Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 11:08, курсовая работа
Легального определения понятия "расчеты" действующее российское законодательство не содержит.
Если проанализировать случаи употребления данного понятия в различных нормативных актах, то можно сделать вывод, что под расчетами понимается передача (перечисление) денежных средств во исполнение частноправовых или публично-правовых обязательств, а также перечисление денежных средств их "владельцами" на другие свои счета.
Действия по передаче (перечислению) денежных средств могут обозначаться терминами "осуществление расчетов" или "осуществление платежа".
Введение
1. Учет денежных средств на расчетных счетах в банках.
1.1 Основные функции расчетного счета организации и порядок его открытия в учреждениях банка.
1.2. Документальное оформление операций по расчетному счету.
1.3 Аналитический учет операций по расчетному счету
1.4 Синтетический учет операций по расчетному счету
1.5 Формы расчетов за товарно-материальные ценности через расчетный счет в банке.
1.5.1 Расчеты платежными поручениями.
1.5.2 Расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями.
1.5.3 Расчеты аккредитивами.
1.5.4. Расчеты векселями.
1.5.5 Расчеты в порядке плановых платежей
1.5.6 Расчеты чеками
2. Практическая часть.
2.1 Вступительный баланс.
2.2 Заполнение журнала хозяйственных операций.
Обороты по синтетическим счетам.
2.4 Шахматный баланс, оборотно-сальдовая ведомость.
2.5 Приказ по учетной политике предприятия
2.6 Составление бухгалтерского баланса, формы №2, расчет основных показателей хозяйственной деятельности предприятия.
2.6.1 Формы бухгалтерской отчетности
2.6.2 Показатели оценки деловой активности.
2.6.3 Показатели эффективности производственной деятельности.
2.6.4 Показатели текущей платежеспособности.
2.6.5 Показатели финансовой устойчивости.
Заключение
Список использованной литературы
При расчетах пластиковыми картами используется персональный идентификационный номер (ПИН), который владелец карты должен ввести при помещении карты в терминал, считывающее устройство которого проверяет ее подлинность и платежеспособность.
"Операции по счету"
- экономический термин, содержание
которого в экономической
Объем и виды операций, которые банк обязан совершать для клиента, зависят от вида счета, правовой режим которого определяется законом, банковскими правилами и банковскими обычаями делового оборота.
Для осуществления учета денежных средств в рублях как резидентам, так и нерезидентам открываются так называемые "рублевые счета".
Основные виды рублевых счетов резидентов устанавливаются в Инструкции Госбанка СССР от 30.10.86 N 28: расчетные, текущие и бюджетные. Они отличаются друг от друга прежде всего субъектным составом и объемом проводимых по ним операций. Расчетные счета открываются юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и индивидуальным предпринимателям. Посредством этих счетов могут проводиться все виды расчетов в безналичной форме, а также кассовые операции. Некоммерческим организациям, филиалам, представительствам, другим структурным подразделениям и некоторым специальным субъектам для их финансирования открываются текущие счета, по которым совершаются преимущественно операции по расходованию средств (на заработную плату, содержание аппарата управления и т.д.). Бюджетные счета предназначены для финансирования определенных видов деятельности организаций денежными средствами, выделяемыми из бюджета.
Рублевые счета открываются и нерезидентам, как физическим, так и юридическим лицам. В целях учета денежных средств в валюте и резидентам, и нерезидентам открываются так называемые "валютные счета". Для каждого вида валюты открывается отдельный счет.
Банк не вправе отказать клиенту в совершении операции, которая предусмотрена для открытого им счета законом, банковскими правилами и банковскими обычаями делового оборота. Поэтому в договоре не обязательно перечислять все виды операций по счету, которые банк обязан выполнять. Однако в нем должны быть указаны те виды операций, осуществление которых хотя и предусмотрено правовыми актами и обычаями делового оборота, но не охватывается соглашением сторон.
Сроки, устанавливаемые для осуществления расчетных операций, исчисляются днями. При этом имеется в виду так называемый "банковский" или "операционный" день, т.е. рабочее время банка, в течение которого производятся расчетные операции (обычно с 10 до 16 часов).
Сроком для зачисления денежных средств на счет клиента является день, следующий за днем поступления в банк соответствующего платежного документа. Денежные средства поступают сначала на корреспондентский счет банка, что отражается в выписке из корреспондентского счета, к которой прилагаются платежные (расчетные) документы, а лишь затем зачисляются на счет клиента.
Расчетные документы могут фиксироваться на бумажных носителях или в виде ЭПД. Полноформатные ЭПД, содержащие все реквизиты платежного поручения, имеют равную юридическую силу с платежными поручениями на бумажном носителе. ЭПД сокращенного формата содержит лишь часть реквизитов, обязательных для совершения операций по счетам, поэтому срок зачисления денежных средств исчисляется с момента получения расчетных документов на бумажных носителях, на основании которых составлены ЭПД сокращенного формата.
Срок для совершения операций по выдаче или перечислению денежных средств составляет день, следующий за днем поступления в банк соответствующего расчетного документа. Однако данный срок в договоре может быть как увеличен, так и уменьшен.
Под выдачей следует понимать операцию по списанию денежных средств с расчетного счета клиента и их выдачи ему наличными деньгами. Перечисление - операция по переводу денежных средств со счета плательщика на счет получателя. При ее осуществлении банк должен списать денежные средства сначала со счета клиента в соответствии с его распоряжением, а затем со своего корреспондентского счета путем предоставления сводного платежного поручения с приложением расчетных документов подразделению расчетной сети ЦБР.
