Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 08:30, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение технологии формирования эффективной учетной политики, соответствующей целям установке организации.
Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
1) раскроем сущность и формирование учетной политики предприятия;
2) проанализируем организационно-технические и методологические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета;
3) рассмотрим учетную политику в целях налогообложения;
4) разработаем рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия.
1.ТЕРИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………………………………………2
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…..4
1.1 Понятие и формирование учетной политики……………………...4
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………….8
2.1 Методологические аспекты учетной политики……………………..8
2.1.1 Учет основных средств…………………………………….….8
2.1.2 Учет нематериальных активов…………………………….…15
2.1.3 Учет материально-производственных запасов…………......20
2.1.4 Учет займов и кредитов………………………………………27
2.1.5 Создание резервов. Расходы будущих периодов……….…33
ГЛАВА 3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ..37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…47
2.ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ…………………………………………………….48
Выдача кредита или займа обязательно оформляется в виде договора.
Рассмотрим особенности отражения кредитов и займов на счетах бухгалтерского учета.
С точки зрения бухгалтерского учета, кредиты и займы бывают краткосрочными (до 12 месяцев) и долгосрочными (свыше 12 месяцев).
Бухгалтерский учет краткосрочных кредитов и займов ведется на счете 66 "Расчеты по краткосрочным кредитам и займам", учет долгосрочных ведется на счете 67 "Расчеты по долгосрочным кредитам и займам". Это счета, которые обычно используются как пассивные. Кредитовый остаток по такому счету означает наличие непогашенных кредитов.
Особенности учета расходов
по займам и кредитам регулирует Положение
по бухгалтерскому учету "Учет расходов
по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008). В
частности, ПБУ 15/2008 применимо для
учета и отражения в отчетности
информации по любым кредитам и займам
для всех юридических лиц кроме
кредитных организаций и
Основная сумма кредита или займа отражается в бухгалтерском учете как кредиторская задолженность. Помимо кредиторской задолженности на сумму кредита или займа, у организации появляются расходы, связанные с выполнением обязательств. Так, это - проценты, причитающиеся оплате заимодавцу (кредитору). В качестве дополнительных расходов здесь могут появляться суммы, уплачиваемые за информационные и консультационные услуги, суммы, уплачиваемые за экспертизу договора займа (кредитного договора) и другие. Расходы по займам и кредитам учитываются обособленно от основных сумм займов и кредитов. Это обычно делается на различных субсчетах счетов 66 и 67.
Расходы по займам признаются
прочими расходами, исключая ту их часть,
которая подлежит включению в
стоимость инвестиционного
В соответствии с Планом счетов и Инструкцией по его применению, по кредиту счетов 66 и 67 учитываются полученные кредиты. Обычно при получении кредитов делается запись по дебету счетов учета денежных средств и кредиту счета 66 или 67.
В общем случае, проценты, причитающиеся к уплате по полученным кредитам и займам отражаются так же по кредиту счетов 66 и 67 в корреспонденции с дебетом счета 91 "Прочие доходы и расходы".
При поступлении материалов делается такая запись:
Д-т 10 К-т 66 - поступили материалы по договору товарного кредита.
Д-т 19 К-т 66 - отражен НДС по поступившим материалам. Данный НДС может быть принят к вычету с соблюдением обычных условий приема НДС к вычету и только после возврата данного товарного кредита организацией.
Срок товарного кредита прошел, организации пришло время возвращать его. Это оформляется следующими записями:
Д-т 66 К-т 91- отражена в составе прочих доходов организации сумма займа, указанная в договоре.
Д-т 91-2 К-т 10 - списана стоимость материалов, подлежащих передаче организации-заимодавцу.
Д-т 91-2 К-т 68 - отражен НДС по передаваемым ценностями.
Д-т 68 К-т 19 - принят к зачету входящий НДС по принятым ранее по договору товарного кредита ценностям.
Теперь рассмотрим учет тех
же товаров у организации-
При выдаче займа делаются такие записи:
Д-т 58 К-т 91 - отражена стоимость имущества, указанная в договоре займа, на счете 58 "Финансовые вложения".
Д-т 91 К-т 68 - НДС по операции, подлежащий уплате (моментом реализации признается отгрузка ценностей).
Д-т 91 К-т 10 - учетная стоимость материалов, передаваемых по договору займа..
Теперь заимодавцу возвращают материалы:
Д-т 10 К-т 91 - возвращены материалы.
Д-т 19 К-т 91 - возвращен НДС, который можно будет принять к зачету.
Д-т 91 К-т 58 - списана стоимость финансовых вложений (займа) на расходы организации.
Д-т 68 К-т 19 - принят к зачету НДС, относящийся к возвращенным материалам.
Здесь надо отметить счет 58 "Финансовые вложения" - помимо, собственно, финансовых вложений, он используется для учета займов, которые дает организация.
