Совершенствования управления отечественными предприятиями

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 13:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является исследование и анализ проблем управления на предприятиях в современных условиях хозяйствования. Постановка цели определила следующие основные задачи работы:

рассмотрение управления предприятием в условиях реформирования экономики;
исследование современных проблем управления на примере предприятия СООО Завод виноградных вин «Дионис»;
обобщение предложений по совершенствованию управления отечественными предприятиями.

Оглавление

Введение 4
1.Управление предприятием в условиях реформирования экономики 6
1.1 Внедрение стратегического подхода в управлении 6
1.2 Развитие маркетинга 8
1.3 Учет затрат и управление издержками 11
1.4 Повышение конкурентоспособности продукции и производительности (эффективности) производства 13
2. Анализ проблем управления и путей из разрешения на примере СООО Завод виноградных вин «Дионис» 15
3. Предложения по совершенствованию управления отечественными предприятиями 30
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложения 38

Файлы: 1 файл

Анализ проблем управления.doc

— 514.50 Кб (Скачать)

       Наступила эра продаж. В Европе и США совершенствовались производственные приёмы, росли объёмы производства. Производителям уже приходилось  думать о более эффективных способах сбыта производимой продукции. При этом нельзя не учитывать, что на дворе было время великих открытий, и на рынке появлялись совершенно непривычные потребителям товары, в необходимости которых население ещё требовалось убедить. В крупных компаниях стали появляться специалисты по продажам, однако им всё ещё отдавалась второстепенная роль.

       Эра собственно маркетинга началась после  «великой депрессии». Потребность населения  в товарах начала расти, значимость отделов продаж тоже. Выживали лишь те компании, которые умели учитывать потребительский спрос и ориентироваться на него. Положительную тенденцию приостановила Вторая мировая война, на период которой возникла пауза в развитии маркетинговых отношений.

       После войны маркетинг уже не рассматривался как дополнительная или второстепенная деятельность. Маркетинг играет уже ведущую роль в планировании товара. Теперь маркетологи совместно с инженерами, разрабатывающими продукты, определяют потребительские запросы и стараются их удовлетворить. Ориентация на рынок помогает быстро достичь финансового успеха, потребители с большой охотой принимают новые продукты. Так появлялся маркетинг, определяемый потребителем.

       Четвёртая эра маркетинга, именуемая эрой взаимоотношений, появилась к концу двадцатого века и продолжается по сей день. Её характерная особенность – стремление маркетологов установить и поддержать с потребителями стабильные взаимоотношения. Постоянные отношения компании стремятся сохранить и с поставщиками. Потенциальные конкуренты создают совместные предприятия, торговые марки соединяются в одном общем продукте. Словом, становятся возможными самые немыслимые вариации, общая цель у которых – поддержать и увеличить продажи, остаться на плаву в условиях жёсткой конкуренции.

       Новый этап в развитии отечественного маркетинга начался в 1992-1993 годах. Новые экономические реформы нового правительства можно оценивать по-разному, но именно они привели к формированию рыночных отношений и подстегнуло развитие маркетинга. Многие предприятия оказались на грани банкротства и были вынуждены прибегать к инструментам маркетинга, чтобы наладить продажи на фоне сумасшедшими темпами меняющейся экономической ситуации в Республике Беларусь. Кто-то в срочном порядке перепрофилировал свою деятельность, ориентируясь на потребительский спрос, кто-то закрывался, объявляя себя банкротом.

       На  сегодняшний день важность маркетинга в Республике Беларусь очевидна каждому, кто хоть как-то связан с экономической деятельностью. Маркетинг преподаётся как отдельная дисциплина в университетах и институтах. Маркетинг стал самостоятельной специальностью, обладатели которой становятся востребованными специалистами на любых предприятиях. Маркетинговые инструменты становятся всё более совершенными, а технологии – изощрёнными.

   
1.3 Учет затрат и управление издержками

 

     Существующая в настоящее время система финансового учета и отчетности не может в достаточной степени обеспечить руководство предприятия информацией, необходимой для принятия обоснованных и эффективных управленческих решений.

       Учеными разработаны многие теоретические и практические аспекты управления затратами. Однако организация процесса управления затратами в рамках текущего и стратегического управления предприятием на практике используется не достаточно полно.

       Действующая система управления затратами не в полной мере способствует решению проблем их оптимизации и эффективности хозяйствования предприятий. Неудовлетворительно обстоит дело с методикой анализа, планирования, стимулирования затрат.

       Исследования  проблемы управления производственными  затратами определяется рядом аспектов:

  • во-первых, снижение производственных затрат вместе с увеличением объема производства является одним из основных источников получения прибыли на предприятии;
  • во-вторых, высока доля затрат на рубль объема производства;
  • в-третьих, в современных условиях необходимы раздельный учет и планирование переменных и условно-постоянных затрат, что связано с их различной ролью в формировании прибыли из-за независимости последних от объема производства, который к тому же в исследуемых условиях нестабилен;
  • в-четвертых, высока доля условно-постоянных затрат на рубль объема продаж;
  • в-пятых, на предприятиях отсутствует механизм эффективного управления затратами [21, с.179].

       Управлять затратами означает управлять не только их общим уровнем, но и структурными элементами.

