Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа
Цель работы – изучить систему денежных переводов в России, ее современное состояние и перспективы развития. Данная цель обуславливает решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы организации денежных переводов;
- дать характеристику организации бухгалтерского учета операций по денежным переводам в банке;
Введение 3
1. Теоретические основы организации и функционирования систем денежных переводов 5
1.1. Сущность денежных переводов и их значение 5
1.2. Классификация денежных переводов 15
2. Организация денежных переводов и их бухгалтерского учета 23
2.1. Оценка текущего состояния денежных переводов 23
2.2. Методика отражения в учете операций по денежным переводам 26
3. Проблемы и перспективы развития системы денежных переводов 38
Заключение 44
Библиографический список 48
В дополнение к этому в
Законом
устанавливается целый ряд
1) адрес места приема платежей;
2)
наименование и
3) наименование поставщика;
4)
реквизиты договора об
5)
размер вознаграждения, уплачиваемого
плательщиком оператору по
6) способы подачи претензий;
7) номера в контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;
8) адреса и номера контактных
телефонов федеральных органов
исполнительной власти, уполномоченных
Правительством РФ на
Другой
важной новеллой закона является законодательное
закрепление обязанности
В
ходе разработки и принятия рассматриваемых
законодательных инициатив
Однако с ними нельзя согласиться по следующим основаниям.
Предполагается, что контроль за выполнением требований федеральных законов будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей. В частности, ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. от 30 декабря 2008 г. № 8-ФКЗ) (далее — Закон о Правительстве РФ) определяет деятельность Правительства РФ по организации исполнения законов и иных правовых актов. В соответствии с данной статьей Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение федеральных законов, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.
Кроме того, Правительство РФ в соответствии со ст. 12 Закона о Правительстве РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность, в том числе распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Даже
в случае изменения в установленном
порядке системы и структуры
федеральных органов
Учитывая изложенное, авторы законопроектов посчитали некорректным вторгаться в компетенцию Правительства РФ по организации исполнения указанных Федеральных законов. В связи с этим Федеральный закон № 103-ФЗ определяет, что контроль за соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей. Функция государственного контроля (надзора) за приемом платежей физических лиц, предусмотренная законом, будет выполняться в рамках существующего финансирования и штатной численности соответствующих органов.
Вместе с тем необходимо отметить, что контроль за деятельностью платежных агентов также должен осуществляться в рамках исполнения ими требований Законов о защите прав потребителей и о применении ККТ.
Кроме того, Федеральный закон № 103-ФЗ содержит норму, в соответствии с которой оператор по приему платежей обязан осуществлять контроль за соблюдением платежным субагентом, с которым у него заключен договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, требований этого Федерального закона, а несоблюдение платежным субагентом указанных требований является основанием для расторжения оператором по приему платежей с таким платежным субагентом договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Важно отметить, что, учитывая договорную конструкцию регулирования рассматриваемых отношений, самой «страшной» санкцией для платежного агента будет являться расторжение договора. Вместе с тем это не снимает с платежного агента, помимо гражданско-правовой ответственности, также административной и уголовной ответственности в зависимости от состава правонарушения.
Федеральный закон от 3 июня 2009 г.
№ 121-ФЗ «О внесении
Статья 1 Федерального закона № 121-ФЗ устанавливает правовые условия функционирования так называемой банковской модели принятия платежей физических лиц путем внесения изменений в ст. 13.1 Закона о банковской деятельности. Конструкция банковской модели аналогична конструкции агентской модели с некоторыми отличиями. В данном случае кредитные организации вправе привлекать юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (которые называются банковскими платежными агентами) для принятия от физических лиц денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физических лиц по оплате товаров (работ, услуг) или для зачисления на их банковский счет, для осуществления операций с использованием платежных карт, а также для передачи кредитной организации распоряжений физических лиц об осуществлении расчетов по их банковским счетам и составления документов, подтверждающих соответствующие операции, не связанные с осуществлением физическими лицами предпринимательской деятельности и частной практики.
Изменения, вносимые в Закон о защите прав потребителей, направлены на уточнение понятийного аппарата закона в целях защиты плательщиков, вне зависимости от того, в какой модели работает платежный агент (банковской или агентской).
Кроме того, Федеральным законом № 121-ФЗ уточнен целый ряд норм законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Прежде всего, усиливается контроль за операциями, не подлежащими идентификации. В частности, снижен размер суммы по операциям, не требующим проведения идентификации плательщика (с 30 000 до 15 000 руб.), при этом сняты ограничения по видам соответствующих операций. Такая конструкция полностью соответствует мировой практике, в частности, ФАТФ рекомендует устанавливать такой порог в размере от 1000 долл. США/евро. У нас более строгие условия. Такая позиция полностью поддержана Росфинмониторингом.
Следующим важным моментом является уже упомянутое выше внесение операторов по приему платежей в субъектный состав организаций, подпадающих в сферу действия Закона о ПОД/ФТ как организаций, осуществляющих операции с денежными средствами. Теперь они обязаны становиться на учет в Росфинмониторинге, разрабатывать и согласовывать правила внутреннего контроля и т. д.
Относительно опасений использования механизмов «дробления платежей» до сумм, не превышающих 15 000 руб., в целях обхода требований Закона о ПОД/ФТ необходимо отметить следующее.
Федеральный
закон № 103-ФЗ в качестве основных
условий осуществления
В
соответствии со ст. 7 Закона о ПОД/ФТ
правила внутреннего контроля организации,
осуществляющей операции с денежными
средствами или иным имуществом, в
том числе кредитных
Кроме того, указанные организации в соответствии с правилами внутреннего контроля обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Федеральный закон № 121-ФЗ, предусматривает снижение порога сумм, не требующих идентификации, с 30 000 до 15 000 руб. Для сравнения: в принятой международной практике (Рекомендации ФАТФ 40 + 9) подобное ограничение устанавливается в размере от 1000 долл. США или евро.
Таким образом, надо полагать,
что данное изменение,
Кроме того, в настоящее время и кредитные организации, и операторы по приему платежей имеют техническую возможность отслеживать «дробление платежей» и принимать соответствующие меры.
В отношении неоднократно озвученного утверждения о том, что платежные агенты осуществляют переводы денежных средств, необходимо отметить, что действующее законодательство Российской Федерации содержит лишь два вида переводов денежных средств:
1)
перевод денежных средств по
поручению физических лиц без
открытия банковских счетов, осуществляемый
кредитными организациями в
2)
почтовый перевод денежных
Все расчеты операторов по приему платежей и поставщиков осуществляются в соответствии с Положением Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».
В
заключение необходимо отметить, что
Федеральные законы № 103-ФЗ и № 121-ФЗ
призваны, прежде всего, обеспечивать
равные условия деятельности, а также
равноценный объем прав плательщиков
при использовании услуг
Принятие
рассмотренных федеральных
Информация о работе Системы денежных переводов коммерческих банков