Сущность и формирование учетной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является рассмотрение технологии формирования эффективной учетной политики, соответствующей целям установке организации.
Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
1) раскроем сущность и формирование учетной политики предприятия;
2) проанализируем организационно-технические и методологические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета;
3) рассмотрим учетную политику в целях налогообложения;
4) разработаем рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия.

Оглавление

1.ТЕРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…..4
1.1 Понятие и формирование учетной политики……………………...4
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………….8
2.1 Методологические аспекты учетной политики……………………..8
2.1.1 Учет основных средств…………………………………….….8
2.1.2 Учет нематериальных активов…………………………….…15
2.1.3 Учет материально-производственных запасов…………......20
2.1.4 Учет займов и кредитов………………………………………27
2.1.5 Создание резервов. Расходы будущих периодов……….…33
ГЛАВА 3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…47
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….48

Файлы: 1 файл

БУХ.docx

— 81.76 Кб (Скачать)

-  В учетной политике необходимо указать – какой метод оценки сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг) будет применяться при их списании в производство, а также какой метод списания себестоимости покупных товаров и ценных бумаг следует применять при их реализации и ином выбытии. В п. 6. ст. 254 предусмотрены следующие методы оценки сырья и материалов: по себестоимости единицы запасов; по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО); по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Согласно пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ при реализации покупных товаров  налогоплательщик вправе уменьшить  доходы от реализации на стоимость  приобретения данных товаров, определяемую одним из следующих методов оценки покупных товаров: по себестоимости  первых по времени приобретений (ФИФО); по себестоимости последних по времени  приобретений (ЛИФО); по средней себестоимости (в случаях, когда с учетом технологических  особенностей невозможно применение методов  ФИФО и ЛИФО).

При реализации или ином выбытии ценных бумаг налогоплательщик выбирает один из следующих методов  списания на расходы стоимости выбывших ценных бумаг на основании п.9 ст. 280 НК РФ по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО) или  по себестоимости последних по времени  приобретений (ЛИФО).

2)  Порядок ведения налогового учета обязательно должен быть установлен в учетной политике для целей налогообложения, т.к. в соответствии со ст. 313 НК РФ организации должны самостоятельно разрабатывать систему налогового учета. Кроме того, согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета и данных первичных учетных документов должны быть установлены приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения.

3)  В учетной политике для целей налогообложения необходимо установить метод начисления амортизации имущества (кроме зданий, сооружений и передаточных устройств со сроком полезного использования свыше 20 лет), который будет применяться в налоговом учете. В соответствии с п. 1 ст. 259 НК РФ в целях налогообложения следует применять линейный или нелинейный метод амортизации имущества. При этом метод амортизации может устанавливаться отдельно для каждого объекта амортизируемого имущества или для каждой амортизационной группы. Выбранный организацией метод амортизации объекта имущества не может быть изменен в течении всего периода начисления амортизации по этому объекту. Статья 259 НК РФ допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных, но только по решению руководителя организации, которое обязательно должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и течении всего этого периода. Отражение в учетной политике для целей налогообложения указанных элементов обязательно для всех налогоплательщиков. Однако есть вопросы, затрагивающие интересы только отдельных категорий налогоплательщиков, которые, тем не менее, требуют обязательного отражения в учетной политике этих организаций.

4)  Организации, имеющие основные средства, которые используются для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности, должны в учетной политике отразить величину специального коэффициента, на который умножается основная норма амортизации. Согласно п. 7. ст. 259 НК РФ норму амортизации по основным средствам можно увеличить не более чем в два раза.

5)  В соответствии п. 8 ст. 259 НК РФ, если объект основных средств организации является предметом лизинга по договору, заключенному до 1 января 2002 года, то организация вправе начислять амортизацию по имуществу с применением методов и норм, существовавших на момент передачи (получения) этого объекта, а также с применением специального коэффициента не выше трех. Выбранный порядок организация должна отразить в учетной политике для целей налогообложения.

6)  В соответствии с п.2. ст. 261 НК РФ если организация осуществляет расходы на освоение природных ресурсов, относящиеся к нескольким участкам недр, указанные расходы учитываются раздельно по каждому участку недр в доле, определяемой организацией в соответствии с принятой им учетной политикой для целей налогообложения.

7)  Статьей 267 НК РФ установлено, что организация самостоятельно принимает решение о создании резерва по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию и в учетной политике для целей налогообложения определяет предельный размер отчислений в этот резерв. При этом резерв создается в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенного договора с покупателем предусмотрены обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока.

8)  Главой 25 НК РФ "Налог на прибыль" установлены вопросы, требующие обязательного отражения в учетной политике иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации. Если у иностранной организации есть несколько отделений на территории РФ, деятельность через которые приводит к образованию постоянного представительства, то согласно п. 4 ст. 307 НК РФ налоговая база и сумма налога на прибыль рассчитываются отдельно по каждому отделению. Если деятельность через отделения осуществляется в рамках единого технологического процесса или в других аналогичных случаях по согласованию с МНС России, прибыль, относящуюся к деятельности через отделения на территории РФ, можно рассчитывать в целом по группе отделений, если все включенные в группу отделения применяют единую учетную политику в целях налогообложения. При этом иностранная организация определяет в учетной политике для целей налогообложения, какое из отделений будет вести налоговый учет, а также представлять налоговые декларации по месту нахождения каждого отделения.

Кроме вышеперечисленных  элементов учетной политики, которые  являются обязательными для отражения, можно выделить ряд вопросов которые  рекомендуется отразить в учетной  политике для целей налогообложения.

