Содержание калькулирования и ее роль в управлении производством

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 10:37, курсовая работа

Краткое описание

С Одной из важнейших задач бухгалтерского управленческого учета является калькулирование – это исчисление фактической себестоимости определенной продукции (ее единицы или части), а также работ и услуг. Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Принципы и объекты калькуляции. Основные методы калькулирования………...………………………………………………….......…5
2. Роль калькулирования себестоимости продукции в управлении производством…………………………………………………………………...12
4. Калькулирование на предприятии ООО «Мебельный рай»………………..16
5. Практическая часть………………………………………………………...…35
Заключение……………………………………………………………………….38
Список литературы………………………………………………………………39
Приложения……………………………………………………………………...40

Файлы: 1 файл

к.р. на тему Содержание калькулирования и его роль в управлении производством.docx

— 83.75 Кб (Скачать)

       Структуру предприятия представим в виде схемы (схема 1). 

     

     

       

     

     

     

     

       
 
 
 
 

     Схема 1. Организационная структура ООО  «Мебельный рай» 

     Директор  руководит производственно-хозяйственной  и финансово-экономической деятельностью  предприятия. Он несет всю полноту  ответственности за последствия  принимаемых решений, сохранность  и эффективное использование  имущества предприятия. Технический  директор руководит плановыми и  текущими вопросами производства. Главный  бухгалтер осуществляет организацию  бухгалтерского учета финансово-хозяйственной  деятельности предприятия и осуществляет контроль за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

     Вывод о финансовом состоянии предприятия  и динамике его развития можно  сделать по некоторым показателям. Основные экономические показатели ООО «Мебельный рай» по данным бухгалтерии  за два предыдущих года представлены в таблице (табл. 1). 

     Таблица 1

     Экономические показатели ООО «Мебельный рай» за 2009-2010г.

Показатели Единица измерения 2009 год 2010 год Темпы роста, % Абсолютное отклонение
1 2 3 4 5 6
Выручка Тыс. руб. 1592 2012 126,38 +420,00
Прибыль (убыток) от продаж Тыс. руб. 216 411 190,28 +195,00
Прибыль (убыток) до налогообложения Тыс. руб. 174 375 215,52 +201,00
Чистая  прибыль (убыток) Тыс. руб. 139 300 215,83 +161,00
Среднегодовая стоимость ОС Тыс. руб. 38 47 124,68 +9,00
Среднегодовая стоимость оборотных средств Тыс. руб. 76 85 111,84 +9,00
Средняя численность работников Чел. 40 40 100 0
Фондоотдача Руб. 41,89 42,81 102,20 +0,92
Рентабельность  продаж % 13,57 20,43 150,55 +6,86
Себестоимость продаж Тыс. руб. 1176 1190 101,19 +14,00
Себестоимость продукции Тыс. руб. 1109 1033 93,15 -76,00
Прямые  затраты

материалов

Тыс. руб. 682 833 122,14 +151,00
 

     За 2009-2010 гг. произошел рост чистой прибыли  на 161 тыс. руб. Данное увеличение произошло  под влиянием возрастания величины выручки от реализации продукции  на 126,38% (420 тыс. руб.) и снижением себестоимости выпущенной продукции на 6,85%. Вместе с тем наблюдается рост себестоимости реализации на 14 тыс. руб., что составило 101,19%. Поскольку производство является материалоемким, то прямые затраты в себестоимости составляют 80,64%.

     За  анализируемый период в развитии предприятия наблюдается положительная  тенденция в увеличении прибыли, что, в свою очередь, привело к увеличению рентабельности реализованной продукции на 50,55%. Таким образом, финансовое положение ООО «Мебельный рай» достаточно устойчиво и положительные тенденции прослеживаются год от года.

     Главным бухгалтером ООО «Мебельный рай» в соответствии с положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика» (утверждено приказом Минфина России от 06.10.08 №106н) на предприятии разработана и  оформлена в виде положения учетная  политика на 2011 год. Положение об учетной  политике утверждено директором ООО  «Мебельный рай» Румянцевым П.В.

     Остановимся на наиболее значительных моментах учетной  политики ООО «Мебельный рай» в части  учета материально-производственных запасов, готовой продукции, доходов  и расходов предприятия.

     Доходом от обычных видов деятельности является выручка от выполнения работ, услуг, продажи товаров собственного производства. Признание выручки от продажи товаров и выполнения работ (оказания услуг) осуществляется в момент подписания акта приема-передачи (акта выполненных работ, оказанных услуг).

       Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с производством и реализацией продукции, а также оказанием услуг (выполнением работ).

     Амортизация основных средств начисляется линейным методом в бухгалтерском и  налоговом учете. Организация не производит переоценку основных средств.

     Материально-производственные запасы принимаются к учету по фактической себестоимости. Отпуск материально-производственных запасов  в производство осуществляется методом  средней себестоимости.

     Для учета затрат на предприятии используются следующие счета:

     20 «Основное производство»;

     26 «Общехозяйственные расходы»;

     43 «Готовая продукция».

     На 20-ом счете ведется учет всех затрат, связанных с изготовлением продукции (диванов) и реставрацией предметов  интерьера. Учет ведется в разрезе  каждого заказа. Затраты со счета 26 в конце отчетного периода  списываются на счет 20, который затем  закрывается счетом 43 «Готовая продукция». То есть на счете 43 определяется фактическая  себестоимость изготовленной продукции  или выполненных услуг.

       Затраты, образующие себестоимость  продукции на предприятии группируются  по следующим элементам:

  • материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных фондов;
  • прочие затраты.

