Системы денежных переводов коммерческих банков

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 15:56, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучить систему денежных переводов в России, ее современное состояние и перспективы развития. Данная цель обуславливает решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические основы организации денежных переводов;
- дать характеристику организации бухгалтерского учета операций по денежным переводам в банке;

Оглавление

Введение 3
1. Теоретические основы организации и функционирования систем денежных переводов 5
1.1. Сущность денежных переводов и их значение 5
1.2. Классификация денежных переводов 15
2. Организация денежных переводов и их бухгалтерского учета 23
2.1. Оценка текущего состояния денежных переводов 23
2.2. Методика отражения в учете операций по денежным переводам 26
3. Проблемы и перспективы развития системы денежных переводов 38
Заключение 44
Библиографический список 48

Файлы: 1 файл

Система денежных переводов.docx

— 228.83 Кб (Скачать)

       СОДЕРЖАНИЕ 

Введение 3

1. Теоретические основы организации и функционирования систем денежных переводов 5

1.1. Сущность денежных переводов и их значение 5

1.2.   Классификация денежных переводов 15

2. Организация денежных переводов и их бухгалтерского учета 23

2.1. Оценка текущего состояния денежных переводов 23

2.2. Методика отражения в учете операций по денежным переводам 26

3. Проблемы и перспективы развития системы денежных переводов 38

Заключение 44

Библиографический список 48 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     В процессе ужесточения конкуренции  на розничном банковском рынке, кредитные  организации развивают продуктовые  линейки, включая в них все  большее количество разнообразных  продуктов. Естественно, что многие банки не могли пройти мимо громадного клиентского сегмента регулярно  использующих системы денежных переводов.

     Не  секрет, что в своей основной массе  в России этот клиентский сегмент  представляет из себя приезжающих «на  заработки» людей, занимающих на социальной лестнице ступеньку между откровенно бедствующими и благополучными. Для них даже сложилось свое обозначение - «следующий миллиард», в том числе, обозначающий размер этого клиентского сегмента. Этот термин появился четыре года назад, и сегодня им пользуются не только американское и британское агентства международного развития USAID и British Department for International Development, но и частные корпорации. «Следующий» — потому что до недавнего времени большинство крупных компаний «затачивали» свои товары и услуги под покупателей с доходами среднего и высшего уровней. Таких в мире, по данным The Boston Consulting Group (BCG), 2,5 млрд человек.

        По большому счету, систем денежных  переводов, работающих на российском  рынке не так уж и много: Anelik, BLIZKO, Contact, InterExpress, Migom, MoneyGram, PrivatMoney, Travelex, UNIStream, Western Union, АзияЭкспресс, АЛЛЮР, Быстрая Почта, ВТБ-24 Спринт, Золотая Корона, ЛИДЕР. В свою очередь банки в основном используют две системы учета, основанные на специфике работы той или иной систем денежных переводов и которые будут описаны в данной курсовой работе.

     Специальное нормативное правовое регулирование  сферы деятельности приема платежей населения до последнего времени  практически отсутствовало, а осуществление  этой деятельности, основанное исключительно  на общих гражданско-правовых началах, приводило к неоднозначной правоприменительной практике и различным злоупотреблениям со стороны как контролирующих органов, так и участников данного рынка. Сложившаяся ситуация сдерживала развитие и применение новых технологий в данной области, а также осложняла защиту прав потребителей. После принятия Федерального закона № 103-ФЗ и Федерального закона от 3 июня 2009 г. № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» ситуация на рынке изменилась.

     Международные денежные переводы являются важным фактором развития экономики. Их влияние на макроэкономику стран, особенно на постсоветском пространстве – насущная практическая проблема и исследовательская задача. Поэтому  тема данной курсовой работы очевидно актуальная.

     Предмет работы - экономические отношения, возникающие  в системе денежных переводов. Объектом выступает система денежных переводов  РФ.

     Цель  работы – изучить систему денежных переводов в России, ее современное  состояние и перспективы развития. Данная цель обуславливает решение  следующих задач:

     - рассмотреть теоретические основы  организации денежных переводов;

     - дать характеристику организации  бухгалтерского учета операций  по денежным переводам в банке;

     - выявить проблемы и перспективы  развития систем денежных переводов  в России.

     Работа  структурно состоит из трех разделов, введения, заключения и списка использованной литературы. 
 
 
 

     
  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ  И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМ ДЕНЕЖНЫХ ПЕРЕВОДОВ
 
    1. Сущность  денежных переводов и их значение

     По  мере того как появляется все больше данных о финансовых переводах из-за рубежа, эти финансовые потоки привлекают все более пристальное внимание частного сектора, государства, а также агентств развития. Хотя официальная статистика охватывает не весь объем денежных переводов, тем не менее, формальные переводы являются вторым по значимости источником внешнего финансирования развивающихся стран, более значительным, чем потоки как рынка капитала, так и официальной помощи развития. Денежные переводы имеют качественное отличие от других источников финансирования развития по той причине, что они относительно стабильны и не подвержены цикличности по своей природе, поскольку мигранты обычно переводят больше денег во время экономического спада в своих странах.