       Однако  любому предприятию в современных  условиях, чтобы выжить и развиваться, очень важно осознание необходимости  управлять в нужном направлении  производственными затратами.

       Управление  затратами, как правило, осуществляется в несколько этапов:

  • оценка фактического состояния;
  • определение путей сокращения затрат с помощью планирования и контроля;
  • выработка и принятие решений, направленных на снижение затрат [21, с.181].

       Одним из важнейших элементов системы  управления затратами для персонала должно стать стимулирование к снижению затрат с целью повышения прибыли через вклад работников в этот процесс.

 

1.4 Повышение конкурентоспособности  продукции и производительности (эффективности) производства

 

     Выходя  на рынок с тем или иным товаром, услугой, предприниматель должен понимать и учитывать закономерности  развития рыночной системы  хозяйствования. Во-первых, это отсутствие дефицита товаров и услуг. Во-вторых, непрерывный поиск возможностей  улучшения товаров и услуг, ускорения продажи  и закрепления на рынке сбыта.

       На  рынке происходит естественный отбор  производителей. Остается лишь тот, кто  создает лучшие условия продажи  своих товаров. Рынок сам создает  условия, при которых производится только та продукция, которая нужна  обществу. Этому способствует конкуренция, которая в условиях подчинения производства спросу отметает все устаревшее и непрогрессивное.

       Конкурентоспособностьэто свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке [23, с.12]. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

       Конкурентоспособность предприятия – это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности [23, с.12]. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции [4, с.54].

       Конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких  факторов, как:

  • конкурентоспособность товаров предприятия на внешнем и внутреннем рынках;
  • вид производимого товара;
  • ёмкость рынка (количество ежегодных продаж);
  • лёгкость доступа на рынок;
  • однородность рынка;
  • конкурентные позиции предприятий, уже работающих на данном рынке;
  • конкурентоспособность отрасли;
  • возможность технических новшеств в отрасли; конкурентоспособность региона и страны [4, с.55-56].

       Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возможность компании конкурировать на определённом товарном рынке непосредственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности экономических методов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.

       Поскольку конкуренция предприятий на рынке  принимает вид конкуренции самой продукции, возрастает значение свойств, сообщаемых продукции предприятия, изготовившего и продающего её на мировом рынке.

       Уровень цены непосредственным образом определяет ценовую конкурентоспособность  товара. Понятно, что чем ниже уровень, тем при прочих равных условиях выше конкурентоспособность производимой продукции на рынке и, значит, предпочтительнее позиции ее изготовителя в соперничестве с другими производителями аналогичной продукции. И наоборот, более высокий уровень цены снижает ценовую конкурентоспособность товаров, сводя ее нередко к нулю. С учетом данных условий и формируется ценовая политика в борьбе за повышение конкурентоспособности производимых товаров.

       Нельзя  забывать, что конкурентоспособность - это, прежде всего лишь сравнительная, а значит, относительная оценка свойств товара. Если бы на рынке не было конкурентов, с товарами которых потребитель сравнивает товар производителя, то нельзя было бы говорить и о его конкурентоспособности.

 

2. Анализ проблем  управления и путей из разрешения на примере СООО Завод виноградных вин «Дионис»

 

     Приведем  сперва основные технико-экономические показатели деятельности СООО Завод виноградных вин «Дионис».

     Завод виноградных вин «Дионис» начал свою работу в 2008 году. Он расположен недалеко от древнего легендарного города Заславль. Новый завод назвали в честь античного бога Диониса, который когда-то оказал особую услугу человечеству, научив людей выращивать виноград, получать его сок и превращать его в необыкновенный напиток – вино.

     В ассортименте «Диониса» уже сегодня  более 70 наименований самых разнообразных виноградных вин.  Заводу «Дионис»  принадлежит  относительно «молодая» торговая марка «Добра шклянка» и давно уже ставшая популярной у потребителя торговая марка «Бульбашъ».

     Основные  технико-экономические показатели деятельности предприятия даны в  таблицах: за 2009г. -  в таблице 1, за 2010г. – в таблице 2. 

     Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели деятельности СООО Завод виноградных вин «Дионис» за 2008-2009 гг.

Показатели 2008 год 2009 год Абсолютное отклонение Темп роста, %
1 2 3 4 5
Выручка от реализации продукции (услуг), млн. руб. 7388 42348 +34960 573
Среднесписочная численность работающих, чел. 206 232 +26 125
Среднегодовая выработка 1 работающего, млн. руб. 1847 8469,6 +6622,6 459
Фонд  оплаты труда, млн. руб. 146 237 +91 162
Среднегодовой уровень оплаты труда, млн. руб. 36,5 47,4 +10,9 130
Стоимость ОПФ на конец года,   млн. руб. 17 15 -2 88
Себестоимость продукции (услуг), млн. руб. 7346 40400 +33054 550
Фондоотдача, руб./руб. 434,6 2823,2 +2386,6 650
Фондоемкость, руб./руб. - - - -
Затраты на 1 руб. реализованной продукции, руб. 0,99 0,95 -0,04 96
Прибыль от продаж, млн. руб. 42 1950 +1908 464
Рентабельность:

продукции, %

0,57 4,83 +4,26 -
продаж, % 0,57 4,6 +4,03 -

Информация о работе Совершенствования управления отечественными предприятиями