответствия документов;

2) принцип независимости  аккредитива от основного договора  между плательщиком и получателем.

Несмотря на объективные  преимущества, расчеты в форме  аккредитива в рублях используются в России недостаточно широко. Сложившаяся  ситуация во многом объясняется несовершенством  и противоречивостью существующей нормативной базы в области аккредитивных расчетов.

Учет расчетов по аккредитивам ведется на счете 55, субсчет 1 "Аккредитивы".

 

1.5.4. Расчеты векселями.

 

В условиях финансового  кризиса перед многими компаниями встает проблема нехватки денежных средств  на финансирование тех или иных расходов. В такой ситуации особую актуальность приобретают неденежные расчеты, в частности, расчеты векселями, которые практически всегда присутствуют в деятельности оптовиков. Вексель - документ, составленный по установленной законом форме и содержащий безусловное абстрактное денежное обязательство; ценная бумага; разновидность кредитных денег.

Простой вексель представляет собой ничем не обусловленное  обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока определенную сумму денег держателю. Переводной вексель (тратта) содержит письменный приказ векселедателя (трассанта), адресованный плательщику (трассату), об уплате указанной в векселе суммы денег третьему лицу - держателю векселя (ремитенту).

Вместе с тем в соответствии со ст. 143 ГК РФ вексель является разновидностью ценных бумаг. Ценная бумага - документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

Одновременно в ст. 815 "Вексель" гл. 42 "Заем и кредит" ГК РФ сказано, что в случаях, когда в соответствии с соглашением сторон заемщиком выдан вексель, удостоверяющий ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока полученные взаймы денежные суммы, отношения сторон по векселю регулируются Законом о переводном и простом векселе. При этом с момента выдачи векселя правила § 1 "Заем" гл. 42 "Заем и кредит" ГК РФ могут применяться к этим отношениям постольку, поскольку они не противоречат Закону о переводном и простом векселе.

Согласно своей правовой природе вексель может использоваться в хозяйственной деятельности в  нескольких качествах: как самостоятельный предмет купли-продажи, как способ привлечения заемных средств или как средство платежа.

Для торговой организации  принципиально отличать, в каком  именно качестве в той или иной ситуации выступает вексель. Бухгалтеру это необходимо в первую очередь, чтобы принять решение о ведении раздельного учета по НДС. Ведь реализация ценных бумаг освобождена от обложения НДС на основании пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ. А как известно, если организация осуществляет облагаемые и не облагаемые НДС операции, то она обязана организовать раздельный учет сумм "входного" налога по товарам (работам, услугам), ОС, НМА и имущественным правам, одновременно используемым для осуществления и тех, и других операций (п. 4 ст. 170 НК РФ). В связи с указанным обстоятельством налоговики любой факт передачи векселя одним лицом другому квалифицируют как реализацию ценной бумаги со всеми вытекающими последствиями - как правило, это снятие налоговых вычетов по причине неведения раздельного учета. Однако осуществление операции с использованием векселей далеко не всегда означает необходимость ведения раздельного учета. Исчисление НДС - лишь один из налоговых аспектов. Есть еще и налог на прибыль, налоговая база по которому в части операций с ценными бумагами (их реализации и прочего выбытия) рассчитывается обособленно по правилам ст. 280 НК РФ (п. 8). И здесь бухгалтеру так же важно знать, имел ли место факт реализации ценной бумаги или вексель выступал в ином качестве. Чтобы разобрать детально возможные варианты использования векселей торговой фирмой, введем условное понятие собственного векселя и векселя третьего лица. Это поможет более четко классифицировать хозяйственные операции с применением векселей. Итак, собственным векселем мы будем называть вексель, не участвовавший ранее в обороте, составленный организацией (векселедателем) и выданный контрагенту (первому векселедержателю), например, в связи с приобретением у него товаров или получением займа. Такой вексель на профессиональном сленге еще называют товарным. Векселем третьего лица будем называть документ, который выписан одной организацией, например, банком, но получил применение в хозяйственном обороте других юридических лиц (векселедержателей), не имеющих к его выпуску никакого отношения. На профессиональном сленге это финансовый вексель.

Учет расчетов по векселям ведется на счете 51.

 

1.5.5 Расчеты в порядке плановых платежей

 

 

Счет 60 "Расчеты  с поставщиками и подрядчиками" предназначен для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно - материальные ценности, принятые заказчиком выполненные работы и потребленные услуги, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через кредитную организацию.

Информация о работе Учет денежных средств на расчетных счетах в банках