     Поскольку денежные переводы – это частные  деньги, которые они пересылают домой, малоимущие получают от них прямую пользу по мере того, как они в  них нуждаются.

     Индустрия денежных переводов очень многогранна, ее участниками является огромное количество формальных и неформальных организаций, использующих постоянно изменяющиеся технологии и организационную инфраструктуру для того, чтобы осуществлять переводы разнообразных клиентов. Рынок можно сегментировать различными способами, например, в зависимости от типа клиентов (государство, бизнес, физические лица), точки отправления и назначения (международные и внутренние) и типа каналов доставки (формальные или неформальные). Нормативно-правовое регулирование данных отношений является важным направлением совершенствования системы денежных переводов.

     В 2006 г. была предпринята попытка урегулировать  сферу приема платежей путем внесения изменений в Закон о банковской деятельности, которые прием платежей физических лиц рассматривали как возможность осуществления отдельных банковских операций коммерческой организацией, не являющейся кредитной организацией.

     Однако  принятые изменения не позволили  решить всех проблем, внесли неясность  в рассматриваемую деятельность и тем самым подтвердили необходимость  отдельного законодательного регулирования. С учетом этого был подготовлен проект Закона о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, всесторонне охватывающий нормативное правовое регулирование данной деятельности, а также проект Закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», приводящий действующее законодательство в соответствие с положениями Федерального закона № 103-ФЗ.

     В процессе разработки и принятия законопроектов велись оживленные дискуссии о необходимости  их принятия и содержании. Целями разработки проекта Закона о деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами являлись:

     - обеспечение для населения доступности  товаров, работ и услуг путем  регулирования деятельности по  их оплате;

     - создание дополнительных условий  для развития предпринимательской  деятельности;

     - расширение способов расчетов  с участием физических лиц,  не связанных с осуществлением  ими предпринимательской деятельности.

     Законопроект  предполагал урегулировать отношения, возникающие при приеме платежным  агентом от физического лица денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед  поставщиком за товары, работы, услуги. Законопроектом раскрывались содержание и условия осуществления деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами, а также закреплялись основные понятия, используемые в будущем федеральном законе.

     В итоге, Федеральный закон № 103-ФЗ и Закон о внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами»  были приняты Государственной Думой 25 марта 2009 г.

     Итак, Федеральный закон № 103-ФЗ регулирует отношения, возникающие при осуществлении  деятельности по приему платежным агентом  от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком  по оплате товаров (работ, услуг), а также  направленных органам государственной  власти, органам местного самоуправления и бюджетным учреждениям, находящимся  в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством  Российской Федерации.

     Законом закрепляются определения «плательщика», «поставщика», «платежного агента», «платежного терминала» и ряд  др. Следует обратить внимание на определение  «платежный агент». В конструкции  закона фактически предусмотрена двухуровневая  система приема платежей физических лиц, т. е. на первом уровне будут действовать  так называемые платежные агенты — «операторы по приему платежей»  — юридические лица, непосредственно  заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

     В свою очередь операторы по приему платежей будут вправе привлекать платежных  агентов второго уровня, т. е. платежных  субагентов. Платежным субагентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с  оператором по приему платежей договор  об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

       Важно отметить, что платежный  субагент не вправе передоверить  другим лицам осуществление приема  платежей. Как становится понятно  из приведенной выше конструкции,  основным условием для приема  платежей физических лиц является факт наличия гражданско-правового договора, носящего название «договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц», заключенного либо между оператором по приему платежей и поставщиком, либо между оператором по приему платежей и платежным субагентом.

     Указанный договор должен предусматривать  наличие обеспечения исполнения обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению  соответствующих расчетов. По мнению авторов законопроекта, учитывая договорную конструкцию регулирования отношений, виды и объемы обеспечения целесообразно  определять самим субъектам правоотношений в договоре (неустойка, залог, удержание  имущества должника, поручительство, банковская гарантия, задаток или  другие способы). Вместе с тем в  законе четко прописано, что денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается  исполненным в размере внесенных  платежному агенту денежных средств  с момента их передачи платежному агенту, т. е. плательщики максимально  защищены.

     В процессе работы над законом принято  решение не лицензировать деятельность платежных агентов, в том числе  по причине проводимой Правительством РФ работы по сокращению перечня видов лицензируемой деятельности. Однако в целях противодействия легализации денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма признано целесообразным осуществлять постановку на учет в Росфинмониторинге операторов по приему платежей. По мнению авторов законопроекта, именно такая конструкция позволит оптимальным образом осуществлять контроль за деятельностью платежных агентов и одновременно позволит не создавать излишние административные препятствия в указанной сфере деятельности. Более того, операторы по приему платежей будут обязаны разрабатывать и согласовывать в Росфинмониторинге правила внутреннего контроля в установленном законом порядке.

Информация о работе Системы денежных переводов коммерческих банков