1)  В учетной политике рекомендуется отразить, какой метод учета доходов и расходов будет применять организация - метод начисления или кассовый метод. Согласно п. 1 ст. 273 НК РФ организации имеют право (но не обязаны) применять кассовый метод учета доходов и расходов, если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) организации без учета НДС и налога с продаж не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал. Этот элемент учетной политики для целей налогообложения важен для организаций, имеющих право и желающих перейти на кассовый метод, так как если в учетной политике не будет указан применяемый метод учета доходов и расходов, то по умолчанию будет принят метод начисления.

2)  Если организация какие-либо затраты с равными основаниями может отнести к нескольким группам расходов (расходам, связанным с производством и реализацией и внереализационным расходам), то в соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ организация может самостоятельно определить, к какой именно группе будут отнесены эти расходы. Этот рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.

3)  В соответствии с порядком, изложенном в п. 2 ст. 286 НК РФ организации имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала года до окончания соответствующего месяца. Сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей. Организация вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря предыдущего года. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться в течение всего года. Если организация будет переходить на такой порядок исчисления и уплаты налога, то это рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.

4)  В соответствии со ст. 266 НК РФ организации имеют право на формирование резерва по сомнительным долгам. При этом, под сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п.1 ст. 266 НК РФ). С 1 января 2002 года организации смогут создавать резерв по сомнительным долгам не только по расчетам за продукцию, товары, работы, услуги, а по любой задолженности, кроме процентов по заемным средствам. Создание организацией резерва по сомнительным долгам рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения. Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с пп.8 п.1 ст. 265 НК РФ суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам могут включаться в налоговом учете в состав внереализационных расходов только организациями, применяющими метод начисления.

5)  Организации - профессиональные участники рынка ценных бумаг, осуществляющие дилерскую деятельность и ведущие налоговый учет по методу начисления, вправе формировать резервы под обесценение ценных бумаг, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, в соответствии со ст. 300 НК РФ. Создание резерва также рекомендуется оговорить в учетной политике организации.

6)  Градообразующие организации, имеющие на балансе объекты жилищного фонда, учреждения здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детские дошкольные учреждения, детские лагеря отдыха, дома и общежития для приезжих, дома престарелых или инвалидов согласно пп. 32 п.1 ст. 264 НК РФ вправе принять для целей налогообложения фактически осуществленные расходы на содержание этих объектов. Указанные расходы для целей налогообложения признаются в пределах нормативов на содержание аналогичных хозяйств, производств и служб, утвержденных органами местного самоуправления по месту нахождения организации. Если соответствующие нормативы органами местного самоуправления не утверждены, налогоплательщик вправе применять порядок определения расходов на содержание этих объектов, действующий для аналогичных объектов, находящихся на данной территории, подведомственных указанным органам. Такой порядок рекомендуется отразить в учетной политике организации для целей налогообложения.

Изменения в бухгалтерскую  учетную политику вносятся только с  начала следующего года, однако для  налоговой учетной политики таких  требований не установлено.Необходимо отметить, что в Налоговом кодексе РФ не предусмотрена обязанность организации представлять в территориальные налоговые органы, утвержденную приказом организации учетную политику для целей налогообложения. Однако представляется целесообразным рекомендовать организациям направить копию учетной политики в налоговый орган по месту нахождения, хотя единственным элементом учетной политики, о котором необходимо сообщить в налоговый орган, является переход на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли.

В экономической литературе нет единого мнения о сущности и содержании учетной политики, хотя в нормативных документах регламентируются ее формирование, раскрытие и изменение. Организациям предоставлена самостоятельность  и право выбора в составлении  данного документа. С возникновением необходимости формирования учетной политики для целей налогообложения перед организациями появились новые обязанности, которые требуют весьма обдуманного подхода при выборе ее элементов, т.к. от обоснованности выбора зависит теперь не только формируемая в отчетности величина финансового результата, но и размер уплачиваемых организацией налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены такие моменты  бухгалтерского учета, как учетная  политика предприятия, основные положения  и значения, нормативная база регулирования, а также влияние принятой учетной  политики на бухгалтерскую отчетность организации .В результате выполнения данной курсовой работы можно сделать ряд выводов.

Во-первых, учетная политика трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета. Их перечень определен первичным  наблюдением, стоимостным измерением, текущей группировкой и итоговым обобщением фактов хозяйственной деятельности. Учетная политика должна разрабатываться  каждым предприятием для обоснования  и регулирования ведения бухгалтерского учета на данном предприятии. В ней  должны быть отражены все особенности  методов ведения бухгалтерского учета в организации.

Во-вторых, формирует учетную  политику предприятия главный бухгалтер. При этом он исходит из обязательных соблюдений допущения и требований, зафиксированных в системе нормативного регулированию бухгалтерского учета  составляющий его базовые принципы.

В-третьих, содержание учетной  политики должно включать методологические, технические и организационные  аспекты. Методологический аспект раскрывает природу отдельных объектов учета  исходя из действующей нормативной  базы. Технический аспект учетной  политики предусматривает рабочие  инструменты реализации методологического  аспекта. Организационным аспектом учетной политики является форма  организации бухгалтерской службы управления.

В-четвертых, учетная политики организации должна соответствовать  действующим на территории РФ нормативно-правовой базе и учитывать все происходящие в ней изменения, в соответствии с которыми должны производиться преобразования учетной политики.

В-пятых, учетная политика может претерпевать изменения в  результате изменения методов ведения  на предприятии, а также преобразования законодательства РФ. Эти изменения  могут оказать значительное влияние  на финансовое положение предприятия, которое должно быть оценено в  денежном выражении и отражено в  бухгалтерской отчетности.

По результатам написания  курсовой работы сделаны следующие  выводы:

-  в работе раскрыто содержание понятия «Учетная политика»;

-  рассмотрена классификация элементов методического раздела учетной политики;

Информация о работе Сущность и формирование учетной политики