Если договор предусматривает уплату процентов, например, в денежной форме, то у заемщика мы делаем такие записи:
Д-т 91 К-т 66 - на сумму процентов, начисленных к уплате.
Д-т 66 К-т 51 - уплачены проценты за пользование товарным кредитом.
У получателя денежных средств (у заимодавца) мы делаем такую запись:
Д-т 51 К-т 76 - на сумму полученных процентов.
В соответствии с подпунктом 15 п. 3. ст. 149 НК РФ, НДС не облагаются операции по предоставлению займов в денежной форме, а также оказание финансовых услуг по предоставлению займов в денежной форме.
Если бы проценты были возвращены в виде материалов, операции по их получению подлежали бы обложению НДС.
Как видно, здесь можно наблюдать интересный процесс: по результатам операций ни заёмщик, ни заимодавец, фактически, не платят НДС, однако он участвует в каждой из операций, причем, возможна ситуация, когда заимодавец уплатит авансовый платеж по НДС, включив в него НДС по переданным ценностям, но, при возврате ему аналогичных ценностей сможет предъявить такую же сумму НДС к зачету. Аналогичная ситуация складывается у получателя товарного кредита - сначала она учитывает входящий НДС на 19 счете и не может принять его к зачету до тех пор, пока не вернет товарный кредит. При возвращении товарного кредита начисляется НДС, подлежащий уплате в бюджет (в нашем случае суммы входящего и исходящего НДС равны, в реальности при проведении подобной операции все может выглядеть далеко не так гладко), после чего организация может принять к зачету входящий НДС и в итоге суммы входящего НДС и НДС, подлежащего уплате в бюджет так же взаимно уничтожаются.
Кредиты можно подразделить
на нецелевые - то есть такие, средства
которых организация-заемщик
Обратите внимание на то,
что поступление кредитных
2.1.5 Создание резервов. Расходы будущих периодов
В соответствии с пунктом
70 Положения по ведению бухгалтерского
учета организация может
Сомнительным долгом при этом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации.
Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.
Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
Организация при утверждении учетной политики должна указать:
- факт создания или отказ от создания резерва сомнительных долгов;
- периодичность формирования резерва сомнительных долгов (ежемесячно, ежеквартально, по итогам отчетного года);
- порядок формирования величины резерва по каждому сомнительному долгу (в размере задолженности, в доле задолженности, определяемой в зависимости от вероятности погашения долга и т. п.);
- порядок оценки вероятности погашения долга полностью или частично, документ, которым оформляется указанная оценка, а также лицо (служба), ответственное за представление данного документа в бухгалтерию.
Помимо создания резервов сомнительных долгов в соответствии с пунктом 72 Положения по ведению бухгалтерского учета организация вправе создавать резервы предстоящих расходов.
Данные резервы создаются в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода.
Указанной нормой предусмотрено,
что организация может
1) на предстоящую оплату отпусков работникам;
2) выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет;
3) выплату вознаграждений по итогам работы за год;
4) ремонт основных средств;
5) производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства;
6) предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий;
7) предстоящие затраты по ремонту предметов, предназначенных для сдачи в аренду по договору проката;
8) покрытие иных предвиденных затрат и другие цели, предусмотренные законодательством РФ, нормативными правовыми актами Минфина России.
Поэтому организация при утверждении учетной политики должна указать:
- перечень создаваемых резервов предстоящих расходов (или отказ от создания каких-либо резервов);
- порядок формирования величины каждого резерва (исходя из смет, на основании суммы расходов, понесенных в прошлых периодах и т. п.);
- лицо (службу организации), ответственное за представление расчета величины каждого резерва в бухгалтерию.
В пункте 18 ПБУ 10/99 сказано, что
расходы в бухгалтерском учете
признаются в том отчетном периоде,
в котором они были произведены.
В некоторых случаях они
К ним относятся расходы,
связанные: с горно-подготовительными
работами; подготовительными к
Не всегда момент признания расходов будущих периодов можно установить на основании первичных документов. В таких случаях порядок их списания организация определяет самостоятельно. Наиболее распространенными вариантами являются:
- равномерное списание расходов в течение периода, к которому они относятся;
- списание расходов пропорционально объему произведенной продукции.
Однако организация вправе разработать свой экономически обоснованный алгоритм списания расходов будущих периодов, который закрепляется в учетной политике.
ГЛАВА 3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
В настоящее время организации
должны оформлять как минимум
два вида внутренних нормативных
документов: учетную политику для
целей бухгалтерского учета и
учетную политику для целей налогообложения.
Все аспекты учетной политики
организации для целей
Глава 25 НК РФ "Налог на прибыль", которая вступает в действие с 1 января 2002 года, в ряде статей также закрепляет необходимость формирования учетной политики для целей налогообложения (ст. 254, 261, 267, 307, 313, 314 и др.). Рассмотрим вопросы, требующие обязательного отражения в учетной политики для целей налогообложения.
Информация о работе Сущность и формирование учетной политики