1.2. Документальное
оформление операций по
Под формой безналичных расчетов понимаются предусмотренные правовыми нормами или банковской практикой способы перевода денежных средств через кредитные организации. Данные способы отличаются видом расчетного документа, порядком документооборота, условиями предоставления средств в распоряжение получателя, в том числе зачисления на его счет.
Формы безналичных расчетов
применяются клиентами
Общие подходы к организации расчетов и единый документооборот в кредитных организациях определены в Положении о безналичных расчетах. В названном нормативном документе в качестве участников безналичных расчетов рассматриваются плательщики и получатели средств (взыскатели), а также обслуживающие их банки и банки-корреспонденты. Положение о безналичных расчетах не распространяется на безналичные расчеты с участием физических лиц.
Расчетный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или, в установленных случаях, электронного платежного документа:
распоряжение плательщика (клиента или кредитной организации) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;
распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).
При осуществлении безналичных расчетов используются следующие расчетные документы:
- платежные поручения;
- аккредитивы;
- чеки;
- платежные требования;
- инкассовые поручения.
Расчетные документы на бумажном носителе оформляются на бланках документов, включенных в Общероссийский классификатор управленческой документации (ОКУД) ОК 011-93 (класс "Унифицированная система банковской документации"). Бланки расчетных документов изготавливаются в типографии или с использованием ЭВМ. Допускается использование копий бланков расчетных документов, полученных на множительной технике, если копирование производится без искажений.
Расчетные документы на бумажном носителе заполняются с помощью пишущих или электронно - вычислительных машин шрифтом черного цвета, за исключением чеков, которые заполняются ручками с пастой, чернилами черного или синего цвета (допускается заполнение чеков на пишущей машинке шрифтом черного цвета). Подписи на расчетных документах проставляются ручкой с пастой или чернилами черного или синего цвета. Оттиск печати и оттиск штампа банка, проставляемые на расчетных документах, должны быть черного, синего или фиолетового цвета.
Расчетные документы
должны содержать следующие реквизиты
(с учетом особенностей форм и порядка
осуществления безналичных
- наименование расчетного документа и код формы по ОКУД ОК 011-93;
- номер расчетного документа, число, месяц и год его выписки;
- вид платежа;
- наименование
плательщика, номер его счета,
идентификационный номер
- наименование
и место нахождения банка
- наименование получателя средств, номер его счета, ИНН;
- наименование
и место нахождения банка
- назначение платежа. Налог, подлежащий уплате, выделяется в расчетном документе отдельной строкой (в противном случае должно присутствовать указание на то, что налог не уплачивается). Особенности указания назначения платежа применительно к отдельным видам расчетных документов регулируются соответствующими главами и пунктами Положения;
- сумма платежа,
обозначенная прописью и
- очередность платежа;
- вид операции в соответствии с Перечнем условных обозначений (шифров) документов, проводимых по счетам в банках, Приложения 1 Правил ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 18 сентября 1997 г. N 66 и Приложения 1 Правил ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, от 18 июня 1997 г. N 61 (с учетом изменений и дополнений).
Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются.
Расчетные документы
действительны к предъявлению в
обслуживающую кредитную органи
Расчетные документы
предъявляются в кредитную
Второй и последующие экземпляры расчетных документов могут быть изготовлены с использованием копировальной бумаги, множительной техники или ЭВМ.
Расчетные документы принимаются кредитными организациями к исполнению независимо от их суммы.
При приеме банком расчетных документов осуществляется их проверка в соответствии с требованиями, установленными правилами ведения бухгалтерского учета и Положения о безналичных расчетах. Расчетные документы, оформленные с нарушением установленных требований, приему не подлежат.
Выполняя расчетные операции, банк зачисляет поступающие на счета клиентов денежные средства, выполняет распоряжения клиентов об их перечислении и выдаче со счетов и о проведении других банковских операций, предусмотренных банковскими правилами и договором. Ограничение прав владельца счета на распоряжение находящимися на нем денежными средствами не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством.
Списание денежных средств со счета осуществляется на основании расчетных документов, составленных в соответствии с требованиями Положения о безналичных расчетах, в пределах имеющихся на счете денежных средств, если иное не предусмотрено в договорах, заключаемых между кредитными организациями и их клиентами.
1.3 Аналитический учет операций по расчетному счету
Для учета денежных средств на расчетных счетах в банках организации используют счет 51 «Расчетный счет». Аналитический учет по счету 51 "Расчетные счета" ведется по каждому расчетному счету. Законодательно количество расчетных счетов не ограничено, по каждому расчетному счету организация получает выписку банка с приложением расчетно-денежных документов, которые являются основанием проведения операции по счету 51.
1.4 Синтетический учет операций по расчетному счету
Счет 51 "Расчетные счета" предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях. Расчетный счет является активным; по его дебету записываются остаток денежных средств на расчетных счетах, открытых организацией в кредитных организациях на начало операционного дня (иного периода), и поступления на расчетный счет организации; по кредиту счета отражаются все платежи, осуществляемые с расчетного счета, а также суммы, выданные организации наличными в кассу.
По дебету счета 51 "Расчетные счета" отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации. По кредиту счета 51 "Расчетные счета" отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации. Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (субсчет "Расчеты по претензиям").
Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.
Счет 51 "Расчетные счета"
корреспондирует со счетами:
по дебету
50 Касса
51 Расчетные счета 50 Касса
Информация о работе Учет денежных средств на расчетных счетах в банках