Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:51, курсовая работа
Дебиторская задолженность в процессе выполнения обязательств- естественный, объективный процесс хозяйственной деятельности предприятий.
Современное состояние экономики России вызывает постоянный рост дебиторско - кредиторской задолженности и очень высокий ее уровень. Неплатежи возникли в начале 1990-х годов на макроуровне. После того как они перешли на уровень предприятий, начался постоянный, непрерывный рост дебиторско - кредиторской задолженности. Факторами, определившими это, были следующие:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2
1.Учет дебиторской задолженности…………...…………………………………4
1.1 Сущность и виды дебиторской задолженности………………………...4
2. Учет дебиторской задолженности…………………………………………..…7
2.1 Учет расчетов с подотчетными лицами…………………………..….…8
2.2 Расчеты с покупателями и заказчиками…………………………….....15
2.3 Учет расчетов с разными дебиторами………………………………....19
2.4 Учет списания дебиторской задолженности ………………………....23
2.5 Резерв сомнительных долгов………………………………………..…27
2.6 Налоговый учет списания дебиторской задолженности……………..30
3. Управление дебиторской задолженностью предприятия…………….…..34
3.1 Примерные методические положения по управлению дебиторской задолженностью………………………………………………………………….…34
3.2 Рекомендации по управлению дебиторской задолженностью……...39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..45
Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
3.возврат неиспользованных подотчетных сумм подотчетными лицами —
Дебет счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банке»
Кредит сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
4.оплата л од отчетными лицами расходов структурных подразделений организации —
Дебет сч. 79 «Внутрихозяйственные расходы»
Кредит сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
5.оплата подотчетными лицами расходов возмещаемых контрагентами в соответствии с договором —
Дебет сч.76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»
Кредит сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
6.оплата подотчетными лицами прочих операционных или внереализационных расходов —
Дебет сч. 91-2 «Прочие расходы»
Кредит сч. 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Синтетический и аналитический учет расчетов с подотчетными лицами ведется в ведомости по каждому подотчетному лицу, с отражением суммы образования задолженности по полученному из кассы организации авансу, а также суммы списания данной задолженности по мере представления авансового отчета и отнесения этих расходов на счета затрат или материально-производственных запасов в зависимости от назначения и характера использования подотчетных сумм. Выходные данные ведомости по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» используются при составлении Главной книги по счетам синтетического учета, бухгалтерского баланса и отчетности организации.
2.2. Расчеты с покупателями и заказчиками
Дебиторская задолженность покупателей и заказчиков является следствием выполнения договорных обязательств организациями в результате совершения сделки, по окончании которой продавец получает право требования на платеж.
Для учета расчетов с покупателями предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Поданному счету формируется информация о
задолженности покупателей и заказчиков за проданные (отгруженные) товары, работы, услуги, основные средства и прочее имущество, право собственности на которое перешло к покупателям согласно договорам купли-продажи или договорам поставки. По этому счету отражаются также суммы полученных авансов и предварительной оплаты от контрагентов.
При отгрузке продукции покупателям и предъявлении им расчетных документов (счетов-фактур, транспортных накладных, и др.) в учете поставщика показывается образование дебиторской задолженности в сумме стоимости проданной (отгруженной) продукции по продажным ценам, включая НДС, причитающийся к получению от покупателей. В этом случае данные операции отражаются на счетах бухгалтерского учета:
Дебет сч. 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»
К-т сч. 90 «Продажи».
Факт совершения сделки по продаже продукции вызывает необходимость отражения суммы задолженности перед бюджетом по НДС, исчисленному исходя из стоимости проданной продукции. Если учетной политикой организации предусматривается учет выручки в целях налогообложения “по отгрузке”, то задолженность перед бюджетом по НДС отражается бухгалтерской записью:
Дебет сч. 90 “Продажи”
Кредит сч. 68 “Расчеты по налогам и сборам”.
Если организации ведут учет выручки в целях налогообложения “по оплате” в соответствии с учетной политикой, то для отражения задолженности перед бюджетом по НДС согласно действующему законодательству применяется счет 76 “Расчеты с разными дебиторами и кредиторами”, субсчет “Расчеты с бюджетом по неоплаченным счетам”.
Оплата расчетных документов за отгруженную продукцию покупателями и заказчиками, что подтверждается поступлением денежных средств на
расчетные счета организации, уменьшает дебиторскую задолженность и отражается бухгалтерской записью:
Дебет сч. 51 “Расчетный счет”
Кредит сч. 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”;
операции по продаже имущества организации –
Дебет сч. 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”
Кредит сч. 91 “Прочие доходы и расходы”, субсчет 1 “Прочие доходы”.
При отработке расчетных документов, предъявляемых покупателям за проданную продукцию, и документов об оплате составляется ведомость по счету 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”, представляющую регистр бухгалтерского учета, совмещающий синтетический и аналитический учет. Полученные выходные данные по этому счету используются для контроля за состоянием дебиторской задолженности и составления сводной ведомости об остатках по счетам синтетического учета, необходимой для заполнения баланса и других форм бухгалтерской отчетности.
Авансовые платежи, полученные организациями- поставщиками от покупателей в соответствии с условиями расчетов по договору поставки материально- производственных запасов или выполнения каких- либо работ и услуг, отражаются по кредиту счета 62, субсчет “Расчеты по авансам полученным”. Перечисление покупателем по платежному поручению суммы авансовых платежей оформляется бухгалтерской записью:
Дебет сч. 51 “Расчетный счет”, 55 “Специальные счета в банках”
Кредит сч. 62 “Расчеты с покупателями и заказчиками”.
Начисление НДС, причитающегося взносу в бюджет с полученной суммы авансов от покупателей и заказчиков, отражается записью:
Дебет сч. 62, субсчет “Расчеты по авансам полученным ”
Кредит сч. 68 “Расчеты по налогам и сборм”.