     В составе материальных затрат отражается стоимость покупных сырья, материалов, комплектующих изделий, полуфабрикатов, топлива, энергии, работ и услуг  производственного характера и  т.д.

       В составе затрат на оплату  труда отражается основная и  дополнительная заработная плата.

     В составе затрат на социальные нужды  отражаются отчисления по установленным  нормам от расходов на оплату труда (кроме  тех видов оплат, на которые страховые взносы не начисляются): фонду социального страхования, Пенсионному фонду, фонду медицинского страхования, на страхование от несчастных случаев на производстве.

     В элементе затрат «амортизация основных фондов» отражается износ основных производственных фондов, исчисленный  по единым нормам амортизационных отчислений от их балансовой стоимости.

     В составе прочих затрат отражаются:

  • налоги, сборы, и обязательные отчисления,
  • платежи за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ,
  • оплата процентов по полученным кредитам,
  • оплата работ по сертификации продукции,
  • затраты на командировки,
  • плата за пожарную и вневедомственную охрану,
  • плата за подготовку и переподготовку кадров,
  • оплата услуг связи,
  • плата за аренду основных производственных фондов.

     Добавление  к производственной себестоимости  суммы коммерческих расходов образуют полную себестоимость продукции.

     Элементы  затрат показывают что израсходовано  на производство продукции, а статьи затрат – на какие цели произведены затраты, поэтому на предприятии в разрезе каждого балансового счета, на которых собираются затраты, учет произведенных расходов ведется по статьям затрат.

     Статьи  затрат на предприятии сгруппированы  в несколько групп:

  • материальные затраты;
  • заработная плата основных производственных рабочих;
  • отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда основных производственных рабочих;
  • общепроизводственные расходы;
  • общехозяйственные расходы;
  • коммерческие расходы.

      В связи с тем, что ООО «Мебельный рай» выполняет специальные заказы, применяется позаказный метод учета  себестоимости.

      Сущность  данного метода заключается в  следующем: все прямые затраты учитываются  в разрезе установленных статей калькуляции по отдельным договорам. Объектом учета затрат и объектом калькулирования при этом методе является отдельный заказ, например, изготовление дивана или реставрация  стола. Фактическая себестоимость  определяется после производства работ.  

      Под заказом понимается заявка клиента на определённое количество изделий. Вид заказа определяется договором с заказчиком. В нем же оговаривается стоимость, порядок расчётов, передачи продукции (работ, услуг), срок выполнения заказа. Пример договора представлен в Приложении №2 к настоящей работе. В рассматриваемом примере ООО «Мебельный рай» поступил заказ от Самсоновой Аллы Леонидовны на изготовление мебели (дивана) по размеру и цвету, комплектации, согласно прилагаемому к договору №002 эскизу. ООО «Мебельный рай» обязуется в течение тридцати рабочих дней выполнить заказ. Заказчиком внесена предоплата в 50-ти процентом размере. Договор составлен в двух экземплярах, имеющих равную юридическую силу, и подписан обеими сторонами – заказчиком и уполномоченным представителем ООО «Мебельный рай»

     Материалы на производство одного заказа списываются  по унифицированной форме М-11 (Требование-накладная). Пример Требования-накладной приведен в Приложении №3, где указаны материалы, переданные в производство для изготовления дивана. Отпуск материалов происходит со склада, то есть в требовании должны стоять подписи кладовщика и работника, получившего материалы. По Требованию-накладной передано материалов на производство в сумме 18 567,15 рублей.

      Кроме того, для производства диванов необходимы расходные материалы, например, саморезы, сверла по дереву и другие. Эти расходные  материалы считаются малоценными  и списываются в следующем  порядке: отпускаются в производство по требованию-накладной М-11 с приложением  запроса начальника цеха. После их фактического использования оформляется акт на списание малоценных материалов по форме, утвержденной на предприятии. В этом акте комиссия утверждает, что пришли в негодность быстроизнашиваемые инструменты согласно перечню. Пример Требования-накладной и Акта приведен в Приложении №4. Согласно данному приложению на производство отпущены саморезы, сверла по дереву 15 мм и 20 мм. Затем составлен Акт на списание быстроизнашиваемых инструментов, который подтвердил фактическое их использование. 

     Косвенные расходы  (амортизация, арендная плата, затраты на освещение, отопление  и т.п.) распределяются между отдельными производственными заказами, выполненными в отчётном периоде, ведь спланировать цену заказа и согласовать её с  заказчиком необходимо, когда ещё  не известна общая сумма косвенных  расходов. На практике обычно косвенные  расходы распределяют между отдельными заказами предварительно, пользуясь  предварительными нормативами распределения  ожидаемых косвенных расходов. Речь идёт о показателях, планируемых самой бухгалтерией на основе предполагаемых величин объема производства и косвенных расходов в предстоящем периоде.

     Рассмотрим  на примере калькулирование себестоимости  на производство одного дивана.

     Ежемесячные косвенные расходы по данным бухгалтерии  представлены в таблице (табл. 2).

     Таблица 2

     Косвенные расходы

Статья  расходов Сумма, руб.
Арендная  плата 23600
Освещение 7000
Отопление 7500
 

     Как было сказано выше предприятие получило заказ на производство дивана. Заказ считается выполненным и право собственности переходит к заказчику после подписания акта приема-передачи изделия. Данный акт на передачу дивана заказчику приведен в Приложении №8. Акт подписывается заказчиком и представителем ООО «Мебельный рай». Содержание акта определяет факт получения заказчиком продукции, подтверждение комплектации, фурнитуры и цвета заказа, его количества и качества.

Информация о работе Содержание калькулирования и ее роль в управлении производством