Авансовые платежи, полученные от покупателей и заказчиков, учитываются на счете 62, субсчет “Расчеты по авансам полученным” до момента отгрузки продукции либо выполнения работ и услуг в соответствии с договором и предъявления расчетных документов на оплату отгруженной продукции, а
также других документов (транспортных накладных), подтверждающих факт совершения сделки.
Схема учетных записей по зачету авансов полученных определяется тем, какой вариант учета продажи продукции для целей налогообложения предусмотрен учетной политикой организации.
Так, при отражении продажи продукции “по отгрузке” в учете и для целей налогообложения полученных авансов дается бухгалтерская запись:
Дебет сч. 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным»
Кредит сч.62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»;
при учете продажи продукции для целей налогообложения «по
оплате» при окончательном расчете с покупателями —
Дебет сч. 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным»
Кредит сч. 90, субсчет 1 «Выручка»;
при окончательном расчете с покупателями и заказчиками по мере завершения сделок, связанных с продажей основных средств или прочих активов, —
Дебет сч. 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным»
Кредит сч. 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 1 «Прочие доходы».
Одновременно с зачетом авансов полученных производится восстановительная запись по счетам на сумму НДС, начисленную ранее от авансовых платежей, перечисленных покупателями и заказчиками:
Дебет сч. 68 «Расчеты по налогам и сборам»
Кредит сч.. 62, субсчет «Расчеты по авансам полученным».
Аналитический учет авансов полученных ведется по каждому кредитору с указанием суммы, сроков возникновения и погашения кредиторской задолженности.
Синтетический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», как правило, совмещается с аналитическим учетом, особенно в условиях
автоматизированной обработки учетной информации. Тем не менее, независимо от способа обработки первичных документов в регистрах
бухгалтерского учета должна быть систематизирована и накоплена информация о хозяйственных операциях в хронологической последовательности и в разрезе корреспондирующих счетов. Выходные данные ведомости об оборотах и остатках по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» используются при составлении сводной ведомости по счетам синтетического учета, необходимой для составления баланса организации и других форм отчетности.
Формы расчетов определяются участниками сделки и регламентируются договором, соответственно этому формируется информация о состоянии расчетов с покупателями и заказчиками.
2.3. Учет расчетов с разными дебиторами
Операции, связанные с расчетами по имущественному и личному страхованию, с расчетами по претензиям; по суммам, удержанным из oплаты труда работников организации и другими, отражаются на активно-пассивном счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». К этому счету могут быть открыты субсчета:
1«Расчеты по имущественному и личному страхованию»,
2«Расчеты по претензиям» и другие субсчета.
Рассмотрим порядок учета расчетов по имущественному и личному страхованию.
Страхование, согласно ГК РФ, может осуществляться в добровольной и обязательной формах. Добровольное страхование оформляется договором между организацией (страхователем) и страховщиком, в котором определяются условия страхования. Перечень договоров страхования, расходы по которым включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) ограничен и не может быть расширен. К ним относятся договоры страхования: средств транспорта,
имущества, гражданской ответственности организаций-перевозчиков, добровольное медицинское страхование, гражданской ответственности организаций-источников повышенной опасности, профессиональной ответственности; от несчастных случаев и болезней по договорам, заключенным организацией в пользу своих работников, по договорам с негосударственными пенсионными фондами.
Начисленные суммы страховых платежей согласно договору о добровольном страховании отражаются по кредиту счета 76, субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию», в корреспонденции с дебетом счетов 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу»; 91, субсчет 2 «Прочие расходы».
Перечисление страховых взносов организации отражается на основании выписки по расчетным и специальным счетам в банках прилагаемыми к ним платежными поручениями бухгалтерской записью:
Дебет сч. 76, субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»
Кредит счетов 51 «Расчетные счета», 55 «Специальные счета в банках» и др.
При наступлении страхового случая, подтвержденного документами страховщика о размере причиненного ущерба, организация-страхователь отражает по учетным данным потери и порчу основных средств, материально –
производственных запасов и другого имущества организации бухгалтерской записью:
Дебет сч. 76, субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»
Кредит счетов 01 «Основные средства», 10 «Материалы», 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция», 45 «Товары отгруженные»;
суммы страховых возмещений, полученных организацией от страховщика в соответствии с договором страхования —
Дебет счетов 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках»
Кредит сч. 76, субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»;
суммы потерь от страховых случаев, не компенсируемых страховыми возмещениями, относятся на финансовые результаты организации, — •
Дебет сч. 99 «Прибыли и убытки»
Кредит сч. 76, субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию».
Аналитический учет по счету 76, субсчет 1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» должен обеспечить формирование информации по отдельным страховщикам и договорам, с указанием даты возникновения обязательств по ним и даты их погашения, а также суммам страховых возмещений, полученных организацией при наступлении страховых случаев.
В процессе совершения сделок возможны факты неисполнения договорных обязательств одним из контрагентов. В этом случае одна из сторон предъявляет претензии другой, нарушившей условия договора. Претензия должна быть составлена в письменной форме в двух экземплярах, один из которых остается у организации, предъявившей претензию, второй — передается контрагенту, ответственному за нарушение условий договора. В претензии конкретизируются факт нарушения договорных обязательств и в
связи с этим соответствующие требования по возмещению потерь и расходов организации исходя из документов, подтверждающих размер потерь и расходов. Такими документами являются копии квитанций, счетов-фактур, платежных документов, актов и др. Только после признания претензии другим участником сделки или судом ее сумма отражается в учете по дебету счета 76, субсчет 2 «Расчеты по претензиям».